Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю:
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии:
в присутствии представителей от:
- заказчика - КГБУЗ "Хабаровский территориальный центр медицины катастроф" Министерства здравоохранения Хабаровского края - Е.И. Рожков по доверенности от 12.05.2022 Nб/н,
в отсутствии представителей от:
- уполномоченного органа - Комитета государственного заказа Правительства Хабаровского края, ООО "Авиакомпания "СКОЛ" - уведомлены о дате, времени и месте рассмотрения дела, участие в заседании комиссии не обеспечили, в том числе посредством видеоконференцсвязи.
Рассмотрев материалы дела N 7-3/220 по обращению заказчика - Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Хабаровский территориальный центр медицины катастроф" Министерства здравоохранения Хабаровского края о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об Обществе с ограниченной ответственностью "Авиакомпания "СКОЛ" (ИНН 8602142790), генеральном директоре и учредителе Шилове Сергее Владимировиче (ИНН 860204207740) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения государственного контракта, заключенного по результатам проведения электронного аукциона N0122200002520007083, на выполнение авиационных работ в целях оказания медицинской помощи (скорой специализированной медицинской помощи), с применением авиации.
УСТАНОВИЛА:
09.09.2021 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступила обращение заказчика - КГБУЗ "Хабаровский территориальный центр медицины катастроф" Министерства здравоохранения Хабаровского края о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об Обществе с ограниченной ответственностью "Авиакомпания "СКОЛ" (ИНН 8602142790), в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения государственного контракта, заключенного по результатам проведения электронного аукциона N0122200002520007083, на выполнение авиационных работ в целях оказания медицинской помощи (скорой специализированной медицинской помощи), с применением авиации.
16.09.2021 Комиссией Хабаровского УФАС России принято решение NРНП-27-350 о не включении сведений об ООО "Авиакомпания "СКОЛ" в реестр недобросовестных поставщиков.
Не согласившись с указанным решением, КГБУЗ "Хабаровский территориальный центр медицины катастроф" Министерства здравоохранения Хабаровского края обратилось в Арбитражный суд Хабаровского краю с заявлением о признании недействительным решения Хабаровского УФАС России от 16.09.2021 NРНП-27-350 (исх. от 20.09.2021 N7/9708).
Вступившим в законную силу Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 04.04.2022 по делу NА73-17635/2021 признано недействительным решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 16.09.2021 NРНП-27-350 с обязанием Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю повторного рассмотрения заявления КГБУЗ "Хабаровский территориальный центр медицины катастроф" Министерства здравоохранения Хабаровского края в отношении ООО "Авиакомпания "СКОЛ".
С целью исполнения Решения Арбитражного суда Хабаровского края от 04.04.2022 по делу NА73-17635/2021, Комиссией Хабаровского УФАС России рассмотрено (повторно) обращение заказчика - КГБУЗ "Хабаровский территориальный центр медицины катастроф" Министерства здравоохранения Хабаровского края (вх. от 09.09.2021 N7/12944).
В рамках рассмотрения поступившего обращения, на основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)") Хабаровским УФАС России проведена внеплановая проверка, в ходе которой установлено следующее.
Извещение о проведении электронного аукциона N0122200002520007083 размещено в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) https://zakupki.gov.ru 26.11.2020.
Дата и время начала подачи заявок: 26.11.2020.
Дата и время окончания подачи заявок: 04.12.2020.
Дата проведения аукциона в электронной форме 08.12.2020.
Объект закупки - выполнение авиационных работ в целях оказания медицинской помощи (скорой специализированной медицинской помощи), с применением авиации.
Начальная (максимальная) цена контракта 189 992 677, 86 рублей.
Источник финансирования: Хабаровский край - Средства бюджетных учреждений.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 07.12.2020 N0122200002520007083 подано 4 заявки участников, допущенные участию в аукционе.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона N0122200002520007083 от 02.02.2021 по результатам рассмотрения вторых частей заявок победителем ООО "Авиакомпания "СКОЛ", второе место АО "ЮТЭЙР-ВЕРТОЛЕТНЫЕ УСЛУГИ".
