Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок в составе:
- Барышев А.А. |
- |
председатель комиссии, заместитель руководителя управления, |
- Воронков А.В. |
- |
член комиссии, заместитель начальника отдела контроля государственных и муниципальных закупок, |
- Ветров М.В. |
- |
член комиссии, ведущий специалист-эксперт отдела контроля государственных и муниципальных закупок, |
при участии посредством видеоконференцсвязи | ||
- Орловой Е.В. |
- |
представителя ООО "ТЦ Дельрус" (доверенность б/н от 11.05.2022), |
- Кечемасова А.Н. |
- |
представителя ГБУЗ НО "ИКБ N 23 Г.Н.Новгорода" (доверенность б/н от 11.05.2022), |
- Зимина С.С. |
- |
представителя ГБУЗ НО "ИКБ N 23 Г.Н.Новгорода" (доверенность б/н от 11.05.2022). |
рассмотрев посредством видеоконферецсвязи жалобу Общества с ограниченной ответственностью "ТЦ Дельрус" (далее также - ООО "ТЦ Дельрус", общество, заявитель) о нарушении ГБУЗ НО "ИКБ N 23 Г.Н.Новгорода" (далее также - заказчик) требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона для обеспечения нужд заказчика,
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области поступила жалоба заявителя о нарушении заказчиком и уполномоченным учреждением требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона по объекту закупки: "Оказание услуги по техническому обслуживанию аппаратов искусственной вентиляции легких "АВЕНТА-М" c принадлежностями год выпуска: 2020 АО "УПЗ" Россия.", номер извещения 0332200023022000010 (далее также - электронный аукцион).
По мнению заявителя, положения аукционной документации не соответствуют требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе).
Представители заказчика с доводами, изложенными в жалобе заявителя, не согласились, факт нарушения не признали, считают жалобу заявителя необоснованной, а требования, изложенные в ней, не подлежащими удовлетворению.
Комиссия Нижегородского УФАС России, выслушав доводы лиц, участвовавших в рассмотрении жалобы, исследовав их в совокупности с имеющимися в деле материалами и осуществив внеплановую проверку рассматриваемой закупки в соответствии с требованиями части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее также - Административный регламент), пришла к следующим выводам.
1) 18.04.2022 в единой информационной системе и на электронной площадке Национальная электронная площадка размещены извещение и документация по объекту закупки: "Оказание услуги по техническому обслуживанию аппаратов искусственной вентиляции легких "АВЕНТА-М" c принадлежностями год выпуска: 2020 АО "УПЗ" Россия.", номер извещения 0332200023022000010.
Начальная (максимальная) цена контракта - 828 000,00 рублей.
2) Из объяснения заявителя следует, что обществом был подан запрос на разъяснение положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса. Однако, Заказчик разместил разъяснение на запрос по окончании регламентированного срока, что противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
В силу части 5 статьи 42 Закона о контрактной системе любой участник закупки, зарегистрированный в единой информационной системе, вправе направить с использованием электронной площадки заказчику не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса и электронного аукциона не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Не позднее одного часа с момента поступления такого запроса оператор электронной площадки направляет его с использованием электронной площадки заказчику. Не позднее двух дней со дня, следующего за днем поступления заказчику запроса о даче разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе разъяснение положений извещения об осуществлении закупки с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил такой запрос. Такие разъяснения не должны изменять суть извещения об осуществлении закупки.
Комиссией Нижегородского УФАС России установлено, ООО "ТЦ Дельрус" 21.04.2022 был подан запрос на разъяснение положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса с соответствующим текстом.
Согласно данным Единой информационной системы разъяснения положений извещения об осуществлении закупки NРИ1 были опубликованы только 28.04.2022.
Таким образом, заказчиком нарушен регламентированный Законом о контрактной системе срок о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса.
Изложенное свидетельствует о нарушении заказчиком требований части 5 статьи 42 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, довод жалобы заявителя признается обоснованным.
3) По мнению заявителя, извещение о закупке не соответствует требованиям Закона о контрактной системе, а именно заказчиком установлено избыточное требование наличия доверенности изготовителя на проведение технического обслуживания и ремонта медицинской техники на территории РФ.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
В силу части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
В ходе рассмотрения дела Комиссией Нижегородского УФАС России установлено, что согласно пункту 4.1 раздела "Наименование и описание объекта закупки, условия контракта (Раздел II извещения об осуществлении закупки)" извещения о проведении электронного аукциона:
"Работы должны выполняться квалифицированными сертифицированными специалистами, прошедшими обучение на предприятии-производителе соответствующих видов (наименований) медицинской техники, (в соответствии с п. 3.5 Письма Министерства здравоохранения Российской Федерации от 27 октября 2003 г. N 293-22/233 "О введении в действие методических рекомендаций "Техническое обслуживание медицинской техники"), утвержденными Министерством здравоохранения Российской Федерации от 24.09.2003 г. и Министерством промышленности, науки и технологий РФ от 10.10.2003 г., что должно подтверждаться наличием соответствующих сертификатов, требованиями национальных, международных стандартов, правил и норм, а также в соответствии с указаниями эксплуатационной документации.
- Выполнение работ должно производиться квалифицированным (обученным проведению технического обслуживания данного оборудования по стандартам производителя) персоналом с предоставлением копий сертификатов о таком обучении.
