Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Кировского УФАС России) в составе:
Зам. председателя комиссии:
- заместителя руководителя - начальника отдела КЗ Кировского УФАС России;
Членов комиссии:
- ведущего специалиста-эксперта отдела КЗ Комиссия Кировского УФАС России;
- ведущего специалиста-эксперта отдела КЗ Комиссия Кировского УФАС России;
при участии посредством ВКС:
- генерального директора ООО "Адель";
рассмотрев материалы КОГБУЗ "Кировская областная клиническая больница" (далее - Заказчик) о включении сведений об ООО "Адэль" (далее - Поставщик, Общество) в реестр недобросовестных поставщиков,
УСТАНОВИЛА:
04.05.2022 г. в Кировское УФАС России поступили материалы от КОГБУЗ "Кировская областная клиническая больница" (далее - Заказчик) о включении сведений в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) ООО "Адэль" в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта от 04.06.2021 г. года N 03402000033210047790001 на поставку изделий медицинского назначения (Пакет для сбора и утилизации медицинских отходов) (извещение N 0340200003321004779).
В соответствии с ч. 7 ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) рассмотрение указанного заявления и материалов назначено на 12.05.2022 г. стороны извещены по адресам электронной почты. Заказчик направил ходатайство, в котором просит рассмотреть материалы РНП в отсутствие своего представителя.
В целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств, защиты добросовестной конкуренции и предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов со стороны недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков) Законом о контрактной системе предусмотрено ведение реестра недобросовестных поставщиков.
Согласно ч. 1 ст. 104 Закона о контрактной системе ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее также - реестр недобросовестных поставщиков) осуществляется в единой информационной системе путем размещения в ней федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, информации, предусмотренной настоящей статьей.
В соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" Федеральная антимонопольная служба определена федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и согласования применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (за исключением полномочий на осуществление функций по контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа и в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, которые не относятся к государственному оборонному заказу и сведения о которых составляют государственную тайну, и по согласованию применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в случаях закупок товаров, работ, услуг, необходимых для обеспечения федеральных нужд, если сведения о таких нуждах составляют государственную тайну, а также закупок товаров, работ, услуг, сведения о которых составляют государственную тайну, для обеспечения федеральных нужд при условии, что такие сведения содержатся в документации о закупке или в проекте контракта).
Согласно п. 7.10. Приказа ФАС России от 23.07.2015 N 649/15 "Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы" территориальный орган в пределах компетенции территориального органа принимает решения о включении сведений о недобросовестных поставщиках в реестр недобросовестных поставщиков (исключении из реестра недобросовестных поставщиков).
Порядок ведения Реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) определен Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации".
В силу ч. 7 ст. 104 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
Согласно представленным документам Заказчика установлено, что по направленной 08.12.2021 г. заявке Поставщиком произведена поставка товара только 17.03.2022 г., однако, товар не был принят Заказчиком, в связи с несоответствием товар по толщине пленки. Заказчиком велась с Поставщиком претензионная работа, однако, обязательства по Контракту не исполнены, в связи с чем 01.04.2022 г. принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, которое было направлено Поставщику по электронной почте, по почте заказным письмом с уведомлением о вручении, а также размещено в ЕИС.
Представитель Поставщика пояснил, что Обществом были совершены все возможные меры для надлежащего исполнения Контракта, однако, действия третьих лиц не позволили Поставщику осуществить поставку в сроки, предусмотренные Контрактом. Просит не включать в Реестр недобросовестных поставщиков.
Рассмотрев представленные материалы, заслушав пояснения Поставщика, Комиссия Кировского УФАС России пришла к следующим выводам.
27.04.2021 г. на официальном сайте ЕИС размещено извещение N 0340200003321004779 о проведении электронного аукциона на поставку изделий медицинского назначения (Пакет для сбора и утилизации медицинских отходов).
