В соответствии с п. 5 ч. 15 ст. 99 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 г. "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (здесь и далее по тексту в редакции, действующей на дату заключения государственного контракта (далее - Закон о контрактной системе), п. "б" ч.13 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила) и на основании Приказа Оренбургского УФАС России N 148-п от 30.05.2022 г., Инспекцией Оренбургского УФАС России по осуществлению внеплановых проверок в составе:
Председателя Инспекции: Членов Инспекции:
в присутствии посредством видеоконференцсвязи:
представителя Управления Федеральной службы судебных приставов по Оренбургской области - (по доверенности),
представителя индивидуального предпринимателя Емельянова Андрея Станиславовича - (по доверенности),
рассмотрев обращение Управления Федеральной службы судебных приставов по Оренбургской области (исх. N 1 от 27.05.2022 г., вх. Оренбургского УФАС России N 5263 от 27.05.2022 г.) о включении в Реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении индивидуального предпринимателя Емельянова Андрея Станиславовича (ИНН: 561600152873) в связи с односторонним расторжением контракта на приобретение бумаги (номер извещения N 0153100008021000051),
УСТАНОВИЛА:
27.05.2022 года в Оренбургское УФАС России поступило обращение Управления Федеральной службы судебных приставов по Оренбургской области (далее - Заказчик, УФССП России по Оренбургской области) о включении в Реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении индивидуального предпринимателя Емельянова Андрея Станиславовича (далее - ИП Емельянов А.С., Поставщик) в связи с односторонним расторжением контракта на приобретение бумаги (номер извещения N 0153100008021000051).
Уведомлением по делу N РНП-56-08-06-110/2022 от 30.05.2022 г. заседание Инспекции Оренбургского УФАС России по рассмотрению обращения было назначено на "03" июня 2022 года 11 часов 30 минут.
"03" июня 2022 года в заседании Инспекции принимали участие представитель Заказчика, представитель индивидуального предпринимателя Емельянова Андрея Станиславовича.
Представитель Заказчика поддержал доводы, указанные в обращении, отметив, что УФССП России по Оренбургской области на включении в Реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении индивидуального предпринимателя Емельянова Андрея Станиславовича не настаивает.
Представитель Поставщика пояснил, что у индивидуального предпринимателя Емельянова Андрея Станиславовича не было умысла на уклонение от исполнения контракта, им предприняты все возможные меры к его исполнению. Просил сведения в отношении индивидуального предпринимателя Емельянова Андрея Станиславовича в Реестр недобросовестных поставщиков не включать. Более подробно позиция ИП Емельянова А.С. изложена в письменных пояснениях.
Инспекция Оренбургского УФАС России, рассмотрев материалы внеплановой проверки, заслушав приведенные доводы, установила следующее:
16.11.2021 г. на официальном сайте Российской Федерации (единая информационная система) в сети Интернет www.zakupki.gov.ru и на электронной торговой площадке было размещено извещение и документация об аукционе в электронной форме на приобретение бумаги (номер извещения N 0153100008021000051).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 2 426 960,00 рублей.
В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона N 0153100008021000051 от 25.11.2021 г. победителем электронной процедуры был признан индивидуальный предприниматель Емельянов Андрей Станиславович с предложением о цене контракта 2 317 746,80 руб. Процент снижения относительно начальной (максимальной) цены контракта 4,5 %.
07.12.2021 г. между индивидуальным предпринимателем Емельяновым Андреем Станиславовичем и УФССП России по Оренбургской области заключен государственный контракт N 3/22-ЭА на приобретение бумаги (далее - Контракт).
Согласно разделу 1 Контракта установлено, что "1.1. Поставщик обязуется поставить бумагу для офисной техники (далее - Товар), а Заказчик обязуется принять и оплатить Товар в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом.
1.2. Наименование, количество и иные характеристики поставляемого Товара указаны в Спецификации (Приложение N1 к Контракту), являющейся неотъемлемой частью настоящего Контракта".
