Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Кировского УФАС России) в составе:
Зам. председателя комиссии:
- заместителя руководителя - начальника отдела КЗ Кировского УФАС России;
Членов комиссии:
- ведущего специалиста-эксперта отдела КЗ Комиссия Кировского УФАС России;
- ведущего специалиста-эксперта отдела КЗ Комиссия Кировского УФАС России;
при участии посредством ВКС:
- представителей ООО "Дельрус-ЗУРЦ" по доверенностям,
рассмотрев материалы КОГБУЗ "Кировская областная клиническая больница" (далее - Заказчик) о включении сведений об ООО "Дельрус-ЗУРЦ" (далее - Поставщик, Общество) в реестр недобросовестных поставщиков,
УСТАНОВИЛА:
11.05.2022 г. в Кировское УФАС России поступили материалы от КОГБУЗ "Кировская областная клиническая больница" о включении сведений в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) ООО "Дельрус-ЗУРЦ" в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта от 10.01.2022 г. года N 03402000033210141300001 на поставку расходных материалов для автоматического анализатора СОЭ Test 1 Alifax (закрытая система) (извещение N 0340200003321014130).
В соответствии с ч. 7 ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) рассмотрение указанного заявления и материалов назначено на 17.05.2022 г., отложено на 18.05.2022 г., стороны извещены по адресам электронной почты.
В целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств, защиты добросовестной конкуренции и предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов со стороны недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков) Законом о контрактной системе предусмотрено ведение реестра недобросовестных поставщиков.
Согласно ч. 1 ст. 104 Закона о контрактной системе ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее также - реестр недобросовестных поставщиков) осуществляется в единой информационной системе путем размещения в ней федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, информации, предусмотренной настоящей статьей.
В соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" Федеральная антимонопольная служба определена федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и согласования применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (за исключением полномочий на осуществление функций по контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа и в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, которые не относятся к государственному оборонному заказу и сведения о которых составляют государственную тайну, и по согласованию применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в случаях закупок товаров, работ, услуг, необходимых для обеспечения федеральных нужд, если сведения о таких нуждах составляют государственную тайну, а также закупок товаров, работ, услуг, сведения о которых составляют государственную тайну, для обеспечения федеральных нужд при условии, что такие сведения содержатся в документации о закупке или в проекте контракта).
Согласно п. 7.10. Приказа ФАС России от 23.07.2015 N 649/15 "Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы" территориальный орган в пределах компетенции территориального органа принимает решения о включении сведений о недобросовестных поставщиках в реестр недобросовестных поставщиков (исключении из реестра недобросовестных поставщиков).
Порядок ведения Реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) определен Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации".
В силу ч. 7 ст. 104 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
Согласно представленным документам Заказчика установлено, что по направленной 13.01.2022 г. заявке Поставщиком произведена поставка товара 21.01.2022 г., однако, товар не был принят Заказчиком, в связи с несоответствием товара. 14.02.2022 г. Поставщиком произведена замена товара, однако, он вновь не был принят Заказчиком в связи с его несоответствием. Заказчиком велась с Поставщиком претензионная работа, однако, обязательства по Контракту надлежащим образом не исполнены, в связи с чем 22.04.2022 г. принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, которое было направлено Поставщику по электронной почте, по почте заказным письмом с уведомлением о вручении, а также размещено в ЕИС.
Представители Поставщика пояснили, что Обществом были совершены все возможные меры для надлежащего исполнения Контракта, однако, действия третьих лиц не позволили Поставщику осуществить поставку в сроки, предусмотренные Контрактом. Общество осуществляло поставку оригинальных картриджей, приобретенных у официального представителя Alifax. В соответствии с письмом ООО "Алифакс" в РФ и странах СНГ смарт-карты с номиналом 23000 тестов являются универсальными для всех анализаторов для определения скорости оседания эритроцитов. Согласно руководству по эксплуатации универсальная смарт-карта может загружать тесты в любые приборы TEST 1. Просит не включать в Реестр недобросовестных поставщиков.
Рассмотрев представленные материалы, заслушав пояснения сторон, Комиссия Кировского УФАС России пришла к следующим выводам.
02.12.2021 г. на официальном сайте ЕИС размещено извещение N 0340200003321014130 о проведении электронного аукциона на поставку расходных материалов для автоматического анализатора СОЭ Test 1 Alifax (закрытая система).
