В соответствии с приказом Омского УФАС России от 13.05.2022 N 96 и подпунктом "а" пункта 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе), Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее также Правила осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576), Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
"_" - заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;
"_" - заместителя начальника отдела контроля закупок, члена Комиссии;
"_" - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
по результатам проведения внеплановой проверки соблюдения Федеральным государственным бюджетным учреждением "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Сибирскому федеральному округу" в лице филиала "ЦЛАТИ по Омской области" (далее - заказчик, учреждение) требований Федерального закона о контрактной системе при осуществлении закупки в форме электронного аукциона "Поставка легкового автомобиля марки Toyota CAMRY в комплектации Executive Safety (или эквивалент)" (извещение N 0352100018221000041) (далее также аукцион, электронный аукцион)
У С Т А Н О В И Л А:
1. 18.10.2021 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт ЕИС) заказчиком были размещены извещение о проведении электронного аукциона N 0352100018221000041 и документация об электронном аукционе с начальной (максимальной) ценой контракта 3 168 333,33 руб.
27.10.2021 размещен протокол рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе, согласно которому заявка с идентификационным номером 110753963 (ООО "НЭТСТОР") признана соответствующей требованиям документации об электронном аукционе. Электронный аукцион признан несостоявшимся.
На момент проведения проверки договор заключен (N 18221000041 от 09.11.2021).
2. В результате проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
12.05.2022 Омским УФАС России было получено (вх. N 4745) обращение "_", содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.
Суть обращения сводится к тому, что аукционной комиссией заказчика неправомерно принято решение о признании заявки ООО "НЭТСТОР" соответствующей требованиям документации об электронном аукционе.
Заказчиком представлены пояснения (вх. N 4964 от 18.05.2022, N 4965 от 18.05.2022), в которых указано, что данная закупка осуществлялась в соответствии с разрешением, выданным Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.
Федеральный закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (часть 1 статьи 1 Федерального закона о контрактной системе).
В соответствии со статьей 2 Федерального закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" вправе принимать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона (далее - нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
В силу частей 1 и 3 статьи 14 Федерального закона о контрактной системе при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
В целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 10 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе (в редакции на момент осуществления закупки) в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе (в редакции на момент осуществления закупки) документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе (в редакции на момент осуществления закупки) вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, в случае закупки товаров, работ, услуг, на которые распространяется действие указанных нормативных правовых актов, или копии таких документов. При отсутствии в заявке на участие в электронном аукционе документов, предусмотренных настоящим пунктом, или копий таких документов эта заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
В силу частей 1, 2 и 6 статьи 69 Федерального закона о контрактной системе (в редакции на момент осуществления закупки) аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе, информацию и электронные документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 настоящего Федерального закона, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
Аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей. Для принятия указанного решения аукционная комиссия рассматривает информацию о подавшем данную заявку участнике такого аукциона, содержащуюся в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке.
Заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены частью 11 статьи 24.1, частями 3 или 3.1, 5, 8.2 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;
3) предусмотренном нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N 616) установлен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд по перечню согласно приложению (далее - перечень).
Согласно пунктам 3, 6, 10 постановления Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N 616 (в редакции на момент осуществления закупки) указанные в пунктах 1 и 2 настоящего постановления запреты не применяются в следующих случаях:
а) отсутствие на территории Российской Федерации производства промышленного товара, которое подтверждается:
в отношении промышленных товаров, предусмотренных перечнем, - наличием разрешения на закупку происходящего из иностранного государства промышленного товара, выдаваемого с использованием государственной информационной системы промышленности в порядке, установленном Министерством промышленности и торговли Российской Федерации;
в отношении иных товаров, не предусмотренных перечнем, а также работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами и приобретаемых для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства, - заказчиком самостоятельно;
б) закупка одной единицы товара, стоимость которой не превышает 100 тыс. рублей, и закупки совокупности таких товаров, суммарная стоимость которых составляет менее 1 млн. рублей (за исключением закупок товаров, указанных в пунктах 1 - 7, 123, 125 - 127 перечня);
в) необходимость обеспечения взаимодействия товаров с товарами, используемыми заказчиком, ввиду их несовместимости с товарами, имеющими другие товарные знаки (за исключением закупок товаров, указанных в пунктах 67 - 71 перечня);