Приложением N1 к государственному контракту от 07.12.2021 г. N 3/22-ЭА установлено следующее:
Спецификация
на поставку бумаги для офисной техники
N п/п |
Наименование товара |
Качественные характеристики |
Страна происхождения |
Ед. изм. |
Количество |
Цена за ед., руб. |
Сумма, руб. |
1. |
Бумага для офисной техники Maestro Standard |
Формат: А4 (210*297 мм); Плотность бумаги: 80 г/м2; Белизна CIE: 146 %; Непрозрачность: 90%; Класс бумаги: "С"; Количество листов в пачках -500 листов. |
Россия (реестровый номер 838\3\2021) |
пачка |
10552 |
219,65 |
2317746,80 |
Итого: |
2317746,80 |
Согласно п. 3.1 Контракта "Поставщик самостоятельно доставляет Товар Заказчику по адресу: г. Оренбург, ул. Ткачева, д.8, и Оренбургская область г. Новотроицк, ул. Советская, д. 140 на склад Заказчика (далее - место доставки), в сроки, указанные в графике поставки товара (Приложение N2 к Контракту).
Поставщик не менее чем за 2 (два) рабочих дня до осуществления поставки Товара направляет в адрес Заказчика уведомление о времени и дате доставки Товара в место доставки".
Приложением N 2 к Контракту установлено следующее:
График поставки товара
N п/п |
Наименование товара |
Ед. изм. |
Количество |
Срок поставки |
Место поставки |
1. |
Бумага для офисной техники Maestro Standard |
пачка |
4276 |
В период с 10.01.2022 по 14.01.2022 г. |
г. Оренбург, ул. Ткачева, д.8 (склад) |
2 |
Бумага для офисной техники Maestro Standard |
пачка |
1000 |
В период с 10.01.2022 по 14.01.2022 г. |
Оренбургская область г. Новотроицк, ул. Советская, д. 140 |
3. |
Бумага для офисной техники Maestro Standard |
пачка |
4276 |
В период с 11.04.2022 по 15.04.2022 г. |
г. Оренбург, ул. Ткачева, д.8 (склад) |
4 |
Бумага для офисной техники Maestro Standard |
пачка |
1000 |
В период с 10.01.2022 по 14.01.2022 г. |
Оренбургская область г. Новотроицк, ул. Советская, д. 140 |
В соответствии с п. 4.1.1 Контракта "Поставщик обязан поставить Товар в порядке, количестве, в срок и на условиях, предусмотренных Контрактом, спецификацией и графиком поставки товара".
Согласно обращению Заказчика, в соответствии с Графиком поставки товара (Приложение N2 к Контракту) Товар в количестве 5276 пачек должен был быть поставлен в период с 10.01.2022 г. по 14.01.2022 г., однако поставка осуществлена 27.01.2022 г., в связи с чем Поставщик допустил просрочку. Заказчиком 02.02.2022 г. вынесено требование об уплате неустойки за нарушение срока поставки товара на общую сумму 5077,56 рублей, платежным поручением N 146 от 18.02.2022 г. Поставщиком неустойка погашена.
В соответствии с Графиком поставки товара (Приложение N 2 к Контракту) Товар в количестве 4276 пачек Должен быть поставлен в период с 11.04.2022 г. по 15.04.2022 г., однако поставка Товара не была осуществлена.
Согласно информационному письму, поступившему от Поставщика, бумагу поставить по цене, указанной в Контракте, не представляется возможным (219,65 рублей за пачку). Однако по цене 590 рублей за пачку поставка бумаги возможна.
Таким образом, Поставщик в соответствии с графиком в период с 10.01.2022 г. по 14.01.2022 г. нарушил сроки поставки, а оставшеюся часть бумаги поставлять отказался.
Разделом 9 Контракта "Рассмотрение и разрешение споров" установлено следующее:
"9.1. Все споры и разногласия, которые могут возникнуть из настоящего Контракта между Сторонами, будут разрешаться путем переговоров, в том числе в претензионном порядке.
9.2. Претензия оформляется в письменной форме. В претензии перечисляются допущенные при исполнении Контракта нарушения со ссылкой на соответствующие положения Контракта или его приложений, отражаются стоимостная оценка ответственности (неустойки), а также действия, которые должны быть произведены Стороной для устранения нарушений.
