Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по контролю закупок в составе:
в отсутствие представителей от заказчика - Управление Судебного департамента в Приморском крае (о дате, месте и времени рассмотрения обращения уведомленного надлежащим образом),
в присутствии представителей от ООО "ЭлитСтройАльянс":
- Миклин С.А. (представитель по доверенности);
рассмотрев материалы дела N 7-3/258 по обращению Управления Судебного департамента в Приморском крае (далее - заказчик) о включении сведений об ООО "ЭлитСтройАльянс" (далее - Общество, участник закупки) в реестр недобросовестных поставщиков,
УСТАНОВИЛА:
В рамках рассмотрения поступившего обращения, на основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N1078), принято решение о проведении внеплановой проверки, в ходе которой установлено следующее.
Извещение N 0320100020718000177 о проведении электронного аукциона размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 14.12.2018.
Объект закупки: реконструкция здания Артемовского городского суда со строительством пристройки.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет: 68 533 385,55 рублей.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 29.12.2018 N0320100020718000177-3 победителем торгов признано ООО "ЭлитСтройАльянс".
15.01.2019 заказчиком направлен проект контракта для подписания его победителем торгов.
В связи с неподписанием проекта контракта в установленный срок, ООО "ЭлитСтройАльянс" признано уклонившимся от заключения контракта.
Вместе с тем, в установленный срок Заказчиком не направлена информация в Хабаровское УФАС России для решения вопроса о включении сведений об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
13.04.2022 ООО "ЭлитСтройАльянс" обратилось в Хабаровское УФАС России с жалобой, указывая на неправомерное ненаправление сведений для рассмотрения вопроса о включении сведений об Обществе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Письмом от 12.05.2022 NУСД-2/1560 Заказчик сообщил, что информация в Хабаровское УФАС России не направлялась, о причинах ненаправления не представляется возможным.
Из представленных пояснений участника закупки - ООО "ЭлитСтройАльянс" следует, что умысла на уклонение от заключения контракта у Общества не имелось, неподписание контракта в срок обусловлено выходом из строя компьютерной техники. В дальнейшем Общество не уклонялось от заключения контракта, в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включалось.
Рассмотрев представленные материалы дела, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 104 Закона о контрактной системе, пункта 5.3.4 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331, реестр недобросовестных поставщиков ведет Федеральная антимонопольная служба.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Согласно ч. 1 ст. 83.2 Закона о контрактной системе по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем электронной процедуры, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником этой процедуры, заявка которого на участие в этой процедуре признана соответствующей требованиям, установленным документацией и (или) извещением о закупке.
В соответствии с ч. 2 ст. 83.2 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанных в части 12 статьи 54.7, части 8 статьи 69, части 8 статьи 82.4, части 23 статьи 83.1 настоящего Федерального закона протоколов заказчик размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения в проект контракта, прилагаемый к документации или извещению о закупке, цены контракта, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, либо предложения о цене за право заключения контракта в случае, предусмотренном частью 23 статьи 68 настоящего Федерального закона, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), информации, предусмотренной пунктом 2 части 4 статьи 54.4, пунктом 7 части 9 статьи 83.1 настоящего Федерального закона, указанных в заявке, окончательном предложении участника электронной процедуры.
Согласно ч. 3 ст. 83.2 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронной процедуры подписывает усиленной электронной подписью указанный проект контракта, размещает на электронной площадке подписанный проект контракта и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, если данное требование установлено в извещении и (или) документации о закупке, либо размещает протокол разногласий, предусмотренный частью 4 настоящей статьи.
В соответствии с ч. 4 ст. 83.2 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронной процедуры, с которым заключается контракт, в случае наличия разногласий по проекту контракта, размещенному в соответствии с частью 2 настоящей статьи, размещает на электронной площадке протокол разногласий, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя электронной процедуры. Указанный протокол может быть размещен на электронной площадке в отношении соответствующего контракта не более чем один раз. При этом победитель электронной процедуры, с которым заключается контракт, указывает в протоколе разногласий замечания к положениям проекта контракта, не соответствующим документации и (или) извещению о закупке и своей заявке на участие в электронной процедуре, с указанием соответствующих положений данных документов.
Согласно ч. 5 ст. 83.2 Закона о контрактной системе в течение трех рабочих дней с даты размещения победителем электронной процедуры на электронной площадке в соответствии с частью 4 настоящей статьи протокола разногласий заказчик рассматривает протокол разногласий и без своей подписи размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы доработанный проект контракта либо повторно размещает в единой информационной системе и на электронной площадке проект контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя электронной процедуры. При этом размещение в единой информационной системе и на электронной площадке заказчиком проекта контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя допускается при условии, что такой победитель разместил на электронной площадке протокол разногласий в соответствии с частью 4 настоящей статьи.
