Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей СПб ГБПОУ "Академия танца Бориса Эйфмана" (далее - Заказчик): Патоповой по доверенности, Золотовой С.А. по доверенности; в отсутствие представителей ООО "СтройИнжиниринг" (далее - Заявитель) надлежащим образом уведомленных о времени и месте заседания Комиссии УФАС,
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 41201-ЭП/21 от 28.12.2021) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на оказание услуг по техническому обслуживанию комплексных систем обеспечения безопасности здания Детского театра танца Бориса Эйфмана СПб ГБПОУ "Академия танца Бориса Эйфмана" (извещение N 0372200280321000042) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 21.12.2021 на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, номер извещения N 0372200280321000042.
Начальная (максимальная) цена контракта - 3 239 314, 51 рублей.
ООО "СтройИнжиниринг" в жалобе указало на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в установлении ненадлежащих единых требований к участникам закупки.
Информация, изложенная в жалобе подтверждает следующие обстоятельства.
В соответствии с ч. 1 ст. 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Пунктом 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки об их соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно ч. 1 ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
Таким образом, действующим законодательством установлено императивное требование о необходимости наличия лицензии (свидетельства, разрешения) непосредственно у участника закупки.
Указанное требование вызвано необходимостью оказания услуг в рамках правоспособности хозяйствующего субъекта, обусловленной наличием лицензии (свидетельства) на осуществление деятельности, относящейся к предмету закупки.
Учитывая изложенное, при подтверждении соответствия требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки, участник закупки представляет указанные в документации о закупке документы и сведения самого участника закупки, а не иных юридических лиц, с которыми участник закупки осуществляет совместную деятельность.
Аналогичная позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации N 271-ПЭК18 от 12 ноября 2018 г. в котором указано, что последующее возможное привлечение соисполнителей оказываемых услуг не подтверждает соответствие заявки участника требованиям аукционной документации и возможность его участия в аукционе, поскольку ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе установлены требования к участникам закупки, а не к соисполнителям.
Информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 ст. 31 Закона о контрактной системе указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (ч.5 ст.31 Закона о контрактной системе).
При этом, в силу ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Согласно ч. 4 ст. 31 Закона о контрактной системе указанные в настоящей статье требования предъявляются в равной мере ко всем участникам закупок.
В соответствии с требованиями пункта 18.6.3.1 аукционной документации, Заказчиком установлены следующие требования к составу второй части заявки на участие в аукционе:
"копия лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, выданной Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, полученной на бумажном носителе до 01.01.2021 г., либо копия выписки из реестра лицензий по форме, утвержденной Постановлением
Правительства РФ от 29.12.2020 года No 2343 "Об утверждении Правил формирования и ведения реестра лицензий и типовой формы выписки из реестра лицензий", выданной Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, либо копия акта лицензирующего органа о принятом решении (в соответствии со ст. 21 Федерального закона от 04.05.2011 No 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", правилами формирования и ведения реестра лицензий, утвержденными постановлением Правительства РФ от 29.12.2020 года No 2343) на следующие виды выполняемых работ:
- Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожаротушения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;
- Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;
- Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем противопожарного водоснабжения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;
- Монтаж, техническое обслуживание и ремонт автоматических систем (элементов автоматических систем) противодымной вентиляции, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.
- Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем оповещения и эвакуации при пожаре и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;
- Монтаж, техническое обслуживание и ремонт противопожарных занавесов и завес, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ".
В соответствии с п. 15 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений является лицензируемым видом деятельности.
Перечень видов работ деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (далее - Перечень) утвержден Постановлением Правительства РФ от 28.07.2020 N 1128 "Об утверждении положения о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений" и включает в себя следующие виды работ:
1. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожаротушения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.
2. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.
3. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем противопожарного водоснабжения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.
4. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт автоматических систем (элементов автоматических систем) противодымной вентиляции, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.
5. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем оповещения и эвакуации при пожаре и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.
6. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт фотолюминесцентных эвакуационных систем и их элементов.
7. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт противопожарных занавесов и завес, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.
8. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт заполнений проемов в противопожарных преградах.
9. Выполнение работ по огнезащите материалов, изделий и конструкций.
10. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт первичных средств пожаротушения.
В силу ч. 1 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу, участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. При этом возражение на жалобу направляется в контрольный орган в сфере закупок не позднее рабочего дня, предшествующего дню рассмотрения жалобы по существу.
В соответствии с представленными Заказчиком возражениями на жалобу, согласно Техническому заданию (Приложение 6 Методических рекомендаций по разработке документации КСОБ) в состав КСОБ входят нижеперечисленные системы со средствами технической укрепленности:
система автоматической пожарной сигнализации (АПС);
система оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ);
система охранной сигнализации (ОС);
система тревожной сигнализации (ТС);
система видеонаблюдения (СВН);
система контроля и управления доступом (СКУД);
система автоматического пожаротушения (АПТ);
система контроля загазованности (СКЗ).
При оказании услуг по обслуживанию системы охранной сигнализации (ОС), системы тревожной сигнализации (ТС), системы видеонаблюдения (СВН), системы контроля и управления доступом (СКУД), система контроля загазованности (СКЗ) согласно Перечню работ и услуг, составляющих деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 28.07.2020 года N 1128 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений", не требуется иметь лицензию на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, выданной Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
При этом согласно разделу 1 Методических рекомендаций по разработке документации КСОБ заказчики Санкт-Петербурга включают в техническое задание только системы, установленные в учреждении.
