Комиссия по контролю закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее - Комиссия) в составе:
|
|
|
|
рассмотрев посредством видеоконференцсвязи обращение государственного учреждения - Тульского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Заказчик) (вх. N 2843 от 13.05.2022) о размещении информации об индивидуальном предпринимателе Погодине Дмитрии Николаевиче (далее - ИП Погодин Д.Н., Индивидуальный предприниматель, Исполнитель) (ИНН: 510205289880) в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - реестр недобросовестных поставщиков) по причине одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта от 18.01.2022 N 13 на оказание услуг по комплексному обслуживанию помещений (закупка N 0266100000421000176) (далее - Контракт), руководствуясь статьями 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078) (далее - Правила ведения реестра), Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг), при участии:
- представителя Заказчика по доверенности;
в отсутствие Индивидуального предпринимателя, уведомленного надлежащим образом о дате и времени рассмотрения дела;
УСТАНОВИЛА:
В Тульское УФАС России поступило обращение Заказчика о размещении информации об ИП Погодине Д.Н. в реестре недобросовестных поставщиков по причине одностороннего отказа Заказчика от исполнения Контракта, заключенного по итогам проведения электронного аукциона на оказание услуг по комплексному обслуживанию помещений (закупка N 0266100000421000176) (далее - Закупка).
В результате проведенной Комиссией на основании части 7 статьи 104 Закона проверки фактов, изложенных в обращении Заказчика, а также на основании проведенной в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона, Правилами ведения реестра, Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг внеплановой проверки по вопросу соблюдения Заказчиком требований Закона при проведении данной закупки, Комиссия пришла к следующим выводам.
Извещение и документация о Закупке размещены 08.12.2021 в единой информационной системе.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 714 189,48 рублей.
18.01.2022 между Заказчиком и ИП Погодиным Д.Н. заключен Контракт на сумму 596 559,45 рублей.
Согласно пункту 2.1 Контракта в соответствии с Контрактом Исполнитель обязуется оказать Услуги по комплексному обслуживанию помещений Заказчика (далее - услуги), (ОКПД 2 - 81.21.10.000), а Заказчик обязуется оплатить оказанные услуги на условиях настоящего Контракта.
Месторасположение и площадь помещений Заказчика:
1 . г. Тула, ул. Пузакова. д. 20а - 82,3 м2;
2. г. Тула, ул. Металлургов, д. 69 - 98,3 м2;
3. г. Белев, ул. Пушкина, д.35, площадь - 30.9 м2;
4. г. Венёв, ул. Коммуны. д.25-а, площадь - 86.0 м2;
5. г. Донской, мкн. Центральный, ул. Новая, д.66, площадь 105,5 м2.
6. г. Ефремов, ул. Тургенева, д.27, площадь - 80,0 м2;
7. г. Кимовск, ул. Октябрьская, д.37, площадь -30,7 м2;
8. г. Киреевск, ул. Ленина, д.23; площадь - 52,3 м2;
9. п. Куркино, Больничный переулок, д. 10, площадь -20.0 м2;
10. г. Новомосковск, ул. Мира, д.1, площадь - 191.1 м2;
11. п. Одоев, ул. Л. Толстого, д.2-а, площадь -14.3 м2;
12. г. Плавск, ул. Победы, д.46, площадь - 19.07м2;
13. г. Суворов, пл. Победы, д.2, площадь - 107.9 м2;
14. п. Теплое, ул. Комсомольская, д.8, площадь - 14.8 м2;
15. г. Узловая, ул. Гагарина, д.б-а. площадь - 65.5м2;
16. п. Чернь, ул. К. Маркса. д.27-а. площадь - 56,0 м2;
17. г. Ясногорск, ул. Гайдара, д.13, площадь- 16.4 м2.
Общая площадь помещений: 1071,07 м2.
В соответствии с разделом 3 "Права и обязанности сторон" Контракта Заказчик обязан:
3.1.1. Принять и оплатить оказанные Услуги в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Контрактом, а при обнаружении недостатков, немедленно сообщить об этом Исполнителю.
