Резолютивная часть решения оглашена 06 мая 2022 года.
В полном объеме решение изготовлено 13 мая 2022 года.
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
|
заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
Членов Комиссии: |
Кулезневой Е.В. |
|
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Сарсенбаевой Е.Н. |
- |
старшего специалиста 1 разряда отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
рассмотрев обращение Областного государственного казенного учреждения "Челябоблинвестстрой" (далее - ОГКУ "Челябоблинвестстрой", заказчик) о включении сведений об Обществе с ограниченной ответственностью "СтройЭксперт", его участниках, членах коллегиального органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа (далее - ООО "СтройЭксперт", общество) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в связи с уклонением от заключения контракта по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме на выполнение проектно-изыскательских работ по объекту "Реконструкция корпуса N 6 ГБУЗ "Челябинская областная клиническая больница", расположенная по адресу: г. Челябинск, ул. Воровского, д.70, строение 2, в том числе проектно-изыскательские работы" (извещение N 0369200038322000025) (далее - конкурс, закупка), при участии посредством видеоконференц-связи:
- представителя ОГКУ "Челябоблинвестстрой" Федосеенковой А.Г., действующего на основании доверенности от 05.05.2022 N 34;
- представителя ОГКУ "Челябоблинвестстрой" Шрайнер Е.А., действующего на основании доверенности от 05.05.2022 N 35;
- представителя ООО "СтройЭксперт" Рахматуллина Д.М., действующего на основании доверенности от 04.05.2022;
- представителя ООО "СтройЭксперт" Рахматуллиной Е.З., действующего на основании доверенности от 04.05.2022.
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с частью 2 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе) в Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России, антимонопольный орган) поступило обращение заказчика о включении сведений об ООО "СтройЭксперт", его генеральном директоре и участнике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Согласно представленным документам 26.01.2022 объявлено о проведении открытого конкурса в электронной форме путем размещения в ЕИС извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме.
Начальная (максимальная) цена контракта - 19 000 000 рублей 00 копеек.
Обеспечение исполнения контракта - 190 000 рублей 00 копеек.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) N ИЭОК1 от 15.04.2022 ООО "СтройЭксперт" признано победителем электронного конкурса.
Проект контракта направлен участнику закупки посредством ЕИС - 19.04.2022.
Регламентированный срок размещения подписанного проекта контракта со стороны участника закупки - 26.04.2022.
Как следует из Протокола признания участника уклонившимся от заключения контракта NППУ20_1 от 27.04.2022, представленного в материалы дела, участник закупки не разместил в срок, установленный Законом о контрактной системе, подписанный проект контракта и документ, подтверждающий предоставления обеспечения исполнения контракта, в связи с чем, заказчик 27.04.2022 направил в антимонопольный орган обращение о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Представители ООО "СтройЭксперт" представили письменные пояснения, которые поддержали на заседании Комиссии, из которых следует, что ООО "СтройЭксперт" не имело умысла уклоняться от заключения контракта, однако из-за технических неполадок в работе оборудования, с помощью которого осуществляется работа по заключению контрактов, участник закупки не имел возможности разместить протокол разногласий и, следовательно, заключить контракт.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения заказчика, Комиссия, руководствуясь пунктом 5 части 15 статьи 99, статьей 104 Закона о контрактной системе, пришла к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 51 Закона о контрактной системе по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником закупки (далее в настоящей статье - участник закупки, с которым заключается контракт) не ранее чем через десять дней (если настоящим Федеральным законом не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 6 настоящей статьи, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с настоящим Федеральным законом, обязаны подписать контракт в порядке, установленном настоящей статьей.
Частью 3 статьи 51 Закона о контрактной системе предусмотрено, что не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 настоящей статьи проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет одно из следующих действий:
1) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с Законом о контрактной системе (за исключением случаев, предусмотренных Законом о контрактной системе). При этом такой участник закупки:
а) в случаях, предусмотренных статьей 37 Закона о контрактной системе, одновременно представляет заказчику информацию и документы, предусмотренные указанной статьей;
б) вносит на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной таким участником закупки (если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с Законом о контрактной системе определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта);
2) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) протокол разногласий в одном или нескольких из следующих случаев:
а) наличие разногласий в отношении информации, включенной в проект контракта в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе, с указанием информации, не соответствующей требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, и положениям заявки такого участника закупки;
б) несогласие заключить контракт, содержащий условия, предусмотренные пунктом 2 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе;
3) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке отказ от заключения контракта в случае, предусмотренном пунктом 1 части 17.2 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Как следует из части 4 статьи 96 Закона о контрактной системе контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 статьи 51, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 статьи 51, не выполнены требования пункта 3 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе) и частью 5 статьи 51 Закона о контрактной системе, такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта.
