Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Кировского УФАС России) в составе:
Зам. председателя комиссии:
- заместителя руководителя - начальника отдела КЗ Кировского УФАС России;
Членов комиссии:
- ведущего специалиста-эксперта отдела КЗ Комиссия Кировского УФАС России;
- ведущего специалиста-эксперта отдела КЗ Комиссия Кировского УФАС России;
при участии посредством ВКС:
- представителя индивидуального предпринимателя по доверенности от 15.05.2022 г.,
рассмотрев материалы ФКУ ИК-6 УФСИН России по Кировской области (далее - Заказчик) о включении сведений об индивидуальном предпринимателе (далее - Поставщик) в реестр недобросовестных поставщиков,
УСТАНОВИЛА:
16.05.2022 г. в Единой информационной системе в сфере закупок размещено обращение ФКУ ИК-6 УФСИН России по Кировской области о включении сведений в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) ИП в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта от 22.11.2021 г. года N 03401000119210000800001 на поставку дисковых и рамных пил (извещение N 0340100011921000080).
В соответствии с ч. 7 ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) рассмотрение указанного заявления и материалов назначено на 20.05.2022 г., отложено на 23.05.2022 г., стороны извещены по адресам электронной почты.
В целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств, защиты добросовестной конкуренции и предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов со стороны недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков) Законом о контрактной системе предусмотрено ведение реестра недобросовестных поставщиков.
Согласно ч. 1 ст. 104 Закона о контрактной системе ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее также - реестр недобросовестных поставщиков) осуществляется в единой информационной системе путем размещения в ней федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, информации, предусмотренной настоящей статьей.
В соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" Федеральная антимонопольная служба определена федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и согласования применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (за исключением полномочий на осуществление функций по контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа и в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, которые не относятся к государственному оборонному заказу и сведения о которых составляют государственную тайну, и по согласованию применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в случаях закупок товаров, работ, услуг, необходимых для обеспечения федеральных нужд, если сведения о таких нуждах составляют государственную тайну, а также закупок товаров, работ, услуг, сведения о которых составляют государственную тайну, для обеспечения федеральных нужд при условии, что такие сведения содержатся в документации о закупке или в проекте контракта).
Согласно п. 7.10. Приказа ФАС России от 23.07.2015 N 649/15 "Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы" территориальный орган в пределах компетенции территориального органа принимает решения о включении сведений о недобросовестных поставщиках в реестр недобросовестных поставщиков (исключении из реестра недобросовестных поставщиков).
Порядок ведения Реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) определен Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации".
В силу ч. 7 ст. 104 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
Заказчиком в Единой информационной системе в сфере закупок размещено обращение о расторжении контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением Поставщиком условии контракта, поскольку в регламентированные сроки Поставщиком не произведена поставка товара в полном объеме.
Представитель Поставщика пояснил, что ИП в соответствии со взятыми на себя обязательствами приступил к выполнению обязательств по Контракту, а именно: осуществил закупку расходных материалов, необходимых для производства Товара по Контракту, а также осуществил частичную поставку Товара, который был в наличии у Поставщика. В процессе исполнения Контракта возникли сложности, поскольку контрагент ИП не осуществил поставку необходимых расходных материалов (до 15.12.2021 г.), в связи с чем произошла задержка поставки товара в адрес Заказчика. Поставщик известил Заказчика о задержке поставки комплектующих для пил, в связи с чем Заказчик предложил расторгнуть контракт по соглашению сторон, однако товар, необходимый к поставке, был заказан, и в скорейшие сроки должен быть поставлен, в связи с чем ИП отказался расторгать Контракт по соглашению сторон, что свидетельствует о намерении последнего исполнить Контракт. Для урегулирования конфликтной ситуации ИП предложил произвести ремонт старых дисковых пил (замену напаек, заточку, правку и доставку) своими силами и за свой счет, однако данное предложение осталось без ответа. Просит не включать в Реестр недобросовестных поставщиков.
Рассмотрев представленные материалы, заслушав пояснения Поставщика, Комиссия Кировского УФАС России пришла к следующим выводам.
20.10.2021 г. на официальном сайте ЕИС размещено извещение N 0340100011921000080 о проведении электронного аукциона на поставку дисковых и рамных пил.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 29.10.2021 г. индивидуальный предприниматель подал заявку на участие в закупке N 0340100011921000080 - 25.10.2021 г.