В соответствии с протоколом проведения электронного аукциона от 20.05.2021 N0340200003321004779-2 подано 11 заявок на участие в электронном аукционе. ООО "Адель" подано минимальное ценовое предложение - 151 090,00 руб.
20.05.2021 г. в адрес ООО "Адэль" выставлен счет N 534 от ООО "ИНДИГО МЕД" на пакеты полиэтиленовые с информационным окном для медицинских отходов 800*900 (класс Б желтый) в количестве 70 000 шт.
21.05.2021 г. Поставщиком произведена оплата по счету N 534 от 20.05.2021 г. в полном объеме.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона N 0340200003321004779 от 24.05.2021 г. на основании рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе контракт заключается с ООО "Адэль", которое предложило наиболее низкую цену контракта и заявка на участие в электронном аукционе которого соответствует требованиям, установленным документацией об электронном аукционе.
По результатам проведенного электронного аукциона между Заказчиком и ООО "Адэль" 04.06.2021 г. был заключен Контракт на поставку пакетов для сбора и утилизации медицинских отходов на общую сумму 151 090,00 рублей (далее - Контракт).
В соответствии с п. 1.1. Контракта Поставщик обязуется поставить Заказчику изделия медицинского назначения (Пакет для сбора и утилизации медицинских отходов) (далее - Товар) в соответствии со Спецификацией, являющейся Приложением N 1 к настоящему Контракту, а Заказчик обязуется принять и оплатить поставленный Товар, в срок, установленный Контрактом.
В силу п. 1.2. Контракта поставка товара осуществляется Поставщиком в соответствии со Спецификацией (приложение N1 к настоящему Контракту), являющейся неотъемлемой его частью, в которой указаны номенклатура и количество товара.
Согласно п. 3.4 Контракта Поставка товара осуществляется по заявкам Заказчика в течение 10 календарных дней с момента направления заявки. Количество и объем заявок зависят от потребности Заказчика, возникшей в период действия Контракта. Поставка товара без заявки Заказчика или поставка товара в объеме отличном от предусмотренного заявкой Заказчика не допускается. Поставка по направленной заявке осуществляется в полном объеме, частичная поставка не допускается. Датой поставки товара считается дата поступления всего заявленного товара в полном объеме с предоставлением документов, указанных в п. 2.2.3, 3.5, 3.6 Контракта. При невыполнении данного условия, товар считается не поставленным, принятию и оплате не подлежит. Направление заявок осуществляется по факсу, электронной почте, указанных в разделе "Адреса и реквизиты сторон". Количество и объем заявок зависят от финансирования Заказчика.
Спецификацией (Приложение N 1 к Контракту) к поставке требуется товар, в том числе со следующими характеристиками:
Наименование товара |
Описание требований (функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, единицы измерения) |
Минимальные и (или) максимальные, неизменяемые значения характеристики |
Ед. изм. |
Кол-во |
Цена за ед., руб. |
Сумма, руб. |
Пакет для сбора и утилизации медицинских отходов КТРУ: 21.20.23.199-00000068 |
Для сбора и хранения медицинских отходов класса "Б". |
|
шт. |
69 000 |
2,15 |
148 350,00 |
Полиэтиленовая пленка, желтого цвета. |
|
|||||
Ровный, без пропусков, прожженных мест и складок. |
|
1 000 |
2,74 |
2 740,00 |
||
Толщина пленки, мкм |
15 |
|||||
Размер пакета, мм |
800х900 |
|||||
Итого: |
|
151 090,00 |
Согласно представленным в материалы РНП пояснениям и документам ООО "Адель", 15.07.2021 г. Общество направило в адрес ООО "ИНДИГО МЕД" письмо с просьбой полной отгрузки товара по счету N 534. В ответ на данное письмо ООО "ИНДИГО МЕД" проинформировало об увлечении срока производства и поставок готовой продукции по заключенным договорам.