Перечень регламентных услуг по техническому обслуживанию оборудования - Аппарат искусственной вентиляции легких "АВЕНТА-М" c принадлежностями
21. |
Наличие доверенности изготовителя на проведение технического обслуживания и ремонта медицинской техники на территории РФ |
наличие |
Согласно пункту 17 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99- ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" производство и техническое обслуживание (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники отнесено к лицензируемым видам деятельности.
В соответствии с приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 03.06.2013 N 469 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по производству и техническому обслуживанию (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники" в перечень лицензируемой деятельности включены:
а) монтаж и наладка медицинской техники;
б) контроль технического состояния медицинской техники;
в) периодическое и текущее техническое обслуживание медицинской техники;
г) ремонт медицинской техники.
Требование о наличии у участника закупки соответствующей лицензии установлены заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, Техническом задании.
Письмом N 293-22/233 Минздрава РФ 27.10.2003 введены в действие Методические рекомендации "Техническое обслуживание медицинской техники", утвержденные Минздравом РФ 24.09.2003, Минпромнауки РФ 10.10.2003, которые предназначены для применения на территории Российской Федерации: службами, осуществляющими техническое обслуживание медицинской техники; медицинскими учреждениями, эксплуатирующими медицинскую технику; органами, осуществляющими контроль и надзор за эксплуатируемой медицинской техникой; лицензирующими органами, осуществляющими лицензирование соответствующих видов деятельности.
В соответствии с пунктом 4.1.1 названных Методических рекомендаций к выполнению технического обслуживания медицинской техники допускаются специалисты не моложе 18 лет, имеющие соответствующую профессиональную подготовку.
Служба технического обслуживания медицинской техники должна иметь специалистов по всему перечню видов обслуживаемой медицинской техники, отвечающих следующим квалификационным требованиям (пункт 4.1.3):
- наличие высшего или среднего технического образования, профессиональной подготовки и квалификации в соответствии со специальностью и должностными обязанностями;
- наличие квалификационной группы допуска к проведению опасных и специальных видов работ для осуществления технического обслуживания соответствующих видов медицинской техники.
Пунктом 4.1.4 Методических рекомендаций определено, что специалисты по техническому обслуживанию медицинской техники должны пройти обучение на предприятиях - производителях соответствующих видов (наименований) медицинской техники или в организациях и учреждениях, имеющих право осуществлять соответствующие виды образовательной деятельности (обучение, профессиональную подготовку, повышение квалификации по техническому обслуживанию соответствующих видов медицинской техники), с получением документа установленного образца.
Специалисты по техническому обслуживанию медицинской техники должны повышать свою квалификацию не реже одного раза в 5 лет (пункт 4.1.5) Методических рекомендаций).
Таким образом, действующими нормами нормативных правовых актов определены требования к лицам, которые могут быть допущены к ремонту и техническому обслуживанию медицинской техники.
Учитывая вышеизложенное, участник закупки, имеющий лицензию на проведение технического обслуживания медицинской техники, уже изначально должен соответствовать требованиям о необходимости наличия у организации технических средств, ремонтной базы, включая ремонтное оборудование и испытательное оборудование, необходимое для качественного оказания услуг, а также специалистов, аттестованных на проведение данного вида работ.
Кроме того, действующее законодательство допускает возможность выполнение работ по техническому обслуживанию медицинской техники, в том числе специалистами, прошедшими обучение в организациях и учреждениях, имеющих право осуществлять соответствующие виды образовательной деятельности.
Представители заказчика пояснили, что медицинское оборудование не находится на гарантийном обслуживании.
Таким образом, Комиссия Нижегородского УФАС России приходит к выводу, что установление заказчиком требования о наличия доверенности изготовителя на проведение технического обслуживания и ремонта медицинской техники на территории РФ является избыточным.
Изложенное свидетельствует о нарушении заказчиком требований части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, довод жалобы заявителя признается обоснованным.
По мнению Комиссии Нижегородского УФАС России допущенные заказчиком нарушения являются существенными, и могут быть устранены путем внесения изменений в извещение и проведения процедуры электронного аукциона повторно.
С учетом изложенного, руководствуясь частью 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок,
решила:
1. Признать жалобу ООО "ТЦ Дельрус" о нарушении ГБУЗ НО "ИКБ N 23 Г.Н.Новгорода" требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона для обеспечения нужд заказчика по объекту закупки: "Оказание услуги по техническому обслуживанию аппаратов искусственной вентиляции легких "АВЕНТА-М" c принадлежностями год выпуска: 2020 АО "УПЗ" Россия.", номер извещения 0332200023022000010, обоснованной в части нарушений требований части 3 статьи 33 и части 5 статьи 42 Закона о контрактной системе.
2. Признать заказчика нарушившим требования части 3 статьи 33 и части 5 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику, аукционной комиссии и оператору электронной площадки предписание об устранении допущенных нарушений.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возможности возбуждения административного производства.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44- ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии А.А. Барышев
Члены комиссии А.В. Воронков
М.В. Ветров
Исп.Ветров М.В.
Тел: 8 (831)-431-73-87.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 12 мая 2022 г. N 052/06/105-1335/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.05.2022