Таким образом, участник закупки на стадии подписания проекта контракта должен разместить на электронной площадке подписанный проект контракта и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта.
Из документов, представленных заказчиком, следует, что проект контракта направлен участнику закупки посредством электронного документооборота - 19.04.2022, что подтверждается информацией, размещенной в ЕИС.
Регламентированный срок размещения подписанного проекта контракта со стороны участника закупки - 26.04.2022.
Как следует из сведений, представленных в материалы дела, участник закупки в срок, установленный Законом о контрактной системе, не разместил на электронной площадке подписанный проект контракта и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта.
Таким образом, участник закупки при заключении контракта не исполнил требования, предусмотренные пунктом 1 частью 3 статьи 51 Закона о контрактной системе, согласно которой победитель аукциона в течение пяти рабочих дней с даты размещения заказчиком в ЕИС проекта контракта обязан, разместить на электронной площадке подписанный проект контракта и документ, подтверждающий предоставление обеспечение исполнения контракта.
Факт уклонения победителя аукциона от заключения контракта зафиксирован заказчиком в Протоколе признания участника уклонившимся от заключения контракта N ППУ20_1 от 27.04.2022, который размещен в ЕИС 27.04.2022.
Сведения о признании участника уклонившимся от заключения контракта направлены заказчиком в антимонопольный орган - 27.04.2022.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Основанием для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков является такое уклонение лица от заключения контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им действий (бездействий) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности заключения контракта с этим лицом как с признанным победителем аукциона, и, как следствие, нарушающих права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств, что приводит к нарушению обеспечения публичных интересов в указанных правоотношениях.
Согласно пункту 14 Постановлению Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)") (далее - Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)) Комиссия Челябинского УФАС России принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком, установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований: к определению такого участника закупки лицом, с которым заключается контракт; к направлению такому участнику закупки проекта контракта, заключению контракта, признанию участника закупки уклонившимся от заключения контракта;
б) участником закупки в срок до признания его в соответствии с Законом о контрактной системе уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта.
На заседании Комиссии не выявлены нарушения со стороны заказчика. Относительно совершения участником закупки действий, направленных на заключение контракта, на заседании Комиссии представитель ООО "СтройЭксперт" пояснил о том, что участник закупки планировал заключить контракт по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме, однако из-за технических проблем с оборудованием, с помощью которого осуществляется заключение контрактов (далее - оборудование), и электронной цифровой подписью, участник закупки не смог в срок, установленный Законом о контрактной системе, разместить на электронной площадке протокол разногласий ввиду (изменение фактического адреса) и как следствие заключить контракт.
На заседании Комиссии представитель ООО "СтройЭксперт" пояснил о том, что 26.04.2022 участник закупки для устранения технических проблем с оборудованием и электронной цифровой подписью обратился в ООО "МФС" для определения причин выхода из строя оборудования и электронной цифровой подписи, что подтверждается сведениями, представленными в материалы дела.
При этом Комиссия Челябинского УФАС России обращает внимание, что сведения, представленные в качестве подтверждения наличия неисправностей оборудования, не содержат информации об оборудовании, которое подлежало диагностики. Более того, по мнению Комиссии Челябинского УФАС России, Договор N 11/2022 на техническое обслуживание и ремонт электронного оборудования от 26.04.2022, счет на оплату N 3 от 26.04.2022, и счет-фактура от 27.04.2022 N 3 не свидетельствуют о наличии неисправностей оборудования, с помощью которого участник закупки подписывает контракты, так как не содержат информации об оборудовании, которое представлено на диагностику.
Также представитель ООО "СтройЭксперт" на заседании Комиссии указал на то, что в целях скорейшего исполнения обязанности по заключению контракта ООО "СтройЭксперт" 27.04.2022 получило Независимую гарантию N 99681. Указанная независимая гарантия размещена в Реестре независимых гарантий, что подтверждается сведениями, представленными в материалы дела, и соответствует требованиям законодательства о контрактной системе.