Для недопущения срыва срока поставки товара в адрес Заказчика, Общество обратилось к иным производителям медицинских товаров. Согласно представленному в материалы дела письму ООО "Самарский завод полимерных изделий" N 653 от 10.08.2021 г. по причине снижения объемов поставляемого сырья и распространением коронавирусной инфекции сроки производства пакетов для сбора, хранения и транспортировки медицинских отходов увеличены, ориентировочный срок поставок по счетам переносится на январь-февраль 2022 г. ООО "СибМедПак" в письме от 17.08.2021 г. указало, что сроки производства пакетов для сбора, хранения и транспортировки медицинских отходов увеличены, в связи с чем срываются сроки поставки продукции.
16.11.2021 г. Поставщиком осуществлена поставка товара в количестве 7000 шт. (по заявке от 12.08.2021 г.) на сумму 15 640,00 руб., который принят Заказчиком, что подтверждается подписанным актом приемки товара от 18.11.2021 г.
Представитель ООО "Адэль" пояснил, что в связи с полученными договоренностями от производителя ООО "ИНДИГО МЕД" Общество при участии в закупке снизило НМЦК более чем на 50 % и планировало поставить товар Заказчику по цене 2,15 руб. и 2,74 руб. за штуку, однако, в связи с задержкой товара от производителя, для исполнения обязательств по Контракту перед Заказчиком, несмотря на свои убытки, Общество приобрело у ООО "Медэл+" необходимый товар по цене 4,10 руб. за штуку.
08.12.2021 г. в адрес Поставщика направлена заявка на поставку пакетов для сбора и утилизации медицинских отходов на общую сумму 43 000,00 руб. (20 000 шт., цена за единицу товара - 2,15 руб.). В соответствии с условиями п. 3.4 Контракта поставка товара должна быть осуществлена не позднее 20.12.2021 г.
13.01.2022 г. Заказчик направил в адрес Поставщика претензию N 206, согласно которой просит поставить товар согласно заявке от 08.12.2021 г. в полном объеме в течение 7 дней с момента получения претензии, а также уплатить пени в размере 292,40 руб.
18.01.2022 г. Поставщик в адрес Заказчика направил письмо N 54, в котором указывает, что необходимый товар по Контракту будет поставлен в период с 12.02.2022 г. по 28.02.2022 г. Задержка связана с отсутствием данного вида продукции на складе производителя и дальнейшего его производства.
21.01.2022 г., 01.02.2022 г., 09.02.2022 г. и 18.02.2022 г. в адрес Поставщика направлены очередные претензии N 495, N 713, N 853 и N 1032, согласно которым товар не поставлен, в связи с чем Заказчик вновь просит осуществить поставку товара согласно заявке от 08.12.2021 г. в полном объеме в течение 7 дней с момента получения претензий, соответственно, а также уплатить пени в размере 97,47 руб., 97,47 руб., 97,47 и 122,55 руб.
Представитель Общества пояснил, что Поставщик также просил отгрузить товар производителя ООО "ИНДИГО МЕД", но в регламентированные заявкой и последующими претензиями сроки товар не был поставлен производителем. Общество производило анализ рынка по получению информации о цене необходимого Заказчику товара. Анализ данной информации показал об увеличении цены (счет от 13.01.2022 г. N 30 - 3,5 руб.; информация с сайта sunmed.ru - 5,26 руб., с сайта medams.ru - 4,75 руб., sanamedical.ru - 6,41 руб.).
17.03.2022 г. Поставщиком был отгружен товар по товарной накладной от 14.03.2022 г. N 211 в количестве 20 000 шт. на сумму 43000,00 руб., однако, товар не был принят Заказчиком, в связи с несоответствием товара по толщине пленки (согласно спецификации к Контракту толщина пленки 15 мкм; фактически поставленный товар с толщиной пленки 12 мкм), что подтверждается представленным в материалы РНП актом о несоответствии товара от 18.03.2022 г.
По состоянию на 01.04.2022 г. товар надлежащего качества Заказчику не поставлен.
