Комиссия по контролю в сфере закупок на территории Астраханской области, утвержденная приказом руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Комиссия), в составе:
председателя Комиссии - Камакиной Т.Н. - заместителя руководителя - начальника отдела финансовых рынков и рекламы Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Астраханское УФАС России, Управление);
членов Комиссии:
Русскиной И.В. - главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Умеровой Р.Р. - главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
в присутствии представителей государственного заказчика ФГБУ "Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии" Министерства Здравоохранения Российской Федерации (г.Астрахань) Абдулхаликовой Г.М. (доверенность от 23.04.2021 N56), Богдановой Д.А. (доверенность от 23.05.2022 N35) и членов по осуществлению закупок государственного заказчика ФГБУ "Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии" Министерства Здравоохранения Российской Федерации Петкова А.И., Зверевой О.В., в присутствии представителей заявителя ООО "ВАЛЕОФАРМ" Комисарчук Л.Н. (доверенность от 20.05.2022 NФАС/В/200522), Микаелян А.В. (доверенность от 20.05.2022 N ФАС/В/200522) и в присутствии представителей ООО "НОРДФАРМ" Зекунова Д.Р. (доверенность от 15.07.2021 N1/2), Шведовой Е.О. (доверенность от 29.12.2021 N1/1), рассмотрев жалобу ООО "ВАЛЕОФАРМ" на действия комиссии по осуществлению закупок государственного заказчика ФГБУ "Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии" Министерства Здравоохранения Российской Федерации (г.Астрахань) при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку лекарственного препарата (натрия хлорид) (реестровый N0325100016022000213), руководствуясь статьями 99, 105-106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ)
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 17.05.2022 поступила жалоба ООО "ВАЛЕОФАРМ" (далее - Заявитель, Общество) на действия комиссии по осуществлению закупок государственного заказчика ФГБУ "Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии" Министерства Здравоохранения Российской Федерации (г.Астрахань) (далее - комиссия) при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку лекарственного препарата (натрия хлорид) (реестровый N0325100016022000213) (далее - электронный аукцион).
Доводы жалобы сводятся к тому, что комиссией по осуществлению закупок Заказчика в нарушение подпункта 1.4 пункта 1 Приказа N126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Приказ N126н) неверно определен победитель электронного аукциона.
Уведомлением от 18.058.2022 N04/3204 рассмотрение жалобы Заявителя было назначено на 23.05.2022 на 11 час.00 мин.
Комиссия в ходе рассмотрения жалобы объявила перерыв до 15 час. 00 мин. 24.05.2022.
По результатам рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки установлено следующее.
29.04.2022 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) было размещено извещение о проведении электронного аукциона.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 13.05.2022 на участие в аукционе приняли три участника закупки, заявки которых зарегистрированы под реестровыми NN15,172,67. Комиссия признала заявку под N67 не соответствующей требованиям извещения о проведении электронного аукциона. Заявки участников закупи под реестровыми NN15,172 были признаны соответствующими.
При этом, согласно протоколу подведения итогов от 13.05.2022 комиссия Заказчика на основании рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе и в соответствии с подпунктом 1.4 пункта 1 Приказа N126н приняла решение заключить контракт с участником - ООО "НОРДФАРМ".
Частями 1, 3, 4 статьи 14 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
В целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2015 года N1289 (далее - Постановление N1289) установлены ограничения и условия допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Условия допуска определены приказом Министерства финансов Российской Федерации от 04.06.2018 г. N126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Объектом закупки является лекарственный препарат "Натрия хлорид".
В связи с тем, что указанный препарат включен в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов извещением о проведении закупки и документацией о закупке установлены соответствующие ограничения и условия допуска товаров, происходящих из иностранных государств.