По результатам проведенного электронного аукциона между Заказчиком и ООО "Дельрус-ЗУРЦ" 10.01.2022 г. был заключен Контракт на поставку расходных материалов для автоматического анализатора СОЭ Test 1 Alifax (закрытая система) на общую сумму 2 167 000,00 рублей (далее - Контракт).
В соответствии с п. 1.1. Контракта Поставщик обязуется поставить Заказчику расходные материалы для автоматического анализатора СОЭ Test 1 Alifax (закрытая система) (далее - Товар) в соответствии со Спецификацией, являющейся Приложением N1 к настоящему Контракту, а Заказчик обязуется принять и оплатить поставленный Товар, в срок, установленный Контрактом.
В силу п. 1.3. Контракта Наименование, количество, и стоимость Товара определены Сторонами в спецификации, являющейся неотъемлемой частью Контракта (Приложение N1 к Контракту).
Согласно п. 3.4 Контракта поставка товара осуществляется по заявкам Заказчика в течение 20 календарных дней с момента направления заявки. Количество и объем заявок зависят от потребности Заказчика, возникшей в период действия Контракта. Поставка товара без заявки Заказчика или поставка товара в объеме отличном от предусмотренного заявкой Заказчика не допускается. Поставка по направленной заявке осуществляется в полном объеме, частичная поставка не допускается. Датой поставки товара считается дата поступления всего заявленного товара в полном объеме с предоставлением документов, указанных в п. 2.2.3., 3.5., 3.6. При невыполнении данного условия, товар считается не поставленным, принятию и оплате не подлежит. Направление заявок осуществляется по факсу, электронной почте, указанных в разделе "Адреса и реквизиты сторон". Количество и объем заявок зависят от финансирования Заказчика.
При обнаружении несоответствия качества, количества и ассортимента товара данный факт отражается в накладной или составляется акт о несоответствии товара, подписанный членами комиссии, о чем поставщик извещается уведомлением о вызове. Акт о несоответствии товара, а также уведомление о вызове представителя направляются по электронной почте на адрес, указанный в разделе "Адреса и реквизиты сторон". Дальнейшая приемка товара осуществляется только в присутствии уполномоченного представителя Поставщика. Представитель одногороднего Поставщика обязан явиться по вызову Заказчика не позднее чем на следующий рабочий день после получения вызова, иногороднего - не позднее трех рабочих после получения вызова, не считая времени, необходимого для проезда (п. 3.8 Контракта).
В соответствии с п. 3.9 Контракта товар, не соответствующий требованиям, указанным в законодательстве для определения качества товаров и Контракте, считается не поставленным.
Поставщик обязан заменить товар не соответствующего качества или возвратить заказчику уплаченную за него стоимость в течение 5 (пяти) дней с момента предъявления претензии. Все расходы, связанные с возвратом некачественного товара, в том числе расходы в связи с проведением контроля качества товара несет Поставщик. Поставщик обязан возместить расходы, связанные с возвратом некачественного товара, в течение 5 (пяти) дней с момента предъявления претензии (3.12. Контракта).
Спецификацией (Приложение N 1 к Контракту) к поставке требуется товар со следующими характеристиками:
Наименование товара |
Наименование страны происхождения товара |
Описание требований (функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, единицы измерения) |
Минимальные и (или) максимальные, неизменяемые значения характеристики |
Ед. изм. |
Кол-во |
Цена за ед., руб. |
Сумма, руб. |
Многопараметровая смарт-карта |
Италия |
Назначение: для увеличения количества доступных тестов для работы на автоматических анализаторах СОЭ |
|
шт. |
5 |
433 400,00 |
2 167 000,00 |
Количество выполняемых тестов, шт. |
20000 |
||||||
Совместимость с анализатором СОЭ Test 1 Alifax, имеющимся у Заказчика |
|
||||||
Итого: |
2 167 000,00 |
13.01.2022 г. в адрес Поставщика направлена заявка на поставку многопараметровой смарт-карты в количестве 1 шт. на сумму 433 400,00 руб. В соответствии с условиями п. 3.4 Контракта поставка товара должна быть осуществлена не позднее 02.02.2022 г.
Получив заявку от Заказчика, Общество 14.01.2022 г. направило заявку на поставку смарт-карты в количестве 1 шт. своему контрагенту - официальному дистрибьютору производителя Alifax - ООО "Дельрус" со сроком поставки до 20.01.2022 г.