Согласно п. 7.5 Контракта Заказчик вправе отказаться от исполнения Контракта в одностороннем внесудебном порядке в случаях:
7.5.1. Поставки Товара ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для Заказчика срок;
7.5.2. Нарушение поставщиком сроков поставки товара, предусмотренных контрактом, более чем на 14 календарных дней;
7.5.3. В иных случаях, предусмотренных гражданским законодательствам.
Согласно статье 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со статьей 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
В соответствии с п. 2 ст. 450 ГК РФ, существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Согласно п. 2 ст. 523 ГК РФ нарушение договора Поставщиком предполагается существенным в случаях поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок; неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
В соответствии с ч. 8 ст. 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
С 01.01.2022 г. до 01.07.2022 г. ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе (в ред. ФЗ от 02.07.2021 N 360-ФЗ) не применяется. Регулирование на указанный период установлено ФЗ от 02.07.2021 N 360-ФЗ.
Согласно п. 3 ч. 6 ст. 8 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в случае принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заказчик:
а) направляет такое решение поставщику (подрядчику, исполнителю) в порядке, установленном частью 12.2 статьи 95 Закона о контрактной системе (в редакции настоящего Федерального закона);
б) не позднее дня направления решения (в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта) размещает такое решение в единой информационной системе в сфере закупок по правилам, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона;
в) в случае неполучения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, направленного в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта, либо информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта считается день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта.
В силу ч. 12.2 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, такое решение передается лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку или направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте. Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления считается:
1) дата, указанная лицом, имеющим право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), в расписке о получении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (в случае передачи такого решения лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку);
2) дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, предусмотренного настоящей частью, либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (в случае направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным письмом).
01.04.2022 г. Заказчиком принято Решение N 1964 об одностороннем отказе от исполнения Контракта, в связи с существенным нарушением условий Контракта. В этот же день Решение размещено в ЕИС, а также направлено заказным письмом с уведомлением о вручении.
Согласно отчету об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 80081571888040, 04.04.2022 г. - неудачная попытка вручения.
Таким образом, датой надлежащего уведомления Заказчиком Поставщика является дата по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения - 18.04.2022 г.
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Учитывая, что в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта нарушения условий контракта, послужившие основаниями для принятия указанного решения, не устранены, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с частью 13 статьи 95 Закона вступило в законную силу 29.04.2022 г.
В соответствии с ч. 16 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Правовым последствием нарушения условий контракта является включение сведений о поставщике в реестр недобросовестных поставщиков, что является дополнительной мерой ответственности, помимо тех, которые предусмотрены ст. 34 Закона о контрактной системе (пени, штрафы).
Согласно ч. 4 ст. 104 Закона о контрактной системе Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с настоящим Федеральным законом участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 настоящей статьи.
Информация, предусмотренная частью 4 статьи 104 Закона о контрактной системе, направлена Заказчиком в адрес Кировского УФАС России в установленный законом срок - 04.05.2022 г.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Включение в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах. Как мера публичной ответственности такое включение общества в реестр недобросовестных поставщиков должно отвечать принципам справедливости, соразмерности, пропорциональности государственного принуждения характеру совершенного правонарушения.
Согласно части 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 18.07.2008 N 10-П федеральный законодатель, обладая достаточной свободой усмотрения в определении конкретных видов государственного контроля (надзора), оснований, форм, способов, методов, процедур, сроков его проведения, состава мер государственного принуждения, применяемых по итогам контрольных мероприятий, а также конкретного порядка финансового обеспечения, вместе с тем связан общими конституционными принципами организации системы органов государственной власти, а осуществляемое им регулирование должно соответствовать юридической природе и характеру общественных отношений, складывающихся в сфере государственного контроля (надзора), вводимые же ограничения прав и свобод граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью, - быть соразмерными конституционно значимым целям и во всяком случае не создавать препятствий их экономической самостоятельности и инициативе.
Реестр недобросовестных поставщиков является мерой публично-правового характера, антимонопольный орган в каждом конкретном случае выясняет причины неисполнения контракта и оценивает существенность допущенного нарушения.