г) закупка запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование (в случае закупки товаров, указанных в пунктах 25(3) - 25(7) и 47 - 51 перечня);
д) закупки, осуществляемые Федеральной службой безопасности Российской Федерации, Федеральной службой охраны Российской Федерации, Службой внешней разведки Российской Федерации, органами внешней разведки Министерства обороны Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации и подведомственными им организациями (за исключением закупок товаров, указанных в пунктах 1 - 7, 52 - 57, 73 - 75 и 81 перечня, в отношении товаров, указанных в пунктах 47 - 51 перечня, при условии закупки одной единицы товара, стоимость которой равна или менее 2 млн. рублей), Главным управлением специальных программ Президента Российской Федерации и подведомственными ему организациями (за исключением закупок товаров, указанных в пунктах 1 - 7, 52 - 57 и 81 перечня, в отношении товаров, указанных в пунктах 47 - 51 перечня, при условии закупки одной единицы товара, стоимость которой равна или менее 2 млн. рублей), Управлением делами Президента Российской Федерации и подведомственными ему организациями (за исключением закупок товаров, указанных в пунктах 3 - 7, 52 - 57, 73 - 75 и 81 перечня, в отношении товаров, указанных в пунктах 47 - 51 перечня, при условии закупки одной единицы товара, стоимость которой равна или менее 2 млн. рублей);
е) закупки товаров Федеральной службой охраны Российской Федерации, осуществляемые в целях реализации мер по осуществлению государственной охраны, а также закупки транспортных средств Министерством внутренних дел Российской Федерации для обеспечения безопасности объектов государственной охраны и проведения оперативно-поисковых мероприятий.
В целях реализации настоящего постановления:
а) подтверждением производства продукции на территории Российской Федерации является наличие сведений о такой продукции в реестре промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации (далее - реестр российской промышленной продукции), либо в едином реестре российской радиоэлектронной продукции;
б) подтверждением производства промышленной продукции на территории государства - члена Евразийского экономического союза является наличие сведений о такой продукции в реестре промышленной продукции, произведенной на территории государства - члена Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (далее - реестр евразийской промышленной продукции).
Для подтверждения соответствия закупки промышленных товаров требованиям, установленным настоящим постановлением, участник закупки представляет заказчику в составе заявки на участие в закупке выписку из реестра российской промышленной продукции или реестра евразийской промышленной продукции либо в случае закупки товаров, указанных в пунктах 25(1) - 25(7) перечня, представляет декларацию о включении поставляемой продукции в единый реестр российской радиоэлектронной продукции с указанием номеров реестровых записей соответствующих реестров, а также информации о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации, если такое предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) на территории Российской Федерации соответствующих операций (условий). Информация о реестровых записях о товаре включается в контракт.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона и документации об электронном аукционе заказчиком закупается автомобиль легковой с кодом каталога товаров, работ, услуг 29.10.20.000-00000032.
В отношении товара с кодом ОКПД2 29.10.2 "Автомобили легковые" (позиция 73 перечня в редакции на момент осуществления закупки) установлен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза).
Материалами дела подтверждено, что в извещении о проведении электронного аукциона и документации об электронном аукционе (пункт 6) указанный запрет был установлен.
Более того, подпунктом 6 пункта 18 документации об электронном аукционе было установлено следующее требование к содержанию вторых частей заявок участников закупки:
"Вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию: документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 Федерального закона N 44-ФЗ, в случае закупки товаров, работ, услуг, на которые распространяется действие указанных нормативных правовых актов, или копии таких документов -
требуется:
В соответствии с постановления Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N 616 участник закупки предоставляет выписку из реестра российской промышленной продукции или реестра евразийской промышленной продукции с указанием номеров реестровых записей соответствующих реестров и (или) информацию о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации, если такое предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719".
Проверив заявку участника закупки ООО "НЭТСТОР", представленную (вх. N 4807э от 13.05.2022) оператором электронной площадки ООО "РТС-тендер", Комиссия установила, что участником закупки к поставке был предложен товар "Автомобиль легковой TOYOTA CAMRY".
Комиссия отмечает, что в составе второй части заявки участника закупки отсутствовала выписка из реестра российской промышленной продукции или реестра евразийской промышленной продукции с указанием номеров реестровых записей соответствующих реестров, в силу положений пункта 6 части 5 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе (в редакции на момент осуществления закупки) данная заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства.
Таким образом, на участие в закупке была подана заявка, содержащая предложение о поставке товара, страной происхождения которого является иностранное государство. Учитывая, что извещением о проведении закупки и документацией о закупке был установлен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, указанная заявка должна была быть признана не соответствующей требованиям документации об электронном аукционе.
