На основании ч. 15 ст. 99 Федерального закона Российской Федерации от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с Приказом Оренбургского УФАС России N 147-п от 26.05.2022 г., инспекцией Оренбургского УФАС России по осуществлению внеплановых проверок (далее - Инспекция) в составе:
Руководителя Инспекции:
в присутствии представителей:
Администрации муниципального образования город Медногорск -
ООО "Железобетон 2005"
рассмотрев обращение Администрации муниципального образования Медногорска Оренбургской области (вх. N 5204 от 25.05.2022 г.) о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений в отношении ООО "Железобетон 2005" (ИНН: 5614027050), в связи с односторонним расторжением заказчиком контракта на устранение деформаций и повреждений (заделка выбоин) дорожного покрытия улично-дорожной сети на территории МО г. Медногорск (номер извещения N 0153300012222000017),
УСТАНОВИЛА:
25.05.2022 года в Оренбургское УФАС России поступило обращение Администрации муниципального образования Медногорска Оренбургской области (далее - Заказчик) (вх. N 5204 от 25.05.2022 г.) о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений в отношении ООО "Железобетон 2005" (далее - Общество, Подрядчик) (ИНН: 5614027050), в связи с односторонним расторжением заказчиком контракта на устранение деформаций и повреждений (заделка выбоин) дорожного покрытия улично-дорожной сети на территории МО г. Медногорск (номер извещения N 0153300012222000017). Рассмотрение дела происходило в дистанционном режиме с помощью системы видеосвязи "TrueConf" назначено на 01.06.2022 г. в 10 ч. 30 мин. В рассмотрении дела был объявлен перерыв до 01.06.2022 г. на 12 ч. 00 мин.
Представитель Заказчика поддержал доводы, изложенные в обращении (вх. N 5204 от 25.05.2022 г.). В связи с тем, что Общество выполнило только часть работ по контракту, Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта от 18.04.2022 г. N 34/2022-13.7 "Устранение деформаций и повреждений (заделка выбоин) дорожного покрытия улично-дорожной сети на территории МО г. Медногорск" от 12.05.2022 г. Документом, свидетельствующем об отправке является само решение, врученное подрядчику нарочно под роспись. 13.05.2022 г. указанное решение было размещено в Единой информационной системе, 24.05.2022 г. решение об одностороннем отказе Заказчика от исполнения контракта вступило в силу.
Представитель Общества полностью поддержал доводы, изложенные в письменных пояснениях, просил сведения в отношении ООО "Железобетон 2005" в Реестр недобросовестных поставщиков не включать, в связи со следующим. 18.04.2022 г. между Заказчиком и Обществом заключен контракт, согласно которому начало выполнения работ - 19.04.2022 г. В соответствии со ст. 193 Гражданского кодекса Российской Федерации - окончание срока выполнения работ - 11.05.2022 г. С 19.04.2022 г. Общество приступило к выполнению работ по муниципальному контракту. Были вырублены ямки, указанные представителями Заказчика, была проведена очистка ям от мусора и пыли, был уложен щебень, что подтверждается фотографиями от 05.05.2022 г., выполненными самим Заказчиком. 06.05.2022 г. была осуществлена доставка асфальтобетонной смеси, что подтверждается накладной, документом о качестве N 1 и выполнены работы в объеме 119,04 м2. Ввиду большой нагрузки в весенний период, Поставщик не мог ее поставить раньше 14.05.2022 г. Между тем, 14.05.2022 г. Заказчик уведомил общество о расторжении контракта. В течение 10 дней с даты уведомления о расторжении контракта шел дождь, выполнять работы было невозможно, 14.05.2022 г. был доставлен асфальт, что подтверждается накладной N 060 и документом о качестве N 2, был выполнен объем работ 178,57 м2. В период выполнения работ приезжал представитель Заказчика Пикуль А.П. и запрещал выполнять работы, мотивируя это тем, что срок выполнения работ истек. Также по указанию отдельных представителей Заказчика на объект еще до расторжения контракта неоднократно вызывался наряд полиции для отстранения Общества от выполнения работ, что подтверждает воспрепятствование Заказчиком исполнению Обществом обязательств в рамках контракта. До окончания установленного срока выполнить оставшийся объем работ (30 м2) по погодным условиям не удалось, поскольку до 23.05.2022 г. включительно каждый день был ливень. С учетом специфики работ непрекращающийся дождь относится к форс-мажорной ситуации, так как делает невозможным выполнение дорожно-ремонтных работ. 24.05.2022 г., когда погодные условия были более или менее благоприятными, Общество приступило к завершению работ, но Заказчик требовал остановить работы, мотивируя это тем, что оплачены они не будут, так как выполнялись за сроком контракта. Общество, несмотря на сложные погодные условия выполнило большую часть контракта, был выполнен ремонт дорожного полотна объемом 297 м2 из 334 м2 установленных локальным сметным расчетом. Оставшийся объем выполнить не удалось, на представленных фото видны подготовленные ямки с щебнем, в которых оставалось только уложить асфальт, но по требованию Заказчик пришлось остановить выполнение работ. 24.05.2022 г. были сданы акты КС-2, КС-3, но Заказчик все равно расторг контракт.