В Техническом задании (Приложении 2 к документации об электронном аукционе) Заказчик установил, что в состав КСОБ для целей закупки услуг по техническому обслуживанию систем безопасности, слаботочных и инженерных систем здания Детского театра Бориса Эйфмана СПб ГБПОУ "Академия танца Бориса Эйфмана" входят нижеперечисленные системы со средствами технической укрепленности:
- Системы пожарной сигнализации (АПС),
- Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (СОУЭ),
- Системы проводного вещания и оповещения ГО и ЧС,
- Система автоматического пожаротушения (АПТ), включая:
- системы автоматического водяного пожаротушения (АУВПТ),
- системы автоматического газового пожаротушения (АУГПТ),
- системы автоматического порошкового пожаротушения (АУППТ);
- Внутренний противопожарный водопровод (ВПВ),
- Переносные средства пожаротушения,
- Система автоматической противодымной защиты (АДЗ),
- Вентиляторы дымоудаления,
- Системы контроля загазованности (СКЗ),
- Система охранного телевидения,
- Система охранной сигнализации (ОС),
- Система контроля и управления доступом (СКУД),
- Слаботочные системы.
В рамках настоящей закупки будет осуществляться техническое обслуживание комплексных систем обеспечения безопасности здания Детского театра, при этом вышеуказанные системы безопасности здания непосредственно взаимосвязаны друг с другом и поэтому работы по их обслуживанию представляют собой единый неразрывный комплекс работ.
Закупаемые работы (услуги) технологически и функционально связаны между собой и закупаются в рамках удовлетворения одной потребности, что обусловлено необходимостью работы всех указанных систем в составе единого комплекса, интегрированного в единую автоматизированную систему "Комплексная система обеспечения мониторинга безопасности" государственной информационной системы Санкт-Петербурга "Аппаратно-программный комплекс "Безопасный город". Данный единый комплекс систем должен работать в качестве единой технологической цепочки. Такая структура направлена на предотвращение несовместимости и ненадлежащей работы комплекса инженерной инфраструктуры.
Работы всех систем, входящих в предмет закупки, осуществляется с одного АРМ. Согласно Приложению 2 к Техническому заданию (Приложение 2 документации об электронном аукционе) диспетчеризация всех инженерных систем, входящих в предмет закупки, проходит на одном АРМ и на одном сервере.
Для оказания услуг по обслуживанию следующих систем по Контракту:
- Системы пожарной сигнализации (АПС),
- Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (СОУЭ),
- Системы проводного вещания и оповещения ГО и ЧС,
- Система автоматического пожаротушения (АПТ), включая:
- системы автоматического водяного пожаротушения (АУВПТ),
- системы автоматического газового пожаротушения (АУГПТ),
- системы автоматического порошкового пожаротушения (АУППТ);
- Внутренний противопожарный водопровод (ВПВ),
- Система автоматической противодымной защиты (АДЗ),
- Вентиляторы дымоудаления
необходимо наличие лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, выданной Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий на следующие виды работ согласно пункту 15 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и пунктами 1, 2, 3, 4, 5 Перечня работ и услуг, составляющих деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.07.2020 года N 1128 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений":
- Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожаротушения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;
- Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;
- Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем противопожарного водоснабжения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;
- Монтаж, техническое обслуживание и ремонт автоматических систем (элементов автоматических систем) противодымной вентиляции, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;
- Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем оповещения и эвакуации при пожаре и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ,
С учетом того, что диспетчеризация других систем, таких как:
- Системы контроля загазованности (СКЗ),
- Система охранного телевидения,
- Система охранной сигнализации (ОС),
- Система контроля и управления доступом (СКУД),
- Слаботочные системы
также выведена на один АРМ и сервер с вышеуказанными системами, то все указанные системы взаимосвязаны между собой.
Кроме связи по диспетчеризации, система СКУД напрямую связана с системой пожарной сигнализации, так как при срабатывании пожарной сигнализации система управления доступом должна быть отключена.
В рамках Контракта согласно Приложению 9 к Техническому заданию (Приложение 2 документации об электронном аукционе) Исполнитель должен выполнять определенные указанным приложением действия при срабатывании и тестировании СКЗ.
В обслуживание слаботочной системы включено согласно Приложению 2 к Техническому заданию (Приложение 2 документации об электронном аукционе) оказание услуг по обслуживанию противопожарных штор (ППШ), оказание которых требует наличия лицензии МЧС с видом работ "Монтаж, техническое обслуживание и ремонт противопожарных занавесов и завес, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ" (пункт 7 Перечня работ и услуг, составляющих деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.07.2020 года N 1128 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений")
Следовательно, комплекс работ по обслуживанию КСОБ здания Детского театра, составляющий предмет закупки, взаимосвязан между собой, так как КСОБ здания Детского театра составляют единую цельную функционирующую систему, и их обслуживание подлежит выполнению исключительно при взаимосвязи таких работ, объединение таких работ в предмет одного лота не приводит к ограничению количества участников закупки и, как следствие к ограничению конкуренции на соответствующем рынке.
В силу ч.ч. 1 и 9 ст. 105 Закона о контрактной системе любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
К жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Из анализа ч.ч. 1 и 9 ст. 105 Закона о контрактной системе следует, что именно на заявителя жалобы возложена обязанность по доказыванию обоснованности доводов жалобы с предоставлением соответствующих документов.
В нарушение указанной нормы, Заявитель явку своих представителей на заседание Комиссии УФАС не обеспечил, не представил документальных подтверждений обоснованности вышеприведенного довода, в том числе, в части невозможности подготовки заявки на участие в аукционе и ограничения количества участников закупки, а также документов и сведений, свидетельствующих о нарушении заказчиком норм Закона о контрактной системе при установлении требований к участникам закупки.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 8, 31, 59, 64, 65, 66, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "СтройИнжиниринг" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 12 января 2022 г. N 44-262/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.05.2022