27.10.2021 г. между индивидуальным предпринимателем и ООО "Спецтрейд" заключен договор N 3799 на поставку компонентов и расходных материалов для производства товара, необходимого Заказчику (зуб твердосплавный, припой для твердосплавных пластин к автоматическому станку) со сроком поставки до 15.12.2021 г.
Представить Поставщика пояснил, что индивидуальный предприниматель является производителем пил, при этом Поставщик в соответствии со взятыми на себя обязательствами, приступил к выполнению обязательств по Контракту, часть Товара у индивидуального предпринимателя находилась в наличии, часть комплектующих для производства Товара была заказана у компаний партнеров заблаговременно.
По результатам проведенного электронного аукциона между Заказчиком и индивидуальным предпринимателем 22.11.2021 г. был заключен Контракт на поставку дисковых и рамных пил на общую сумму 740 439,36 рублей (далее - Контракт).
В соответствии с п. 1.1. Контракта в соответствии с Контрактом Поставщик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные Контрактом, осуществить поставку дисковых и рамных пил (далее - Товар) в соответствии со Спецификацией (приложение N1 к Контракту).
В силу п. 5.1. Контракта поставщик обязан доставить Государственному заказчику товар, предусмотренный настоящим Контрактом по адресу: Кировская область, Омутнинский м. р-н, Восточное г.п., дор. Восточный-Филипповка, д. 2, стр. 1 в течение 30 календарных дней с момента заключения Контракта.
Спецификацией (Приложение N 1 к Контракту) к поставке требуются пила рамная без стеллита; пила дисковая с твёрдосплавными пластинами, с зачистными ножами 500*50*4,8/3,2(24z+24)+6; пила рамная со стеллитом; пила дисковая с твёрдосплавными пластинами 350*50*3,6/2,5*24z; пила дисковая с твёрдосплавными пластинами, с зачистными ножами 450*50*4,6/3,0(24z+24)+4; пила дисковая 750*50*24z+6; пила дисковая 750*50*4.0*60z.
В соответствии с п. 5.1 Контракта Поставщик обязан поставить товар не позднее 22.12.2021 г.
Представитель Поставщика пояснил, что 03.12.2021 г. произведена частичная поставка товара на сумму 183 329,48 руб., что подтверждается подписанным сторонами счет-фактурой N 43 от 03.12.2021 г. Согласно представленному в материалы РНП счет-фактуре N 43 - 22.12.2022 г. Заказчиком произведена приемка поставленного товара.
05.12.2021 г. от ООО ТД "Спутник" в адрес индивидуального предпринимателя направлено письмо, согласно которому, на поступивший запрос о покупке корпуса пил, твердосплавной наплавке и припоя, общество сообщает, что товар с указанными параметрами не производится на территории РФ, в связи с чем потребуется поставка товара из-за границы, на основании чего срок поставки компонентов составит от 40 до 50 рабочих дней.
06.12.2021 г. от ООО "Инструмент.Ру" в адрес индивидуального предпринимателя направлено письмо, согласно которому, на поступивший запрос о покупке корпуса пил, твердосплавной наплавке и припоя, общество сообщает, что ориентировочные сроки поставки 60-80 календарных дней, поскольку запрашиваемые компоненты отсутствуют на складе.
В этот же день от ООО "Технопром" поступила информация о готовности предоставить товар со сроком поставки 45-65 рабочих дней.
Представитель Поставщика пояснил, что 10.12.2021 г. от Заказчика поступило предложение расторгнуть государственный контракт по соглашению сторон. В качестве подтверждения указанного довода представлено соглашение о расторжение Контракта без указания даты документа с подписью начальника ФКУ ИК-6 УФСИН России по Кировской области.
14.12.2021 г. от ООО "Спецтрейд", с которым у ИП заключен договор на поставку компонентов и расходных материалов для производства товара, поступило письмо, в котором общество сообщает о покупке необходимого товара у контрагента в КНР, что подтверждается заявлением на перевод иностранной валюты N 21 от 29.10.2021 г., однако в результате локдауна введенного на территории г.Хэйхэ (КНР), заказ не был выполнен, ослабление локдауна начало происходить в начале декабря. В настоящее время товар готовится к отгрузке, ориентировочные сроки доставки до 27.01.2022 г., в связи с чем гарантирует поставку заказанного товара.