Инспекция Оренбургского УФАС России, рассмотрев материалы внеплановой проверки, заслушав доводы сторон, установила следующее:
28.03.2022 г. Заказчиком на официальном сайте в сети Интернет www.zakupki.gov.ru и на электронной торговой площадке было размещено извещение и документы об электронном аукционе на устранение деформаций и повреждений (заделка выбоин) дорожного покрытия улично-дорожной сети на территории МО г. Медногорск (номер извещения N 0153300012222000017).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 500 000,00 рублей.
Согласно протоколу подведения итогов аукциона от 05.04.2022 г., Общество признано победителем аукциона с предложением о цене контракта - 400 000,00 рублей.
18.04.2022 г. между Заказчиком и Обществом был заключен муниципальный контракт N34/2022-13.7 на устранение деформаций и повреждений (заделка выбоин) дорожного покрытия улично-дорожной сети на территории МО г. Медногорск ИКЗ: 223560600180556060100101010004211244 от 18.04.2022 г. (далее - контракт).
В соответствии с ч.1 ст. 94 Закона о контрактной системе исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе:
1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта, предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта;
2) оплату заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
3) взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при исполнении, изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.
Согласно п. 1.1 контракта, "Подрядчик" обязуется по заданию "Заказчика" выполнить работы по устранению деформаций и повреждений (заделке выбоин) дорожного покрытия улично-дорожной сети на территории МО г. Медногорск (далее по тексту - "Работы") в соответствии с условиями контракта, техническим заданием, локальным сметным расчетом и в соответствии с графиком выполнения строительно-монтажных работ, являющимся приложением N5 к контракту и сдать их результат Заказчику. Объем, содержание работ определяются ведомостью объемов работ, а также иной технической документацией, предусмотренной контрактом.
В соответствии с п. 2.1 контракта, его цена контракта является твердой, определена на весь срок исполнения контракта, включает в себя прибыль подрядчика, уплату налогов, сборов, других обязательных платежей и иных расходов подрядчика, связанных с выполнением обязательств по контракту, при котором цена контракта (цена работ) составляет: 400 000 (четыреста тысяч) рублей 00 копеек, в том числе налог на добавленную стоимость (далее - НДС) по налоговой ставке 20 (двадцать) процентов.
Контрактом определены календарные сроки для выполнения работ определены сторонами:
начало работ - с даты заключения контракта;
окончание работ - до 08 мая 2022 года.
В случае если контрактом предусмотрены этапы исполнения контракта, указанные этапы указаны в приложении N5 График выполнения строительно-монтажных работ и приложении N6 График оплаты выполненных по контракту работ контракта (согласно п. 3.1 контракта).
Вместе с тем, согласно п. 16.1. контракта, срок действия настоящего контракта - со дня его подписания сторонами и до полного исполнения взятых сторонами на себя обязательств.
Исходя из положений п. 4.1. контракта, "Подрядчик" принимает на себя обязательства выполнить на объекте работы по устранению деформаций и повреждений (заделке выбоин) дорожного покрытия улично-дорожной сети на территории МО г. Медногорск, в сроки, предусмотренные контрактом, с учетом графика выполнения строительно-монтажных работ в соответствии со сметным расчетом стоимости работ, техническим заданием и строительными нормами, и правилами. Выполнить все работы с надлежащим качеством.
