Резолютивная часть решения объявлена 20.05.2022 года.
Решение в полном объеме изготовлено 25.05.2022 года.
Комиссия Иркутского УФАС России по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: "_";
Члены Комиссии: "_"; "_";
при участии представителя Общества с ограниченной ответственностью "КНИГОЛЮБ" (далее - ООО "КНИГОЛЮБ") - "_"; (доверенность N 1 от 18 мая 2022 года),
в отсутствие представителей Муниципального бюджетного учреждения культуры города Тулуна "Централизованная библиотечная система" (далее - Заказчик);
рассмотрев обращение Заказчика о включении информации в отношении ООО "КНИГОЛЮБ" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Реестр) в связи с уклонением победителя от заключения контракта по результатам проведения электронного аукциона "Поставка книг для комплектования книжных фондов", извещение N 0134300021622000062, и в результате осуществления проверки в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации Российской Федерации от 31 июня 2021 года N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - постановление Правительства Российской Федерации Российской Федерации от 31 июня 2021 года N 1078),
УСТАНОВИЛА:
в Иркутское УФАС России 13 мая 2022 года поступило обращение Заказчика о включении информации в отношении ООО "Клиника ЦМД" в Реестр.
В своем обращении Заказчик указывает, что ООО "КНИГОЛЮБ" уклоняется от заключения контракта, в связи с чем Заказчиком принято решение о направлении рассматриваемого обращения о включении информации в Реестр. Вместе с тем, Заказчик не настаивает на включении сведений в Реестр в отношении Общества.
ООО "КНИГОЛЮБ" представлены письменные пояснения о причинах уклонения от заключения контракта по результатам электронного аукциона с приложением подтверждающих документов, запрашиваемые в уведомлении N 038/511/22 от 16 мая 2022 года.
Порядок рассмотрения обращения о включении сведений в отношении поставщика (подрядчика, исполнителя) установлен статьей 104 Федерального закона N 44-ФЗ, а также Постановлением Правительства РФ N 1078.
Часть 1 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ определяет, что ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
Приказом Федеральной антимонопольной службы от 27.08.2007 г. N 267 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, включении и исключении сведений из реестра недобросовестных поставщиков, проведении проверок фактов уклонения участника размещения заказа от заключения государственного или муниципального контракта, осуществлении внеплановых проверок при рассмотрении сведений о недобросовестных поставщиках" на территориальные органы ФАС России возложены функции по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках и проведению проверок фактов уклонения от заключения государственного или муниципального контракта на территории осуществления деятельности территориальных органов ФАС России.
Пункт 13 Постановления Правительства РФ N 1078 определяет, что орган контроля осуществляет не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона, при этом.
В соответствии с частью 7 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ в течение пяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в частях 4 - 6 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов
Согласно части 2 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ информация о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов, включается в Реестр.
В ходе рассмотрения обращения Комиссией установлено, что Заказчиком 14 апреля 2022 года в единой информационной системе в сфере закупок, на сайте www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещены Извещение об осуществлении электронного аукциона N 0134300021622000062 Поставка книг для комплектования книжных фондов" (далее - Извещение).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 719 923 руб. 91 коп.
Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 26.04.2022 NИЭА1 победителем данной закупки признано ООО "КНИГОЛЮБ".
Порядок заключения контракта по результатам электронного аукциона урегулирован статьей 51 Федерального закона N 44-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 частью 2 статьи 51 Федерального закона N 44-ФЗ не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта.
Во исполнение указанной нормы Заказчиком 27 апреля 2022 года в единой информационной системе и на электронной площадке размещен проект контракта для подписания его Обществом.
Частью 3 статьи 51 Федерального закона N 44-ФЗ предусмотрено, что не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 настоящей статьи проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет одно из следующих действий:
1) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом);
2) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) протокол разногласий;
3) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке отказ от заключения контракта в случае, предусмотренном пунктом 1 части 17.2 статьи 95 настоящего Федерального закона.
Таким образом, с учетом вышеназванных положений Федерального закона N 44-ФЗ, ООО "КНИГОЛЮБ" необходимо было подписать представленный проект контракта, предоставить документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта до 06 мая 2022 включительно.
Вместе с тем, Комиссией установлено, что в предусмотренные законом сроки ООО "КНИГОЛЮБ" предоставило обеспечения исполнения контракта что подтверждается Платежным поручением N 240 от 04 мая 2022, однако не подписало проект контракта.
В соответствии с частью 6 статьи 51 Федерального закона N 44-ФЗ в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 и частью 5 настоящей статьи, такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта.
Следовательно, ООО "КНИГОЛЮБ" является уклонившимся от заключения контракта в силу части 6 статьи 51 Федерального закона N 44-ФЗ, так как им не подписан в установленные сроки проект контракта.
11 мая 2022 года Заказчиком был опубликован протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта.
Таким образом, не подписание проекта контракта в установленные сроки в отсутствие обстоятельств непреодолимой силы и объективно препятствующих причин свидетельствует об отсутствии намерения заключить контракт на условиях, установленных Извещением об электронном аукционе.