Общество не является производителем товара и для исполнения своих обязательств по Контракту, а имеет заключенный договор N 34-12/2017 от 08.12.2017 г. с дистрибьютором ООО "Дельрус". В качестве подтверждения того, что ООО "Дельрус" является авторизованным дистрибьютером производителя необходимого Заказчику товара (Alifax), представлено письмо об авторизации от 03.02.2022 г.
18.01.2022 г. ООО "Дельрус" поставило в адрес Общества смарт-карту в количестве 1 шт.
21.01.2022 г. Поставщиком осуществлена поставка смарт-карты по заявке от 13.01.2022 г., однако, товар не был принят Заказчиком.
26.01.2022 г. Заказчиком составлен акт о несоответствии товара, поскольку анализатор Alifax выдает ошибку, свидетельствующую о том, что карта не подходит к анализатору и не может быть использована. На основании изложенного, Заказчик принял решение отказать в принятии товара, а также вызвать для участия представителя Поставщика на основании п. 3.8 Контракта. В этот же день составлено уведомление о вызове сотрудника Поставщика для участия в приемке товара и составления двустороннего акта.
В этот же день Поставщик направил в адрес ООО "Дельрус" не принятую Заказчиком смарт-карту, что подтверждается представленной в материалы РНП счет-фактурой NЗКО00000050 от 26.01.2022 г.
В связи с необходимостью осуществить замену поставленного Заказчику товара, не соответствующего условиям Контракта, Общество 09.02.2022 г. получило от ООО "Дельрус" смарт-карту и 14.02.2022 г. осуществило ее поставку в адрес Заказчика.
16.02.2022 г. вновь составлен акт о несоответствии товара, поскольку анализатор Alifax выдает ошибку, свидетельствующую о том, что карта не подходит к анализатору и не может быть использована. В этот же день составлено уведомление о вызове сотрудника Поставщика для участия в приемке товара и составления двустороннего акта.
19.02.2022 г. Поставщик направил в адрес ООО "Дельрус" не принятую Заказчиком смарт-карту, что подтверждается представленной в материалы РНП счет-фактурой NЗКО00000085.
Представители Поставщика пояснили, что, закупая товар у официального дистрибьютора производителя Alifax, Поставщик исходил из добросовестности последнего при исполнении им своих обязательств.
25.02.2022 г. Поставщик написал в адрес ООО "Дельрус" письмо, в котором указывает, что поставленная, взамен не принятой конечным потребителем 26.01.2022 г., смарт-карта повторно не была принята КОГБУЗ "Кировская областная клиническая больница", в связи с чем просит предпринять все возможные меры для выполнения договорных обязательств и осуществить поставку товара в течении трех дней.
02.03.2022 г. ООО "Дельрус" в адрес ООО "Дельрус-ЗУРЦ" направлено гарантийное письмо, в котором указано на готовность произвести замену смарт-карты с браком, однако, согласно информации, полученной от производителя Alifax, в настоящее время срок поставки товара значительно увеличился, причиной увеличения сроков являются санкции, введённые США и странами Евросоюза в отношении РФ, что повлекло частичное и полное ограничение транспортных перевозок и ужесточение таможенных правил. Указывает, что прогнозируемый срок поставки товара не ранее 27.04.2022 г.
Представители Поставщика пояснили, что Обществом предпринимались попытки для закупки товара у других дистрибьюторов в целях осуществления поставки Заказчику и 23.03.2022 г. Обществом было получено коммерческое предложение от ООО "Медиа Сервис АБВ" от 21.03.2022 г., однако, без заключенного договора ООО "Медиа Сервис АБВ" отказалось выставить счет на оплату смарт-карты.
17.03.2022 г. Заказчик направил в адрес Поставщика претензию N 1565, согласно которой просит поставить товар согласно заявке от 13.01.2022 г. в полном объеме в течение 7 дней с момента получения претензии, а также уплатить пени в размере 12135,20 руб.
29.03.2022 г. и 06.04.2022 г. в адрес Поставщика направлены очередные претензии N 1828, и N 2099, согласно которым товар надлежащего качества Заказчику не поставлен, в связи с чем он вновь просит осуществить поставку товара согласно заявке от 08.12.2021 г. в полном объеме в течение 7 дней с момента получения претензий, соответственно, а также уплатить пени в размере 3756,13 руб. и 2 311,47 руб.
14.04.2022 г. в ответ на претензии N 1828 и N 2099 Общество сообщает о поставке смарт-карт до 12.05.2022 г. с указанием обстоятельств, послуживших причиной для задержки товара.