При этом, Заказчик согласно п. 5.2.2. контракта должен способствовать своей деятельностью выполнению "Подрядчиком" работ в соответствии с графиком производства работ.
Заказчиком в материалы дела представлено письмо N 01-09/893 от 27.04.2022 г., а также письмо N 01-09/894 от 27.04.2022 г., согласно которым Администрация муниципального образования город Медногорск Оренбургской области на основании п. 4.11, 11.7, 3.1, 10.4 контракта требует представить на согласование план производства работ, а также в срок до 28.04.2022 г. требует приступить к работам на объекте. Указанные письма, согласно пояснениям представителя Заказчика, получены Обществом. Между тем, исходя из отметки о вручении не представляется возможным сделать однозначный вывод о вручении данных писем уполномоченному лицу Общества. Ответы на указанные письма сторонами по делу не представлены.
Также в материалах дела имеется письмо Заказчика N 01-09/937 от 06.05.2022 г., согласно которому Заказчик указывает на то, что при производстве работ по устранению деформаций и повреждений дорожного покрытия по ул. Орджоникидзе и ул. Кирова Обществом не организованы мероприятия по ограждению места производства работ, а также по уборке отходов в виде срезки асфальтобетонного покрытия. Также указано, на то, что в нарушение ГОСТ Р 50597-2017, при производстве работ на ул. Орджоникидзе и ул. Кирова после срезки асфальтобетонного покрытия Обществом не произведены работы по заделке срезанных участков, что является недопустимым нарушением устранение которого осуществляется в сроки не более 10 суток с момента их образования. В этой связи, Обществу предложено устранить все указанные недостатки. Доказательства вручения указанного письма Обществу также в материалах дела отсутствуют.
Кроме того, Заказчиком в материалы дела представлены две претензии N 01-09/984 от 12.05.2022 г., N 01-09/1033 от 18.05.2022 г., доказательства их направления в адрес Общества в материалы дела не представлены. Исходя из первой претензии следует, что 06.05.2022 г. рабочей группой в составе Пикуля А.П. - начальника МКУ УГРК и ЖКХ, Сердюк В.О - менеджер МКУ УГРК и ЖКХ, Гордеева А.Л. - директора ООО "Железобетон 2005" проведена проверка хода проведения работ по контракту. В результате проверки установлено, что Подрядчик выполняет работы с существенными нарушениями технологии производства работ, а именно не осуществляет продувку подготовленной поверхности, не осуществляет отсыпку основания щебнем, не обрабатывает битумом подготовленную поверхность, включая места сопряжений нового и старого покрытий, а также местами использует взамен щебня строительный срез неподготовленного асфальтобетона. Данные отступления отражены в протоколе N 1 от 06.05.2022 г., в связи с чем Заказчик в 7-дневный срок просил переделать произведенные работы.
Между тем, подписи членов рабочей группы, в том числе директора Общества на указанных документах отсутствуют.
Согласно Протоколу N 1 директор Общества с указанными недостатками согласился, обещал принять меры к устранению выявленных нарушений полностью и ускорить выполнение работ, в целях недопущения срыва сроков выполнения работ по контракту. В дальнейшем в течение дня был привезен битум, края асфальтобетонного покрытия обрабатывались согласно локальному сметному расчету. В остальном, согласно данному протоколу, недостатки не устранялись.
В соответствии со второй претензией Заказчика, вновь проведена проверка хода проведения работ по контракту. При этом, в результате проверки установлено, что Подрядчик выполняет работы с существенными нарушениями технологии производства работ, а именно не осуществляет осушение подготовленной поверхности от дождевых вод, не осуществляет продувку подготовленной поверхности от пыли, не осуществляет отсыпку основания щебнем в полном объеме, не обрабатывает битумом подготовленную поверхность, включая места сопряжений нового и старого покрытий, а также местами использует взамен щебня отсев строительный, в связи с чем Заказчик требовал в 5-дневный срок устранить указанные нарушения.
Согласно п. 5.2.6. контракта Заказчик вправе уведомлять "Подрядчика" о выявленных нарушениях, выдавать предписания об устранении выявленных нарушений, а в случае грубых нарушений порядка выполнения работ или организации производства работ - потребовать прекращения (приостановки) всех или отдельных видов работ.