3.2.1. Обеспечить своевременный доступ Исполнителя в помещения Заказчика в установленные для уборки часы:
- понедельник-четверг - с 9 часов до 18 часов.
- пятница - с 9 часов до 16-45 часов,
- суббота и воскресенье - выходной.
3.2. Заказчик имеет право:
3.2.1. Проверять ход и качество выполнения Исполнителем своих обязательств, предусмотренных настоящим Контрактом.
3.2.2. Уведомить Исполнителя о необходимости предоставить новое обеспечение исполнения Контракта в случае отзыва, в соответствии с законодательством Российской Федерации у банка, предоставившего банковскую гарантию в качестве обеспечения исполнения Контракта, лицензии на осуществление банковских операций.
3.2.3. Ни одна из Сторон не имеет право передавать свои права и обязательства по настоящему Контракту третьим лицам без письменного согласия другой Стороны.
3.3. Исполнитель обязан:
3.3.1. Приступать к оказанию Услуг своевременно, в установленные для уборки часы:
- понедельник - четверг - с 9 часов до 18 часов:
- пятница - с 9 часов до 16-45 часов;
- суббота - воскресенье - выходные.
3.3.2. Оказывать Услуги по уборке помещений, в том числе доставлять мусор в места складирования, с последующей утилизацией, в соответствии с санитарными нормами: ГОСТ 51870-2014 "Услуги профессиональной уборки - клининговые услуги. Общие технические условия"; СанПиН 2.1.7.3550-19 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований" и прочими действующими законодательными актами.
3.3.3. Обеспечить сохранность инвентаря и средств, предназначенных для уборки.
3.3.4. Нести всю ответственность за ущерб, причинённый в ходе оказания Услуг людям, помещению, имуществу или оборудованию.
3.3.5. Осуществлять совместно с Заказчиком согласование возможных неудобств во время оказания Услуг и устранение последствий, связанных с претензиями третьих лиц.
3.3.6. Устранять по требованию Заказчика допущенные при оказании Услуг недостатки.
_
3.3.11. Незамедлительно информировать Заказчика об обнаруженной невозможности оказания Услуг. Нарушение этого обязательства лишает нрава Исполнителя ссылаться на такие обстоятельства.
Пунктами 8.1-8.2 Контракта предусмотрено, что срок действия Контракта с даты подписания Контракта и по 30.12.2022 г.
Срок оказания Услуг: с даты подписания Контракта и по 30.12.2022 г.
Исполнитель обязан приступать к оказанию услуг в установленные для уборки часы: понедельник-четверг: с 9 часов до 18 часов, пятница: с 9 часов до 16 часов, суббота и воскресенье - выходные дни.
Разделом 5 Контракта определен порядок приемки оказанных услуг.
Из представленных в материалы дела его сторонами документов и пояснений установлено следующее.
Комиссией Заказчика составлены в период с 28.01.2022 по 30.03.2022 многочисленные акты осмотра помещений, в которых в соответствии с Контрактом необходимо оказывать услуги по уборке, в которых зафиксировано, что Исполнителем нарушены пункты 3.3.1 и 3.3.2 Контракта.
07.02.2022 Заказчиком направлена в адрес Исполнителя претензия, в которой отражено, что с 18.01.2022 ИП Погодиным Д.Н. не исполняются обязанности по Контракту и последний не проинформировал Заказчика о невозможности оказания услуг по уборке, в связи с чем Заказчик Исполнителю начислил штраф.
11.03.2022, 18.03.2022, 24.03.2022, 06.04.2022 ИП Погодиным Д.Н. составлены акты, в которых указано, что сотрудники Заказчика не допускают сотрудников Исполнителем до уборки помещений, расположенных по адресам: г. Тула, ул. Металлургов, д. 69, г. Венёв, ул. Коммуны, д.25-а, г. Новомосковск, ул. Мира, д.1, г. Донской, мкн. Центральный, ул. Новая, д.66.
