Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
- Михин С.В. - председатель Комиссии, заместитель руководителя Управления,
- Качкин И.В. - член Комиссии, государственный инспектор,
- Тельпов И.А. - член Комиссии, государственный инспектор,
при участии представителей ООО "ЛОТЕМ":
- Юнусова Андрея Павловича (доверенность от 13.05.2022 года),
- Челнокова Алексея Николаевича (доверенность от 13.05.2022 года),
при участии представителя управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области:
- Репниковой Оксаны Николаевны (доверенность от 29.12.2021 года N2),
- Фирсовой Ольги Анатольевны (доверенность от 20.04.2022 года N4),
при участии представителя департамента строительной политики Воронежской области:
- Белозерцевой Елены Владимировны (доверенность от 31.01.2022 года N61-11/160),
рассмотрев жалобу ООО "ЛОТЕМ" на действия департамента строительной политики воронежской области при проведении электронного аукциона (номер извещения 0131200001022002884),
У С Т А Н О В И Л А:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области поступила жалоба ООО "ЛОТЕМ" (далее - Заявитель) на действия департамента строительной политики Воронежской области (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона (номер извещения 0131200001022002884) (далее - Аукцион).
По мнению Заявителя, действия департамента строительной политики Воронежской области нарушают положения Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг, для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), что выразилось в незаконном направлении Проекта контракта с ценой, сниженной на 20%.
Изучив материалы дела, предоставленные доказательства, Комиссия Воронежского УФАС России пришла к следующим выводам.
Изучив материалы дела, предоставленные доказательства, Комиссия пришла к следующим выводам.
15.04.2022 года в единой информационной системе размещено извещение о проведении электронного аукциона.
Начальная (Максимальная) цена контракта составляет - 21 499 517,00 рублей.
Предметом рассматриваемой закупки является поставка медицинского оборудования для обеспечения государственных нужд по строительству объекта: "Поликлиника на 1100 посещений с подстанцией скорой медицинской помощи на 10 бригад по адресу: г. Воронеж, Московский проспект, 142у".
Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется путём проведения электронного аукциона.
В силу части 5 статьи 24 Закона о контрактной системе, под электронным аукционом понимается конкурентный способ определения поставщиков, при котором победителем электронной процедуры признается участник закупки, заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), и который предложил по результатам проведения процедуры подачи предложений о цене контракта или о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Закона о контрактной системе) наиболее низкую цену контракта, наименьшую сумму цен таких единиц либо в случае, предусмотренном пунктом 9 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе, - наиболее высокий размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта.
Частью 1 статьи 49 Закона о контрактной системе установлено, что электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
Как указывалось, выше, организацией, осуществляющей размещение в ЕИС опубликовано Извещение о проведении электронного аукциона.
Пунктом 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки, должно содержать наименование объекта закупки.
Так, в соответствии с Извещением объектом закупки является - Система эндоскопической визуализации (ОКПД2 - 26.60.12.119).
В силу пункта 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, должно содержать, в том числе, информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона о контрактной системе при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок.
Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16.09.2016 N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства N 878) утвержден перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Так, в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, включены, в том числе, Аппараты электродиагностические прочие (ОКПД2 - 26.60.12.119).
На основании вышеизложенного, Заказчиком в извещении установлены ограничения допуска, предусмотренные Постановлением Правительства N 878.
Приказом Минфина России от 04.06.2018 N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Приказ 126н) установлены условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, допускаемых на территорию Российской Федерации для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд, указанных в приложении N 1, приложении N 2 к Приказу 126н.
Так, в соответствии с приложением N 2 к Приказу 126н на оборудование для облучения, электрическое диагностическое и терапевтическое, применяемые в медицинских целях (ОКПД2 - 26.60) распространяются условия допуска, предусмотренные Приказом 126н.
Таким образом, Заказчиком в извещении установлено ограничение и условия допуска, а именно:
Вид требования |
Нормативно-правовой акт |
Условие допуска |
Участникам, заявки или окончательные предложения которых содержат предложения о поставке товаров в соответствии с приказом Минфина России N 126н от 04.06.2018 |
Ограничение допуска |
Постановление Правительства РФ N 878 от 10.07.2019 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" |
Как установлено, Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 28.04.2022 NИЭА1 участие в рассматриваемом конкурсе приняли следующие участники:
Порядковый номер заявки, присвоенный оператором |
Идентификационный номер заявки, присвоенный оператором |
Порядковый номер заявки, присвоенный заказчиком |
1 |
111783041 |
1 |
2 |
111783438 |
2 |
3 |
111783095 |
3 |
При рассмотрении настоящего дела установлено, что участниками Аукциона к поставке предложены товары, имеющие следующие страны происхождения товаров:
Порядковый номер заявки, присвоенный оператором |
Идентификационный номер заявки, присвоенный оператором |
Страна происхождения товара |
1 |
111783041 |
Китай, Российская Федерация |
2 |
111783438 |
Российская Федерация |
3 |
111783095 |
Китай, Российская Федерация |
Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 28.04.2022 NИЭА1 также зафиксировано, что все заявки участников признаны соответсвующими требованиям аукционной документации.
Пунктом 3 Постановления N878 предусмотрено, что при осуществлении закупок радиоэлектронной продукции, включенной в перечень, заказчик отклоняет все заявки, содержащие предложения о поставке радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), при условии, что на участие в закупке подана 1 (или более) удовлетворяющая требованиям извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" предусмотрена документация о закупке) заявка, содержащая предложение о поставке радиоэлектронной продукции, страной происхождения которой являются только государства - члены Евразийского экономического союза.
