Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
"_";
"_";
"_",
рассмотрев представленные казенным учреждением города Омска "Автохозяйство Администрации города Омска" (далее - КУ г. Омска "Автохозяйство Администрации г. Омска", заказчик) сведения о бюджетном учреждении здравоохранения Омской области "Клинический кожно-венерологический диспансер" (далее - БУЗОО "ККВД", участник закупки, победитель) для включения в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Реестр) в связи с уклонением от заключения муниципального контракта по результатам осуществления закупки в форме запроса котировок в электронной форме на оказание услуг по проведению предварительного медицинского осмотра работников, занятых на работах с вредными и опасными производственными факторами (Реестровый номер 52.0547.22) (извещение N 0152300011922000545) (далее - запрос котировок в электронной форме, запрос котировок), размещенной департаментом контрактной системы в сфере закупок Администрации города Омска (далее - уполномоченный орган),
при участии посредством видео-конференц-связи представителей:
уполномоченного органа - "_" (доверенность N 1 от 01.03.2022),
заказчика - "_" (доверенность N 04-45/4 от 02.02.2021),
в отсутствие представителей победителя, в извещении которого предприняты необходимые меры,
УСТАНОВИЛА:
1. В соответствии с частями 2 и 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе) в Омское УФАС России были представлены (вх. N 5388 от 31.05.2022) обращение заказчика о включении информации о БУЗОО "ККВД" в Реестр и протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта.
Из представленных материалов и информации следует, что 12.05.2022 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт ЕИС) уполномоченным органом размещено извещение о проведении запроса котировок в электронной форме с максимальным значением цены контракта 50000 руб., при этом начальная сумма цен единиц услуги составляла 5243,35 руб.
Из протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 23.05.2022 следует, что электронный запрос котировок признан несостоявшимся ввиду того, что по окончании срока подачи заявок на участие в таком электронном запросе котировок подана только одна заявка. По результатам рассмотрения заявки на участие в электронном запросе котировок комиссией приняты решения о соответствии заявки на участие в закупке требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, присвоении ей первого порядкового номера и заключении контракта с таким участником закупки по предложенной им сумме цен единиц услуг 3240 руб.
Информация о процедуре заключения контракта КУ г. Омска "Автохозяйство Администрации г. Омска" с победителем, размещенная на официальном сайте ЕИС в разделе "Сведения процедуры заключения контракта", свидетельствует о следующем:
ДАТА И ВРЕМЯ |
СОБЫТИЕ |
30.05.2022 15:46 (МСК) |
Размещен документ "Информация об отмене процедуры заключения контракта" от 30.05.2022 |
30.05.2022 15:46 (МСК+3) |
Процедура заключения контракта N 01523000119220005450001 переведена на этап "Контракт не заключен" |
30.05.2022 15:46 (МСК) |
На электронную площадку http://www.tektorg.ru/ передан документ "Информация об отмене процедуры заключения контракта" от 30.05.2022 |
26.05.2022 07:00 (МСК) |
От электронной площадки http://www.tektorg.ru/ получен документ "Подписанный победителем проект контракта" от 26.05.2022 |
26.05.2022 06:57 (МСК) |
От электронной площадки http://www.tektorg.ru/ получен документ "Уведомление об уклонении победителя от заключения контракта" от 26.05.2022 |
24.05.2022 11:05 (МСК+3) |
Размещен документ "Проект контракта" от 24.05.2022 |
24.05.2022 11:05 (МСК+3) |
Процедура заключения контракта N 01523000119220005450001 переведена на этап "Подписание поставщиком" |
24.05.2022 11:05 (МСК+3) |
На электронную площадку http://www.tektorg.ru/ передан документ "Проект контракта" от 24.05.2022 |
30.05.2022 участник закупки был признан уклонившимся от заключения контракта, о чем в этот же день заказчик на официальном сайте ЕИС и электронной площадке разместил протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта N ППУ20_1, сформированный как с использованием технических и программных средств официального сайта ЕИС, так и в форме прикрепленного документа в виде файла текстового редактора "word".
В протоколе, сформированном с использованием официального сайта ЕИС, основанием признания участника закупки уклонившимся от заключения контракта является невыполнение таким участником требований ч. 3 ст. 51 Федерального закона о контрактной системе. Также в протоколе указан факт, являющийся основанием для отказа от заключения контракта, состоящий в невнесении участником закупки на счет заказчика обеспечения исполнения контракта.
В прикрепленном файле в качестве основания признания победителя уклонившимся от заключения контракта также определено следующее: "в срок, предусмотренный пп. б) п. 1) ч. 3 ст. 51 Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе), участник закупки, с которым заключается контракт - бюджетное учреждение здравоохранения Омской области "Клинический кожно-венерологический диспансер" не внес на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной таким участником".
2. Рассмотрев представленные материалы и заслушав пояснения представителей уполномоченного органа и заказчика, в результате проверки фактов представленных сведений на основании части 7 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе, Комиссия считает, что сведения о бюджетном учреждении здравоохранения Омской области "Клинический кожно-венерологический диспансер" не подлежат включению в Реестр, исходя из следующего.
Порядок проведения электронного запроса котировок регламентирован статьей 50 Федерального закона о контрактной системе.