Индивидуальным предпринимателем направлены Заказчику письма (N 149 от 11.03.2022, N 157 от 18.03.2022, N 171 от 24.03.2022), в которых Исполнитель указывает на чинение Заказчиком препятствий сотрудникам Исполнителя при исполнении ими условий Контракта.
Пунктом 9.5 Контракта предусмотрено, что расторжение настоящего Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
Пунктом 9.16 Контракта предусмотрено, что Исполнитель вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в Контракте было предусмотрено право Исполнителя принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Как следует из письменных пояснений и документов, представленных Индивидуальным предпринимателем, в связи с отсутствием ответов Заказчика на его письма и чинением Заказчиком препятствий сотрудникам ИП Погодина Д.Н. при исполнении ими условий Контракта, ИП Погодиным Д.Н. 08.04.2022 было принято на основании пунктов 9.1, 9.5, 9.16 Контракта, статьи 719 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 18.01.2022 N 13 на оказание услуг по комплексному обслуживанию помещений (далее - Решение Исполнителя об одностороннем отказе от исполнения Контракта).
В соответствии с частью 19 статьи 95 Закона поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 6 статьи 8 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 1 января до 1 июля 2022 года: в случае принятия поставщиком (подрядчиком, исполнителем) предусмотренного частью 19 статьи 95 Закона решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур, поставщик (подрядчик, исполнитель) направляет такое решение заказчику в порядке, установленном частью 20.2 статьи 95 Закона.
На основании части 20.2 статьи 95 Закона, в случае принятия поставщиком (подрядчиком, исполнителем) предусмотренного частью 19 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, при осуществлении закупок, предусмотренных статьей 93 (за исключением закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона), статьей 111 (в случае определения в соответствии с частью 1 статьи 111 настоящего Федерального закона особенностей, предусматривающих неразмещение информации и документов в единой информационной системе, на официальном сайте при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и статьей 111.1 настоящего Федерального закона, такое решение передается лицу, имеющему право действовать от имени заказчика, лично под расписку или направляется заказчику по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу заказчика, указанному в контракте. Выполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) требований настоящей части считается надлежащим уведомлением заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления считается:
1) дата, указанная лицом, имеющим право действовать от имени заказчика, в расписке о получении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (в случае передачи такого решения лицу, имеющему право действовать от имени заказчика, лично под расписку);
2) дата получения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) подтверждения о вручении заказчику заказного письма, предусмотренного настоящей частью, либо дата получения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) информации об отсутствии заказчика по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (в случае направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным письмом).
Комиссией установлено, что Решение Исполнителя об одностороннем отказе от исполнения Контракта было направлено 12.04.2022 в адрес Заказчика по почте заказным письмом с уведомлением о вручении и получено Заказчиком 14.04.2022.
В свою очередь, в связи с тем, что Исполнитель не приступил к выполнению своих обязательств по Контракту ни по одному из объектов, 11.04.2022 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 18.01.2022 N 13 на оказание услуг по комплексному обслуживанию помещений (далее - Решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта).
В соответствии с подпунктом 3 пункта 6 статьи 8 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 1 января до 1 июля 2022 года: в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Закона решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказчик:
а) направляет такое решение поставщику (подрядчику, исполнителю) в порядке, установленном частью 12.2 статьи 95 Закона (в редакции настоящего Федерального закона);
б) не позднее дня направления решения (в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта) размещает такое решение в единой информационной системе в сфере закупок по правилам, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона;
в) в случае неполучения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, направленного в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта, либо информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта считается день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта".
