Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
<_> - заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти, председателя Комиссии,
<_> - главного специалиста отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти, члена Комиссии,
<_> - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти, члена Комиссии,
при участии представителя Муниципального учреждения "Улан-Удэстройзаказчик" (далее - Заказчик) - <_>. (доверенность от 01.04.2022), в присутствии директора ООО "Транссфера" (далее - Общество) <_>, представителя Общества - <_>. (доверенность от 17.05.2022),
рассмотрев обращение МУ "Улан-Удэстройзаказчик" (вх. от 11.05.2021 N 3031) о включении в реестр недобросовестных поставщиков ООО "Транссфера" в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта от 11.11.2021 N 2021.3312 (реестровый N 3032333944021000093), заключенного по итогам электронного конкурса: "Ремонт автомобильной дороги по ул. Степная протока; Ремонт автомобильной дороги по ул.Дорожная; Ремонт автомобильной дороги по ул.Строителей от дома N39 до ул.Кабанская", номер извещения 0102200001621003312 (далее - Конкурс), и в результате осуществления проверки информации и документов на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность подрядчика в соответствии с частью 7 статьи 104, а также проведения внеплановой проверки, предусмотренной пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации",
у с т а н о в и л а:
Из представленных документов Заказчика следует, что по результатам Конкурса ООО "Транссфера" признано победителем, с которым 11.11.2021 заключен контракт N 2021.3312 на ремонт автомобильной дороги по ул. Степная протока; Ремонт автомобильной дороги по ул.Дорожная; Ремонт автомобильной дороги по ул.Строителей от дома N39 до ул.Кабанская (далее - Контракт) на сумму 36 500 000,00 рублей.
Представитель Заказчика пояснила, что согласно пункту 3.1 Контракта, сроки выполнения работ: с даты заключения контракта до 01.10.2022 года, производство ремонтных работ на Объекте осуществляется в соответствии с Графиком выполнения работ (Приложение N 3).
Согласно графику выполнения работ с 01.04.2022 Общество должно приступить к выполнению работ по ул. Строителей. К выполнению работ 01.04.2022 Общество не приступило, о чем 06.04.2022 в адрес Общества было направлено письмо N 47-42-И1057/2022 о необходимости начать работы по ремонту ул.Строителей. Выполнение работ строго по графику обусловлено тем, что в настоящее время подлежит ремонту большое количество дорог и строгое соблюдение графика влияет на схемы перекрытия дорог, путей объезда.
12.04.2022 представителем Заказчика в присутствии начальника участка ООО "Транссфера" был составлен Акт на объекте "Ремонт ул. Строителей" о том, что Общество не приступило к производству дорожно-строительных работ в соответствии с календарным графиком. Производятся работы по устройству временных дорожных знаков.
В связи с чем, 14.04.2022 Заказчиком принято решение N 73/9 об одностороннем отказе от исполнения муниципального Контракта, поскольку не выполнены работы, предусмотренные календарным графиком выполнения работ: разборка бортовых камней на щебеночном основании, установка временных дорожных знаков и информационных баннеров, фрезерование асфальтобетонного покрытия, устройство металлического ограждения.
В дальнейшем Заказчиком в ходе проведения проверки выполнения работ установлено, что Общество выполнило работы частично, о чем составлены Акты от 29.04.2022, 10.05.2022.
Решение об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта было размещено в ЕИС 18.04.2022, направлено в адрес Общества заказным письмом с уведомлением.
Руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Заказчик направил в антимонопольный орган настоящее обращение для рассмотрения.
Представители ООО "Транссфера" с основаниями принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта со стороны Заказчика не согласны. Решение Заказчиком было принято по истечении 12 дней с даты начала выполнения работ по графику (приложение N3) и сделать вывод о том, что до 01.10.2022 работы не будут выполнены преждевременно.
Приступить своевременно к выполнению работ не смогли ввиду отсутствия разрешения на выполнение земляных работ. На обращение ООО "Транссфера" в адрес МБУ "Горсвет" о согласовании проведения работ на объектах в рамках заключенного Контракта, письмом МБУ от 06.04.2022 N 00210290/1 отказано, Заказчиком содействие в урегулировании этого вопроса не оказано. В выплате аванса, предусмотренного пунктом 2.6.1 Контракта было отказано.
Общество вынуждено было без получения разрешения на земляные работы начать исполнение контракта. К сроку, определенному п.13 статьи 95 Закона о контрактной системе, Общество выполнило необходимый объем работ, составило акты по форме КС-2, КС-3, но со стороны Заказчика акты не подписаны.
Общество ранее исполняло контракты по ремонту дорог, нареканий не имело. Просили не включать ООО "Транссфера" в реестр недобросовестных поставщиков.
Комиссия в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, изучения материалов, представленных Заказчиком, Обществом, установила следующее.
09.09.2021 в Единой информационной системе (далее -ЕИС) размещено извещение о проведении конкурса на "Ремонт автомобильной дороги по ул. Степная протока; Ремонт автомобильной дороги по ул.Дорожная; Ремонт автомобильной дороги по ул.Строителей от дома N39 до ул.Кабанская", номер извещения 0102200001621003312. Начальная (максимальная) цена контракта - 41 471 300,00 рублей.