В соответствии с ч. 6 ст. 83.2 Закона о контрактной системе в течение трех рабочих дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе и на электронной площадке документов, предусмотренных частью 5 настоящей статьи, победитель электронной процедуры размещает на электронной площадке проект контракта, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени такого победителя, а также документ и (или) информацию в соответствии с частью 3 настоящей статьи, подтверждающие предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанные усиленной электронной подписью указанного лица.
Согласно ч. 13 ст. 83.2 Закона о контрактной системе победитель электронной процедуры (за исключением победителя, предусмотренного частью 14 настоящей статьи) признается заказчиком уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные настоящей статьей, он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени такого победителя, или не направил протокол разногласий, предусмотренный частью 4 настоящей статьи, или не исполнил требования, предусмотренные статьей 37 Закона о контрактной системе (в случае снижения при проведении электронного аукциона или конкурса цены контракта на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта). При этом заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем признания победителя электронной процедуры уклонившимся от заключения контракта, составляет и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы протокол о признании такого победителя уклонившимся от заключения контракта, содержащий информацию о месте и времени его составления, о победителе, признанном уклонившимся от заключения контракта, о факте, являющемся основанием для такого признания, а также реквизиты документов, подтверждающих этот факт.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в постановлениях от 12.05.1998 N 14-П, от 15.07.1999 N 11-П, от 30.07.2001 N 13-П санкции, налагаемые органами государственной власти, являются мерой юридической ответственности, поэтому размер взыскания должен отвечать критерию соразмерности и применяться с соблюдением принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированности, с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.
Следовательно, для возникновения таких правовых последствий, как признание участника закупки уклонившимся от заключения контракта и внесения сведений о нем в реестр недобросовестных поставщиков, антимонопольный орган не вправе ограничиваться формальным установлением факта несоблюдения положений законодательства, а в рамках выполнения возложенной на него функции, обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения победителя аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
Меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционного защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.
В ходе рассмотрения обращения заказчика установлено, что Общество не имело умысла на уклонение от заключения контракта, неподписание контракта в срок обусловлено выходом из строя компьютерной техники, в связи с чем указанное не может быть отнесено к умышленным действиям, не свидетельствует о недобросовестном поведении с намерением уклониться от заключения государственного контракта по результатам вышеперечисленного электронного аукциона.
Как установлено Комиссией Хабаровского УФАС России согласно сведениям Единой информационной системы в сфере закупок ООО "ЭлитСтройАльянс" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включалось.
Оценив вышеуказанные обстоятельства, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу об отсутствии умышленного уклонения ООО "ЭлитСтройАльянс" от подписания проекта контракта. Более того, принятие решения о включении сведений об Обществе по истечению более трех лет со дня признания участника закупки уклонившемся от заключения государственного контракта невозможно, поскольку как разъяснено в письме ФАС России от 14.11.2019 NИА/100065/19 "По вопросам размещения сведений об участниках закупок в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" срок исключения информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) из Реестра исчисляется с даты, когда контрольный орган в сфере закупок должен был разместить указанную информацию в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
Действия (бездействие) Заказчика, выразившееся в ненаправлении сведений об ООО "ЭлитСтройАльянс" для рассмотрения вопроса о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) признаются нарушающими ч. 4 ст. 104 Закона о контрактной системе, устанавливающей, что в случае, если победитель определения поставщика (подрядчика, исполнителя) признан уклонившимся от заключения контракта, заказчик в течение трех рабочих дней с даты признания победителя уклонившимся от заключения контракта направляет в контрольный орган в сфере закупок информацию, предусмотренную пунктами 1 - 3 части 3 настоящей статьи, а также документы, свидетельствующие об уклонении победителя от заключения контракта. Указанное образует признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Вместе с тем, согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административных правонарушений, предусмотренных статьями 7.29 - 7.32, 7.32.5 КоАП РФ.
Материалами дела подтверждается дата признания участника закупки уклонившемся от заключении контракта - 21.01.2019.
Таким образом, срок давности привлечения к административной ответственности за рассматриваемое правонарушение истек, в связи с чем отсутствует необходимость передачи материалов внеплановой проверки для целей возбуждения дела об административном правонарушении.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Хабаровского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные Управлением Судебного департамента в Приморском крае в отношении ООО "ЭлитСтройАльянс" в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
2. Признать заказчика - Управление Судебного департамента в Приморском крае нарушившим ч. 4 ст. 104 Закона о контрактной системе.
3. Предписание не выдавать.
4. Материалы внеплановой проверки для целей возбуждения дела об административном правонарушении не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в трехмесячный срок со дня его принятия в Арбитражный суд Хабаровского края.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 18 мая 2022 г. N РНП-27-189
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.05.2022