При этом подтверждением страны происхождения радиоэлектронной продукции является одно из следующих условий:
а) наличие сведений о такой продукции в реестре и соответствие информации о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации требованиям, установленным для целей осуществления закупок постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации" (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) соответствующих операций (условий);
б) наличие сведений о такой продукции в евразийском реестре промышленных товаров государств - членов Евразийского экономического союза, правила формирования и ведения которого устанавливаются правом Евразийского экономического союза (далее - евразийский реестр промышленных товаров), и соответствие информации о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории государства - члена Евразийского экономического союза требованиям, установленным решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 ноября 2020 г. N 105 "Об утверждении Правил определения страны происхождения отдельных видов товаров для целей государственных (муниципальных) закупок" (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) соответствующих операций (условий);
в) наличие сертификата о происхождении товара, выдаваемого уполномоченным органом (организацией) государства - члена Евразийского экономического союза по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г., и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными указанными Правилами (далее - сертификат по форме СТ-1).
Из материалов настоящего дела следует, что при проведении вышеуказанного Аукциона у комиссии по осуществлению закупок отсутствовали основания для применения ограничений допуска, предусмотренных Постановлением N878, поскольку среди заявок участников, отсутствует предложение, содержащее предложение о поставке радиоэлектронной продукции, страной происхождения которой, в рамках Постановления Правительства N878, являются только государства - члены Евразийского экономического союза.
При этом, в случае неприменения Постановления N878, в связи с тем, что отсутствуют основание для его применения, установленные законодательством о контрактной системе, Заказчиком должны применяться преференции в соответствии с Приказом N 126.
В соответствии с пунктом 1.1 Приказа 126н при проведении конкурса, аукциона, запроса котировок в электронной форме преимущества в отношении цены контракта в размере 15 процентов в отношении товаров, указанных в приложении N 1, в размере 20 процентов в отношении товаров, указанных в приложении N 2 и закупаемых при реализации национальных проектов (программ), в соответствии с подпунктами 1.2 и 1.3 пункта 1 настоящего приказа предоставляются участникам закупки, заявки которых признаны соответствующими требованиям извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) и содержат исключительно предложения о поставке товаров, происходящих из государств - членов Евразийского экономического союза, из Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики.
В соответствии с пунктом 1.6 Приказа 126н подтверждением страны происхождения товаров, указанных в Приложениях, является указание (декларирование) участником закупки в заявке в соответствии с Федеральным законом наименования страны происхождения товара.
Как установлено материалами настоящего дела, участником закупки (идентификационный номер заявки - 111783438) задекларирована страна происхождения предложенного товара - Российская Федерация.
Подпунктом а) пунктом 1.3 Приказа 126н предусмотрено, что при проведении аукциона контракт заключается по цене: сниженной на 15 процентов в отношении товаров, указанных в приложении N 1, сниженной на 20 процентов в отношении товаров, указанных в приложении N 2 и закупаемых при реализации национальных проектов (программ), от предложенной победителем аукциона в случае, если заявка такого победителя содержит предложение о поставке товаров, указанных в Приложениях, страной происхождения хотя бы одного из которых является иностранное государство (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики).
Из вышеизложенного следует, что основанием для направления контракта, с ценой, сниженной на 20 %, является наличие заявки, признанной комиссией по осуществлению закупки соответствующей требованиям извещению, в которой задекларирована страна происхождения товара - член Евразийского экономического союза, Донецкая Народная Республика, Луганская Народная Республика.
При этом, в соответствии с подпунктом а) пунктом 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе рассмотрение заявок на предмет соответствия извещению осуществляет - комиссия по осуществлению закупок, результаты такого рассмотрения фиксируется в Протоколе подведения итогов определения поставщика.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 статьи 51 Закона о контрактной системе: заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
Таким образом, в рассматриваемом случае, Заказчиком законно направлен Проект контракта, с ценой, сниженной на 20%, поскольку согласно результатам рассмотрения заявок участников закупки (Протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 28.04.2022 NИЭА1), среди предложений участников закупки, содержится соответствующая требованиям извещения заявка, которая содержит предложение о поставке товара, страной происхождения которого является - Российская Федерация.
При этом, Комиссия Воронежского УФАС России отмечает, что как Приказ 126н, так и Закон о контрактной системе не предусматривает право Заказчика определять соответствие заявки требованиям извещения на стадии заключения контракта, вопреки решению комиссии по осуществлению закупок.
Также, предусмотренное подпунктом а) пунктом 1.3 Приказа 126н условие применяется Заказчиком в обязательном порядке и не предусматривает иного выбора.
На основании вышеизложенного, Комиссией Воронежского УФАС России вопреки доводам Заявителя установлено, что департаментом строительной политики Воронежской области при направлении проекта контракта соблюдены требования Закона о контрактной системе, а также Приказа 126н.
Исходя из изложенного, информации, представленной Заявителем, Заказчиком, Комиссия Воронежского УФАС России, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу ООО "ЛОТЕМ" на действия департамента строительной политики Воронежской области при проведении электронного аукциона (номер извещения 0131200001022002884) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии С.В. Михин
Член Комиссии И.В. Качкин
Член Комиссии И.А. Тельпов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.