9.3. Срок рассмотрения претензии не может превышать 15 (пятнадцать) дней. Переписка Сторон может осуществляться в виде писем или телеграмм, а в случаях направления телекса, факса, иного электронного сообщения - с последующим предоставлением оригинала документа.
9.4. При неурегулировании Сторонами спора в досудебном порядке, спор разрешается в судебном порядке в Арбитражном суде Оренбургской области".
Согласно п. 10.2. Контракта "Расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом Стороны от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации в порядке, предусмотренном частями 9 - 23 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с п. 3 ч. 6 ст. 8 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", с 1 января до 1 июля 2022 года в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме, открытого аукциона в электронной форме, запроса котировок в электронной форме, закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 Закона о контрактной системе (в редакции настоящего Федерального закона), закрытого конкурса в электронной форме, закрытого аукциона в электронной форме, Заказчик:
а) направляет такое решение поставщику (подрядчику, исполнителю) в порядке, установленном частью 12.2 статьи 95 Закона о контрактной системе (в редакции настоящего Федерального закона);
б) не позднее дня направления решения (в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта) размещает такое решение в единой информационной системе в сфере закупок по правилам, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона;
в) в случае неполучения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, направленного в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта, либо информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта считается день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта.
В соответствии с ч. 12.2 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, при осуществлении закупок, предусмотренных статьей 93 (за исключением закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона), статьей 111 (в случае определения в соответствии с частью 1 статьи 111 настоящего Федерального закона особенностей, предусматривающих неразмещение информации и документов в единой информационной системе, на официальном сайте при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и статьей 111.1 настоящего Федерального закона, такое решение передается лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку или направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте. Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления считается:
1) дата, указанная лицом, имеющим право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), в расписке о получении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (в случае передачи такого решения лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку);
2) дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, предусмотренного настоящей частью, либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (в случае направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным письмом).
Согласно пункту "в" части 6 Закона N 360-ФЗ в случае неполучения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, направленного в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта, либо информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта считается день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
11.05.2022 г. Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с нарушением ИП Емельяновым А.С. существенных условий Контракта.
12.05.2022 г. 14:24 (МСК+2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта было размещено Заказчиком в Единой информационной системе.
13.05.2022 г. решение об одностороннем отказе от исполнения контракта направлено Заказчиком посредством Почты России в адрес ИП Емельянова А.С. по почтовому адресу, указанному в Контракте от 07.12.2021 г. N 3/22-ЭА. Доказательства отправки в материалы дела представлены.
Таким образом, при расторжении контракта заказчиком процедура, предусмотренная ч. 12 ст. 95, ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе соблюдена.
Согласно представленным материалам дела, решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта получено ИП Емельяновым А.С. 16.05.2022 г.
С учетом изложенного, на основании п. 3 ч. 6 ст. 8 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", ч. 12.2 с. 95 Закона о контрактной системе, 27.05.2022 г. решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта вступило в силу.
Согласно ч. 16 ст. 95 Закона о контрактной системе, информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут, в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В соответствии с ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Порядок рассмотрения обращения о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков и ведения реестра такого реестра определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Постановление N 1078).
Согласно ч. 7 ст. 104 Закона о контрактной системе, а также п.13 Постановления N 1078, уполномоченный орган осуществляет проверку информации и документов, указанных в пунктах 6 - 8 настоящих Правил, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя), не позднее 5 рабочих дней с даты их поступления.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере закупок, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое действие лица, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, сформированной Определением от 19.02.2015 N 301-КГ15-632 по делу N А29-3152/2014, при рассмотрении вопроса о законности решения о включении или невключении лица в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При принятии решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиваться формальной позицией, поэтому по делу подлежат установлению обстоятельства недобросовестного поведения поставщика.
Включение лица в реестр невозможно без установления его вины, выраженной в сознательном уклонении от исполнения контракта.
Инспекцией Оренбургского УФАС России приняты во внимание следующие обстоятельства.
