|
|
|
|
06 июня 2022 г. г. Барнаул
Комиссией управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок (далее Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
Кочеткова А.В. - заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок,
Членов комиссии:
Остапенко О.О. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок;
Соколовой Е.С. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти;
с участием представителей:
от заявителя - ООО "Завод "Торгмаш" - не явились, извещены;
от уполномоченного учреждения - КГКУ "Центр государственных закупок Алтайского края" - Маноха Максима Петровича;
от заказчика - Министерства образования и науки Алтайского края - Рязановой Ирины Владимировны
по обращению ООО "Завод "Торгмаш" проведена внеплановая документарная проверка соблюдения требований Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) заказчиком - министерством образования и науки Алтайского края, уполномоченным учреждением - краевым государственным казенным учреждением "Центр государственных закупок Алтайского края" при проведении закупки N 0817200000322004169 "Поставка электромясорубок для пищеблоков общеобразовательных организаций".
Проверка начата: 30.05.2022 г., окончена 06.06.2022 г.
Место нахождение проверяемых организаций: уполномоченного учреждения - КГКУ "Центр государственных закупок Алтайского края", г. Барнаул, ул. Интернациональная, д. 122, заказчика - Министерства образования и науки Алтайского края, г. Барнаул, Ползунова, 36
Место проведения контрольного мероприятия: 656050, Алтайский край, г. Барнаул, пр-т Ленина 81.
Проверяемый период: с 19.04.2022 года по 24.05.2022 года.
УСТАНОВИЛА:
В УФАС по Алтайскому краю поступило обращение ООО "Завод "Торгмаш", поступившего из ФАС России о нарушении Закона о контрактной системе заказчиком - Министерством образования и науки Алтайского края, уполномоченным учреждением - краевым государственным казенным учреждением "Центр государственных закупок Алтайского края" при проведении закупки N 0817200000322004169 "Поставка электромясорубок для пищеблоков общеобразовательных организаций".
Заявитель указывает, что при проведении закупки заказчиком неправомерно установлено требование к товару, а именно: в описании объекта закупки указан не соответствующий код ОКПД 2 - 27.51.21.122 "Электромясорубки". Кроме того, заказчиком неправомерно установлено требование к участникам закупки о подтверждении соответствия радиоэлектронной продукции установленным требованиям, где участник закупки в составе заявки на участие в закупке представляет документы и (или) информацию соответственно: номер реестровой записи из реестра, а также информация о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации, если такое предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации" (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) соответствующих операций (условий). В результате неправомерных действий заказчика российские производители электромясорубок столкнулись с ограничением конкуренции. Таким образом, заказчиком нарушены права и интересы участников закупки, принципы контрактной системы в сфере закупок, принципы обеспечения конкуренции принцип единства в сфере закупок. Учитывая изложенное, заявитель принять соответствующие меры контроля.
Представитель уполномоченного учреждения с доводами заявителя не согласился, пояснил, что предметом оспариваемой закупки являлась поставка товара, включенного в позицию каталога КТРУ 27.51.21.122-00000002 "Мясорубка электрическая" с датой начала обязательного применения 02.11.2020. Таким образом наименование товара, код позиции каталога и описание объекта закупки по закупке определены заказчиком не самостоятельно, а на основании информации, включенной в КТРУ и обязательной для применения заказчиком. Указанная заказчиком в извещении информация полностью соответствует позиции каталога КТРУ 27.51.21.122-00000002 "Мясорубка электрическая" и требованиям Законодательства, использование обязательных для заказчика положений КТРУ не может ограничивать участников закупки.
Представитель заказчика правовую позицию уполномоченного учреждения поддержала и указала, что товар с кодом ОКПД 2 - 27.51.21.122 "Электромясорубки" входит в перечень товаров в отношении которых установлен запрет на допуск товаров, работ, услуг при осуществлении закупок, а также ограничения и условия допуска в соответствии с требованиями, установленными ст. 14 Закона о контрактной системе. Учитывая изложенное, заказчиком установлены условия допуска в соответствии с приказом Минфина России N 126н от 04.06.2018 и ограничения допуска в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 878 от 10.07.2019 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".
Ознакомившись с пояснениями представителей, а также изучив представленные документы, Комиссия УФАС по Алтайскому краю по контролю закупок пришла к следующим выводам.
19.04.2022 г. уполномоченным учреждением - КГКУ "Центр государственных закупок Алтайского края" на официальном сайте ЕИС (www.zakupki.gov.ru) было размещено извещение о проведении электронного аукциона от 19.04.2022 N 0817200000322004169 Поставка электромясорубок для пищеблоков общеобразовательных организаций.