В соответствии с частью 12.2 статьи 95 Закона, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, при осуществлении закупок, предусмотренных статьей 93 (за исключением закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона), статьей 111 (в случае определения в соответствии с частью 1 статьи 111 настоящего Федерального закона особенностей, предусматривающих неразмещение информации и документов в единой информационной системе, на официальном сайте при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и статьей 111.1 настоящего Федерального закона, такое решение передается лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку или направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте. Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления считается:
1) дата, указанная лицом, имеющим право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), в расписке о получении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (в случае передачи такого решения лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку);
2) дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, предусмотренного настоящей частью, либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (в случае направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным письмом).
Согласно части 13 статьи 95 Закона решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу части 14 статьи 95 Закона заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 названной статьи.
Комиссией установлено, что Решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта 11.04.2022 размещено в единой информационной системе в сфере закупок; 13.04.2022 направлено Исполнителю заказным отправлением; 11.04.2022 направлено по электронной почте ИП Погодина Д.Н. и 13.04.2022 посредством направления телеграммы.
Из документов, представленных на заседание Комиссии, а также пояснений представителей Заказчика установлено, что поскольку у Заказчика отсутствовали данные о получении Исполнителем письма, направленного заказным отправлением, то Заказчик посчитал датой надлежащего уведомления Индивидуального предпринимателя о принятом решении дату по истечении пятнадцати дней с даты размещения Решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта в единой информационной системе в сфере закупок.
Посчитав, что Решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта вступило в законную силу и Контракт расторгнутым, Заказчик направил в Тульское УФАС России рассматриваемое обращение.
Проверив факты, изложенные в обращении Заказчика о размещении информации об ИП Погодине Д.Н. в реестре недобросовестных поставщиков по причине одностороннего отказа Заказчика от исполнения Контракта, Комиссия установила следующее.
Частью 1 статьи 2 Закона предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Положениями статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Нормами ГК РФ предусмотрено несколько оснований прекращения обязательства, в частности, в статье 407 ГК РФ указано, что обязательство прекращается полностью или частично по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором; при этом прекращение обязательства по требованию одной из сторон допускается только в случаях, предусмотренных законом или договором.
Таким образом, прекращение обязательства по требованию одной из сторон закон указывает как отдельный способ прекращения обязательства и ограничивает возможность его применения случаями, предусмотренными законом или договором.
Согласно пункту 2 статьи 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:
1. при существенном нарушении договора другой стороной;
2. в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Пунктами 1 и 2 статьи 450.1 ГК РФ установлено, что предоставленное настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (статья 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором. В случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22.11.2016 N 54 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах и их исполнении", при осуществлении стороной права на одностороннее изменение условий обязательства или односторонний отказ от его исполнения она должна действовать разумно и добросовестно, учитывая права и законные интересы другой стороны (пункт 3 статьи 307, пункт 4 статьи 450.1 ГК РФ). На основании пункта 2 статьи 450.1 ГК РФ в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
Приведенные разъяснения направлены на формирование у участников гражданского оборота правил разумного и добросовестного поведения при установлении, исполнении и прекращении обязательств, в том числе в случае реализации предусмотренного договором права на его досрочное расторжение в одностороннем порядке.
В свою очередь, пунктом 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.11.2016 N 54 "О некоторых вопросах применения общих положений ГК РФ" разъяснено, что в случае, если односторонний отказ от исполнения обязательства или одностороннее изменение его условий совершены тогда, когда это не предусмотрено законом, иным правовым актом или соглашением сторон или не соблюдены требования к их совершению, то по общему правилу такой односторонний отказ от исполнения обязательства или одностороннее изменение его условий не влекут юридических последствий, на которые они были направлены.
Таким образом, установленный законом принцип добросовестности участников гражданского оборота должен быть ими соблюден.
В обоснование принятия Решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта Исполнитель ссылается на положения, в том числе статьи 719 ГК РФ, в соответствии с которой подрядчик вправе не приступать к работе, а начатую работу приостановить в случаях, когда нарушение заказчиком своих обязанностей по договору подряда, в частности непредоставление материала, оборудования, технической документации или подлежащей переработке (обработке) вещи, препятствует исполнению договора подрядчиком, а также при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что исполнение указанных обязанностей не будет произведено в установленный срок (статья 328). Если иное не предусмотрено договором подряда, подрядчик при наличии обстоятельств, указанных в пункте 1 настоящей статьи, вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
При этом из представленных в материалы дела документов и сведений Комиссией установлено следующее.