В соответствии с п. 5.2.7. контракта, Заказчик вправе результаты осмотров и проверок качества работ, в том числе выявленные нарушения и упущения при выполнении работ, отражать в журнале производства работ в форме соответствующей записи.
Журнал производства работ сторонами не представлен.
В соответствии с п. 5.3. контракта, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
Согласно п. 5.4. контракта, до принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта вправе провести экспертизу выполненных работ с привлечением экспертов, экспертных организаций, выбор которых осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
12.05.2022 г. Заказчиком принято Решение об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта от 18.04.2022 г. N 34/2022-13.7 "Устранение деформаций и повреждений (заделка выбоин) дорожного покрытия улично-дорожной сети на территории МО г. Медногорск" от 12.05.2022 г.
Подрядчик после принятия решения об одностороннем отказе продолжал выполнение работ.
При этом, согласно Протоколу N 2 от 16 мая 2022 г., Заказчиком (в лице начальника МКУ УГРК и ЖКХ Пикуля А.П., менеджера МКУ УГРК и ЖКХ Сердюк В.О. выявлены нарушения технологии при производстве работ, описанные выше, отсутствие дорожных знаков, нарушение п. 7.18 технического задания муниципального контракта, согласно которому по окончанию работ Подрядчику необходимо произвести погрузку и вывоз строительного мусора и строительных материалов.
Между тем, Подрядчик настаивает на том, что нарушения технологии при производстве работ устранялись, требования Заказчика выполнялись. Выполнение работ в определенные контрактом сроки не представлялось возможным из-за погодных условий.
Согласно п. 8.7. контракта, в случае получения мотивированного отказа от подписания документа о приемке подрядчик вправе устранить причины, указанные в таком мотивированном отказе, и направить заказчику документ о приемке в порядке, предусмотренном пп 8.1. - 8.6 настоящего контракта;
В материалах дела имеется письмо Общества N 09/22 от 23.05.2022 г., согласно которому Подрядчик сообщает Заказчику о завершении работ по муниципальному контракту и просит принять выполненные работы. К указанному письму приложены акты КС-2, КС-3, счет-фактура (отметка о вручении N 3069 от 25.05.2022 г.).
В соответствии с ч. 3 ст. 94 Закона о контрактной системе, для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч. 7 ст. 94 Закона о контрактной системе, приемка результатов отдельного этапа исполнения контракта, а также поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены контрактом, и оформляется документом о приемке, который подписывается заказчиком (в случае создания приемочной комиссии подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается заказчиком), либо поставщику (подрядчику, исполнителю) в те же сроки заказчиком направляется в письменной форме мотивированный отказ от подписания такого документа. В случае привлечения заказчиком для проведения указанной экспертизы экспертов, экспертных организаций при принятии решения о приемке или об отказе в приемке результатов отдельного этапа исполнения контракта либо поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги приемочная комиссия должна учитывать отраженные в заключении по результатам указанной экспертизы предложения экспертов, экспертных организаций, привлеченных для ее проведения.
Закон о контрактной системе не устанавливает правил проведения внутренней экспертизы и требований к оформлению ее результатов.
Исходя из совокупности положений ч.3 ст. 94, ч. 4.1 ст. 94, ч. 7 ст. 94 Закона о контрактной системе, в случае, если заказчик не привлекает экспертов, экспертные организации для приемки товаров, работ, услуг, то документом, подтверждающим проведение экспертизы силами сотрудников заказчика является оформленный и подписанный заказчиком документ о приемке товара (работы, услуги), либо отказа от такой приемки.
24.05.2022 г. Заказчиком составлено Экспертное заключение о проверке выполнения работ по контракту N 34/2022-13.7 от 18 апреля 2022 г., согласно которому, работы не были выполнены в установленные контрактом сроки, часть работ в объеме 50 % от локального сметного расчета выполнены с существенными нарушениями технологии производства работ, отчетная документация исполнителем не представлена.
Инспекцией Оренбургского УФАС России также установлено следующее.
В соответствии с п. 4.3. контракта, в случае приостановки работ по любой причине (кроме распоряжения "Заказчика"), "Подрядчик" немедленно уведомляет об этом "Заказчика", "Подрядчик" также заблаговременно уведомляет "Заказчика" о возможности наступления события, препятствующего нормальному выполнению работ.
