Резолютивная часть решения объявлена 12 мая 2022 года
Решение изготовлено в полном объеме 17 мая 2022 года г. Ярославль
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по контролю закупок (далее также - Комиссия) в составе: председатель Комиссии - заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля закупок Потемкина Т. В., члены Комиссии - заместитель начальника отдела контроля закупок Савичева К. А., главный специалист-эксперт отдела контроля закупок Ерофеева И. С., с участием:
заявитель, общество с ограниченной ответственностью "Айрус" (далее также - ООО "Айрус", общество), обеспечил участие в рассмотрении жалобы генерального директора Жукова Н. С. посредством видеоконференцсвязи;
заказчик, государственное бюджетное учреждение здравоохранения Ярославской области Борисоглебская центральная районная больница (далее также - ГБУЗ ЯО Борисоглебская ЦРБ, заказчик), обеспечил участие в рассмотрении жалобы представителя по доверенности Жаровой А. А. посредством видеоконференцсвязи,
индивидуальный предприниматель Четверикова Лидия Сергеевна (далее также - ИП Четверикова Л. С.) представителя не направил, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы уведомлен надлежащим образом;
общество с ограниченной ответственностью "ВИПАКС +" (далее также - ООО "ВИПАКС+") представителя не направило, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы уведомлено надлежащим образом;
оператор, акционерное общество "Сбербанк - Автоматизированная система торгов", представителя не направил, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы уведомлен надлежащим образом;
рассмотрев жалобу ООО "Айрус" на действия аукционной комиссии заказчика, ГБУЗ ЯО Борисоглебская ЦРБ, при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку камер видеонаблюдения для нужд ГБУЗ ЯО Борисоглебская ЦРБ (извещение N 0371300001922000052) (далее также - электронный аукцион, аукцион, закупка) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ, законодательство о контрактной системе), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент, утвержденный приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14),
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (далее - Ярославское УФАС России) поступила жалоба ООО "Айрус" на действия аукционной комиссии заказчика, ГБУЗ ЯО Борисоглебская ЦРБ, при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку камер видеонаблюдения для нужд ГБУЗ ЯО Борисоглебская ЦРБ (извещение N 0371300001922000052) (далее - жалоба).
По мнению заявителя, аукционная комиссия заказчика неправомерно признала заявку ИП Четвериковой Л. С. на участие в электронном аукционе соответствующей требованиям, установленным извещением о проведении закупки, в то время как должна была отклонить такую заявку на основании пункта 4 части 12 статьи 48 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (в случае, предусмотренном нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, а именно постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации").
Таким образом, заявитель просит признать жалобу обоснованной и выдать аукционной комиссии заказчика предписание об устранении допущенных нарушений.
Заслушав позиции представителей заявителя и заказчика, а также изучив представленные документы и материалы, Комиссия установила следующее.
Заказчиком, ГБУЗ ЯО Борисоглебская ЦРБ, в единой информационной системе (официальный сайт в сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru) 25.04.2022 размещено извещение N 0371300001922000052 о проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку камер видеонаблюдения для нужд ГБУЗ ЯО Борисоглебская ЦРБ.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 278 600,00 рублей.
В силу части 1 статьи 49 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
Пунктом 3 части 2 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать в числе прочего следующий электронный документ: требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкцию по ее заполнению.
В соответствии с частью 1 статьи 43 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать помимо прочего информацию и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае, если в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) установлены предусмотренные указанной статьей запреты, ограничения, условия допуска). В случае отсутствия таких информации и документов в заявке на участие в закупке такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
В силу части 3 статьи 14 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок.
Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 настоящей статьи (часть 4 статьи 14 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства РФ от 10.07.2019 N 878) утвержден, в частности, прилагаемый перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - перечень).
Закупаемый в рамках рассматриваемого электронного аукциона товар отнесен заказчиком к коду ОКПД2 26.70.13.000, который, в свою очередь, входит в вышеуказанный перечень.
Таким образом, заказчиком в извещении об осуществлении закупки в отношении закупаемого товара должны быть установлены ограничения допуска в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878.