Частью 1 статьи 83.2 Закона о контрактной системе установлено, что по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем электронной процедуры, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником этой процедуры, заявка которого на участие в этой процедуре признана соответствующей требованиям, установленным документацией и (или) извещением о закупке.
30.12.2020 между заказчиком и ООО "Авиакомпания "СКОЛ" заключен контракт N15-1-12/2020 (далее - Контракт), реестровый номер Контракта 2272402068621000013.
Предмет контракта - выполнение авиационных работ в целях оказания медицинской помощи (скорой специализированной медицинской помощи), с применением авиации (п. 1.1 Контракта).
Цена контракта составляет 141 544 473, 22 руб. (п. 2.1 Контракта).
Срок завершения работ - с 01.01.2021 по 31.12.2021 (п. 5.1 Контракта).
В силу п. 4.4 Контракта исполнитель обязан:
4.4.1. Выполнить работы, предусмотренные настоящим контрактом, в соответствии с Технической частью и в сроки, установленные в Разделе 5 "Сроки, место и условия выполнения работ" контракта.
4.4.6. Гарантировать качество выполненных работ.
4.4.7. Выполнять полеты по санитарным заданиям заказчика на ВС, оговоренных в Техническом части.
4.4.8. Обеспечить готовность экипажей и ВС к вылету не позднее, чем через один час с момента получения санитарного задания от заказчика, в ночное время - в согласованное сторонами время.
4.4.9. Выполнять полеты по маршруту, указанному заказчиком в задании к полету (Приложение 3).
Согласно п. 14.1 Контракта настоящий контракт может быть расторгнут:
- по соглашению сторон;
- в судебном порядке;
- в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
В силу п. 14.2 Контракта заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в следующих случаях:
14.2.1 В случае просрочки выполнения работ более чем на 30 дней.
14.2.2 В иных случаях, предусмотренных действующим законодательством.
14.3 Заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в случае, если в ходе исполнения контракта установлено, что исполнитель не соответствует установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям к участникам закупки или представил недостоверную информацию о своем соответствии таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения исполнителя.
В соответствии с п.14.4 Контракта расторжение контракта в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 95 Федерального закона N 44-ФЗ.
Материалами дела установлено, что с 23.06.2021 принятые ООО "Авиакомпания "СКОЛ" обязательства не исполняются, авиационные работы в целях оказания медицинской помощи (скорой специализированной медицинской помощи), с применением авиации не осуществляются.
05.07.2021 заказчиком в адрес исполнителя направлена претензия (исх. N 01/33/742).
20.07.2021 заказчиком в адрес общества направлена повторная претензия (исх. N01-33/832).
По состоянию на 25.07.2021 ответов от ООО "Авиакомпания "СКОЛ" в адрес заказчика не поступало, просрочка по исполнению Контракта составила 32 календарных дня.
26.07.2021 на основании п. 14.1, п. 14.2 Контракта заказчиком в связи с ненадлежащим исполнением ООО "Авиакомпания "СКОЛ" условий заключенного контакта принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 30.12.2020 N15-1-12/2020. Принятое решение об одностороннем расторжении контракта размещено в Единой информационной системе в сфере закупок 26.07.2021.
В настоящее время ООО "Авиакомпания "СКОЛ" работы по контракту не завершены, Контракт исполнен частично.
Указанное явилось основанием для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Проанализировав представленные заказчиком документы, а также информацию, размещенную в Единой информационной системе в сфере закупок, письменные пояснения исполнителя о причинах неисполнения обязательств по Контракту, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к следующим выводам.
В силу требований части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно части 8 статьи 95 Закона о контрактной системе, а также 14.1 пункта Контракта расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны от контракта от исполнения контракта в соответствии с нормами Гражданского законодательства.
В соответствии с частью 12 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
Как установлено Комиссией Хабаровского УФАС России, 26.07.2021 заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Данное решение заказчиком направлено в адрес ООО "Авиакомпания "СКОЛ" заказным письмом с уведомлением N68000958034663 от 27.07.2021. Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено в ЕИС 26.07.2021.