Однако в нарушение требований частей 1 и 3 статьи 14, пункта 3 части 6 статьи 69 Федерального закона о контрактной системе (в редакции на момент осуществления закупки), пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N 616 аукционная комиссия заказчика признала заявку такого участника соответствующей требованиям документации об электронном аукционе.
На момент проведения внеплановой проверки порядок рассмотрения заявок участников закупки и аналогичные основания для отклонения заявки регламентированы статьями 48 и 49 Федерального закона о контрактной системе.
Ссылку заказчика на наличие разрешения Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 29.09.2021 N 83425/20 Комиссия полагает несостоятельной в силу следующего.
В соответствии с пунктом 11 постановления Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N 616 (в редакции на момент осуществления закупки) при размещении информации о проведении процедуры закупки промышленного товара в порядке, установленном Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", указываются характеристики промышленного товара, идентичные характеристикам, представленным заказчиком в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации для получения разрешения, предусмотренного подпунктом "а" пункта 3 настоящего постановления.
Аналогичное положение об указании характеристик промышленного товара, идентичных характеристикам, представленным заказчиком в Минпромторг России, содержится в вышеуказанном разрешении.
Приказом Минпромторга России от 29.05.2020 N 1755 утвержден Порядок выдачи Министерством промышленности и торговли Российской Федерации разрешения на закупку происходящего из иностранного государства промышленного товара (Зарегистрировано в Минюсте России 29.06.2020 N 58798) (далее - Порядок выдачи разрешения).
В соответствии с пунктами 3, 5 и 18 Порядка выдачи разрешения заявитель подает в Министерство заявку о выдаче разрешения (далее - заявка) через государственную информационную систему промышленности (далее - ГИСП).
В заявке указываются сведения о технических характеристиках закупаемого товара, касающиеся функционального назначения или перечня выполняемых функций, области применения, качественных характеристик оборудования (длительность гарантийного срока, надежность, энергоемкость, экологичность, физические, химические, механические, органолептические свойства, не относящиеся исключительно к внешнему виду товара и существенным образом влияющие на функциональное назначение, область применения или качественные характеристики), а также стоимостных характеристиках закупаемого товара, в том числе одной единицы товара и совокупности таких товаров, для определения отличий параметров заявленного товара от параметров производимого в Российской Федерации товара.
Копия заявки, на основании которой выдано разрешение, является неотъемлемой частью выданного разрешения.
Комиссией установлено, что раздел 4 заявки о выдаче разрешения на закупку происходящего из иностранного государства промышленного товара содержит технические характеристики товара, на закупку которого выдано соответствующее разрешение, а именно:
- Категория или подкатегория транспортного средства (в соответствии с ТР ТС) - М1;
- Тип привода, колесная формула - Передний;
- Тип кузова - Седан;
- Тип двигателя - Бензиновый;
- Мощность двигателя - 3,5 л., 249 л. с;
- Тип коробки передачи - АКП8;
- Дополнительные требования - Количество дверей: не менее 4, FWD, год выпуска 2021.
При этом Заказ на поставку легкового автомобиля марки Toyota CAMRY в комплектации Executive Safety (или эквивалент) (Приложение N 1 к документации об электронном аукционе) содержит более 80 показателей товара.
В техническом задании для товара установлены дополнительные характеристики, которые отсутствуют в заявке о выдаче разрешения, в том числе "количество посадочных мест", "рабочий объем двигателя", "экологический класс", "клиренс", требования к комплектации автомобиля, габариты и иные характеристики.
Комиссия также отмечает, что в техническом задании заказчиком установлены значения показателей, отличающиеся от приведенных в заявке о выдаче разрешения: "тип привода - моноприводный" вместо "передний", "тип коробки передач - автомат" вместо "АКП8", "мощность двигателя, лошадиная сила - не менее 200 и не более 300" вместо "249 л.с.".
Таким образом заказчиком в техническом задании документации об электронном аукционе установлены характеристики товара, не предусмотренные разрешением на закупку происходящего из иностранного государства промышленного товара.
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу, что заказчиком осуществлялась закупка товара, в отношении которого не представлено соответствующее разрешение Минпромторга России, установленное абзацем первым подпункта "а" пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N 616 (данный вывод соответствует практике ФАС России по делу N П-82/22 от 05.03.2022).