Сложившаяся правоприменительная практика относит к непреодолимой силе такие чрезвычайные события, как землетрясение, извержение вулкана, наводнение, засуха, ураган, цунами, сель, а также военные действия, эпидемии, крупномасштабные забастовки, техногенные аварии и другие обстоятельства, при наличии которых нормальный ход развития экономических и правовых отношений невозможен.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 8 постановления от 24 марта 2016 года N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" разъясняет, что требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях; что, если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий. При этом Пленум Верховного Суда Российской Федерации указывает, что не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, например, отсутствие у должника необходимых денежных средств, нарушение обязательств его контрагентами, неправомерные действия его представителей.
Под чрезвычайностью понимается исключительность, выход за пределы "нормального", обыденного, необычайность для тех или иных жизненных условий, что не относится к жизненному риску и не может быть учтено ни при каких обстоятельствах. Чрезвычайный характер непреодолимой силы не допускает квалификации в качестве таковой любого жизненного факта, ее отличие от случая в том, что она имеет в основе объективную, а не субъективную непредотвратимость (определение Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2015 года N 306-ЭС14-7853 по делу N А65-29455/2013).
Таким образом, ООО "КНИГОЛЮБ" принимая участие в закупке, должно осознавать все связанные с таким участием риски и возможность наступления для него неблагоприятных последствий в случае непредставления обоснования предлагаемой цены контракта.
Вместе с тем, Комиссия не находит оснований для включения информации в отношении ООО "КНИГОЛЮБ" в Реестр, поскольку его недобросовестность и отсутствие у него намерения на заключение контракта не подтверждается имеющимися материалами дела.
Из пояснений ООО "КНИГОЛЮБ" следует, что у него присутствовало намерение заключить контракт и исполнить его в полном объеме, ООО "Книголюб" надлежащим образом были исполнены обязательства по внесению платежа в размере 35 996, 20 рублей в качестве обеспечения исполнения Контракта по аукциону 0134300021622000062, что подтверждается платежным поручением N 240 от 04 мая 2022 года.
В связи с возникшими техническими неполадками контракт не был подписан ООО "КНИГОЛЮБ" посредством электронной цифровой подписи.
Специально предназначенный для работы на электронной площадке АО "Сбербанк-АСТ" компьютер ООО "КНИГОЛЮБ" на котором установлено соответствующее программное обеспечение и имеется доступ к электронной площадке АО "Сбербанк- АСТ" и установлена ЭЦП внезапно перестал работать.
В срочном порядке ООО "КНИГОЛЮБ" компьютер был направлен на диагностику, в ходе которой было установлено, что в системном блоке устройства имеются технические неполадки, требуется ремонт.
Системный блок компьютера с серийным номером Z01515 был направлен для проведения ремонта, что подтверждается Актом приемки оборудования для выполнения ремонтных работ от 04.05.2022 года N ЗС4806 ООО "Зеон-сервис".
ООО "Зеон-сервис" был отремонтирован блок питания компьютера.
Работы по ремонту были завершены 11.05.2022 года, что подтверждается счетом на оплату от 11.05.2022 года N УТ-527.
Работы по ремонту были оплачены ООО "Книголюб", что подтверждается платежным поручением N 262 от 16 мая 2022 года.
Таким образом, в период с 04 мая 2022 года по 11 мая 2022 года у ООО "КНИГОЛЮБ" отсутствовала техническая возможность подписать Контракт в электронном виде.
Общество не уклонялось от заключения Контракта по аукциону 0134300021622000062.
Также, комиссией Иркутского УФАС России в ходе рассмотрения обращения исследован вопрос о добросовестности ООО "КНИГОЛЮБ", как лица, участвующего в закупках, в том числе изучены исполненные контракты, по которым ООО "КНИГОЛЮБ", являясь стороной контрактов, должным образом исполняло свои обязательства. Указанные контракты свидетельствуют о добросовестности ООО "КНИГОЛЮБ", как лица, исполняющего обязательства по контрактам.
Из смысла статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ следует, что реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. Термин "уклонение от заключения контракта" предполагает не только формальное нарушение требований законодательства, но и отсутствие реального намерения заключить и исполнить контракт.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу об отсутствии доказательств, подтверждающих намерение ООО "КНИГОЛЮБ" отказаться от заключения контракта и недобросовестности его поведения.
На основании изложенного, Комиссия Иркутского УФАС России приходит к выводу об отсутствии оснований для включения сведений в отношении ООО "КНИГОЛЮБ" в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 104 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановлением Правительства Российской Федерации от 31 июня 2021 года N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - постановление Правительства Российской Федерации Российской Федерации от 31 июня 2021 года N 1078), Комиссия
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные заказчиком в отношении Общества с ограниченной ответственностью "КНИГОЛЮБ" (ИНН: 3810079861, 666034, ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ, Г. ШЕЛЕХОВ, КВ-Л 6-Й, Д. 30), в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать;
2. Сведения об учредителе, сведения о лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа Общества с ограниченной ответственностью "КНИГОЛЮБ" (БУЛАТОВА ЮЛИЯ АЛЕКСАНДРОВНА, ИНН:382101423728) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать;
3. Копии решения направить сторонам по обращению.
Решение, принятое по результатам рассмотрения обращения заказчика, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 25 мая 2022 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.05.2022