В извещении, сформированном с использованием единой информационной системы, в разделе "Ограничения" заказчиком установлено следующее: "
1 Запрет на допуск товаров, работ, услуг при осуществлении закупок, а также ограничения и условия допуска в соответствии с требованиями, установленными ст. 14 Закона N 44-ФЗ Дополнительная информация к ограничению отсутствует | ||||||||||||||||
". |
В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 подтверждением страны происхождения радиоэлектронной продукции является одно из следующих условий:
а) наличие сведений о такой продукции в реестре и соответствие информации о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации требованиям, установленным для целей осуществления закупок постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации" (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) соответствующих операций (условий);
б) наличие сведений о такой продукции в евразийском реестре промышленных товаров государств - членов Евразийского экономического союза, правила формирования и ведения которого устанавливаются правом Евразийского экономического союза (далее - евразийский реестр промышленных товаров), и соответствие информации о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории государства - члена Евразийского экономического союза требованиям, установленным решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 ноября 2020 г. N 105 "Об утверждении Правил определения страны происхождения отдельных видов товаров для целей государственных (муниципальных) закупок" (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) соответствующих операций (условий);
в) наличие сертификата о происхождении товара, выдаваемого уполномоченным органом (организацией) государства - члена Евразийского экономического союза по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г., и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными указанными Правилами (далее - сертификат по форме СТ-1), - для целей осуществления закупок радиоэлектронной продукции, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе в сфере закупок либо приглашения принять участие в которых направлены:
до 30 июня 2022 г. включительно - в отношении радиоэлектронной продукции, кроме продукции, указанной в абзаце третьем настоящего подпункта, страной происхождения которой являются государства - члены Евразийского экономического союза (за исключением Российской Федерации);
до 31 декабря 2022 г. включительно - в отношении радиоэлектронной продукции, являющейся медицинским изделием и классифицируемой в рамках следующих кодов в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014: 26.51.53.140, 26.51.53.190, 26.51.70.110, 26.60.11.111, 26.60.11.112, 26.60.11.113, 26.60.12.110, 26.60.12.129, 32.50.1, 32.50.21.112, 26.60.11.119, 26.60.11.120, 26.60.11.129, 26.60.11.130, 26.60.12.111, 26.60.12.119, 26.60.12.120, 26.60.12.124, 27.40.39.110, 32.50.13.190, 32.50.13, 26.60.12.121, 26.60.12.122, 26.60.12.123, 26.60.12.131, 26.60.12.132, 26.60.13.130, 26.60.13.190, 26.60.13, 26.60.13.120, 26.60.13.140, 26.60.13.150, 26.60.13.180, 26.60.13.190, 28.25.13.110, 32.50.50, 28.25.14.110, 32.50.50.190, 32.50.12, 32.50.21.121, 32.50.21.122, 32.50.21.129, 32.50.21.160, 32.99.59.000.
Пунктом 3(1) Постановления Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 установлено, что для подтверждения соответствия радиоэлектронной продукции условиям, предусмотренным подпунктами "а" - "в" пункта 3 настоящего постановления, участник закупки в составе заявки на участие в закупке представляет следующие документы и (или) информацию соответственно:
номер реестровой записи из реестра, а также информация о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации, если такое предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации" (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) соответствующих операций (условий);
номер реестровой записи из евразийского реестра промышленных товаров, а также информация о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории государства - члена Евразийского экономического союза, если такое предусмотрено решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 ноября 2020 г. N 105 "Об утверждении Правил определения страны происхождения отдельных видов товаров для целей государственных (муниципальных) закупок" (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) соответствующих операций (условий);
копия сертификата по форме СТ-1.
В электронном документе "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкцию по ее заполнению", являющемся составной частью извещения об осуществлении закупки, заказчиком в числе прочего установлено следующее:
3. Информация и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 Федерального закона N 44-ФЗ (в случае, если в извещении об осуществлении закупки установлены предусмотренные указанной статьей запреты, ограничения, условия допуска). В случае отсутствия таких информации и документов в заявке на участие в закупке такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами |
В рамках приказа Минфина России от 04 июня 2018 г. N 126н: - указание (декларирование) наименования страны происхождения поставляемого товара. В рамках Постановления Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 N 878***: - наличие сведений о такой продукции в реестре и соответствие информации о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации требованиям, установленным для целей осуществления закупок постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации" (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) соответствующих операций (условий); или - наличие сведений о такой продукции в евразийском реестре промышленных товаров государств - членов Евразийского экономического союза, правила формирования и ведения которого устанавливаются правом Евразийского экономического союза (далее - евразийский реестр промышленных товаров), и соответствие информации о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории государства - члена Евразийского экономического союза требованиям, установленным решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 ноября 2020 г. N 105 "Об утверждении Правил определения страны происхождения отдельных видов товаров для целей государственных (муниципальных) закупок" (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) соответствующих операций (условий) или - наличие сертификата о происхождении товара, выдаваемого уполномоченным органом (организацией) государства - члена Евразийского экономического союза по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г., и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными указанными Правилами (далее - сертификат по форме СТ-1) |
*** Указанные ограничения допуска не применяются к товарам, происходящих из отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки, члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 4 части 12 статьи 48 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению, в частности, в случае, предусмотренном нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона).