Согласно п. 7.1. контракта, стороны освобождаются от ответственности за частичное или полное неисполнение обязательств по контракту, если оно является следствием действия форс-мажорных обстоятельств (обстоятельств непреодолимой силы), возникших после заключения контракта в результате событий чрезвычайного характера, которых стороны не смогли предусмотреть и предотвратить различными мерами.
В соответствии с п. 7.3. контракта, сторона, ссылающаяся на обстоятельства непреодолимой силы, обязана незамедлительно информировать в письменной форме другую сторону о наступлении таких обстоятельств. Достаточным доказательством действия форс-мажорных обстоятельств является документ, выданный Торгово-промышленной палатой стороне, для которой наступили указанные обстоятельства.
В материалы дела Обществом не представлено доказательств наличия погодных условий, влияющих на невозможность выполнения работ в установленные сроки, а также не представлено доказательств информирования Заказчика о невозможности выполнения работ.
Согласно п. 10.1, 10.2 контракта, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством при условии, если это было предусмотрено контрактом. Порядок принятия сторонами решения об одностороннем отказе от исполнения контракта определяется сторонами самостоятельно с учетом положений Федерального закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 10.3. контракта, если иное не предусмотрено контрактом, Заказчик может в любое время до сдачи ему результата работы отказаться от исполнения контракта, уплатив Подрядчику часть установленной цены пропорционально части работы, выполненной до получения извещения об отказе заказчика от исполнения договора (статья 717 ГК РФ).
Согласно п. 10.4. контракта, Заказчик вправе, в одностороннем порядке отказаться от исполнения контракта, в том числе, но не исключительно в следующих случаях:
- если Подрядчик не приступает своевременно к исполнению контракта или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным (ч.2 статьи 715 ГК РФ);
- если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, Заказчик вправе назначить Подрядчику разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении Подрядчиком в назначенный срок этого требования отказаться от контракта либо поручить исправление работ другому лицу за счет Подрядчика (ч. 3 статьи 715 ГК РФ);
- если отступления в работе от условий контракта или иные недостатки результата работы в установленный Заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми (ч.3 статьи 723 ГК РФ).
В соответствии с ч. 8 ст. 95 Закона о контрактной системе, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с п. 3 ч. 6 ст. 8 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", с 1 января до 1 июля 2022 года в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме, открытого аукциона в электронной форме, запроса котировок в электронной форме, закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 Закона о контрактной системе (в редакции настоящего Федерального закона), закрытого конкурса в электронной форме, закрытого аукциона в электронной форме, Заказчик:
а) направляет такое решение поставщику (подрядчику, исполнителю) в порядке, установленном частью 12.2 статьи 95 Закона о контрактной системе (в редакции настоящего Федерального закона);
б) не позднее дня направления решения (в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта) размещает такое решение в единой информационной системе в сфере закупок по правилам, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона;
в) в случае неполучения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, направленного в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта, либо информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта считается день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта.
В соответствии с ч. 12.2 ст. 95 Закона о контрактной системе, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, при осуществлении закупок, предусмотренных статьей 93 (за исключением закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона), статьей 111 (в случае определения в соответствии с частью 1 статьи 111 настоящего Федерального закона особенностей, предусматривающих неразмещение информации и документов в единой информационной системе, на официальном сайте при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и статьей 111.1 настоящего Федерального закона, такое решение передается лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку или направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте. Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления считается:
1) дата, указанная лицом, имеющим право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), в расписке о получении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (в случае передачи такого решения лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку);
2) дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, предусмотренного настоящей частью, либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (в случае направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным письмом).
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта (ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе).
В соответствии с ч. 16 ст. 95 Закона о контрактной системе, заказчик в день вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
12.05.2022 г. Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (N01-09/985 от 12.05.2022 г.). Указанное решение было размещено в ЕИС 13.05.2022 г. На решении имеется отметка о вручении нарочно, но однозначно утверждать кем получено указанное решение на момент рассмотрения дела не представляется возможным (отсутствует соответствующее указание в отметке), при этом факт получения решения Обществом не оспаривается.
В соответствии с ч. 1 ст. 104 Закона о контрактной системе, ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее также - реестр недобросовестных поставщиков) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В соответствии с ч. 4 ст. 104 Закона о контрактной системе, заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с настоящим Федеральным законом участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 настоящей статьи.
