Резолютивная часть решения оглашена 13.05.2022
В полном объеме решение изготовлено 18.05.2022
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя управления-начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Сарсенбаевой Е.Н. |
- |
старшего специалиста 1 разряда отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Кулезневой Е.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь статьями 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев обращение ОГБУ "ЧРЦНИТ" (далее - заказчик) о расторжении контракта с индивидуальным предпринимателем Шапошниковым Александром Викторовичем (далее - ИП Шапошников А.В., индивидуальный предприниматель) в одностороннем порядке по решению заказчика, заключенного по итогам проведения электронного аукциона на поставку автоматизированных рабочих мест (изв. N 0369200036821000016) (далее - аукцион), и о включении сведений об ИП Шапошникове А.В. в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта и расторжением контракта N 03692000368210000160001 от 06.12.2021, заключенного по итогам проведения аукциона, при дистанционном участии представителей заказчика Шафиковой Е.А., Меньшиковой Е.В., Глинских Е.А., действующих на основании доверенностей N 16 от 12.05.2022, N 15 от 12.05.2022, N 14 от 12.05.2022,
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России 05.05.2022 поступило обращение заказчика о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) ИП Шапошникова А.В. в порядке, предусмотренном статьей 104 Закона о контрактной системе.
Согласно материалам дела заказчиком объявлен аукцион путем размещения в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru 16.11.2021 извещения о закупке.
Начальная (максимальная) цена контракта - 933 540,00 рублей.
Контракт N 03692000368210000160001 от 06.12.2021 расторгнут по решению заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта 05.05.2022.
Исходя из обращения ОГБУ "ЧРЦНИТ", ИП Шапошниковым А.В. нарушены условия исполнения контракта. В связи с этим, заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в порядке, предусмотренном статьей 95 Закона о контрактной системе.
Изучив представленные заказчиком документы, заслушав пояснения, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Согласно части 1 статьи 523 Гражданского кодекса РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон.
Исходя из содержания абзаца четвертого пункта 2 статьи 450 Гражданского кодекса РФ, существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
В силу части 2 статьи 523 Гражданского кодекса РФ нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях:
- поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок;
- неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
Частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 12.2 контракта предусмотрена возможность расторжения контракта путем одностороннего отказа стороны контракта от его исполнения в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с пунктом 3 части 6 статьи 8 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 1 января до 1 июля 2022 года в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения открытого аукциона в электронной форме, заказчик:
а) направляет такое решение поставщику (подрядчику, исполнителю) в порядке, установленном частью 12.2 статьи 95 Закона о контрактной системе (в редакции настоящего Федерального закона);
б) не позднее дня направления решения (в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта) размещает такое решение в единой информационной системе в сфере закупок по правилам, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона;
в) в случае неполучения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, направленного в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта, либо информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта считается день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта.
Согласно части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта такое решение передается лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку или направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте. Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления считается:
1) дата, указанная лицом, имеющим право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), в расписке о получении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (в случае передачи такого решения лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку);
2) дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, предусмотренного настоящей частью, либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (в случае направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным письмом).
В силу части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Материалами дела установлено, что победителем аукциона признан ИП Шапошников А.В. с предложением о цене контракта 629 202,80 рублей.
Контракт N 03692000368210000160001 заключен между заказчиком и ИП Шапошниковым А.В. 06.12.2021.
Пунктами 1.1, 1.2 контракта предусмотрено, что поставщик обязуется поставить автоматизированные рабочие места (далее - товар), а заказчик обязуется принять и оплатить товар в порядке и на условиях, предусмотренных контрактом. Наименование, количество и иные характеристики поставляемого товара указаны в спецификации (приложение N 1 к контракту), являющейся неотъемлемой частью контракта.
В силу пункта 3.1 контракта поставщик самостоятельно доставляет товар заказчику по адресу: г. Челябинск, ул. Труда, 78, офис 614, в рабочие дни (понедельник-пятница) 9-00 до 16-00, в течение 10 рабочих дней с момента подписания контракта.
В рамках исполнения контракта ИП Шапошниковым А.В. заказчику в регламентированный срок поставлен товар, что подтверждается копиями акта приема-передачи товара от 10.12.2021, универсального передаточного документа N 424 от 10.12.2021, счета на оплату N УТ-400667 от 10.12.2021.