Пунктом 3 Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 установлено, что при осуществлении закупок радиоэлектронной продукции, включенной в перечень, заказчик отклоняет все заявки, содержащие предложения о поставке радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), при условии, что на участие в закупке подана 1 (или более) удовлетворяющая требованиям извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" предусмотрена документация о закупке) заявка, содержащая предложение о поставке радиоэлектронной продукции, страной происхождения которой являются только государства - члены Евразийского экономического союза.
В соответствии с частью 1 статьи 43 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать помимо прочего информацию и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае, если в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) установлены предусмотренные указанной статьей запреты, ограничения, условия допуска). В случае отсутствия таких информации и документов в заявке на участие в закупке такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Из протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (N 0371300001922000052) от 04.05.2022, размещенного заказчиком в день его подписания в единой информационной системе, следует, что на участие в рассматриваемом электронном аукционе подано двенадцать заявок; семь заявок признаны аукционной комиссией заказчика соответствующими требованиям, установленным извещением об осуществлении закупки; пять заявок признаны аукционной комиссией заказчика не соответствующими требованиям извещения об осуществлении закупки (из них четыре - на основании пункта 4 части 12 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ; одна - на основании пункта 1 части 12 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ); победителем закупки признан участник закупки с идентификационным номером заявки 150 (ИП Четверикова Л. С.).
Изучив заявки на участие в электронном аукционе на право заключения государственного контракта на поставку камер видеонаблюдения для нужд ГБУЗ ЯО Борисоглебская ЦРБ (извещение N 0371300001922000052), Комиссия установила, что на участие в рассматриваемой закупке подана как минимум одна удовлетворяющая требованиям извещения об осуществлении закупки заявка, содержащая предложение о поставке радиоэлектронной продукции, страной происхождения которой является государство - член Евразийского экономического союза (Российская Федерация).
Так, например, участник закупки ООО "ВИПАКС+" (идентификационный номер заявки 102) предложил к поставке товар российского происхождения и приложил в качестве подтверждающих страну происхождения документов Сертификат о происхождении товара по форме СТ-1 (N 1014002259, выдан Торгово-промышленной палатой Российской Федерации Союз "Пермская торгово-промышленная палата"), а также документ, содержащий сведения о реестровой записи предлагаемого к поставке товара в реестре российской промышленной продукции (РЭ-1475/21, 28.06.2022).
Следовательно, при указанных обстоятельствах заявки участников закупки, содержащие предложения о поставке товаров иностранного происхождения, а также заявки участников закупки, приравненные к таким заявкам в соответствии с частью 1 статьи 43 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ, должны быть отклонены аукционной комиссией заказчика на основании пункта 4 части 12 статьи 48 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Комиссией установлено, что заявка победителя закупки ИП Четвериковой Л. С. (идентификационный номер заявки 150) содержит предложение о поставке товара со страной происхождения Российская Федерация, однако в составе данной заявки отсутствуют надлежащие документы, подтверждающие страну происхождения товара.
Учитывая изложенное, заявка участника закупки ИП Четвериковой Л. С. должна быть приравнена к заявке, содержащей предложение о поставке товара иностранного происхождения, и, как следствие, должна быть отклонена аукционной комиссией заказчика на основании пункта 4 части 12 статьи 48 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Таким образом, аукционная комиссия заказчика, признав заявку участника закупки ИП Четвериковой Л. С. соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки, в то время как имелось основание для отклонения такой заявки по пункту 4 части 12 статьи 48 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, допустила тем самым нарушение подпункта "а" пункта 1 части 5 статьи 49, пункта 4 части 12 статьи 48 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Данные действия аукционной комиссии заказчика содержат в себе признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 КоАП РФ.
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14, Комиссия Ярославского УФАС России по контролю закупок,
решила:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Айрус" (ИНН 5401953352, ОГРН 1155476053809) на действия аукционной комиссии заказчика, государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ярославской области Борисоглебская центральная районная больница (ИНН 7614003091, ОГРН 1027601072157), при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку камер видеонаблюдения для нужд ГБУЗ ЯО Борисоглебская ЦРБ (извещение N 0371300001922000052) обоснованной.
2. Признать аукционную комиссию заказчика, государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ярославской области Борисоглебская центральная районная больница (ИНН 7614003091, ОГРН 1027601072157), нарушившей подпункт "а" пункта 1 части 5 статьи 49, пункт 4 части 12 статьи 48 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
3. Выдать аукционной комиссии заказчика, государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ярославской области Борисоглебская центральная районная больница (ИНН 7614003091, ОГРН 1027601072157), обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
4. Передать материалы решения уполномоченному должностному лицу Ярославского УФАС России для принятия мер в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии: Т. В. Потемкина |
Члены Комиссии: К. А. Савичева
И. С. Ерофеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.