Более того, как отмечалось выше, в извещении о проведении электронного аукциона и в документации об электронном аукционе был установлен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза). При этом материалы электронного аукциона не содержали указание на обстоятельства, допускающие исключение из установленного запрета, а равно обоснования невозможности соблюдения такого запрета (следует отметить, что форма извещения о проведении электронного аукциона предусматривает возможность указания такой информации).
3. Согласно статье 6 Федерального закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Контрактная система направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (часть 1 статьи 8 Федерального закона о контрактной системе).
В соответствии с частью 2 статьи 8 Федерального закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
При этом частью 1 статьи 12 Федерального закона о контрактной системе установлено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии со статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации является эффективность использования бюджетных средств, согласно которому при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Частью 2 статьи 33 Федерального закона установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с пунктом 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе (в редакции на момент размещения рассматриваемой закупки) заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должно содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе (в редакции на момент размещения рассматриваемой закупки) документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Из буквального толкования положений статьи 33 Федерального закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на оказание услуги с использованием товаров, обладающих именно с теми характеристиками, которые соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.
По общему правилу указание заказчиком в документации об аукционе особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Вместе с тем включение заказчиком в документацию об аукционе требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, в отсутствие специфики использования такого товара является нарушением положений статьи 33 Федерального закона о контрактной системе (пункты 1 и 2 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017).
Надлежащим исполнением требований Федерального закона о контрактной системе при описании объекта закупки является наличие на рынке как минимум двух производителей, товар которых соответствует всем требованиям, обозначенным в извещении об осуществлении закупки (документации о закупке).
Как было указано, описание объекта закупки сформировано заказчиком в Заказе на поставку легкового автомобиля марки Toyota CAMRY в комплектации Executive Safety (или эквивалент) (Приложение N 1 к документации об электронном аукционе).
Омским УФАС России в адрес заказчика был направлен (исх. N 03-3961 от 13.05.2022) запрос о предоставлении, в том числе документальных доказательств наличия на рынке товара как минимум двух производителей, соответствующего всем требованиям документации об электронном аукционе, в том числе описанию объекта закупки.
В ответ на указанный запрос заказчиком представлена (вх. N 4965 от 18.05.2022) сравнительная таблица с сайта www.drom.ru. Из данной таблицы следует, что заказчиком при формировании лота принимались к сравнению автомобили Toyota Camry 3.5 AT Executive Safety и Lexus ES350 3.5 AT Luxury.
При этом Комиссией установлено, что автомобиль Lexus ES350 3.5 AT Luxury не соответствует техническому заданию заказчика, как минимум по характеристике "клиренс" - в техническом задании установлено требование "клиренс - не менее 155 и не более 165", тогда как клиренс у автомобиля Lexus ES350 3.5 AT Luxury составляет 150 мм (указанное следует из сравнительной таблицы, представленной самим заказчиком).
Комиссия также учитывает, что цена автомобиля Lexus ES350 3.5 AT Luxury превышает начальную (максимальную) цену контракта рассматриваемой закупки более чем в два раза (указанное следует из сравнительной таблицы, представленной заказчиком)). При этом стоит отметить, что цена автомобиля Lexus ES350 3.5 AT Luxury не учитывалась при расчете начальной (максимальной) цены контракта.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что при подготовке к осуществлению закупки заказчиком надлежащим образом не был изучен автомобильный рынок, достоверно не установлено наличие как минимум двух производителей, товар которых соответствует совокупности установленных требований, что свидетельствует о закупке товара конкретного производителя в отсутствие специфики использования такого товара (данный вывод соответствует судебной практике по делам N А46-20467/2019, N А46-11393/2016, N А46-3438/2018, N А46-9101/2019).
Таким образом, в действиях заказчика установлены нарушения части 2 статьи 8, пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь пунктом 2 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Сибирскому федеральному округу" в лице филиала "ЦЛАТИ по Омской области" нарушившим часть 2 статьи 8, части 1 и 3 статьи 14, пункт 1 часть 1 статьи 33, пункт 3 части 6 статьи 69 Федерального закона о контрактной системе, пункт 1 постановления Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N 616.
Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок не выдавать в связи с заключением договора N 18221000041 от 09.11.2021.
2. По выявленному нарушению законодательства в сфере закупок передать материалы внеплановой проверки должностному лицу Омского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
"_" |
Члены Комиссии: |
"_" |
|
"_" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 19 мая 2022 г. N 03-08/30-2022 (ключевые темы: промышленные товары - документация об электронном аукционе - участники закупок - контрактная система в сфере закупок - товары, происходящих из иностранных государств)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.05.2022