Резолютивная часть решения оглашена 04.05.2022
В полном объеме решение изготовлено 11.05.2022
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя управления-начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Воронковой Д.А. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Кулезневой Е.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь статьями 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев обращение МОУ "СОШ N 10 им В.П. Поляничко" г. Магнитогорска (далее - заказчик) о расторжении контракта с Челябинским региональным отделением Общероссийской общественной организации "РОССИЙСКИЙ СОЮЗ СПАСАТЕЛЕЙ" (далее - ЧРО ООО "РОССОЮЗСПАС") в одностороннем порядке по решению заказчика, заключенного по итогам проведения электронного аукциона на оказание услуг по техническому обслуживанию системы пожарной сигнализации и системы оповещения и эвакуации людей при пожаре, в соответствии с техническим заданием (извещение N 0369300255821000002) (далее - аукцион), и о включении сведений о ЧРО ООО "РОССОЮЗСПАС" в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта и расторжением контракта N ЭА/2022-1 от 20.12.2021, заключенного по итогам проведения аукциона, при дистанционном участии:
- представителя заказчика Маликовой Н.С., действующего на основании распоряжения от 06.08.2013 N 532-К;
- представителя ЧРО ООО "РОССОЮЗСПАС" Лепешкина С.В., действующего на основании протокола от 10.04.2018,
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России 25.04.2022 поступило обращение заказчика о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) ЧРО ООО "РОССОЮЗСПАС" в порядке, предусмотренном статьей 104 Закона о контрактной системе.
Согласно материалам дела заказчиком объявлен аукцион путем размещения в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru 22.11.2021 извещения о закупке.
Начальная (максимальная) цена контракта - 443 255,28 рублей.
Контракт N ЭА/2022-1 от 20.12.2021 расторгнут по решению заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта 25.04.2022.
Исходя из обращения МОУ "СОШ N 10 им В.П. Поляничко" г. Магнитогорска, исполнителем в феврале и марте 2022 года не были оказаны услуги по техническому обслуживанию системы пожарной сигнализации и системы оповещения и эвакуации людей при пожаре. В связи с этим, заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в порядке, предусмотренном статьей 95 Закона о контрактной системе.
Изучив представленные сторонами документы, заслушав пояснения, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Согласно пункту 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс РФ), определяющей действие гражданского законодательства во времени, акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе определено, что Закон о контрактной системе применяется к отношениям, связанным с осуществлением закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе или на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг либо приглашения принять участие в которых направлены после дня вступления в силу Закона о контрактной системе. К отношениям, возникшим до дня вступления в силу Закона о контрактной системе, он применяется в части прав и обязанностей, которые возникнут после дня его вступления в силу, если иное не предусмотрено статьей 112 Закона о контрактной системе. Государственные и муниципальные контракты, гражданско-правовые договоры бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, заключенные до дня вступления в силу Закона о контрактной системе, сохраняют свою силу.
Частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе в редакции Федерального закона от 02.07.2021 N 351-ФЗ установлено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно пункту 1 статьи 779 Гражданского кодекса РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В силу статьи 783 Гражданского кодекса РФ общие положения о подряде (статьи 702 - 729) и положения о бытовом подряде (статьи 730 - 739) применяются к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит статьям 779 - 782 настоящего Кодекса, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг.
В соответствии с частью 2 статьи 715 Гражданского кодекса РФ, если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Согласно части 3 статьи 715 Гражданского кодекса РФ, если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, заказчик вправе назначить подрядчику разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении подрядчиком в назначенный срок этого требования отказаться от договора подряда либо поручить исправление работ другому лицу за счет подрядчика, а также потребовать возмещения убытков.
Пунктом 11.5 контракта предусмотрена возможность расторжения контракта путем одностороннего отказа стороны контракта от его исполнения в соответствии с гражданским законодательством.
Частью 12 статьи 95 Закона о контрактной системе в редакции Федерального закона от 02.07.2021 N 351-ФЗ предусмотрено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта (часть 13 статьи 95 Закона о контрактной системе в редакции Федерального закона от 02.07.2021 N 351-ФЗ).
Материалами дела установлено, что в соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона, размещенном в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru 07.12.2021, победителем аукциона стало ЧРО ООО "РОССОЮЗСПАС" с предложением о цене контракта 192 901,44 рублей.
Контракт N ЭА/2022-1 заключен между заказчиком и ЧРО ООО "РОССОЮЗСПАС" 20.12.2021.