Согласно пункту 1 Постановления N1289 для целей осуществления закупок лекарственного препарата, включенного в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (далее - лекарственный препарат), для обеспечения государственных и муниципальных нужд (с одним международным непатентованным наименованием или при отсутствии такого наименования - с химическим или группировочным наименованием), являющегося предметом одного контракта (одного лота), заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке лекарственных препаратов, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в том числе о поставке 2 и более лекарственных препаратов, страной происхождения хотя бы одного из которых не является государство - член Евразийского экономического союза, при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 заявок (окончательных предложений), которые удовлетворяют требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке и которые одновременно:
содержат предложения о поставке лекарственных препаратов, страной происхождения которых являются государства - члены Евразийского экономического союза;
не содержат предложений о поставке лекарственных препаратов одного и того же производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона "О защите конкуренции", при сопоставлении этих заявок (окончательных предложений).
При этом согласно пункту 1 (1) Постановления N1289 в случае, если после отклонения заявок (окончательных предложений) в порядке, установленном пунктом 1 настоящего постановления, хотя бы одна заявка (окончательное предложение) содержит предложение о поставке лекарственных препаратов, все стадии производства которых, в том числе синтез молекулы действующего вещества при производстве фармацевтических субстанций, осуществляются на территориях государств - членов Евразийского экономического союза, и при этом сведения о таких фармацевтических субстанциях в установленном порядке включены в регистрационное досье на эти лекарственные препараты, в отношении таких лекарственных препаратов применяются условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, установленные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Подтверждением соответствия лекарственного препарата и фармацевтической субстанции требованиям, указанным в пункте 1(1) настоящего постановления, является декларирование участником закупки в заявке (окончательном предложении) сведений о документе, подтверждающем соответствие производителя лекарственных средств для медицинского применения требованиям Правил надлежащей производственной практики Евразийского экономического союза, утвержденных Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 3 ноября 2016 г. N 77 "Об утверждении Правил надлежащей производственной практики Евразийского экономического союза", или Правил надлежащей производственной практики, утвержденных Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 45 Федерального закона "Об обращении лекарственных средств", и сведений о документе, содержащем сведения о стадиях технологического процесса производства лекарственного средства для медицинского применения, осуществляемых на территории Евразийского экономического союза (в том числе о стадиях производства молекулы действующего вещества фармацевтической субстанции), выдаваемом Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в установленном им порядке (пункт 1 (2) Постановления N1289).
Из изложенного следует, что если после отклонения заявок, предлагающих иностранные лекарственные препараты, в соответствии с механизмом, установленным пунктом 1 Постановления N1289, имеется хотя бы одна заявка, которая содержит предложение о поставке всех лекарственных препаратов, все стадии производства которых, в том числе синтез молекулы действующего вещества при производстве фармацевтических субстанций, осуществляются на территориях государств - членов Евразийского экономического союза, и при этом сведения о таких фармацевтических субстанциях в установленном порядке включены в регистрационное досье на эти лекарственные препараты, а также в составе заявки имеются сведения о двух документах, поименованных в пункте 1 (2) Постановления N1289, в отношении таких лекарственных препаратов применяются условия допуска, утвержденные подпунктом 1.4 пункта 1 Приказа N126н (аналогичная позиция отражена в письме ФАС России от 09.04.2019 NМЕ/28972/19).
В соответствии с пунктом 2 Постановления N1289 подтверждением страны происхождения лекарственного препарата является один из следующих документов:
а) сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом (организацией) государства - члена Евразийского экономического союза по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г., и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными указанными Правилами;
б) заключение о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, выдаваемое Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в соответствии с Правилами выдачи заключения о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации";
в) сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченными органами (организациями), фактически действующими на территориях отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины, по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г., и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными указанными Правилами.