В свою очередь, в практике рассмотрения гражданских дел, в гражданско-правовой доктрине, в гражданских правоотношениях с "публичным элементом" не определено, что ненадлежащее исполнение либо неисполнение договорных обязательств в любом случае влечет такую меру ответственности как включение в РНП.
Кроме того, в постановлениях от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П Конституционным Судом Российской Федерации указано, что применяемые государственными органами санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
Вместе с тем, вопрос о действительности/недействительности решения об одностороннем отказе от исполнения контракта не может являться предметом рассмотрения антимонопольного органа. Подобные споры в соответствии с действующим законодательством рассматриваются исключительно в судебном порядке в рамках рассмотрения самостоятельного спора.
Согласно п.п. в) п. 15 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил поставщиком представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Перед участием в конкурентной процедуре (закупка N 0340200003321004779) Общество получило предварительное согласие от своего контрагента (производителя требуемого к поставке товара) на поставку товара, с которым успешно взаимодействовало неоднократно ранее.
Уже после заключения Контракта производитель пакетов сообщил о трудностях при их производстве, а также о задержках отгрузки на неопределенные сроки требуемой к поставке в рамках Контракта продукции.
При этом Общество предпринимало неоднократные попытки приобретения необходимого товара у других производителей и поставщиков (письма от ООО "Самарский завод полимерных изделий" от 10.08.2021 г., "СибМедПак" от 17.08.2021 г.).
Поставщиком в материалы дела представлены документы в обоснование своей добросовестности и отсутствия вины, а именно: счет на оплату товара N 534 от 20.05.2021 г., платёжное поручение N 844 от 21.05.2021 г. об оплате счета N 534, подтверждающие оплату всего объема товара, необходимых Заказчику.
Таким образом, ООО "Адэль", понимая, что является победителем электронного аукциона, до заключения контракта оплатило в полном объеме счет на поставку товара в количестве, необходимом Заказчику.
Кроме того, Общество закупило часть товара по цене, превышающей цену, из которой исходило Общество при заключении Контракта (4,1 рублей за штуку без учета доставки, при цене за штуку, согласованную сторонами Контракта с учетом доставки, равной 2,15 и 2,74 рублей), что также указывает на действия, совершаемые Поставщиком, которые направлены на исполнение условий Контракта. Данный товар в количестве 7000 штук направлен в адрес Заказчика, получен и принят им, а также оплачен, что подтверждается информацией, размещенной в ЕИС.
На основании изложенного, Комиссия Кировского УФАС России приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае, в действиях Поставщика отсутствуют признаки недобросовестного поведения при исполнении Контракта.
виновного поведения в виде бездействия, связанного с игнорированием взятых на себя обязательств по Контракту.
Напротив, представленные Обществом в материалы дела информация и сведения свидетельствуют о направленности действий ООО "Адэль" на соблюдение условий Контракта, что не позволяет сделать вывод о наличии в действиях последнего недобросовестного поведения или злонамеренного уклонения от исполнения Контракта или несоблюдения его условий.
Как разъяснено в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения. По общему правилу части 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
В данном случае, фактические обстоятельства дела не подтверждают совершения ООО "Адэль" умышленных действий (бездействия) и недобросовестного поведения. Иных доказательств, являющихся безусловным основанием для вывода о наличии оснований для включения в реестр недобросовестных поставщиков сведений об Обществе, Заказчиком не представлено.
Руководствуясь ст. 99, ст.104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" комиссия,
РЕШИЛА:
Сведения, представленные КОГБУЗ "Кировская областная клиническая больница" о включении сведений об ООО "Адэль" в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта от 04.06.2021 г. года N 03402000033210047790001 на поставку изделий медицинского назначения (Пакет для сбора и утилизации медицинских отходов) (извещение N 0340200003321004779) не включать.
В соответствии с ч. 11 ст. 104 ФЗ от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Зам. председателя комиссии
Члены комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области от 12 мая 2022 г. N 043/06/104-390/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.05.2022