Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председательствующего - главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок А.А. Кутейникова,
Членов Комиссии:
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок А.А. Матюшенко,
Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок
Е.О. Сгибнева,
рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видеоконференцсвязи) в целях исполнения Указа Мэра Москвы от 25.09.2020
N 92-УМ "О внесении изменений в правовые акты города Москвы" и предупреждения распространения в городе Москве инфекции, вызванной коронавирусом 2019-nCoV,
при участии представителей:
ГКУ АЗ (КС) ДЗМ: Ефтени Л.Г. (по дов. N 13 от 12.01.2022), Малахова А.Б. (по дов. N 84 от 25.05.2022), Поздняковой Э.В. (по дов. N 4 от от 12.01.2022),
ООО "ФармКонтур": Сватковой У.Ю. (по дов. N 9 от 25.05.2022), Сергуниной М.И. (по дов. N 10 от 25.05.2022), Манько К.С. (по дов. N 11 от 25.05.2022),
рассмотрев жалобу ООО "ФармКонтур" (далее - Заявитель) на действия ГКУ АЗ (КС) ДЗМ (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку лекарственных препаратов (Будесонид) для обеспечения граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в городе Москве (УНЗ Z2219311) (Закупка
N 0873200009822005220) (далее - Аукцион), в соответствии с Федеральным
законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
Заявитель обжалует положения аукционной документации, установленные в нарушение Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России (исх.
N НП/27337/22 от 23.05.2022), Комиссия Управления установила следующее.
В составе жалобы Заявитель указывает, что описание объекта закупки не позволяет предложить взаимозаменяемый в рамках одного МНН лекарственный препарат, при этом совокупности установленных требований соответствует товар единственного производителя, а именно: "Пульмикорт", АстраЗенека АБ Швеция.
В силу п.1 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать, в том числе, описание объекта закупки в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В силу п.6 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства. Заказчик при осуществлении закупки лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, а также при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с подпунктом "г" пункта 2 части 10 статьи 24 Закона о контрактной системе вправе указывать торговые наименования этих лекарственных средств. Указанный перечень и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации. В случае, если объектом закупки являются лекарственные средства, предметом одного контракта (одного лота) не могут быть лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями при условии, что начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает предельное значение, установленное Правительством Российской Федерации, а также лекарственные средства с международными непатентованными наименованиями (при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями) и торговыми наименованиями. Положения настоящего пункта не применяются при определении поставщика лекарственных препаратов, с которым заключается государственный контракт в соответствии со статьей 111.4 Закона о контрактной системе.
Согласно ч.5 ст.33 Закона о контрактной системе особенности описания отдельных видов объектов закупок могут устанавливаться Правительством Российской Федерации.
Особенности описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Особенности), утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2017 г. N 1380.
Согласно пп. "б" п.2 Особенностей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2017 г. N 1380, При описании объекта закупки заказчики помимо сведений, предусмотренных пунктом 6 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, указывают дозировку лекарственного препарата с возможностью поставки лекарственного препарата в кратной дозировке и двойном количестве (например, при закупке таблетки с дозировкой 300 мг указывается: 1 таблетка с дозировкой 300 мг или 2 таблетки с дозировкой 150 мг), а также с возможностью поставки лекарственного препарата в некратных эквивалентных дозировках, позволяющих достичь одинакового терапевтического эффекта (например, флаконы 2,5 мг, или 3 мг, или 3,5 мг), допускается указание концентрации лекарственного препарата без установления кратности.
П.2 постановления N 929 установлено предельное значение начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) в размере 1 тыс. рублей, если предметом одного контракта (одного лота) наряду с иным лекарственным средством (иными лекарственными средствами) является поставка лекарственного средства с международным непатентованным наименованием (при отсутствии такого наименования - с химическим, группировочным наименованием), в рамках которого отсутствуют зарегистрированные в установленном порядке аналогичные по лекарственной форме и дозировке лекарственные средства.
Комиссией Управления установлено, что при описании лекарственного препарата МНН "Будесонид" Заказчиком предъявлены, в том числе, следующие требования: "Дозировка: 0.5 мг/мл", "Лекарственная форма: суспензия для ингаляций дозированная", "Показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых лекарственных препаратов установленным характеристикам: предназначен для использования в педиатрической практике при бронхиальной астме, требующей терапии глюкокортикостероидами для: поддерживающей терапии; терапии обострений, когда оправданно применение будесонида в виде суспензии для ингаляций".