30.12.2021 г. индивидуальный предприниматель направил в адрес Заказчика письмо, которым подтверждает готовность поставить оставшуюся часть товара по Контракту. В связи с Covid-19 происходят большие задержки в цепочках поставок комплектующих, например, поставка твердосплавных напаек для дисковых пил увеличилась с 4 до 18 недель. Указывает, что ИП подтверждает согласие на оплату пени по Контракту. Предлагает срок отгрузки товара - конец января, начало февраля 2022 г.
26.01.2022 г. от ООО "Спецтрейд" поступило письмо, которым общество уведомляет, что заказанный товар находится на таможне и проходит таможенную проверку.
28.02.2022 г. Поставщик направил в адрес Заказчика письмо, которым подтверждает готовность исполнить Контракт, а также оплатить все штрафы и пени. Предложил в целях урегулирования конфликтной ситуации произвести ремонт старых дисковых пил (замену напаек, заточку, правку и доставку) своими силами и за свой счет.
03.03.2022 г. Заказчик в адрес Поставщика направил требование N 44/ТО/49/12-1495 об исполнении Контракта в срок до 15.03.2022 г., а также оплатить пени в размере 17608,05 руб.
Платежным поручением от 09.03.2022 г. N 108 индивидуальный предприниматель оплатил выставленные Заказчиком пени в размере 17608,05 руб.
15.03.2022 г. Поставщик направил в адрес Заказчика письмо, в котором указывает, что в процессе доставки товара из КНР возникли сложности на таможне, которые до настоящего времени не решены со стороны ООО "Спецтрейд", после направления претензии индивидуального предпринимателя, ООО "Спецтрейд" обратилось в торгово-промышленную палату для фиксации факта задержки поставки компонентов со стороны Федеральной таможенной службы, задержка возникла не по вине Поставщика.
По состоянию на 18.03.2022 г. товар Заказчику не поставлен.
Согласно п. 11.4 Контракта государственный Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
Согласно статье 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со статьей 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
В соответствии с п. 2 ст. 450 ГК РФ, существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Согласно п. 2 ст. 523 ГК РФ нарушение договора Поставщиком предполагается существенным в случаях поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок; неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
В соответствии с ч. 8 ст. 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
С 01.01.2022 г. до 01.07.2022 г. ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе (в ред. ФЗ от 02.07.2021 N 360-ФЗ) не применяется. Регулирование на указанный период установлено ФЗ от 02.07.2021 N 360-ФЗ.
Согласно п. 3 ч. 6 ст. 8 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в случае принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заказчик:
а) направляет такое решение поставщику (подрядчику, исполнителю) в порядке, установленном частью 12.2 статьи 95 Закона о контрактной системе (в редакции настоящего Федерального закона);
б) не позднее дня направления решения (в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта) размещает такое решение в единой информационной системе в сфере закупок по правилам, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона;
в) в случае неполучения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, направленного в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта, либо информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта считается день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта.
В силу ч. 12.2 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, такое решение передается лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку или направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте. Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления считается:
1) дата, указанная лицом, имеющим право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), в расписке о получении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (в случае передачи такого решения лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку);
2) дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, предусмотренного настоящей частью, либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (в случае направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным письмом).
18.03.2022 г. Заказчиком принято Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, в связи с существенным нарушением условий Контракта. В этот же день Решение размещено в ЕИС, а также направлено заказным письмом с уведомлением о вручении.
28.03.2022 г. ООО "Спецтрейд" осуществило поставку товара по договору N 3799 от 27.10.2021 г. в адрес индивидуального предпринимателя.
04.04.2022 г. и 07.04.2022 г. Поставщик в адрес Заказчика направил письма N04-04 и N 07-04, в которых просит согласовать поставку товара по Контракту и сообщить о готовности осуществить его приемку.
Согласно отчету об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 61274066032867 Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта 11.04.2022 г. - вручение адресату. Почтовое уведомление о вручении Поставщику решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта получено Заказчиком 23.04.2022 г.
Таким образом, датой надлежащего уведомления Заказчиком Поставщика является дата получения Заказчиком подтверждения о вручении Поставщику заказного письма - 23.04.2022 г.
11.04.2022 г. Поставщик направил в адрес Заказчика письмо, в котором указывает, что товар не поставлен по причине отсутствия ее согласования, в связи с чем повторно просит согласовать поставку.
