рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ООО "НПК" (далее - Заявитель) на действия ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) при проведении БУ города Омска "Управление дорожного хозяйства и благоустройства" (далее - Заказчик), комиссией по осуществлению закупок БУ города Омска "Управление дорожного хозяйства и благоустройства" (далее - Комиссия по осуществлению закупок), Департаментом контрактной системы в сфере закупок администрации города Омска (далее - Уполномоченный орган), Оператором электронной площадки электронного аукциона на право заключения контракта на поставку нефтяного битума (Реестровый номер 31.0561.22) (номер извещения на сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0152300011922000552) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в части действий Оператора электронной площадки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Оператора электронной площадки при проведении Заказчиком, Комиссией по осуществлению закупок, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Аукциона.
Согласно доводу жалобы Заявителя его права и законные интересы нарушены действиями Оператора электронной площадки, неправомерно возвратившего заявку Заявителя на участие в Аукционе.
Представитель Оператора электронной площадки на заседании Комиссии не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Оператор электронной площадки действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Оператора электронной площадки 30.05.2022 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы объявлен перерыв, заседание продолжилось 31.05.2022.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, протоколами, составленными при проведении Аукциона:
1) извещение о проведении Аукциона размещено в ЕИС - 13.05.2022;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) -электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 32 000 000 рублей;
4) начальная сумма цен единиц товара, работы, услуги - 32 000 рублей;
5) источник финансирования - средства бюджетных учреждений города Омска;
6) дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе -23.05.2022;
7) на участие в Аукционе подано 2 заявки от участников закупки;
8) дата подведения итогов - 25.05.2022;
9) по результатам рассмотрения заявок принято решение о признании 2 заявок участников Аукциона соответствующими требованиям извещения об Аукционе и Закона о контрактной системе;
10) победителем Аукциона признано ООО "Сибнедрастрой" с минимальным предложением за единицу товара, работы, услуги в размере 30 240 рублей.
В соответствии с частью 2 статьи 99 Закона о контрактной системе контроль в сфере закупок органами контроля, указанными в пункте 1 части 1 статьи 99 Закона о контрактной системе, осуществляется в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций при осуществлении такими банками, корпорацией, гарантийными организациями действий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в соответствии с порядком, установленным Правительством Российской Федерации.
В силу подпункта "б" пункта 3 части 5 статьи 44 Закона о контрактной системе оператор электронной площадки не позднее десяти минут с момента получения заявки на участие в закупке, поданной до окончания срока подачи заявок на участие в закупке, направляет в банк, в котором открыт специальный счет, информацию о реквизитах такого счета и размере денежных средств, необходимом для обеспечения заявки на участие в закупке.
Согласно подпункту "в" пункта 3 части 5 статьи 44 Закона о контрактной системе банк не позднее сорока минут с момента получения информации, предусмотренной подпунктом "б" пункта 3 части 5 статьи 44 Закона о контрактной системе, осуществляет блокирование денежных средств на специальном счете в размере обеспечения заявки на участие в закупке и направляет информацию об осуществленном блокировании оператору электронной площадки.
В случае отсутствия на специальном счете незаблокированных денежных средств в этом размере банк такое блокирование не осуществляет и в указанный срок направляет оператору электронной площадки информацию об отсутствии на специальном счете денежных средств в размере, необходимом для обеспечения заявки.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 3 части 5 статьи 44
Закона о контрактной системе в случае получения от банка информации об отсутствии на специальном счете денежных средств в размере, необходимом для обеспечения заявки на участие в закупке, оператор электронной площадки осуществляет в соответствии с подпунктом е" пункта 5 части 6 статьи 43
Закона о контрактной системе возврат заявки подавшему ее участнику закупки.
Пунктом 6 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе предусмотрено, что одновременно с возвратом заявки на участие в закупке, предусмотренным пунктом 5 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе, оператор электронной площадки направляет участнику закупки, подавшему такую заявку, уведомление о возврате заявки на участие в закупке с указанием оснований ее возврата.
Возврат заявок на участие в закупке по основаниям, не предусмотренным частью 6 статьи 43 Закона о контрактной системе, не допускается.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона размер обеспечения заявки на участие в Аукционе составляет 320 000 рублей.
Комиссией установлено, что Заявителем при формировании заявки на участие в Аукционе в качестве обеспечения заявки открыт специальный счет
N 40702810092389000079 в Банке (далее - Специальный счет).
На заседании Комиссии Заявитель пояснил, что 22.05.2022 в 21:35 подана заявка на участие в Аукционе, при этом 22.05.2022 в 21:37 заявка Заявителя возвращена Оператором электронной площадки, в связи с отсутствием денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в Аукционе.
Представитель Оператора электронной площадки на заседании Комиссии сообщил, что в регламентированный Законом о контрактной системе срок, а именно 22.05.2022 в 21:36, Оператором электронной площадки направлен запрос в Банк на блокирование денежных средств Заявителя, при этом 22.05.2022 в 21:37 Банком дан ответ Оператору электронной площадки о невозможности выполнить указанный запрос ввиду отсутствия денежных средств на Специальном счете в размере достаточном для обеспечения заявки на участие в Аукционе.
Вместе с тем Банк в письменных пояснениях сообщил, что 22.05.2022, 23.05.2022 на специальном счете Заявителя денежные средства в размере достаточном для обеспечения заявки на участие в Аукционе отсутствовали.
Кроме того, на заседании Комиссии установлено, что Заявителем 22.05.2022 в 21:35, 22.05.2022 в 21:46, 23.05.2022 в 05:42, 23.05.2022 в 05:47, 23.05.2022 в 05:59 подавались заявки на участие в Аукционе, при этом все заявки Заявителя возвращены Оператором электронной площадки на основании полученного ответа от Банка: "Запрос не выполнен, недостаточно средств на счете".
При этом на заседании Комиссии установлено, что денежные средства в размере обеспечения заявки на участие в Аукционе на установленную дату находились на Специальном счете, что подтверждается выпиской из лицевого счета, представленной Заявителем.
Учитывая вышеизложенное, Банком неправомерно не осуществлено блокирование денежных средств на специальном счете Заявителя в размере обеспечения заявки на участие в Аукционе.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Банка нарушают подпункт "в" пункта 3 части 5 статьи 44 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "НПК" необоснованной.
2. Признать в действиях Банка нарушение подпункта "в" пункта 3 части 5 статьи 44 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Комиссии по осуществлению закупок, Уполномоченному органу, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 31 мая 2022 г. N 28/06/105-1620/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.06.2022
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 25 октября 2022 г. по делу N А40-170274/2022, оставленным без изменения Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 19 января 2023 г. N 09АП-88173/22 по делу N А40-170274/2022 настоящее решение признано недействительным в части признания в действиях Банка нарушений законодательства