В силу п.6 Особенностей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2017 г. N 1380, описание объекта закупки может содержать указание на характеристики, предусмотренные пп. "в" - "и" п.5 названного документа, в случае, если не имеется иной возможности описать лекарственные препараты. При этом документация о закупке должна содержать:
а) обоснование необходимости указания таких характеристик;
б) показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых лекарственных препаратов установленным характеристикам и максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно ч.4 ст.106 Закона о контрактной системе участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
В своей жалобе Заявитель указывает, что на рынке присутствуют как минимум три лекарственных препарата, соответствующие объекту закупки: "Пульмикорт" - производитель АстраЗенека АБ Швеция, "Буденит Стери-Неб" - производитель Нортон Хелскеа Лимитед, Соединенное Королевство, "Пульмибуд" - Дженетик С.п.А., Италия, вместе с тем характеристика "Показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых лекарственных препаратов установленным характеристикам: предназначен для использования в педиатрической практике при бронхиальной астме, требующей терапии глюкокортикостероидами для: поддерживающей терапии; терапии обострений, когда оправданно применение будесонида в виде суспензии для ингаляций" ограничивает участников закупки, фактически указывая на лекарственный препарат единственного производителя, а именно: "Пульмикорт".
Согласно ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу, участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. При этом возражение на жалобу направляется в контрольный орган в сфере закупок не позднее рабочего дня, предшествующего дню рассмотрения жалобы по существу.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика не оспаривал того факта, что совокупности установленных требований соответствует исключительно лекарственный препарат "Пульмикорт", при этом отметил, что в соответствии с письмом главного внештатного детского специалиста пульмонолога Департамента здравоохранения города Москвы А. Б. Малахова от 24.02.2022 N 1910/пульм. "Пульмикорт-суспензия - единственный на фармацевтическом рынке и ГКС препарат с зарегистрированным в 2021 году показанием к применению при обострении БА. В аннотации одобрены показания к назначению препарата в качестве поддерживающей базисной терапии БА, так и для купирования обострений; также для неотложной помощи и лечения острого стенозирующего ларинготрахеита".
Кроме того, согласно изменениям N 6 к инструкции по применению лекарственного препарата "Пульмикорт" N П N013826/01-140907 "С-показания к применению: бронхиальная астма, требующая терапии глюкортикостероидами для: поддерживающей терапии, обострений, когда оправдано применение будесонида в виде суспензии для ингаляций; хроническая обструктивная болезнь легких (ХОБЛ) для: поддерживающей терапии, обострений, когда оправдано применение будесонида в виде суспензии для ингаляций в качестве альтернативы системным глюкокортикостероидам. Стенозирующий ларинготрахеит (ложный круп)".
Вместе с тем, согласно данным из ЕСКЛП лекарственный препарат "Пульмикорт" не имеет эквивалентную лекарственную форму, а, следовательно, предлагаемый Заявителем в качестве эквивалентной формы лекарственный препарат не является эквивалентным.
При этом Комиссия Управления особо отмечает, что закупаемые Заказчиком лекарственные препараты МНН "Будесонид" выделены заказчиком в отдельный лот (закупаются монолотом), таким образом не ограничивая участников закупки.
В силу ч.4 ст.106 Закона о контрактной системы обязанность доказывания нарушения Заказчиком своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы, однако, в составе жалобы не представлено документов и сведений, однозначно и неопровержимо подтверждающих тот факт, что при формировании требований к закупаемым лекарственным препаратам Заказчиком нарушены положения Постановления N1380, а также Закона о контрактной системе.
Таким образом, на основании имеющихся документов и сведений Комиссия Управления приходит к выводу, что доводы жалобы Заявителя не нашли своего подтверждения и являются необоснованными.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления,
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "ФармКонтур" на действия ГКУ АЗ (КС) ДЗМ необоснованной.
2. Снять ограничения, наложенные на определение поставщика (подрядчика, исполнителя) письмом Московского УФАС России N НП/27337/22 от 23.05.2022.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.
Председательствующий А.А. Кутейников
Члены комиссии А.А. Матюшенко
Е.О. Сгибнев
Исп. Сгибнев Е.О.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 26 мая 2022 г. N 077/06/106-7816/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.05.2022