Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе:
на основании статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), Постановления Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации", рассмотрела обращение государственного казенного учреждения здравоохранения Владимирской области "Областная психиатрическая больница N 2" о включении информации в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в отношении Индивидуального предпринимателя Губанова Евгения Ивановича (ИНН 332500073495, адрес - 601266, Владимирская область, Суздальский район, с.Барское Городище, ул.Луговая, д.5, кв.2) в виду существенного нарушения условия исполнения контракта на поставку продуктов питания (говядины охлажденной) для нужд ГКУЗ ВО "Областная психиатрическая больница N 2" (извещение N 0128200000121005539) в открытом заседании в присутствии представителя заказчика - ГКУЗ ВО "Областная психиатрическая больница N 2"), ИП Губанова Евгения Ивановича
В ходе рассмотрения дела, Комиссия Владимирского УФАС России
УСТАНОВИЛА:
25.05.2022 во Владимирское УФАС России поступило обращение ГКУЗ ВО "Областная психиатрическая больница N 2" о включении информации в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в отношении ИП Губанова Евгения Ивановича (ИНН 332500073495, адрес - 601266, Владимирская область, Суздальский район, с.Барское Городище, ул.Луговая, д.5, кв.2) в виду существенного нарушения условия исполнения контракта на поставку продуктов питания (говядины охлажденной) для нужд ГКУЗ ВО "Областная психиатрическая больница N 2" (извещение N 0128200000121005539).
Из обращения заказчика установлено, что по результатам проведенного электронного аукциона на поставку продуктов питания (говядины охлажденной) для нужд ГКУЗ ВО "Областная психиатрическая больница N 2" победителем был признан ИП Губанов Евгений Иванович с ценой государственного контракта 6 130 256,91 рублей.
04.10.2021 между ГКУЗ ВО "Областная психиатрическая больница N 2" (заказчик) и ИП Губановым Е.И (поставщик) был заключен государственный контракт на поставку продуктов питания N 07-ЭА.
Согласно пункта 1.1. контракта поставщик обязуется передать в собственность продукты питания (говядину охлажденную) заказчику в обусловленный настоящим контрактом срок, согласно Спецификации (Приложение N 1 к Контракту) и Техническому заданию (Приложение N 2 к настоящему контракту), а заказчик обязуется принять и оплатить товар в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Контрактом.
Согласно пункта 3.1 контракта товар заказчику поставляется партиями в соответствии с условиями настоящего контракта. Количество товара в каждой партии определяется на основании заявки заказчика на поставку товара. Заказчик направляет заявки в пределах срока, установленного настоящим пунктом. При этом направление заявок за пределами срока, установленного настоящим пунктом, не допускается. Поставка товара на основании не подписанной заказчиком заявки не допускается.
Срок поставки товаров - с 01.01.2022 по 31.12.2022 (включительно).
Заявка направляется заказчиком не позднее чем за один календарный день до предполагаемой поставки товара в пределах срока, установленного пунктом 11.1 настоящего Контракта с использованием факсимильной связи либо посредством электронной почты которые указаны в настоящем контракте. Заявка считается полученной поставщиком в день и час её отправки. Поставка товара по заявкам осуществляется в течении одного календарного дня со дня отправки заявки заказчиком (в рабочие и праздничные дни с 8.30 до 13.30).
Во исполнение условий контракта заказчиком на адрес электронной почты поставщика, указанный в контракте в период с 23.03.2022 по 12.05.2022 неоднократно направлялись заявки на поставку товара.
Необходимый заказчику товар по указанным заявкам заказчика в даты привоза ИП Губановым Е.И. не поставлен, о чем заказчиком составлены Акты об установлении фактов неисполнения поставщиком обязательств, предусмотренных государственным контрактом. Также в адрес поставщика заказчиком неоднократно направлялись информационные письма и претензии с требованием о поставке товара, а также требования об уплате штрафа.
Требования заказчика об исполнении обязательств по контракту со стороны ИП Губанова Е.И. были полностью проигнорированы, с 23.03.2022 товар заказчику не поставлялся.
В силу изложенного, на основании пункта 4.4.7, 11.2 государственного контракта, частей 8,9 Закона о контрактной системе в сфере закупок, частей 1,2 статьи 523 ГК РФ, 29.04.2022 заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта на поставку продуктов питания для нужд ГКУЗ ВО "Областная психиатрическая больница N 2" N 07-ЭА ввиду существенного нарушения условий исполнения контракта со стороны поставщика ИП Губанова Е.И.
29.04.2022 указанное решение размещено заказчиком на сайте ЕИС РФ в сфере закупок. В этот же день направлено в адрес ИП Губанова Е.И. посредством электронной почты и на почтовый адрес, указанные в контракте.
Согласно отчету, сформированным официальным сайтом Почты России 11.05.2022 об отслеживании почтового отправления решение об одностороннем отказе от исполнения контракта получено ИП Губановым Е.И. 11.05.2022. В соответствии с пунктом 2 части 12.2 статьи 95 Закона о контрактной системе в сфере закупок датой надлежащего уведомления ИП Губанова Е.И. считается 11.05.2022, когда заказчиком получено подтверждение о вручении поставщику уведомления о получении указанного решения заказчика и документов к нему.