Однако антимонопольный орган обращает внимание на то, что ООО "СтройЭксперт" обратилось за независимой гарантией 21.04.2022, что подтверждается сведениями, представленными в материалы дела. Выдача независимой гарантии одобрена банком 22.04.2022.
Вместе с тем, ООО "СтройЭксперт" оплатило комиссию за выдачу независимой гарантии после истечения срока подписания контракта со стороны участника закупки, установленного Законом о контрактной системе, что не может свидетельствовать о совершении участником закупки контрактных действий для скорейшего заключения контракта.
Часть 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) устанавливает, что лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Согласно части 3 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В соответствии с пунктом 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" для признания обстоятельства непреодолимой силой (в силу п. 3 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации) необходимо, чтобы оно носило чрезвычайный и непредотвратимый при данных условиях характер.
Требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях. Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий.
По мнению Комиссии Челябинского УФАС, поломка оборудования, с помощью которого осуществляется заключение контрактов, выход из строя электронной подписи не обладает свойствами внезапности, чрезвычайности и непредотвратимости, следовательно, указанное обстоятельство является риском применения современных информационных технологий, а указанные риски, по сути, возложены на стороны.
Таким образом, в материалы дела не представлены сведения, свидетельствующие о наличии обстоятельств чрезвычайности и непредотвратимости, препятствующих заключению контракта.
Уклонение от заключения контракта может выражаться как в совершении целенаправленных (умышленных) действий или бездействия, осуществленных с указанной целью, так и в их совершении по неосторожности, когда участник закупки не принимает необходимых мер по соблюдению норм и правил, необходимых для заключения контракта, то есть создает условия, влекущие невозможность подписания контракта.
Принимая решение об участии в процедуре закупки для государственных и муниципальных нужд и подавая соответствующую заявку, любое лицо несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности заключения контракта с ним как с лицом, признанным победителем закупки.
Действуя в рамках заключения и исполнения государственного контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию бюджетных средств на общественные экономически-значимые цели, то от участников, заявляющихся на подобные аукционы, требуется большая степень ответственности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.
Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой государственного принуждения, установленной законодателем в целях обеспечения добросовестного исполнения участником закупки, принятых на себя в рамках контрактной системы обязательств. Одним из последствий такого включения является ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в государственных и муниципальных закупках.
Другим немаловажным последствием является умаление деловой репутации, поскольку фактом включения лица в федеральный реестр недобросовестных поставщиков опровергается презумпция добросовестности такого лица как участника гражданских правоотношений.
При этом реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, направленным на развитие конкуренции и предотвращение злоупотреблений в сфере закупок, и, следовательно, является механизмом защиты публичных интересов.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N13-П, от 21.11.2002 N15-П).
Нарушение участником закупки своих обязательств при отсутствии у него намерения уклониться от заключения контракта и предпринявшего меры для его заключения не может являться основанием для включения сведений о таком лице в реестр недобросовестных поставщиков (пункт 41 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017).
Таким образом, нельзя не учитывать действия участника закупки по своевременному обращению за получением независимой гарантии, получению независимой гарантии, соответствующей требованиям извещения о проведении закупки.
Учитывая изложенное, а также обстоятельства, установленные на заседании Комиссии, Комиссия Челябинского УФАС России считает возможным не включать сведения об ООО "СтройЭксперт", его генеральном директоре и участнике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
С учетом изложенного, Комиссия, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе и Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078,
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Областным государственным казенным учреждением "Челябоблинвестстрой", в отношении ООО "СтройЭксперт" (ИНН 7814763491), его участников, членов коллегиального органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, в связи с уклонением от заключения контракта по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме на выполнение проектно-изыскательских работ по объекту "Реконструкция корпуса N6 ГБУЗ "Челябинская областная клиническая больница", расположенная по адресу: г. Челябинск, ул. Воровского, д.70, строение 2, в том числе проектно-изыскательские работы" (извещение N 0369200038322000025), в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии Е.В. Кулезнева
Е.Н. Сарсенбаева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 13 мая 2022 г. N 074/06/104-1123/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.05.2022