По результатам проведения экспертизы поставленного товара заказчиком составлено заключение от 17.12.2021, а также составлен мотивированный отказ от подписания акта приемки товара (исх. от 17.12.2021 N 02-02-16/462). В данных документах заказчиком поставщику отказано в приемке товара (автоматизированных рабочих мест), поскольку поставленные автоматизированные рабочие места в количестве двенадцати штук не соответствуют спецификации к контракту в части показателя "Частота процессора" (согласно спецификации частота процессора 3,4 ГГц; фактически поставлен процессор IntelR CoreTM i5-10400, у которого частота процессора 2,9 ГГц), а также в части показателя "Интерфейс подключения" (согласно спецификации в отношении показателя указано значение DVI; фактически поставлен товар с отсутствующим интерфейсом DVI). В заключении от 17.12.2021 заказчиком поставщику предложено устранить указанные недостатки в течение 10 рабочих дней с момента получения мотивированного отказа от подписания акта приемки товара.
Согласно материалам дела ИП Шапошниковым А.В. устранен недостаток в части показателя "Интерфейс подключения" путем замены товара (монитор LCD LG 27" 27MK430H-B), не соответствующего требованиям спецификации, на товар (монитор LCD AOC 27" 27B2D), соответствующий требованиям спецификации к контракту, о чем свидетельствует копия акта устранения недостатков от 14.01.2022.
В части показателя "Частота процессора" ИП Шапошниковым А.В. в письме N 21-20-31 от 23.12.2021 указано, что центральный процессор, поставленный индивидуальным предпринимателем в составе автоматизированного рабочего места, полностью удовлетворяет требованиям спецификации, поскольку с учетом наличия у процессора технологии IntelR Turbo Boost, увеличивающей частоту оборудования до необходимого уровня, частота процессора составляет 4,3 ГГц без использования сторонних методов повышения частоты. Письмо индивидуального предпринимателя N 21-20-31 от 23.12.2021 получено заказчиком 14.01.2022, о чем свидетельствует соответствующая отметка.
По результатам проведения повторной экспертизы товара, поставленного взамен, заказчиком составлено заключение N 2 от 18.01.2022, а также составлен мотивированный отказ от подписания акта приемки товара (исх. от 18.01.2022 N 02-08/17). В данных документах заказчиком поставщику отказано в приемке товара (автоматизированных рабочих мест), поскольку поставленные автоматизированные рабочие места не соответствуют спецификации к контракту в части показателя "Частота процессора" (согласно спецификации частота процессора 3,4 ГГц; фактически поставлен процессор IntelR CoreTM i5-10400, у которого частота процессора 2,9 ГГц; по состоянию на 18.01.2022 данный недостаток поставщиком не устранен). В заключении N 2 от 18.01.2022 заказчиком поставщику предложено устранить указанный недостаток в течение 10 рабочих дней с момента получения мотивированного отказа от подписания акта приемки товара. Заключение N 2 от 18.01.2022, мотивированный отказ от подписания акта приемки товара (исх. от 18.01.2022 N 02-08/17) направлены заказчиком в адрес ИП Шапошникова А.В. заказным письмом 19.01.2022. Согласно отчету об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 45409067432909 документы получены индивидуальным предпринимателем 31.01.2022.
Как следует из материалов дела, по состоянию на 15.04.2022 ответа от ИП Шапошникова А.В. заказчику не поступило; выявленный заказчиком недостаток товара в части показателя "Частота процессора" поставщиком не устранен. В связи с указанными обстоятельствами, заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (исх. от 15.04.2022).
Указанное решение размещено заказчиком 15.04.2022 в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru. Данный документ направлен ИП Шапошникову А.В. 15.04.2022 заказным письмом на адрес, указанный в контракте. Кроме того, решение направлено заказчиком индивидуальному предпринимателю 15.04.2022 по электронной почте.
Вместе с тем, разместив в единой информационной системе, в реестре контрактов решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, заказчик тем самым расторг контракт ранее срока, предусмотренного частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе. Указанное обстоятельство свидетельствует о неполном соответствии действий заказчика подпункту "б" пункта 3 части 6 статьи 8 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ.