С учетом анализа положений Закона о контрактной системе, включение хозяйствующего субъекта (участника закупки) в Реестр недобросовестных поставщиков, является публично-правовой санкцией. При этом, такое включение в Реестр недобросовестных поставщиков является определенной формой юридической ответственности, представляющей собой санкцию за несоблюдение требований Закона о контрактной системе. Данная санкция влечет для участника закупки определенные неблагоприятные последствия, в том числе экономического характера, поскольку может ограничить права такого участника на участие в течение установленного срока в торгах при размещении государственных и муниципальных заказов. С учетом разъяснений Конституционного Суда Российской Федерации, изложенных в Постановлениях от 30.07.2001 N 13-П и от 21.11.2002 N15-П, меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционного защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
В силу п.1 ч.1 ст.1 Закона о контрактной системе, настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся:
1) планирования закупок товаров, работ, услуг;
2) определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
3) заключения предусмотренных настоящим Федеральным законом контрактов;
(п. 3 в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 449-ФЗ)
4) особенностей исполнения контрактов;
5) мониторинга закупок товаров, работ, услуг;
6) аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг;
7) контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - контроль в сфере закупок).
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона о контрактной системе, законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В связи с этим, исходя из предмета и цели регулирования Закона о контрактной системе, а также применяемого законодательства к правоотношениям в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд, Инспекция Оренбургского УФАС России считает, что, по своему характеру, включение в реестр недобросовестных поставщиков содержит в себе элементы как публичной, так и гражданской правовой ответственности. С точки зрения административных правоотношений, как вида публично-правовых отношений, понятие и содержание вины юридического лица закреплено в ч.2 ст.2.1 КоАП РФ, в силу которой, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Таким образом, вина юридического лица в административных правоотношениях определена через призму возможности для соблюдения обязательных требований (правил и норм) и принятия лицом всех зависящих от него меры по соблюдению таких требований.
Учитывая, то обстоятельство, что реестр недобросовестных поставщиков является мерой публично-правового характера, необходимо в каждом конкретном случае выяснить причины неисполнения контракта и оценить действия хозяйствующего субъекта в процессе его исполнения, решение заказчика само по себе ни к чему не обязывает антимонопольный орган, в исключительной компетенции которого находится оценка вех фактических обстоятельств дела и всех элементов поведения участника закупки в ходе исполнения контракта. Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения закупок, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
На момент рассмотрения дела, в материалах дела отсутствуют документы о проведении независимой экспертизы работ какой-либо из сторон, отсутствуют на момент вынесения решения и доказательства вручения тех или иных документов сторонами друг другу (описано выше), несмотря на совершение определенных действий Обществом, направленных на устранение допущенных нарушений при производстве работ, решение Заказчиком отменено не было, в самом решении об одностороннем отказе причины его принятия не описаны Заказчиком. При этом, исходя из материалов дела, Общество реагировало на указанные Заказчиком нарушения, частично устранило их, осуществило выполнение работ на 50% (что не оспаривается Заказчиком (что следует из экспертного заключения от 24.05.2022 г.)
Доказательств преднамеренности действий Общества, направленных на уклонение от исполнения обязательств по контракту, не установлено. Основанием для включения в Реестр недобросовестных поставщиков является только такое недобросовестное поведение участника закупки, которое совершено в результате умышленных действий, наличие которых на момент рассмотрения дела антимонопольным органом не установлено. При таких обстоятельствах, Инспекция Оренбургского УФАС России полагает возможным сведения об Обществе в Реестр недобросовестных поставщиков, не включать.
На основании вышеизложенного, Инспекция Оренбургского УФАС России, руководствуясь Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации", ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
В удовлетворении обращения Администрации муниципального образования Медногорска Оренбургской области (вх. N 5204 от 25.05.2022 г.) о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений в отношении ООО "Железобетон 2005" (ИНН: 5614027050), в связи с односторонним расторжением заказчиком контракта на устранение деформаций и повреждений (заделка выбоин) дорожного покрытия улично-дорожной сети на территории МО г. Медногорск (номер извещения N 0153300012222000017), отказать.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение 3-х месяцев со дня его вынесения.
Руководитель Инспекции
Члены Инспекции:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области от 1 июня 2022 г. N РНП-56-08-06-109/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.06.2022