ИП Погодиным Д.Н. составлены следующие документы, в которых указано, что сотрудники Заказчика не допускают сотрудников Исполнителем до уборки помещений:
- акт от 11.03.2022 о не допуске сотрудников до уборки помещений по адресу г. Тула, ул. Металлургов, д. 69 без присутствия менеджера, подписанный менеджером и третьем, незаинтересованным лицом.
- акт от 18.03.2022, в котором комиссия в составе менеджера и третьего, незаинтересованного лица установила, что сотрудники Заказчика мешают оказывать услуги по уборке помещений по адресу г. Венёв, ул. Коммуны, д.25-а и говорят, что им не нравится инвентарь и не устраивают моющие и расходные материалы.
- акт от 24.03.2022, в котором комиссия в составе менеджера и третьего, незаинтересованного лица установила, что сотрудники Заказчика не пропускают работников Индивидуального предпринимателя на КПП по адресу г. Новомосковск, ул. Мира, д.1.
- акт от 06.04.2022 о том, что комиссией в составе менеджера и третьего, незаинтересованного лица зафиксировано, что сотрудники Заказчика не дают в полном объеме выполнить услуги по уборке, не предоставляют доступ в некоторые помещения, расположенные по адресу г. Донской, мкн. Центральный, ул. Новая, д.66.
Помимо этого, Индивидуальным предпринимателем направлены Заказчику письма (N 149 от 11.03.2022, N 157 от 18.03.2022, N 171 от 24.03.2022), в которых Исполнитель указывает на чинение Заказчиком препятствий сотрудникам Исполнителя при исполнении ими условий Контракта и просит урегулировать создавшуюся ситуацию.
Со слов представителя Заказчика, данные письма в адрес Заказчика не поступали и им не получены, документы, подтверждающие получение Заказчиком таких писем, отсутствуют.
Вместе с тем, Комиссией установлено, что согласно пункту 2.1 Контракта в соответствии с Контрактом Исполнитель обязуется оказать Услуги по комплексному обслуживанию помещений Заказчика (далее - услуги), (ОКПД 2 - 81.21.10.000), а Заказчик обязуется оплатить оказанные услуги на условиях настоящего Контракта.
Месторасположение и площадь помещений Заказчика:
1 . г. Тула, ул. Пузакова. д. 20а - 82,3 м2;
2. г. Тула, ул. Металлургов, д. 69 - 98,3 м2;
3. г. Белев, ул. Пушкина, д.35, площадь - 30.9 м2;
4. г. Венёв, ул. Коммуны. д.25-а, площадь - 86.0 м2;
5. г. Донской, мкн. Центральный, ул. Новая, д.66, площадь 105,5 м2.
6. г. Ефремов, ул. Тургенева, д.27, площадь - 80,0 м2;
7. г. Кимовск, ул. Октябрьская, д.37, площадь -30,7 м2;
8. г. Киреевск, ул. Ленина, д.23; площадь - 52,3 м2;
9. п. Куркино, Больничный переулок, д. 10, площадь -20.0 м2;
10. г. Новомосковск, ул. Мира, д.1, площадь - 191.1 м2;
11. п. Одоев, ул. Л. Толстого, д.2-а, площадь -14.3 м2;
12. г. Плавск, ул. Победы, д.46, площадь - 19.07м2;
13. г. Суворов, пл. Победы, д.2, площадь - 107.9 м2;
14. п. Теплое, ул. Комсомольская, д.8, площадь - 14.8 м2;
15. г. Узловая, ул. Гагарина, д.б-а. площадь - 65.5м2;
16. п. Чернь, ул. К. Маркса. д.27-а. площадь - 56,0 м2;
17. г. Ясногорск, ул. Гайдара, д.13, площадь- 16.4 м2.