При определении даты вступления в силу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заказчик исходил с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
Таким образом, датой надлежащего уведомления поставщика о принятии решения заказчиком об одностороннем отказе следует считать 26.08.2021.
Согласно части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика, об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии со статьей 193 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Исходя из даты размещения в ЕИС (26.07.2021) одностороннего отказа от исполнения контракта, датой надлежащего уведомления является 26.08.2021, датой расторжения контракта является 07.09.2021. Информация, подлежащая включению в реестр недобросовестных поставщиков об ООО "Авиакомпания "СКОЛ" направлена заказчиком в Хабаровское УФАС России - 09.09.2021.
Также в ходе проведения проверки Комиссией Хабаровского УФАС России установлено следующее.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Исходя из положений данной нормы, реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной в целях обеспечения исполнения лицами принятых на себя обязательствах в рамках осуществления процедуры закупок. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав лица на участие в течение установленного срока в процедурах торгов по осуществлению государственных и муниципальных закупок.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое ненадлежащее исполнение контракта, которое предполагает недобросовестное поведение исполнителя, совершение им умышленных действий (бездействий) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности надлежащего исполнения контракта и нарушающих права заказчика, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств.
Недобросовестное поведение поставщика заключается в неоднократном нарушение сроков выполнения работ (оказания услуг, поставки товаров), отказе поставщика (подрядчика, исполнителя) от выполнения условий контракта, введения заказчика в заблуждение относительно соответствия выполняемых работ (услуг) условиям документации и требованиям контракта.
Как мера публичной ответственности такое включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков должно отвечать принципам справедливости, соразмерности, пропорциональности государственного принуждения характеру совершенного правонарушения.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в постановлениях от 12.05.1998 N 14-П, от 15.07.1999 N 11-П, от 30.07.2001 N 13-П санкции, налагаемые органами государственной власти, являются мерой юридической ответственности, поэтому размер взыскания должен отвечать критерию соразмерности и применяться с соблюдением принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированности, с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.
Следовательно, для возникновения таких правовых последствий как признание участника закупки недобросовестным поставщиком, антимонопольный орган не вправе ограничиваться формальным установлением факта несоблюдения положений законодательства, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения поставщика в реестр недобросовестных поставщиков.
На 16.09.2021 ООО "Авиакомпания "СКОЛ" не устранены нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
ООО "Авиакомпания "СКОЛ" представило пояснения невозможности исполнения контракта, обоснования причин неисполнения, рекомендательные и благодарственные письма от заказчиков. Согласно пояснениям с 22.06.2021 Обществом не исполнялись обязательства по контракту, в виду того, что Федеральным агентством воздушного транспорта Российской Федерации Приказом N 430-П от 22.06.2021 введены ограничения в действие сертификата эксплуатанта ООО "Авиакомпания "СКОЛ" на выполнение коммерческих воздушны перевозок N228 и сертификата эксплуатанта на выполнение авиационных работ N АР-07-11-005 путем аннулирования спецификаций на воздушные суда. В связи с введенными ограничениями воздушные суда не могут эксплуатироваться ООО "Авиакомпания "СКОЛ" для выполнение полетов, в том числе в целях выполнения полетов санитарной авиации. Все воздушные суда, находящиеся в парке авиакомпании, пригодные для выполнения полетов не могут эксплуатироваться из-за введенных ограничений. В авиационном парке ООО "Авиакомпания "СКОЛ", не осталось воздушных судов, соответствующих требованиям законодательства для выполнения авиационных работ в целях оказания медицинской помощи.
Вместе с тем, в адрес ООО "Авиакомпания "Скол" направлялись претензии от 05.07.2021 N 01/33/742, от 20.07.2021 N01-33/832 с требованием о незамедлительном предоставлении воздушного судна или резервного воздушного судна, которые получены Обществом, однако воздушное судно или резервное воздушное судно не были предоставлены. Действия Общества свидетельствуют о его недобросовестности при исполнении обязательств по контракту. Своими действиями ООО "Авиакомпания "Скол" нарушило права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта, поставило под угрозу эффективное использование бюджетных средств, в предусмотренном бюджетным законодательством порядке и нарушает обеспечение публичных интересов в этих правоотношениях. Обществом нарушены также права лиц, являющихся непосредственными получателями услуги, поставлено под угрозу сохранение жизни и здоровья граждан. Действия Общества не позволили удовлетворить государственную нужду, связанную с выполнением авиационных работ в целях оказания медицинской помощи выполняемых с использованием полетов гражданских воздушных судов для оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи авиамедицинской выездной бригадой скорой медицинской помощи и (или) выездной экстренной консультативной бригадой скорой медицинской помощи.