Исходя из пояснений представителей ОГБУ "ЧРЦНИТ", заказчиком с учетом информации из отчета об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 45409067419597 определена дата надлежащего уведомления поставщика о принятом решении, а именно 21.04.2022. По истечении десяти дней с даты надлежащего уведомления, а именно 05.05.2022 заказчик посчитал рассматриваемый контракт расторгнутым.
Комиссия Челябинского УФАС России, рассматривающая вопрос о внесении сведений в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта одностороннего отказа заказчика, не выявляя иные связанные с ним обстоятельства.
Необходимо отметить, что Комиссия антимонопольного органа не обладает полномочиями по разрешению гражданско-правовых разногласий и оценке обстоятельств, связанных с исполнением контракта, по следующим основаниям.
Согласно статье 118 Конституции Российской Федерации правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. По смыслу данной статьи во взаимосвязи со статьей 10 Конституции Российской Федерации, именно суду принадлежит исключительное полномочие принимать окончательные решения в споре о праве, что, в свою очередь, означает недопустимость подмены иными органами государственной власти компетенции суда посредством юрисдикционного акта административного органа.
Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой государственного принуждения, установленной законодателем в целях обеспечения добросовестного исполнения участником закупки принятых на себя в рамках контрактной системы обязательств.
Одним из последствий такого включения является ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в государственных и муниципальных закупках.
Другим немаловажным последствием является умаление деловой репутации, поскольку фактом включения юридического лица в федеральный реестр недобросовестных поставщиков опровергается презумпция добросовестности такого лица как участника гражданских правоотношений. При этом, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, направленным на развитие конкуренции и предотвращение злоупотреблений в сфере закупок и, следовательно, является механизмом защиты публичных интересов.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N15-П).
Такой правовой подход подлежит применению и в данном случае, тем более что последствия по наложению санкции в виде включения сведений о лице в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) могут иметь серьезный экономический характер.
Для возникновения таких правовых последствий как признание заявителя недобросовестным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) антимонопольный орган не вправе ограничиваться формальным установлением факта несоблюдения положений законодательства, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения победителя аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
Таким образом, для включения в реестр недобросовестных поставщиков, в том числе в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения договора, помимо факта нарушения подрядчиком существенных условий договора о сроке выполнения работ (оказания услуг), необходимо установить направленность его воли и недобросовестный характер поведения.
Рассмотрев все обстоятельства дела, Комиссия антимонопольного органа считает необходимым отметить следующее.
ИП Шапошниковым А.В. в рамках исполнения рассматриваемого контракта, в регламентированный срок поставлен товар заказчику, что подтверждается копиями акта приема-передачи товара от 10.12.2021, универсального передаточного документа N 424 от 10.12.2021, счета на оплату N УТ-400667 от 10.12.2021.
Также индивидуальным предпринимателем совершены действия, направленные на устранение недостатков товара в части показателя "Интерфейс подключения", о чем свидетельствует копия акта устранения недостатков от 14.01.2022.
Исходя из материалов дела, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта принято заказчиком на основании пункта 1 части 15 статьи 95 Закона о контрактной системе, в связи с несоответствием поставленного индивидуальным предпринимателем товара условиям контракта.
В данном случае, расторжение контракта с поставщиком не связано с существенным нарушением условий контракта.
Следует отметить, что согласно пункту 1 части 15 статьи 95 Закона о контрактной системе, в случае несоответствия поставленного товара условиям контракта, заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. При этом, сведения о поставщике не включаются в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Указанная позиция отражена в письме ФАС России от 16.03.2017 N ИА/16790/17.
С учетом изложенного, антимонопольный орган приходит к выводу об отсутствии оснований для включения ИП Шапошникова А.В. в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Комиссия, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе и Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные ОГБУ "ЧРЦНИТ" в отношении индивидуального предпринимателя Шапошникова Александра Викторовича (450022, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. генерала Горбатова, д. 3, кв. 211, ИНН 027411063330), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии Е.Н. Сарсенбаева
Е.В. Кулезнева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 18 мая 2022 г. N 074/06/104-1179/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.05.2022