Общая площадь помещений: 1071,07 м2.
ИП Погодиным Д.Н. в материалы дела представлены акты, содержащие информацию о чинении препятствий сотрудникам в ходе исполнения ими своих обязанностей по уборке помещений, расположенных по 4 адресам, а именно: г. Тула, ул. Металлургов, д. 69; г. Венёв, ул. Коммуны, д.25-а; г. Новомосковск, ул. Мира, д.1; г. Донской, мкн. Центральный, ул. Новая, д.66.
Вместе с тем, Заказчиком составлены акты о неоказании Исполнителем услуг по Контракту по всем адресам, указанным в пункте 2.1 Контракта.
Документов, подтверждающих невозможность исполнения ИП Погодиным Д.Н. обязательств по Контракту в других помещениях Заказчика, за исключением адресов г. Тула, ул. Металлургов, д. 69; г. Венёв, ул. Коммуны, д.25-а; г. Новомосковск, ул. Мира, д.1; г. Донской, мкн. Центральный, ул. Новая, д.66, в материалы дела не представлено.
Кроме того, представленные Исполнителем акты от 11.03.2022, 18.03.2022, 24.03.2022, 06.04.2022, подписанные менеджером и третьим, незаинтересованным лицом, не раскрывают причин недопуска Заказчиком сотрудников Исполнителя для оказания услуг, а также не устанавливают полномочия лиц, подписавших такие акты, в связи с чем не могут быть признаны надлежащими доказательствами.
При таких обстоятельствах доказательств создания Заказчиком препятствий Индивидуальному предпринимателю при исполнении Контракта, не позволивших ему исполнить надлежащим образом требования законодательства и условия Контракта, в Тульское УФАС России ИП Погодиным Д.Н. не представлено.
Необходимо отметить, что отношения по заключению договора (контракта) носят гражданско-правовой характер, поэтому в рассматриваемом случае ИП Погодин Д.Н. обязан был доказать, что при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, он принял все меры для надлежащего исполнения контракта. Являясь лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, именно ИП Погодин Д.Н. несет ответственность за неисполнение Контракта, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (статья 401 ГК РФ).
Доказательств наличия вышеупомянутых фактов Индивидуальным предпринимателем в материалы дела не представлено.
При изложенных обстоятельствах, Комиссия считает доказанным факт ненадлежащего выполнения Индивидуальным предпринимателем обязательств по Контракту без уважительных причин, а довод Индивидуального предпринимателя о создании Заказчиком препятствий при исполнении Контракта Комиссия признает недоказанным и, как следствие, необоснованным, в связи с чем в принципе ставит под сомнение наличие оснований, предусмотренных статьей 719 ГК РФ, для принятия ИП Погодиным Д.Н. Решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта, и, соответственно, правомерность самого принятого Исполнителем Решения.
На основании изложенного, в связи с тем, что Исполнитель не приступил к исполнению Контракта, Комиссия приходит к выводу о том, что Решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не противоречит Закону и является обоснованным.
Согласно положениям Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Согласно пункту 1 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Согласно пункту 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Доказательств возникновения у Индивидуального предпринимателя вследствие непреодолимой силы каких-либо обстоятельств, не позволивших ему исполнить надлежащим образом требования законодательства и условия Контракта, в Тульское УФАС России не представлено.
Согласно части 2 статьи 104 Закона в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В силу части 7 статьи 104 Закона в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 13 Правил ведения реестра орган контроля не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "е" пункта 9 и подпунктом "г" пункта 10 настоящих Правил) рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона.
Пунктом 15 Правил ведения реестра (в редакции Постановления Правительства от 21.03.2022 N 417) установлено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр недобросовестных поставщиков, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направлению его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещению в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
- принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
- надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Принимая решение об участии в процедуре публичных закупок и подавая соответствующую заявку, хозяйствующий субъект несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом, в случае совершения им действий (бездействия), приведших к невозможности надлежащего исполнения принятых на себя обязательств.