Согласно ч. 1, 2, 3 ст. 23 Закона о контрактной системе идентификационный код закупки указывается в плане-графике, извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществляемом закрытым способом, документации о закупке, в контракте, а также в иных документах, предусмотренных настоящим Федеральным законом. При этом в информации и документах, подлежащих в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, идентификационный код закупки указывается с использованием единой информационной системы. Идентификационный код закупки обеспечивает взаимосвязь документов, указанных в части 1 настоящей статьи. Порядок формирования идентификационного кода закупки, в том числе его состав и структура в зависимости от целей применения, устанавливается федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
Согласно п. 5 Приказа Минфина России от 10.04.2019 N 55н "Об утверждении Порядка формирования идентификационного кода закупки" структура и состав идентификационного кода закупки представляют собой 36-значный цифровой код, в котором:
30 - 33 разряды - информация о коде объекта закупки по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности, с детализацией до группы товаров (работ, услуг):
30 - 31 разряды - класс;
32 разряд - подкласс;
33 разряд - группа.
Согласно извещению заказчиком был выбран код ОКПД 2 - 27.51.21.122 "Электромясорубки".
В соответствии с ч. 5, 6 ст. 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
Порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 постановления Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N145) утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила формирования) и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования). В соответствии с подпунктом а) пункта 4 Правил формирования, формирование и ведение каталога обеспечивает федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок (далее - уполномоченный орган), в том числе в результате взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими формирование и (или) ведение информационных систем, а также осуществляющими государственную регистрацию товаров в установленной сфере деятельности, посредством, в том числе, формирования информации, включаемой в каталог в соответствии с Правилами формирования. В соответствии с подпунктами а), б), г) пункта 10 Правил формирования код позиции каталога, наименование товара, информация, содержащая описание товара, включается в позицию каталога.
В соответствии с пунктом 4 Правил использования, с даты начала обязательного применения, заказчик, при осуществлении закупки, обязан использовать информацию о наименовании и описании товара в соответствии с позицией каталога.
Согласно извещению предметом закупки является поставка товара, включенного в позицию каталога КТРУ 27.51.21.122-00000002 "Мясорубка электрическая" с датой начала обязательного применения 02.11.2020.
Таким образом, наименование товара, код позиции каталога и описание объекта закупки по данной закупке определены заказчиком не самостоятельно, а на основании информации, включенной в КТРУ и обязательной для применения заказчиком.
Указанная заказчиком в извещении информация полностью соответствует позиции каталога КТРУ 27.51.21.122-00000002 "Мясорубка электрическая".
Вместе с тем, Закон о контрактной системе не содержит требований к определению кода ОКПД-2 при размещении закупки.
Таким образом доводы заявителя о том, что при формировании объекта закупки заказчиком неправомерно выбран код ОКПД2 не обоснованы и не имеют нормативно-правового обоснования.
Согласно ч. 3, ч. 4 ст. 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Согласно извещению заказчиком по закупаемому товару "Мясорубка электрическая" (ОКПД 2 - 27.51.21.122 "Электромясорубки") установлены условия допуска в соответствии с приказом Минфина России N 126н от 04.06.2018 (далее приказ N 126н) и ограничения допуска в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 878 от 10.07.2019 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 878).
Указанный заказчиком код ОКПД 2 - 27.51.21.122, входит в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с требованиями Постановления N 878 и в приложение к приказу N 126н.
Учитывая вышеизложенное, заказчиком правомерно установлены условия допуска в соответствии с приказом N 126н и ограничения допуска в соответствии с Постановлением N 878, в том числе в части предоставления участником закупки документов в составе заявки.
Кроме того, доводы заявителя о том, что в результате неправомерных действий заказчика по установлению ограничений и условий допуска, российские производители электромясорубок столкнулись с ограничением конкуренции опровергаются целями ст. 14 Закона о контрактной системе, в соответствии с которой заказчиком установлены ограничения и условия допуска.
Признаки нарушения Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" не установлены.
Учитывая вышеуказанные обстоятельства доводы заявителя не обоснованы, не имеют нормативно-правового обоснования, не подтверждены и опровергаются материалами дела.
Руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе, Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок
РЕШИЛА:
В действиях заказчика - министерства образования и науки Алтайского края, уполномоченного учреждения - краевого государственного казенного учреждения "Центр государственных закупок Алтайского края" при проведении закупки N 0817200000322004169 "Поставка электромясорубок для пищеблоков общеобразовательных организаций", нарушений Закона о контрактной системе не выявлено.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии _____________________________ А.В. Кочетков
Члены Комиссии: ____________________________ О.О. Остапенко
____________________________ Е.С. Соколова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 6 июня 2022 г. N 40-ВП/2022 (ключевые темы: товар. работа. услуга. - государственные и муниципальные нужды - документ - ктру - министерство образования и науки)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.06.2022