Согласно протоколу подведения итогов электронного конкурса от 12.10.2021 N ППИ1, победителем признано ООО "Транссфера".
Контракт между Заказчиком и Победителем заключен 11.11.2021 N 2021.3312, реестровый N 3032333944021000093 на сумму 36 500 000,00 рублей.
Согласно пункту 3.1 Контракта, сроки выполнения работ: с даты заключения контракта до 01.10.2022 года, производство ремонтных работ на Объекте осуществляется в соответствии с Графиком выполнения работ (Приложение N 3).
В Приложении N 3 "График выполнения работ", являющимися неотъемлемой частью Контракта, Заказчиком определено, что с 01.04.2022 Обществу необходимо выполнить работы по ул.Строителей, а именно разборка бортовых камней на щебеночном основании, установка временных дорожных знаков и информационных баннеров, фрезерование асфальтобетонного покрытия, устройство металлического ограждения.
12.04.2022 представителем Заказчика в присутствии начальника участка ООО "Транссфера" был составлен Акт на объекте "Ремонт ул. Строителей" о том, что Общество не приступило к производству дорожно-строительных работ в соответствии с календарным графиком. Производятся работы по устройству временных дорожных знаков.
14.04.2022 на основании пп. 1, 2 статьи 523 Гражданского кодекса РФ, части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, пункта 6.2.1 Контракта Заказчиком принято решение N 73/9 об одностороннем отказе от исполнения муниципального Контракта, поскольку не выполнены работы, предусмотренные календарным графиком выполнения работ: разборка бортовых камней на щебеночном основании, установка временных дорожных знаков и информационных баннеров, фрезерование асфальтобетонного покрытия, устройство металлического ограждения.
После принятия решения об одностороннем отказе от исполнения муниципального Контракта, 29.04.2022 представителями Заказчика в присутствии начальника участка ООО "Транссфера" был составлен Акт на объекте "Ремонт ул. Строителей", которым установлено, что Обществом на данный момент выполнены работы по основному ходу, демонтаж бордюрного камня (50 п.м.), фрезерование асфальтобетонного покрытия (2500 кв.м), по парковке-демонтаж бортовых камней (50 п.м.).
10.05.2022 представителями Заказчика в присутствии директора Общества, начальника участка ООО "Транссфера" был составлен Акт на объекте "Ремонт ул. Строителей", которым установлено отставание от графика выполнения работ. Указано что выполнены работы по демонтажу бортовых камней, установка временных дорожных знаков, фрезерование асфальтобетонного покрытия, разборка дорожной одежды. Акт подписан с разногласиями. Обществом указано, что в районе дома ул.Строителей,42а и 11а обнаружена неучтенная теплотрасса, о чем Заказчик своевременно уведомлялся, но до настоящего времени решения нет.
Частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с пунктом 3 части 6 статьи 8 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", с 01.01.2022 до 01.07.2022:
в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного в результате открытого аукциона в электронной форме, заказчик:
а) направляет такое решение поставщику (подрядчику, исполнителю) в порядке, установленном частью 12.2 статьи 95 Закона о контрактной системе;
б) не позднее дня направления решения (в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта) размещает такое решение в единой информационной системе в сфере закупок по правилам, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона;
в) в случае неполучения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, направленного в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта, либо информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта считается день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта;
4) в случае принятия поставщиком (подрядчиком, исполнителем) предусмотренного частью 19 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур, поставщик (подрядчик, исполнитель) направляет такое решение заказчику в порядке, установленном частью 20.2 статьи 95 указанного Федерального закона (в редакции настоящего Федерального закона).
18.04.2022 решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта было размещено в ЕИС, направлено заказным письмом с уведомлением о вручении.
Заказчиком подтверждения вручения поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма не получено, следовательно, датой надлежащего уведомления считается день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения об одностороннем отказе от заключения контракта, то есть 04.05.2022.
Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, решение Заказчика вступило в силу 15.05.2022 года.
Частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе установлено, что в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является нарушение условий контракта поставщиком (подрядчиком, исполнителем) которое предполагает недобросовестное поведение такого исполнителя, приведшее к невозможности исполнения контракта и нарушающее права заказчика относительно его условий.
Частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе установлено, что в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является нарушение условий контракта поставщиком (подрядчиком, исполнителем) которое предполагает недобросовестное поведение такого исполнителя, приведшее к невозможности исполнения контракта и нарушающее права заказчика относительно его условий.
Вместе с тем, Комиссия Бурятского УФАС России выслушав доводы, изучив представленные материалы приходит к следующему выводу:
Как указано в Определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 21 декабря 2011 года N 1811-О-О и от 24 сентября 2012 года N 1807-О, статья 19 Закона о размещении заказов направлена на обеспечение добросовестной конкуренции среди участников размещения государственного заказа.
Односторонний отказ от исполнения государственного контракта является в соответствии со статьей 104 Закона о размещении заказов одним из оснований для включения сведений о таком участнике в реестр недобросовестных поставщиков.