В рассматриваемом случае недобросовестность Исполнителя выразилась в непредусмотрительном, ненадлежащем (при отсутствии объективных препятствий) исполнении своих обязанностей, возникающих из требований Закона к процедуре исполнения Контракта.
Однозначных, бесспорных доказательств, свидетельствующих о том, что неисполнение Исполнителем условий Контракта произошло по вине Заказчика, ввиду нарушения последним со своей стороны условий Контракта, либо по вине третьих лиц, не предоставлено.
Индивидуальным предпринимателем не были предприняты все необходимые и разумные меры с целью надлежащего исполнения Контракта, и включение ИП Погодина Д.Н. в реестр недобросовестных поставщиков в настоящем случае является необходимой мерой ответственности, поскольку служит для ограждения заказчиков от недобросовестных поставщиков.
Своим бездействием ИП Погодин Д.Н. не обеспечил соблюдение прав Заказчика относительно условий и срока исполнения Контракта, в рамках которого предусматривается эффективное использование бюджетных средств в предусмотренном законодательством порядке и в установленные сроки, что привело к нарушению публичных интересов в правоотношениях по исполнению контракта, в свою очередь, влечет наложение на Индивидуального предпринимателя санкции за недобросовестное исполнение Контракта.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 11.05.2012 N ВАС-5621/12 об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, включение Индивидуального предпринимателя в реестр недобросовестных поставщиков не подавляет его экономическую самостоятельность и инициативу, не ограничивает чрезмерно его право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности и не препятствует осуществлению хозяйственной деятельности общества.
В рамках рассмотрения настоящего дела установлено, что основанием для принятия Заказчиком Решения об одностороннем отказе от исполнения контракта послужило неисполнение ИП Погодиным Д.Н. условий Контракта, при этом факт неисполнения условий Контракта установлен Комиссией на основании исследования и оценки представленных в материалы дела доказательств и подтверждается материалами дела; доказательств, свидетельствующих об обратном, Индивидуальным предпринимателем в Тульское УФАС России не представлено.
Однозначных, бесспорных доказательств, свидетельствующих о том, что неисполнение ИП Погодиным Д.Н. условий Контракта произошло по вине Заказчика, ввиду нарушения последним со своей стороны условий Контракта, либо по вине третьих лиц, также не предоставлено.
Таким образом, в соответствии с вышеуказанными нормами Закона информация об ИП Погодине Д.Н. подлежит включению в реестр недобросовестных поставщиков.
Исходя из вышеизложенного, руководствуясь статьями 99, 104 Закона, Правилами ведения реестра, Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года информацию об индивидуальном предпринимателе Погодине Дмитрии Николаевиче (ИНН: 510205289880, адрес: ул. Народная, д. 53/2, кв.236, г. Санкт-Петербург, 193315) по причине одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта от 18.01.2022 N 13 на оказание услуг по комплексному обслуживанию помещений.
2. Датой включения информации в отношении индивидуального предпринимателя Погодина Дмитрия Николаевича в реестр недобросовестных поставщиков считать дату, следующую за датой размещения реестровой записи в реестре согласно пункту 17 Правил в соответствии с часовой зоной, в которой расположен орган контроля (согласно Приложению N 1).
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в соответствии с частью 11 статьи 104 Закона.
|
|
|
|
|
|
Приложение N 1
Дата события* |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I+II+III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по I разделу |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по II разделу |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
11.05.2022 |
16.05.2022 |
12.05.2022 |
0 |
13.05.2022 |
20.05.2022 |
20.05.2022 |
0 |
25.05.2022 |
24.05.2022 |
0 |
0 |
*Дата признания участника закупки уклонившимся, дата вступления в силу решения заказчика об одностороннем расторжении контракта или дата вступления в силу судебного акта.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области от 20 мая 2022 г. N 071/06/104-414/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.05.2022