12.04.2022 г. Заказчик в ответ на письма Поставщика N 04-04, N 11-04 сообщил, что до вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе Поставщик вправе осуществить поставку товара, однако, согласования от Заказчика поставки товара Контрактом не предусмотрено.
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Учитывая, что в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта нарушения условий контракта, послужившие основаниями для принятия указанного решения, не устранены, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с частью 13 статьи 95 Закона вступило в законную силу 05.05.2022 г.
В соответствии с ч. 16 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Согласно ч. 4 ст. 104 Закона о контрактной системе Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с настоящим Федеральным законом участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 настоящей статьи.
Таким образом, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков должно быть направлено Заказчиком в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок не позднее 12.05.2022 г.
Вместе с тем, в нарушение ч. 4 ст. 104 Закона о контрактной системе, обращение о включении информации о поставщике в реестр недобросовестных поставщиков, Заказчик направил в Кировское УФАС России только 16.05.2022 г.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Включение в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах. Как мера публичной ответственности такое включение общества в реестр недобросовестных поставщиков должно отвечать принципам справедливости, соразмерности, пропорциональности государственного принуждения характеру совершенного правонарушения.
Согласно части 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 18.07.2008 N 10-П федеральный законодатель, обладая достаточной свободой усмотрения в определении конкретных видов государственного контроля (надзора), оснований, форм, способов, методов, процедур, сроков его проведения, состава мер государственного принуждения, применяемых по итогам контрольных мероприятий, а также конкретного порядка финансового обеспечения, вместе с тем связан общими конституционными принципами организации системы органов государственной власти, а осуществляемое им регулирование должно соответствовать юридической природе и характеру общественных отношений, складывающихся в сфере государственного контроля (надзора), вводимые же ограничения прав и свобод граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью, - быть соразмерными конституционно значимым целям и во всяком случае не создавать препятствий их экономической самостоятельности и инициативе.
Реестр недобросовестных поставщиков является мерой публично-правового характера, антимонопольный орган в каждом конкретном случае выясняет причины неисполнения контракта и оценивает существенность допущенного нарушения.
Вместе с тем, отказ Заказчика от исполнения контракта имеет значение не как такового основания для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков, а выступает поводом для передачи сведений о допущенных нарушениях уполномоченному органу, для проведения проверки этих сведений в соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе.
Верховный Суд Российской Федерации также неоднократно разъяснял, что при рассмотрении вопроса о законности решения уполномоченного органа о включении или невключении лица в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. Иное противоречит задачам арбитражного судопроизводства. Антимонопольный орган при принятии решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков не должен ограничиваться формальной проверкой, а должен устанавливать по делу обстоятельства недобросовестного поведения поставщика.
Включение сведений об участнике размещения заказа в реестр недобросовестных поставщиков осуществляется лишь в случае, если антимонопольный орган в результате проведенной проверки установит факт уклонения участника размещения заказа от заключения контракта, выявит обстоятельства, свидетельствующие о намерении участника размещения заказа отказаться от заключения контракта, о направленности его действий на несоблюдение условий контракта или уклонение от его исполнения.
Согласно п.п. в) п. 15 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил поставщиком представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Для исполнения обязательств по Контракту, 27.10.2021 г. индивидуальный предприниматель заблаговременно заключил договор N 3799 с ООО "Спецтрейд" на поставку компонентов и расходных материалов для производства товара, необходимого Заказчику (зуб твердосплавный, припой для твердосплавных пластин к автоматическому станку), что свидетельствует о предпринятых Поставщиком мерах по исполнению Контракта.
Представленные пояснения и документы свидетельствуют о нарушении срока поставки товара, в связи с действиями третьих лиц, поскольку индивидуальный предприниматель осуществляет сборку необходимого Заказчику товара, из комплектующих, которые производятся не на территории РФ, что не может подтверждать недобросовестное поведении Поставщика при исполнении Контракта.
Индивидуальным предпринимателем запрошены коммерческие предложения у иных поставщиков расходных материалов, однако, предполагаемые сроки поставки также не позволяли исполнить Контракт в сроки, установленные Контрактом.
При участии в закупке Поставщик намеревался произвести поставку надлежащим образом и в сроки, установленные Контрактом, однако, по причине введения ограничительных мер, введенных в КНР в связи с распространением COVID-19, сроки поставки необходимых комплектующих увеличились, о чем Поставщик неоднократно уведомлял Заказчика, что подтверждается представленными материалами от Заказчика и Поставщика.