Согласно пояснениям представителя Заказчика, а также данным с сайта Единой информационной системы, стоимость исполненных Поставщиком обязательств составляет 1 378 523,40 руб., Заказчиком фактически оплачено 1 378 523,40 руб.
Учитывая вышеизложенное, Поставщиком были выполнены, а Заказчиком приняты и оплачены 59,5 % стоимости работ, предусмотренных государственным контрактом от 07.12.2021 г. N 3/22-ЭА.
Согласно пояснениям представителя Поставщика, ИП Емельянов А.С. выполнил свои обязательства, поставив часть товара в период с 10.01.2022 г. по 14.01.2022 г. в количестве 4276 шт. на сумму 939 223,40 рублей, оставшуюся часть в количестве 4276 шт. за период с 11.04.2022 по 15.04.2022 г. поставить не представилось возможным.
Указанный период времени совпал с подписанием Указа Президента о вводе Российских войск на территорию Украины. Ввиду ввода санкций в отношении РФ, некоторые заводы приостановили деятельность из-за отсутствия производственного сырья. Резко вырос курс иностранной валюты, образовался дефицит товара, что привело к значительному увеличению его цены. Данное обстоятельство подтверждается официальным письмом, полученным от АО "ФинСИБ" (представлено в материалы дела), из которого следует, что в настоящий момент НПАО "Сильвамо Корпорейшн Рус" приостановили деятельность Светогорского комбината в России.
Фактически бумагоделательная машина N 4 (г. Светогорск), на которой производилось сырье для офисных бумаг, остановлена до мая.
Это означает, что в отношении офисной бумаги сейчас наблюдается серьезный дефицит на рынке. Согласно пояснениям представителя Заявителя, отгрузить все запланированные объемы на март и на апрель, по не зависящим от ИП Емельянова А.С., не представляется возможным.
Производство бумаги осуществляется с сырьем из стран Европы, которые у производителей заканчиваются, и стоимость этого сырья увеличилась. На основании этого выросла себестоимость бумаги.
При привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П).
Как следует из документов, представленных на заседание Комиссии, ИП Емельянов А.С. предпринимал меры, направленные на исполнение контракта, что подтверждается представленными документами.
При рассмотрении вопроса о наличии оснований для включения ИП Емельянова А.С. в реестр недобросовестных поставщиков, с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, антимонопольный орган обязан не только убедиться в наличии оснований для расторжения контракта и соблюдении порядка его расторжения заказчиком, но и установить недобросовестный характер действий поставщика (подрядчика, исполнителя), что предполагает отсутствие у последнего реального намерения заключить и исполнить контракт надлежащим образом и в согласованные сроки.
Отказ заказчика от договора, в том числе по мотиву существенного нарушения подрядчиком условия договора, может являться как следствием недобросовестного поведения поставщика, принимавшего участие в торгах номинально и не имеющего намерения реально выполнять работы по контракту, так и не являться таковым (в том случае, если нарушение условий договора не вызвано злонамеренными действиями поставщика, а связано с обстоятельствами, находящимися вне его сферы контроля).
Таким образом, из имеющихся материалов дела следует, что в действиях Поставщика - ИП Емельянова А.С. - не усматриваются признаки недобросовестного поведения, направленного на уклонение от исполнения условий контракта и на срыв вышеуказанной закупки.
При таких обстоятельствах, на основании исследования имеющихся в материалах дела доказательств, а также в связи с тем, что Инспекция Оренбургского УФАС России обстоятельств, объективно свидетельствующих о наличии недобросовестных действий Исполнителя не выявила, сведения в отношении ИП Емельянова А.С. не подлежат включению в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании вышеизложенного, Инспекция Оренбургского УФАС России, руководствуясь Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
Сведения в отношении индивидуального предпринимателя Емельянова Андрея Станиславовича (ИНН: 561600152873) в Реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение 3-х месяцев со дня его вынесения.
Председатель комиссии |
|
Члены комиссии |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области от 3 июня 2022 г. N РНП-56-08-06-110/2022 (ключевые темы: реестр недобросовестных поставщиков - исполнение контракта - односторонний отказ - надлежащее извещение - документ)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.06.2022