По состоянию на 22.04.2022 г. товар надлежащего качества Заказчику не поставлен.
Согласно п. 7.5 Контракта Заказчик вправе отказаться от исполнения Контракта в одностороннем внесудебном порядке в случаях:
7.5.1. Поставки Товара ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для Заказчика срок;
7.5.2. Нарушение поставщиком сроков поставки товара, предусмотренных контрактом, более чем на 14 календарных дней;
7.5.3. В иных случаях, предусмотренных гражданским законодательствам.
Согласно статье 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со статьей 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
В соответствии с п. 2 ст. 450 ГК РФ, существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Согласно п. 2 ст. 523 ГК РФ нарушение договора Поставщиком предполагается существенным в случаях поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок; неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
В соответствии с ч. 8 ст. 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
С 01.01.2022 г. до 01.07.2022 г. ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе (в ред. ФЗ от 02.07.2021 N 360-ФЗ) не применяется. Регулирование на указанный период установлено ФЗ от 02.07.2021 N 360-ФЗ.
Согласно п. 3 ч. 6 ст. 8 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в случае принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заказчик:
а) направляет такое решение поставщику (подрядчику, исполнителю) в порядке, установленном частью 12.2 статьи 95 Закона о контрактной системе (в редакции настоящего Федерального закона);
б) не позднее дня направления решения (в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта) размещает такое решение в единой информационной системе в сфере закупок по правилам, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона;
в) в случае неполучения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, направленного в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта, либо информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта считается день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта.
В силу ч. 12.2 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, такое решение передается лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку или направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте. Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления считается:
1) дата, указанная лицом, имеющим право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), в расписке о получении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (в случае передачи такого решения лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку);
2) дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, предусмотренного настоящей частью, либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (в случае направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным письмом).
22.04.2022 г. Заказчиком принято Решение N 2678 об одностороннем отказе от исполнения Контракта, в связи с существенным нарушением условий Контракта. В этот же день Решение размещено в ЕИС, а также направлено заказным письмом с уведомлением о вручении.
Согласно отчету об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 80092871988026, 26.04.2022 г. - вручение адресату почтальоном.
Таким образом, датой надлежащего уведомления Заказчиком Поставщика является дата получения Заказчиком подтверждения о вручении Поставщику заказного письма - 26.04.2022 г.
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Согласно представленной в материалы РНП счет-фактуре NБА00-0000337 от 25.04.2022 г. ООО "Дельрус" направило в адрес ООО "Дельруз-ЗУРЦ" смарт-карту в количестве 1 шт.
27.04.2022 г. между ООО "Медиа Сервис АБВ" и ООО "Дельрус-ЗУРЦ" заключен договор поставки N 70/22, согласно которому срок поставки товара осуществляется в течении 90 (девяносто) дней от даты принятия Поставщиком от Покупателя заявки на согласованную партию Товара.
29.04.2022 г. ООО "Дельрус-ЗУРЦ" направило в адрес Заказчика письмо N б/н с приложением, в котором указывает на возможную причину, по которой смарт-карта не считывается на анализаторе Заказчика, в связи с чем Общество готово направить Заказчику специалиста для решения возникшего вопроса.
Представители Поставщика пояснили, что данное письмо было направлено в адрес Заказчика, поскольку Общество предприняло попытку выяснить причину неполадки двух смарт-карт, поставленных в адрес ООО "Дельрус-ЗУРЦ" - ООО "Дельрус".
04.05.2022 г. ООО "Медиа Сервис АБВ" выставило счет N ЗК-2074 ООО "Дельрус-ЗУРЦ" на смарт-карту в количестве 1 шт.
05.05.2022 г. по электронной почте ООО "Медиа Сервис АБВ" сообщило Поставщику, что товара нет в наличии, срок поставки следующей партии неизвестен.
Представители Поставщика при рассмотрении материалов РНП пояснили, что 28.04.2022 г. и 06.05.2022 г. Обществом была осуществлена попытка поставки товара, однако, он не был принят Заказчиком.
Представитель Заказчика 17.05.2022 г. пояснил, что в указанные даты товар Заказчику не поставлялся.
Вместе с тем, при рассмотрении вопроса о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
11.05.2022 г. Поставщик оплатил ООО "Медиа Сервис АБВ" смарт-карту по счету N ЗК-2074 от 04.05.2022 г., что подтверждается представленным в материалы дела платежным поручением N 905.