Подпунктом 1.4 пункта 1 Приказа N126н особо установлено, что в случае отклонения заявок (окончательных предложений) в соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2015 г. N 1289 "Об ограничениях и условиях допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" контракт заключается с участником закупки по предложенной им цене контракта при совокупности следующих условий:
а) заявка (окончательное предложение) такого участника закупки содержит предложение о поставке лекарственных препаратов, все стадии производства которых, в том числе синтез молекулы действующего вещества при производстве фармацевтических субстанций, осуществляются на территориях государств - членов Евразийского экономического союза, и при этом сведения о таких фармацевтических субстанциях включены в государственный реестр лекарственных средств;
б) заявка (окончательное предложение) такого участника закупки соответствует требованиям документации о закупке;
в) таким участником закупки предложена цена контракта, которая является наименьшей среди участников закупки (при наличии таких участников закупки), заявки которых не отклонены в соответствии с пунктом 1 Постановления N1289 и при этом соответствуют совокупности условий, указанных в подпунктах "а" и "б" настоящего подпункта;
г) таким участником закупки предложена цена контракта, которая не превышает более чем на 25 процентов наименьшее предложение о цене контракта в случае его подачи участником закупки (при наличии такого участника закупки), заявка которого не отклонена в соответствии с пунктом 1 Постановления N1289, но не соответствует условию, указанному в подпункте "а" настоящего подпункта.
Таким образом, подпунктом 1.4 пункта 1 Приказ N126н установлены особые условия заключения контракта на поставку лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов.
Подпунктом 1.6 пункта 1 Приказа N126н определено, что подтверждением страны происхождения товаров, указанных в Приложении, является указание (декларирование) участником закупки в заявке в соответствии с Федеральным законом наименования страны происхождения товара.
Согласно пункту 58 приложения N2 к Приказу Минпромторга России от 31.12.2015 N4368 "Перечень стадий технологического процесса производства лекарственных средств для медицинского применения" фармацевтические субстанции, получаемые методами выделения из источников минерального происхождения к которым относят технологический процесс: обработка (без изменения молекулы): стадии выделения молекулы и другие необходимые стадии для получения фармацевтической субстанции (в соответствии с промышленным регламентом производителя); завершающие стадии производства: очистка и другие необходимые стадии для получения фармацевтической субстанции (в соответствии с промышленным регламентом производителя).
Комиссия отмечает, что в составе заявки ООО "НОРДФАРМ" представил документы, содержащие сведения о стадиях технологического процесса производства лекарственного средства NСП-0001094/05/2021 от 20.05.2021, NСП-0000967/03/2021 от 22.03.2021, NСП-0001117/05/2021 от 28.05.2021, согласно которым все стадии производства фармацевтической субстанции, осуществлены на территории Российской Федерации.
Кроме того, Заявитель не доказал, что стадия выделения молекулы "Натрия Хлорид" осуществлена не на территории Российской Федерации.
В составе заявки также присутствовал документ, подтверждающий соответствие производителя товара Правилам надлежащей производственной практики, утвержденным Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.
При этом, в жалобе Заявителя указано, что документ, содержащий сведения о стадиях технологического процесса производства лекарственного средства NСП-0000967/03/2021 от 22.03.2021 (держатель или владелец регистрационного удостоверения ООО "МОСФАРМ").
Комиссия считает данный довод обоснованным ввиду следующего.
Представленный ООО "НОРДФАРМ" документ, содержащий сведения о стадиях технологического процесса производства лекарственного средства, осуществляемых на территории Евразийского экономического союза, выдан 22.03.2021. Срок действия указанного документа составляет 1 год и исчисляется с момента его выдачи. Следовательно, срок действия данного документа - до 22.03.2022.
Таким образом, с учетом даты размещения извещения о проведении электронного аукциона в единой информационной системе (29.04.2022) и дату подведения итогов (13.05.2022), Комиссия Астраханского УФАС России соглашается с выводом Заявителя о несоблюдении ООО "НОРДФАРМ" условий участия в электронном аукционе и, как следствие, у комиссии Заказчика не имелось оснований для применения условий допуска товара, предусмотренных подпунктом 1.4 пункта 1 Приказа N 126н и признания ООО "НОРДФАРМ" победителем спорного аукциона.
Довод представителей Заказчика о том, что ООО "МОСФАРМ" обратилось с письмом в Минпромторг РФ о получении нового документа, содержащий сведения о стадиях технологического процесса производства лекарственного средства, осуществляемых на территории Евразийского экономического союза Комиссией отклоняется на основании следующего.