Таким образом, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта вступило в законную силу через десять дней с даты надлежащего уведомление заказчиком поставщика и указанный государственный контракт расторгнут с 23.05.2022.
На основании изложенного, заказчик просит включить сведения относительно ИП Губанова Е.И. в реестр недобросовестных поставщиков.
Представитель ИП Губанова Е.И. по существу обращения пояснил следующее.
Согласно пункта 2.1 государственного контракта и Спецификации к государственному контракту (приложение 1) цена контракта составляет 6 130 256, 91 рублей. До настоящего времени ИП Губановым Е.И. были исполнены обязательства по поставку товара на сумму 1 090 131,80 рублей.
Непоставка остальной части товара обусловлена сложившейся после 24.02.2022 тяжелой экономической обстановкой, вызванная принятием ряда стран санкций, существенным изменением валютного курса, нарушением логистики, что привело к существенному увеличению цен на всю товарно-проводящую цепочку и сделало невозможным (существенно убыточным) исполнение контрактов заключенных на 2022 год по результатам закупок на 2021 год.
Таким образом, поставка товара по закупочным ценам, указанным в аукционной документации привело бы поставщика к значительным убыткам при исполнении контракта.
В адрес заказчика со стороны поставщика направлялись предложения об увеличении цены контракта либо изменения объема поставляемого товара. Однако со стороны заказчика поступил ответ об отказе изменения условий контракта.
22.03.2022 в адрес заказчика со стороны поставщика было направлено требования о расторжении контракта в связи с существенным изменением обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора на основании статьи 451 Гражданского кодекса РФ. Однако заказчиком письмом от 24.03.2022 N 781/01-04 отказало в расторжении государственного контракта.
Вместе с тем, ИП Губановым Е.И. по требованию заказчика был оплачен штраф в размере 30 000 рублей за неисполнение контракта.
В силу изложенного, представитель ИП Губанова Е.И. просит отказать в удовлетворении обращения заказчика о включении сведений в отношении ИП Губанова Е.И. в реестр недобросовестных поставщиков.
Изучив материалы дела, Комиссия Владимирского УФАС установила следующее.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в сфере закупок в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе в сфере закупок заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В силу положений пункта 4.4.7, 11.2 государственного контракта на поставку продуктов питания N 07-ЭА от 04.10.2022 заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения настоящего Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. Расторжение настоящего Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны от исполнения настоящего Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
В силу части 12 статьи 95 Закона о контрактной системе в сфере закупок в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме, открытого аукциона в электронной форме, запроса котировок в электронной форме, закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в редакции настоящего Федерального закона) (далее также - электронные процедуры), закрытого конкурса в электронной форме, закрытого аукциона в электронной форме (далее также - закрытые электронные процедуры), заказчик:
а) направляет такое решение поставщику (подрядчику, исполнителю) в порядке, установленном частью 12.2 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в редакции настоящего Федерального закона);
б) не позднее дня направления решения (в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта) размещает такое решение в единой информационной системе в сфере закупок по правилам, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона;
в) в случае неполучения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, направленного в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта, либо информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта считается день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе в сфере закупок решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта
Рассмотрев материалы дела, Комиссия установила, что Поставщиком (ИП Губановым Е.И.) было допущено нарушение условий исполнения контракта в части его неисполнения в сроки предусмотренные контрактом, что подтверждается документальными доказательствами, представленными заказчиком в материалы дела.
Вместе с тем, Комиссия Владимирского УФАС России полагает, что при привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона, а также иные обстоятельства.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах указывает, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П).
Таким образом, по мнению Комиссии Владимирского УФАС России, для включения в РНП победителя закупки необходимо установить направленность воли и недобросовестный характер его поведения, а также отсутствие реального намерения исполнить контракт.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил: надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Принимая во внимание все указанные факты (в том числе пояснения ИП Губанова Е.И. относительно того, что неисполнение контракта с его стороны произошло по причине обстоятельств, которые невозможно было предвидеть на момент подписания контракта, а также учитывая то, что до 23.03.2022 контракт со стороны поставщика исполнялся без каких-либо замечаний со стороны заказчика и был исполнен на сумму 1 090 131,80 рублей), Комиссия Владимирского УФАС России в действиях ИП Губанова Е.И. не усматривает факта недобросовестности данного участника закупки, следовательно, приходит к выводу об отказе во включении ИП Губанова Е.И. в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 99, 104 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, Комиссия Владимирского УФАС России
Р Е Ш И Л А:
Отказать в удовлетворении обращения государственного казенного учреждения здравоохранения Владимирской области "Областная психиатрическая больница N 2" о включении информации в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в отношении Индивидуального предпринимателя Губанова Евгения Ивановича (ИНН 332500073495, адрес - 601266, Владимирская область, Суздальский район, с.Барское Городище, ул.Луговая, д.5, кв.2) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Решение вступает в законную силу со дня его вынесения.
Решение территориального антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в сроки, установленные действующим законодательством.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 31 мая 2022 г. N РНП 33-1729
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.06.2022