Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председательствующего - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок К.А. Сомова,
Членов Комиссии:
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Н.С. Лушниковой,
Специалиста первого разряда отдела обжалования государственных закупок
Э.З. Гугава,
рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством конференц-связи) в целях исполнения Указа Мэра Москвы от 25.09.2020 N 92-УМ "О внесении изменений в правовые акты города Москвы" и предупреждения распространения в городе Москве инфекции, вызванной коронавирусом 2019-nCoV.,
при участии представителей:
ГБУ "Гормост": В.А. Мигунова (по дов.Nб/н от 01.02.2022),
ООО "ПТБ "Антитеррор": в лице генерального директора С.Н. Лукьянова,а также А.А. Конталева (по дов.Nб/н от 30.05.2022),
рассмотрев жалобу ООО "ПТБ "Антитеррор" (далее - Заявитель) на действия ГБУ "Гормост" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на оказание услуг по разработке паспортов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры ГБУ "Гормост" (Закупка N0373200557922000311) (далее - конкурс) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения
государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом ФАС по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного конкурса.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком не представлены в полном объеме документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 25.05.2022 NНП/27796/22, а именно: положение (иной акт), устанавливающий полномочия и обязанности должностного лица, утвердившего документацию о закупке, сведения об указанном должностном лице, а именно - приказ о назначении на должность, должностной регламент, служебный контракт (трудовой договор), что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В результате рассмотрения жалобы Комиссия Управления установила следующее.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в неправомерном установлении требования о наличии у участника закупки свидетельства об аккредитации организации на проведение оценки уязвимости ОТИ и транспортных средств по форме согласно Приложению N 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 31.03.2009 N 289 "Об утверждении Правил аккредитации юридических лиц для проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств" (далее - Постановление N289), подписанное руководителем Федерального дорожного агентства (Росавтодор) Минтранса России и заверенное гербовой печатью.
П.12 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе (при наличии такого требования).
В соответствии с п.3 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
На основании п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно ч.6 ст.31 Закона о контрактной системе Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
В соответствии с пп. "н" п.1 ч.1 ст.43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе.
Комиссией Управления установлено, что согласно п.13.1 информационной карты Заказчиком установлены требования о наличии у участника свидетельства об аккредитации организации на проведение оценки уязвимости ОТИ и транспортных средств по форме согласно Приложению N 1 Постановления Правительства РФ от 31.03.2009 N 289, подписанное руководителем Федерального дорожного агентства (Росавтодор) Минтранса России и заверенное гербовой печатью.
Согласно пп.2 п.19.2 информационной карты вышеуказанный документ должен быть представлен участниками закупки в составе заявки.
Согласно ч.4 ст.106 Закона о контрактной системе участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
На заседании Комиссии Управления представитель Заявителя пояснил, что требование о предоставлении свидетельства об аккредитации организации на проведение оценки уязвимости ОТИ и транспортных средств является неправомерным, ввиду следующего.
В соответствии с конкурсной документацией предметом закупки является оказание услуг по разработке паспортов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры.
Согласно п.2 ст.6 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности", оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры проводится специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности с учетом требований по обеспечению транспортной безопасности на основе публичного договора.
В соответствии с п.8 ст.1 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности", специализированные организации в области обеспечения транспортной безопасности - юридические лица, аккредитованные компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, для проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
Распоряжением Правительства РФ от 5 ноября 2009 г. N 1653-р "Об утверждении перечня работ, связанных с обеспечением транспортной безопасности", утвержден перечень работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности:
1. Аккредитация специализированных организаций в области транспортной безопасности.
2. Оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
3. Категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
4. Осуществление контроля и надзора в области обеспечения транспортной безопасности.
5. Разработка и реализация планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
6. Формирование и ведение информационных ресурсов единой государственной информационной системы обеспечения транспортной безопасности, в том числе автоматизированных централизованных баз персональных данных о пассажирах.
Так, разработка паспортов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры не входит в перечень, а оценка уязвимости и разработка планов обеспечения транспортной безопасности относятся к разным работам.