Учитывая, что в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта нарушения условий контракта, послужившие основаниями для принятия указанного решения, не устранены, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с частью 13 статьи 95 Закона вступило в законную силу 11.05.2022 г.
В соответствии с ч. 16 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
При рассмотрении материалов РНП представитель Заказчика 17.05.2022 г. пояснил, что на момент одностороннего расторжения контракта просрок по поставке составил 97 дней, в связи с чем на сегодняшний день Заказчик вынужден сократить количество исследований, проводящихся с использованием автоматического анализатора. Таким образом, у Заказчика сформировалась особая потребность в многопараметровых смарт-карт на 20 000 определений скорости оседания эритроцитов.
Правовым последствием нарушения условий контракта является включение сведений о поставщике в реестр недобросовестных поставщиков, что является дополнительной мерой ответственности, помимо тех, которые предусмотрены ст. 34 Закона о контрактной системе (пени, штрафы).
Платежными поручениями N 906, 907, 908, 909 от 12.05.2022 г. Поставщик осуществил оплату пени по Контракту по претензиям N 1565 от 17.03.2022 г., N 1828 от 29.03.2022 г., N 2099 от 06.04.2022 г., N3067 от 11.05.2022 г. в размере 8494,64 руб., 2629,29 руб., 1618,03 руб., 4854,08 руб.
Согласно ч. 4 ст. 104 Закона о контрактной системе Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с настоящим Федеральным законом участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 настоящей статьи.
Информация, предусмотренная частью 4 статьи 104 Закона о контрактной системе, направлена Заказчиком в адрес Кировского УФАС России в установленный законом срок - 11.05.2022 г.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Включение в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах. Как мера публичной ответственности такое включение общества в реестр недобросовестных поставщиков должно отвечать принципам справедливости, соразмерности, пропорциональности государственного принуждения характеру совершенного правонарушения.
Согласно части 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 18.07.2008 N 10-П федеральный законодатель, обладая достаточной свободой усмотрения в определении конкретных видов государственного контроля (надзора), оснований, форм, способов, методов, процедур, сроков его проведения, состава мер государственного принуждения, применяемых по итогам контрольных мероприятий, а также конкретного порядка финансового обеспечения, вместе с тем связан общими конституционными принципами организации системы органов государственной власти, а осуществляемое им регулирование должно соответствовать юридической природе и характеру общественных отношений, складывающихся в сфере государственного контроля (надзора), вводимые же ограничения прав и свобод граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью, - быть соразмерными конституционно значимым целям и во всяком случае не создавать препятствий их экономической самостоятельности и инициативе.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, применяемые государственными органами санкции должны назначаться с учетом характера допущенного нарушения, размера причиненного вреда, наличия и степени вины нарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (постановления от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П).
Реестр недобросовестных поставщиков является мерой публично-правового характера, антимонопольный орган в каждом конкретном случае выясняет причины неисполнения контракта и оценивает существенность допущенного нарушения.
Вместе с тем, отказ Заказчика от исполнения контракта имеет значение не как такового основания для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков, а выступает поводом для передачи сведений о допущенных нарушениях уполномоченному органу, для проведения проверки этих сведений в соответствии с частью 7 статьи 104 Закона N 44-ФЗ.
Верховный Суд Российской Федерации также неоднократно разъяснял, что при рассмотрении вопроса о законности решения уполномоченного органа о включении или невключении лица в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. Иное противоречит задачам арбитражного судопроизводства. Антимонопольный орган при принятии решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков не должен ограничиваться формальной проверкой, а должен устанавливать по делу обстоятельства недобросовестного поведения поставщика.
Включение сведений об участнике размещения заказа в реестр недобросовестных поставщиков осуществляется лишь в случае, если антимонопольный орган в результате проведенной проверки установит факт уклонения участника размещения заказа от заключения контракта, выявит обстоятельства, свидетельствующие о намерении участника размещения заказа отказаться от заключения контракта, о направленности его действий на несоблюдение условий контракта или уклонение от его исполнения.
Согласно п.п. в) п. 15 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил поставщиком представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Получив заявку Заказчика, 14.01.2022 г. Общество направило заявку своему контрагенту, для исполнения обязательств перед Заказчиком. Кроме того, Обществом оплачен и 21.01.2022 г. поставлен товар по заявке от 13.01.2022 г. в пределах срока по Контракту, однако, товар не был принят Заказчиком. Для устранения допущенного нарушения Обществом 14.02.2022 г. поставлена новая смарт-карта, которая вновь не была принята Заказчиком по причине несовместимости смарт-карты и анализатора.