Вместе с тем, согласно письму ФАС России от 18.03.2020 N ИА/21684/20 "Об условиях закупки товаров, работ у единственного поставщика в период пандемии коронавируса" в связи с пандемией коронавирусной инфекции (COVID-19), указанная ситуация является обстоятельством непреодолимой силы, в связи с чем территориальным органам ФАС России необходимо учитывать данную позицию при рассмотрении жалоб, дел об административных правонарушениях, обращений о включении в реестр недобросовестных поставщиков, проведении проверок.
Односторонний отказ Заказчика от исполнения контракта свидетельствует о существенном нарушении Поставщиком условий контракта, однако, индивидуальным предпринимателем, при рассмотрении материалов РНП, представлены доказательства объективной невозможности исполнения принятых на себя обязательств, представлены доказательства принятия возможных, своевременных и достаточных мер к устранению выявленных нарушений, что не может свидетельствовать о недобросовестности Поставщика.
Представленные индивидуальным предпринимателем в материалы дела информация и сведения свидетельствуют о направленности действий Поставщика на соблюдение условий Контракта, что не позволяет сделать вывод о наличии в действиях последнего недобросовестного поведения или злонамеренного уклонения от исполнения Контракта или несоблюдения его условий.
Представитель Поставщика пояснил, что 12.04.2022 г. решение Заказчика об одностороннем отказе от 18.03.2022 г. вступило в законную силу и контракт считается расторгнутым, поскольку 11.04.2022 г. исходящим письмом N11-04 Исполнитель уведомил Заказчика о том, что получил решение и считает его незаконным поскольку Исполнитель в период вступления решения об одностороннем отказе в законную силу предпринимал попытки исправить сложившуюся ситуацию, однако не смог этого сделать в виду отсутствия согласования ситуации.
В связи с чем, бездействия Поставщика в период с 12.04.2022 г. по 05.05.2022 г. не свидетельствует о недобросовестности индивидуального предпринимателя, который посчитал решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта от 18.03.2022 г. вступившим в законную силу 12.04.2022 г.
Вместе с тем, при рассмотрении вопроса о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
Как разъяснено в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения. По общему правилу части 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, применяемые государственными органами санкции должны назначаться с учетом характера допущенного нарушения, размера причиненного вреда, наличия и степени вины нарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (постановления от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П).
При этом, в регламентированные Контрактом сроки Поставщиком произведена поставка товара на сумму 183329,48 руб. (более 30 % от цены Контракта), что свидетельствует о принятых мерах для исполнения обязательств по Контракту и не подтверждает умышленного и виновного неисполнения индивидуальным предпринимателем условий Контракта.
Участие в закупках, представляет собой возможность для ИП в условиях экономической неустойчивой ситуации в стране, стабильного продолжения осуществления предпринимательской деятельности, сохранив рабочие места.
Кроме того, платежным поручением от 09.03.2022 г. N 108 индивидуальный предприниматель оплатил выставленные Заказчиком пени в размере 17608,05 руб., что подтверждает факт не только намерения ИП исполнить Контракт, но и факт приложения Поставщиком усилий к урегулированию спорной ситуации.
В связи с чем применение к индивидуальному предпринимателю санкции в виде включении в Реестр недобросовестных поставщиков является несоразмерным с учетом характера допущенного нарушения, размера причиненного вреда, наличия и степени вины нарушителя.
Индивидуальный предприниматель относится к микропредприятиям, включено в Реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Согласно информации из ЕИС, Общество является активным участником закупок и имеет более 100 контрактов, которые исполнены или находятся на стадии исполнения.
В данном случае, фактические обстоятельства дела не подтверждают совершения ИП умышленных действий (бездействия) и недобросовестного поведения. Иных доказательств, являющихся безусловным основанием для вывода о наличии оснований для включения в реестр недобросовестных поставщиков сведений об Обществе, Заказчиком не представлено.
Руководствуясь ст. 99, ст.104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" комиссия,
РЕШИЛА:
Сведения, представленные ФКУ ИК-6 УФСИН России по Кировской области о включении сведений об ИП в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта от 22.11.2021 г. года N 03401000119210000800001 на поставку дисковых и рамных пил (извещение N 0340100011921000080) не включать.
В соответствии с ч. 11 ст. 104 ФЗ от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Зам. председателя комиссии
Члены комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области от 23 мая 2022 г. N 043/06/104-438/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.05.2022