Кроме того, услуги по проведению оценки уязвимости, объектов транспортной инфраструктуры согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности, относятся к ОКВЭД 74.90.31 "Предоставление услуг по проведению оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств", а услуги по разработке паспортов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры относятся к другому ОКВЭД 74.90.3 "Предоставление консультационных услуг по вопросам безопасности".
В свою очередь, согласно п.1.3. ст.9 Федерального закона от 09.02.2007
N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" паспорт обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры разрабатываются и утверждаются субъектом транспортной инфраструктуры в течение одного месяца с даты вступления в силу соответствующих требований по обеспечению транспортной безопасности для объектов транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию, и транспортных средств по видам транспорта, предусмотренных частями 1 и 1.1 статьи 8 Федерального закона от 09.02.2007
N 16-ФЗ "О транспортной безопасности".
Сведения, содержащиеся в паспортах обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры являются информацией ограниченного доступа.
Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства, не подлежащих категорированию, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2020 г.
N 2070 "Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства, не подлежащих категорированию" (далее - Постановление N2070).
Правила обращения со сведениями о результатах проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры, а также со сведениями, содержащимися в планах и паспортах обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры, которые являются информацией ограниченного доступа, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2015 г. N 1257 "Об утверждении Правил обращения со сведениями о результатах проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры, судов ледокольного флота, используемых для проводки по морским путям, судов, в отношении которых применяются правила торгового мореплавания и требования в области охраны судов и портовых средств, установленные международными договорами Российской Федерации, а также со сведениями, содержащимися в планах и паспортах обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств, которые являются информацией ограниченного доступа, и Правил проверки субъектом транспортной инфраструктуры сведений в отношении лиц, принимаемых на работу, непосредственно связанную с обеспечением транспортной безопасности, или выполняющих такую работу" (далее - Постановление N1257).
Согласно п.2 Постановления N1257, Правила обязательны к применению осуществляющими обращение с информацией ограниченного доступа:
а) специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности;
б) субъектами транспортной инфраструктуры;
в) силами обеспечения транспортной безопасности.
Положениями Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" закреплены следующие понятия.
Силы обеспечения транспортной безопасности - лица, ответственные за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры, на объекте транспортной инфраструктуры, транспортном средстве, включая персонал субъекта транспортной инфраструктуры или подразделения транспортной безопасности, непосредственно связанный с обеспечением транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры или транспортных средств.
Субъекты транспортной инфраструктуры - юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании.
Подразделения транспортной безопасности - осуществляющие защиту объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства подразделения ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти в области транспорта и (или) аккредитованные для этой цели в установленном порядке юридические лица.
Согласно ст.10 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности", работы, непосредственно связанные с обеспечением транспортной безопасности, не вправе выполнять лица:
1) имеющие непогашенную или неснятую судимость за совершение умышленного преступления;
2) страдающие психическими заболеваниями, алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией, до прекращения в отношении этих лиц диспансерного наблюдения в связи с выздоровлением или стойкой ремиссией;
3) досрочно прекратившие полномочия по государственной должности или уволенные с государственной службы, в том числе из правоохранительных органов, органов прокуратуры или судебных органов, по основаниям, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации связаны с совершением дисциплинарного проступка, грубым или систематическим нарушением дисциплины, совершением проступка, порочащего честь государственного служащего, утратой доверия к нему, если после такого досрочного прекращения полномочий или такого увольнения прошло менее чем три года;
4) в отношении которых по результатам проверки, проведенной в соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции", имеется заключение органов внутренних дел о невозможности допуска к выполнению работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности;
5) внесенные в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 года
N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма";
6) сообщившие заведомо ложные сведения о себе при приеме на работу, непосредственно связанную с обеспечением транспортной безопасности;
7) не прошедшие в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, подготовку и аттестацию сил обеспечения транспортной безопасности;
8) подвергнутые административному наказанию за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию.