Выявленные нарушения о несовместимости при поставке смарт-карт не могло быть выявлено на моменте поставки товара в адрес ООО "Дельрус-ЗУРЦ", поскольку поставляемый в адрес Заказчика товар должен быть новым (товаром, который не был в употреблении, в ремонте, в том числе который не был восстановлен, у которого не была осуществлена замена составных частей, не были восстановлены потребительские свойства), а также поскольку совместимость товара определяется на конкретном аппарате. Исходя из представленных Обществом писем от ООО "Дельрус", оно не отрицает возможности поставки товара с браком.
Для исполнения обязательств по Контракту, Общество платежным поручением N 905 оплатило счет на поставку смарт-карты от ООО "Медиа Сервис АБВ", что дополнительно свидетельствует о предпринятых Обществом мерах по исполнению Контракта.
Вышеуказанное подтверждает факт не только намерения ООО "Дельрус-ЗУРЦ" исполнить Контракт, но и факт приложения Обществом усилий к урегулированию спорной ситуации.
Общество указывает на невозможность замены товара в установленный заказчиком срок, в связи с введением санкций в отношении России и связанным с этим ограничением.
Представитель Заказчика 17.05.2022 г. пояснил, что введенные санкции не могут оправдать действия Поставщика по нарушению срока поставки товара по Контракту, поскольку товар должен быть поставлен до 02.02.2022 г. (до введения санкций).
В данном случае необходимо отметить, что товар Обществом был поставлен дважды 21.01.2022 г. и 14.02.2022 г., однако, товар не соответствовал условиям Контракта, о чем Поставщик при оплате, получении и поставке смарт-карт, не мог знать, полагаясь на то, что ООО "Дельрус" является авторизованным дистрибьютором производителя анализатора Alifax.
При этом, Заказчик претензиями N 1828 от 29.03.2022 г. N 2099 от 06.04.2022 г. просит осуществить поставку товара в течении семи дней с момента получения претензии.
В связи с чем, введенные политические или экономические санкции иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц, и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера, могли повлиять на сроки устранения допущенного нарушения условий Контракта, после повторного отказа Заказчика от приемки товара.
Односторонний отказ Заказчика от исполнения контракта свидетельствует о существенном нарушении Поставщиком условий контракта, однако, Обществом, при рассмотрении материалов РНП, представлены доказательства объективной невозможности исполнения принятых на себя обязательств, представлены доказательства принятия возможных, своевременных и достаточных мер к устранению выявленных нарушений, что не может свидетельствовать о недобросовестности ООО "Дельрус-ЗУРЦ".
Представленные Обществом в материалы дела информация и сведения свидетельствуют о направленности действий ООО "Дельрус-ЗУРЦ" на соблюдение условий Контракта, что не позволяет сделать вывод о наличии в действиях последнего недобросовестного поведения или злонамеренного уклонения от исполнения Контракта или несоблюдения его условий.
Как разъяснено в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения. По общему правилу части 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
ООО "Дельрус-ЗУРЦ" относится к микропредприятиям, включено в Реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Согласно информации из ЕИС, Общество является активным участником закупок и имеет более 1000 контрактов, которые исполнены или находятся на стадии исполнения.
Участие в закупках, представляет собой возможность для ООО "Дельрус-ЗУРЦ" в условиях экономической неустойчивой ситуации в стране, стабильного продолжения осуществления предпринимательской деятельности, сохранив рабочие места.
В данном случае, фактические обстоятельства дела не подтверждают совершения ООО "Дельрус-ЗУРЦ" умышленных действий (бездействия) и недобросовестного поведения. Иных доказательств, являющихся безусловным основанием для вывода о наличии оснований для включения в реестр недобросовестных поставщиков сведений об Обществе, Заказчиком не представлено.
Руководствуясь ст. 99, ст.104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" комиссия,
РЕШИЛА:
Сведения, представленные КОГБУЗ "Кировская областная клиническая больница" о включении сведений об ООО "Дельрус-ЗУРЦ" в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта от 10.01.2022 г. года N 03402000033210141300001 на поставку расходных материалов для автоматического анализатора СОЭ Test 1 Alifax (закрытая система) (извещение N 0340200003321014130) не включать.
В соответствии с ч. 11 ст. 104 ФЗ от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Зам. председателя комиссии
Члены комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области от 18 мая 2022 г. N 043/06/104-412/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.05.2022