Согласно п. 4.2.10 Контракта Заказчик обязан подавать Исполнителю задание на выполнение полета и сообщать номер санитарного задания по телефону через производственно-диспетчерскую службу Исполнителя с последующим подтверждением письменным Заданием к полету.
При этом, с 23.06.2021 ООО "Авиакомпания "Скол" перестало выполнять задания заказчика.
Согласно данным ЕИС стоимость исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств составила 105 037 896, 65 рублей (исполнение контракта составило 74,2%). Фактически оплачено Заказчиком - 105 037 896, 65 рублей.
26.06.2021 Общество сообщило Заказчику о том, 22.06.2021 Росавиацией введен запрет на выполнение полетов ООО "Авиакомпания "СКОЛ" на 35 воздушных суднах (на основании Приказа HP 430-п о 22.06.2021). При этом в письме общество указало, что планирует решить вопрос о снятии ограничений до конца июня 2021, и авиакомпания продолжит выполнять принятые на себя обязательства.
Также в материалы дела представлена переписка (запросы и ответы) с другими авиакомпаниями (ООО Авиакомпания "Янтарь", АО "2-ой Архангельский ОАО", ЗАО "Авиакомпания Роствертол-Авиа"), которые отказались от выполнения субподрядных работ в ввиду отсутствия воздушного судна, соответствующего техническому заданию.
Таким образом, указанные задания Заказчика не могли быть исполнены Обществом в связи с утратой последним права пользования воздушными суднами, используемыми для выполнения работ по контракту, резервными воздушными судами ООО "Авиакомпания "СКОЛ" не обладает и дальнейшее исполнение обязательств невозможно.
19.07.2021 ООО "Авиакомпания "СКОЛ" обратилось к Заказчику с просьбой о расторжении контракта по соглашению сторон (письмо N4053-КД).
Однако достаточных мер по соблюдению законодательства Российской Федерации и недопущению наложения ограничений на использование воздушных судов, обеспечивающих надлежащее исполнение государственного контракта, участником закупки не принято, что привело к его неисполнению и существенному нарушению условий контракта.
Рассмотрев все материалы дела, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о том, что хозяйствующий субъект (ООО "Авиакомпания "СКОЛ"), обязанный соблюдать действующее законодательство, отказался (уклонился) от надлежащего исполнения контракта, что свидетельствует о недобросовестности действий вышеуказанного субъекта и наличии оснований для включения сведений об Обществе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Исходя из вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)"), Комиссия Хабаровского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Включить сведения, представленные заказчиком - КГБУЗ "Хабаровский территориальный центр медицины катастроф" Министерства здравоохранения Хабаровского края в реестр недобросовестных поставщиков об Обществе с ограниченной ответственностью "Авиакомпания "СКОЛ" (ИНН 8602142790), генеральном директоре и учредителе Шилове Сергее Владимировиче (ИНН 860204207740) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения государственного контракта, заключенного по результатам проведения электронного аукциона N0122200002520007083, на выполнение авиационных работ в целях оказания медицинской помощи (скорой специализированной медицинской помощи), с применением авиации, сроком на два года.
2. Исчисление срока установить с первоначального рассмотрения обращения Заказчика - КГБУЗ "Хабаровский территориальный центр медицины катастроф" Министерства здравоохранения Хабаровского края, а именно с даты принятия решения Управлением Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 16.09.2021 NРНП-27-350.
Настоящее решение может быть обжаловано в трехмесячный срок со дня его принятия в Арбитражный суд.
Председатель Комиссии: |
|
|
Члены Комиссии: |
|
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.