Пунктом 1.1 контракта предусмотрено, что исполнитель по заданию заказчика обязуется в установленный контрактом срок оказать услуги по техническому обслуживанию системы пожарной сигнализации и системы оповещения и эвакуации людей при пожаре, в соответствии с техническим заданием, а заказчик обязуется принять оказанные услуги и оплатить их.
В силу пункта 4.1 контракта начало оказания услуг - 01.01.2022 года. Окончание оказания услуг - 31.12.2023 года.
Исходя из материалов дела, ЧРО ООО "РОССОЮЗСПАС" оказаны услуги в январе 2022 года, о чем свидетельствует подписанный сторонами акт от 18.01.2022, отметка в журнале регистрации работ по ТО и ТР систем ОПС, АПТ, ТВ, СКД. Указанные услуги приняты и оплачены заказчиком, что подтверждается отметкой на счете N 60 от 17.02.2022, платежным поручением N 48302 от 22.03.2022.
В рамках пункта 3.3.3 контракта заказчиком в марте 2022 года осуществлена проверка исполнения условий контракта на оказание услуг. В соответствии с актом от 03.03.2022 заказчиком зафиксировано, что исполнителем в феврале 2022 года не оказывались услуги по техническому обслуживанию системы пожарной сигнализации и системы оповещения и эвакуации людей при пожаре.
МОУ "СОШ N 10 им В.П. Поляничко" г. Магнитогорска в адрес ЧРО ООО "РОССОЮЗСПАС" направлены претензии от 03.03.2022 N 53, от 16.03.2022 N 68, в которых указано на обязанность исполнителя возобновить ежемесячное техническое обслуживание с оформлением записи в журнале регистрации работ на техническое обслуживание и планово-предупредительный ремонт.
Также 22.03.2022 заказчиком в адрес ЧРО ООО "РОССОЮЗСПАС" заказным письмом направлен мотивированный отказ от подписания акта приемки оказанных услуг, счета на оплату, в связи с неоказанием исполнителем в феврале 2022 года услуг по техническому обслуживанию.
Аналогичная проверка исполнения условий контракта на оказание услуг осуществлена заказчиком 01.04.2022. В ходе проверки заказчиком зафиксирован факт неоказания исполнителем соответствующих услуг в марте 2022 года (акт от 01.04.2022).
В связи с тем, что ЧРО ООО "РОССОЮЗСПАС" в феврале и марте 2022 года не были оказаны услуги по техническому обслуживанию системы пожарной сигнализации и системы оповещения и эвакуации людей при пожаре, заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (исх. N 89 от 05.04.2022).
Указанное решение размещено заказчиком 05.04.2022 в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru, в разделе "Дополнительная информация о закупках, контрактах". Данный документ направлен ЧРО ООО "РОССОЮЗСПАС" 05.04.2022 заказным письмом на адрес, указанный в контракте.
По истечении десяти дней с даты надлежащего уведомления (12.04.2022) заказчиком 25.04.2022 в Реестре контрактов (реестровая запись контракта N 03693002558210000020006) размещены сведения о расторжении контракта в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта.
В соответствии с пояснениями представителя ЧРО ООО "РОССОЮЗСПАС" по ряду причин в феврале 2022 года исполнителем не были оказаны услуги, предусмотренные контрактом. В соответствии с пунктом 13.4 контракта исполнителем заказчику было предложено расторгнуть контракт по соглашению сторон (письмо от 12.04.2022 N 42). В письме от 12.04.2022 N 97 заказчиком ЧРО ООО "РОССОЮЗСПАС" отказано в расторжении контракта по соглашению сторон. Исполнитель осуществлял свою деятельность в рамках контракта; на возникающие заявки и запросы по телефону и письменно старался реагировать оперативно; факт наличия недочетов в работе не оспаривается.
Как установлено материалами дела, ЧРО ООО "РОССОЮЗСПАС" в апреле 2022 года, до вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта, совершены действия, направленные на оказание услуг по контракту, что не оспаривается представителем заказчика и подтверждается отметкой в журнале регистрации работ по ТО и ТР систем ОПС, АПТ, ТВ, СКД, подписанным сторонами актом от 18.04.2022.
В соответствии с частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, и т.д.
Однако, исходя из материалов дела, заказчиком не отменено не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (исх. N 89 от 05.04.2022).