Данная санкция влечет для участника закупки неблагоприятные последствия, в том числе экономического характера, поскольку может ограничить права такого участника на участие в течение установленного срока в аукционах по размещению государственных и муниципальных заказов (часть 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе).
Как указано в Определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 сентября 2012 года N ВАС-11617/12, включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является санкцией за недобросовестное поведение участника размещения заказа, выражающееся в намеренном и умышленном нарушении положений Закона о размещении заказов.
В соответствии с правовой позицией, выраженной в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года N 13-П и от 21 ноября 2002 года N 15-П, меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционного защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
Таким образом, для целей исключения возможности необоснованного ограничения прав лица на дальнейшее участие в аукционах, антимонопольному органу следует установить факт недобросовестности и вины участника заказа.
Из материалов дела усматривается отсутствие недобросовестного поведения ООО "Транссфера", выраженного в умышленном неисполнении контракта в установленные сроки.
Данное обстоятельство подтверждается пояснениями Общества, а также копиями представленных документов. Согласно представленным документам Обществом 21.01.2022 направлено письмо за исх. N1 (вх. от 21.01.2022 N 47-42-В188/2022) о согласовании макета информационного щита по объектам.
Письмом от 08.04.2022 N 37 (вх. от 17.04.2022 N 47-42-В1285/2022) Общество уведомило Заказчика о том, что 06.04.2022 МБУ "Горсвет" отказано в согласовании производства работ, данный отказ не позволяет получить ордер на земляные работы и с просьбой оказания содействия в получении согласования проведения работ в МБУ "Горсвет". Содействия в урегулировании данного вопроса Заказчиком не оказано.
Письмами Общества в адрес Заказчика от 20.12.2021 N 41 (вх. от 21.12.2021 N 47-42-В3024/2021), от 17.02.2022 N 18 (вх. от 17.02.2022 N 47-42-В506/2022), от 16.03.2022 N 23 (вх. от 17.03.2022 б/н), от 08.04.2022 N 37 направлен запрос о выдаче аванса в размере 30% цены контракта на основании п.2.6.1 Контракта. В обоснование выплаты аванса письмами от 21.02.2022 N 18 (вх. от 22.02.2022 N 47-42-В558/2022) предоставили копию договора от 01.02.2022 N 333 с ООО "Сибирская топливная компания" на поставку нефтепродуктов, сумма по которым определяется доп. соглашениями. Выплата аванса Заказчиком не произведена.
В период с 01.04.2022 по 10.05.2022 Обществом выполнены работы по ул. Строителей в следующем объеме:
29.04.2022 представителями Заказчика в присутствии начальника участка ООО "Транссфера" был составлен Акт на объекте "Ремонт ул. Строителей", которым установлено, что Обществом на данный момент выполнены работы по основному ходу, демонтаж бордюрного камня (50 п.м.), фрезерование асфальтобетонного покрытия (2500 кв.м), по парковке-демонтаж бортовых камней (50 п.м.).
10.05.2022 представителями Заказчика в присутствии директора Общества, начальника участка ООО "Транссфера" был составлен Акт на объекте "Ремонт ул. Строителей", которым установлено отставание от графика выполнения работ. Указано что выполнены работы по демонтажу бортовых камней, установка временных дорожных знаков, фрезерование асфальтобетонного покрытия, разборка дорожной одежды. Акт подписан с разногласиями. Обществом указано, что в районе дома ул.Строителей,42а и 11а обнаружена неучтенная теплотрасса, о чем Заказчик своевременно уведомлялся, но до настоящего времени решения нет.
Кроме того, в обоснование исполнения работ, представителями ООО "Транссфера" представлена копия исполнительной документации за апрель 2022, том N1, акты с N1 по N4 по объекту "Ремонт автомобильной дороги по ул. Строителей от дома N 39 до ул. Кабанская", подписанная представителями МУ "Улан-Удэстройзаказчик" и ООО "Транссфера".
Комиссия Бурятского УФАС России соглашается с мнением Общества, что Решение Заказчиком было принято по истечении 12 дней с даты начала выполнения работ по графику (приложение N3) и сделать вывод о том, что до 01.10.2022 работы не будут выполнены, преждевременно.
В соответствии с пунктом 15 Постановления N 1078, Орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Поскольку Заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а Обществом представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта, то принимая во внимание вышесказанное, Комиссия Бурятского УФАС России считает, что в рассмотренном случае включение сведений об ООО "Транссфера" в реестр недобросовестных поставщиков не может рассматриваться в качестве необходимой меры ответственности, поскольку не усматривается умышленное неисполнение условий контракта.
Комиссия, руководствуясь частью 1 статьи 2, частью 15 статьи 99, статьёй 104 Закона о контрактной системе и Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)"
РЕШИЛА:
1. Отказать во включении сведений об обществе с ограниченной ответственностью "Транссфера" (ИНН - <_>, КПП -<_>, адрес (место нахождения): <_>) в реестр недобросовестных поставщиков.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Председатель комиссии |
|
|
Члены комиссии |
|
|
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.