Приказом Минпромторга России от 31.12.2015 N 4368 утвержден Административный регламент по предоставлению государственной услуги по выдаче документа, содержащего сведения о стадиях технологического процесса производства лекарственного средства для медицинского применения, осуществляемых на территории Евразийского экономического союза (далее - Административный регламент).
Указанным Административным регламентом определена административная процедура по выдаче (отказу в выдаче) документа СП.
На основании пунктов 50 и 51 Административного регламента документ выдается на срок, не превышающий одного календарного года с даты оформления документа СП; по истечении срока действия документа СП заявитель вправе обратиться в Минпромторг России с заявлением о выдаче нового документа СП.
При этом, Административный регламент не содержит положений, препятствующих обращению с целью получения нового документа до истечения срока действия ранее выданного документа.
Таким образом, на момент рассмотрения заявок, а именно 13.05.2022, документ NСП-0000967/03/2021 от 22.03.2021 прекратил свое действие, в связи, с чем комиссии не имелось оснований для применения условий допуска, предусмотренных подпунктом 1.4 пункта 1 Приказа N 126н и признания ООО "НОРДФАРМ" победителем электронного аукциона.
Согласно подп. б) пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок на основании информации, содержащейся в протоколе подачи ценовых предложений, а также результатов рассмотрения, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, присваивают каждой заявке на участие в закупке, признанной соответствующей извещению об осуществлении закупки, порядковый номер в порядке возрастания минимального ценового предложения участника закупки, подавшего такую заявку (за исключением случая, предусмотренного пунктом 9 части 3 настоящей статьи, при котором порядковые номера заявкам участников закупки, подавших ценовые предложения после подачи ценового предложения, предусмотренного абзацем первым пункта 9 части 3 настоящей статьи, присваиваются в порядке убывания размера ценового предложения участника закупки), и с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона. Заявке на участие в закупке победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) присваивается первый номер.
Таким образом, у комиссии Заказчика не имелось оснований для применения условий допуска товара, предусмотренных подпунктом 1.4 пункта 1 Приказа N 126н и признания ООО "НОРДФАРМ" победителем спорного аукциона, что является нарушением подп. б) пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе.
Данные действия комиссии по осуществлению закупок Заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 7.30 КоАП.
Аналогичный правовой подход отражен в Постановлении Третьего Арбитражного апелляционного суда от 16.12.2021 NА74-7758/2021, Постановлении Двадцатого Арбитражного апелляционного суда от 21.01.2022 NА68-7835/2021.
При таких обстоятельствах, Комиссия Управления считает необходимым выдать комиссии по осуществлению закупок Заказчика предписание об устранении вышеуказанных нарушений.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ВАЛЕОФАРМ" на действия комиссии по осуществлению закупок государственного заказчика ФГБУ "Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии" Министерства Здравоохранения Российской Федерации (г.Астрахань) при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку лекарственного препарата (натрия хлорид) (реестровый N0325100016022000213) частично обоснованной.
2. Признать комиссию по осуществлению закупок государственного заказчика ФГБУ "Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии" Министерства Здравоохранения Российской Федерации (г.Астрахань) нарушившей подп. б) пункта 1 части 5 статьи 49 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на поставку лекарственного препарата (натрия хлорид) (реестровый N0325100016022000213).
3. Выдать комиссии по осуществлению закупок государственному заказчику ФГБУ "Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии" Министерства Здравоохранения Российской Федерации (г.Астрахань) предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе, допущенных при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на поставку лекарственного препарата (натрия хлорид) (реестровый N0325100016022000213).
4. Передать материалы дела должностному лицу Астраханского УФАС России, уполномоченному на составление протокола об административном правонарушении, для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Примечание: настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 7 статьи 19.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Председатель комиссии Т.Н.Камакина
Члены комиссии: Р.Р.Умерова
И.В.Русскина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 24 мая 2022 г. N 030/06/49-599/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.05.2022