Согласно п.1.3 ст. 1 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности", аттестация сил обеспечения транспортной безопасности - установление соответствия знаний, умений, навыков сил обеспечения транспортной безопасности, личностных (психофизиологических) качеств, уровня физической подготовки отдельных категорий сил обеспечения транспортной безопасности требованиям законодательства Российской Федерации о транспортной безопасности в целях принятия субъектом транспортной инфраструктуры решения о допуске (невозможности допуска) сил обеспечения транспортной безопасности к выполнению работы, непосредственно связанной с обеспечением транспортной безопасности, либо об отстранении от выполнения такой работы.
Таким образом, на основании вышеизложенного, оказывать услуги по разработке паспортов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры могут не только аккредитованные компетентными органами специализированные организации в области обеспечения транспортной безопасности, но и иные юридические лица, не имеющие свидетельство об аккредитации:
· субъекты транспортной инфраструктуры;
· подразделения транспортной безопасности;
· иные юридические лица, обеспечивающие наличие работников, подготовленных и аттестованных в качестве сил обеспечения транспортной безопасности, соответствующих требованиям ст.10 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности", а так же имеющие необходимые помещения, технические средства и вспомогательное оборудование, используемые для разработки паспортов обеспечения транспортной безопасности и обеспечивающие ограниченный доступ к сведениям о результатах проведенной оценки уязвимости объектов.
Согласно пункту 2.1 раздела III Порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, под услугами сопоставимого характера и объема понимается оказание услуг по разработке паспортов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры.
При этом проектом контракта и техническим заданием, услуги по проведению оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры не предусмотрены, в связи с чем требовать свидетельство об аккредитации организации на проведение оценки уязвимости ОТИ и транспортных средств неправомерно.
Согласно ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу, участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика не согласился с доводами жалобы, а также пояснил, что требования установленные Постановлением N2070 являются обязательным для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры.
Часть 7 ст. 4 Требований устанавливает, что субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны обеспечивать обращение со сведениями, содержащимися в паспорте объекта транспортной инфраструктуры, в порядке, установленном в соответствии с ч. 8 ст. 5 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности".
В соответствии с п. 2 Постановления N 1257 Правила обязательны к применению осуществляющими обращение с информацией ограниченного доступа:
а) специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности (далее - специализированные организации);
б) субъектами транспортной инфраструктуры;
в) силами обеспечения транспортной безопасности.
В силу п. 8 ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" специализированные организации в области обеспечения транспортной безопасности - юридические лица, аккредитованные компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности в порядке, устанавливаемом Правительством РФ, для проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
На основании изложенного, Заказчик пришел в выводу, что к выполнению работ по разработке паспортов обеспечения транспортной безопасности могут быть привлечены сотрудники специализированных организаций, имеющих соответствующую аккредитацию, а так же аттестацию в качестве сил обеспечения транспортной безопасности в соответствии с положениями ст. 10 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности".
Вместе с тем Комиссия Управления отмечает, что вывод сделанный Заказчиком не подтверждается положениями законодательства Российской Федерации, поскольку положениями Распоряжения Правительства Российской Федерации от 5 ноября 2009 г. N 1653-р "Об утверждении перечня работ, связанных с обеспечением транспортной безопасности", утвержден перечень работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности, в котором отсутствует разработке паспортов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры.
При этом как верно было указано Заявителем оценка уязвимости ОТИ и транспортных средств в рамках обжалуемой закупки не производится, иного на заседании Комиссии Управления представителем Заказчика не доказано.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности доводов жалобы и нарушении Заказчиком ч.6 ст.31 и пп. "н" п.1 ч.1 ст.43 Закона о контрактной системе при установлении вышеуказанных требований о наличии оспариваемого свидетельства об аккредитации организации у участников закупки и о представлении указанного свидетельства в составе заявки, что свидетельствует о наличии признаков состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.4.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Административным регламентом, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "ПТБ "Антитеррор" на действия ГБУ "Гормост" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч.6 ст.31, пп. "н" п.1 ч.1 ст.43 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Московского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.
Председательствующий К.А. Сомов
Члены Комиссии Н.С. Лушникова
Э.З. Гугава
Исп.Лушникова Н.С.
тел.8 (495)784-75-05
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 30 мая 2022 г. N 077/06/106-7992/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.06.2022