В соответствии с пояснениями представителя МОУ "СОШ N 10 им В.П. Поляничко" г. Магнитогорска 18.04.2022 представитель заказчика прибыл на объект с целью обследования АПС в связи с расторжением контракта. В ходе беседы представителя заказчика с представителем исполнителя, при составлении акта в соответствии с частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе было предложено отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, так как в течение десятидневного срока исполнитель приступил к исполнению контракта. Исполнителем представителю заказчика было пояснено, что в связи с отсутствием сотрудников для исполнения контракта в мае 2022 года никто не сможет провести техническое обслуживание АПС и СОУТ. В связи с невозможностью исполнения контракта исполнителем и необходимостью подготовки общеобразовательного учреждения к приемке для организации летней оздоровительной компании было принято решение не отменять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Вместе с тем, заказчиком в материалы дела не представлены документы, подтверждающие невозможность исполнения ЧРО ООО "РОССОЮЗСПАС" рассматриваемого контракта. Более того, законодательством о контрактной системе предусмотрена императивная обязанность заказчика по отмене не вступившего в силу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления исполнителя о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Комиссия антимонопольного органа, рассматривающая вопрос о внесении сведений в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта одностороннего отказа заказчика, не выявляя иные связанные с ним обстоятельства.
Необходимо отметить, что Комиссия антимонопольного органа не обладает полномочиями по разрешению гражданско-правовых разногласий и оценке обстоятельств, связанных с исполнением контракта, по следующим основаниям.
Согласно статье 118 Конституции Российской Федерации правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. По смыслу данной статьи во взаимосвязи со статьей 10 Конституции Российской Федерации, именно суду принадлежит исключительное полномочие принимать окончательные решения в споре о праве, что, в свою очередь, означает недопустимость подмены иными органами государственной власти компетенции суда посредством юрисдикционного акта административного органа.
Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой государственного принуждения, установленной законодателем в целях обеспечения добросовестного исполнения участником закупки принятых на себя в рамках контрактной системы обязательств.
Одним из последствий такого включения является ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в государственных и муниципальных закупках.
Другим немаловажным последствием является умаление деловой репутации, поскольку фактом включения юридического лица в федеральный реестр недобросовестных поставщиков опровергается презумпция добросовестности такого лица как участника гражданских правоотношений. При этом, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, направленным на развитие конкуренции и предотвращение злоупотреблений в сфере закупок и, следовательно, является механизмом защиты публичных интересов.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N15-П).
Такой правовой подход подлежит применению и в данном случае, тем более что последствия по наложению санкции в виде включения сведений о лице в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) могут иметь серьезный экономический характер.
Для возникновения таких правовых последствий как признание заявителя недобросовестным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) антимонопольный орган не вправе ограничиваться формальным установлением факта несоблюдения положений законодательства, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения победителя аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
Таким образом, для включения в реестр недобросовестных поставщиков, в том числе в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения договора, помимо факта нарушения подрядчиком существенных условий договора о сроке выполнения работ (оказания услуг), необходимо установить направленность его воли и недобросовестный характер поведения.
Рассмотрев все обстоятельства дела, Комиссия антимонопольного органа считает необходимым отметить следующее.
В рамках настоящего контракта исполнителем совершались действия по оказанию услуг, предусмотренных контрактом.
Так, ЧРО ООО "РОССОЮЗСПАС" оказаны услуги в январе 2022 года, о чем свидетельствует подписанный сторонами акт от 18.01.2022, отметка в журнале регистрации работ по ТО и ТР систем ОПС, АПТ, ТВ, СКД. Оказанные услуги за январь 2022 года приняты и оплачены заказчиком, что подтверждается отметкой на счете N 60 от 17.02.2022, платежным поручением N 48302 от 22.03.2022.
Более того, ЧРО ООО "РОССОЮЗСПАС" в апреле 2022 года, до вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта, совершены действия, направленные на устранение нарушения условий контракта, послужившего основанием для принятия указанного решения, что не оспаривается представителем заказчика и подтверждается материалами дела.
В силу части 14 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрена императивная обязанность заказчика по отмене не вступившего в силу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления исполнителя о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Вместе с тем, исходя из материалов дела, заказчиком не отменено не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (исх. N 89 от 05.04.2022).
С учетом совокупности указанных обстоятельств, антимонопольному органу не представляется возможным сделать вывод о необходимости включения ЧРО ООО "РОССОЮЗСПАС" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
С учетом изложенного, Комиссия, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе и Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные МОУ "СОШ N 10 им В.П. Поляничко" г. Магнитогорска в отношении Челябинского регионального отделения Общероссийской общественной организации "РОССИЙСКИЙ СОЮЗ СПАСАТЕЛЕЙ" (юридический адрес: 454047, г. Челябинск, ул. Дегтярева, 58-Б, фактический (почтовый) адрес: 454006, г. Челябинск, ул. Могильникова, 107, ИНН/КПП 7460021309/746001001), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии Д.А. Воронкова
Е.В. Кулезнева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 11 мая 2022 г. N 074/06/104-1095/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.05.2022