Согласно части 6 названной нормы заключение контракта по результатам проведения электронного запроса котировок осуществляется в порядке, установленном статьей 51 такого закона, с учетом следующих особенностей:
1) заказчик формирует и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта не позднее одного рабочего дня, следующего за днем размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
2) участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 3 статьи 51 данного закона, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем осуществления заказчиком действий в соответствии с пунктом 1 такой части;
3) заказчик осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 4 статьи 51 данного закона, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем осуществления участником закупки, с которым заключается контракт, действий в соответствии с пунктом 2 данной части, но не ранее чем через два рабочих дня, следующих за днем размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
4) осуществление действий, предусмотренных пунктом 2 части 2, пунктом 2 части 3, пунктами 2 и 3 части 4 статьи 51 данного закона, не допускается.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Федерального закона о контрактной системе по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных данным законом, с иным участником закупки (далее в такой статье - участник закупки, с которым заключается контракт) не ранее чем через десять дней (если данным законом не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 6 такой статьи, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями Федерального закона о контрактной системе (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с данным законом, обязаны подписать контракт в порядке, установленном такой статьей.
Пунктом 1 части 2 статьи 51 Федерального закона о контрактной системе установлено, что не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 данной статьи заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе,
а) информацию, предусмотренную частью 6 статьи 30, пунктами 1, 2, 5 - 8, 10, 17, 18 и 20 части 1 статьи 42 такого закона;
б) цену контракта, соответствующую цене контракта, предложенной в соответствии с данным законом участником закупки, с которым заключается контракт, с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 Федерального закона о контрактной системе, положений статей 28 и 29 такого закона, цену каждого отдельного этапа исполнения контракта, определенную в соответствии с частью 2 статьи 34 данного закона (если проектом контракта предусмотрены отдельные этапы его исполнения). Предусмотренная таким подпунктом информация включается в проект контракта, за исключением случаев включения в него информации, предусмотренной подпунктами "в" или "г" такого пункта;
в) максимальное значение цены контракта и цену единицы товара, работы, услуги, соответствующие максимальному значению цены контракта, указанному в извещении об осуществлении закупки, с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 Федерального закона о контрактной системе, положений статей 28 и 29 данного закона (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 такого закона). При этом цена единицы товара, работы, услуги определяется путем уменьшения начальной цены такой единицы, указанной в извещении об осуществлении закупки, пропорционально снижению начальной суммы цен единиц товаров, работ, услуг, предложенному участником закупки, с которым заключается контракт;
г) размер платы, подлежащей внесению в соответствии с Федеральным законом о контрактной системе участником закупки, с которым заключается контракт, за заключение контракта на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику (в случаях, предусмотренных данным законом);
д) информацию, предусмотренную подпунктами "а", "б", "г", "е" и "п" пункта 1, подпунктами "а" и "б" пункта 2 части 1 статьи 43 Федерального закона о контрактной системе, а также информацию, предусмотренную подпунктом "г" пункта 2 указанной части, в случае проведения электронного конкурса. При этом информация, предусмотренная подпунктами "а", "б", "г" и "е" пункта 1 части 1 статьи 43 данного закона, указывается с использованием единой информационной системы по состоянию на дату и время формирования проекта контракта;
е) иные документы (при наличии);
Во исполнение пункта 1 части 6 статьи 50 и пункта 1 части 2 статьи 51 Федерального закона о контрактной системе заказчиком 24.05.2022 был сформирован и размещен проект контракта.
В силу пункта 1 части 3 статьи 51 Федерального закона о контрактной системе участник закупки, с которым заключается контракт, не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 такой статьи проекта контракта, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с данным законом (за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом о контрактной системе). При этом такой участник закупки:
а) в случаях, предусмотренных статьей 37 такого закона, одновременно представляет заказчику информацию и документы, предусмотренные указанной статьей;
б) вносит на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной таким участником закупки (если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с данным Федеральным законом определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта);
Также на основании частей 4 и 5 статьи 96 Федерального закона о контрактной системе контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с таким законом.
В случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.
Согласно информации, предоставленной оператором электронной площадки ЭТП ТЭК-Торг (вх. N 5599э от 06.06.2022) на запрос Омского УФАС России (исх. N 4489 от 01.06.2022) победителем 26.05.2022 (то есть за пределами регламентированного законом срока подписания проекта контракта) были подписаны и размещены проект контракта и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта.
При этом установлено, что в качестве добавленного БУЗОО "ККВД" документа на электронной площадке было размещено гарантийное письмо (исх. N 65/245 от 25.05.2022), согласно которому такой участник закупки гарантирует оплату обеспечения исполнения контракта.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что проект контракта был подписан победителем вне предусмотренного специальными положениями пункта 2 части 6 статьи 50 Федерального закона о контрактной системе срока, надлежащее обеспечение исполнения контракта им представлено не было, в связи с чем заказчиком участник закупки признан уклонившимся от заключения контракта.
В соответствии с частью 6 статьи 51 Федерального закона о контрактной системе в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 такой статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 данной статьи, не выполнены требования пункта 3 части 3 такой статьи) и частью 5 данной статьи:
1) такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта;
2) заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных частями 3 и 5 такой статьи:
а) формирует с использованием единой информационной системы и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки;
б) формирует и направляет в соответствии с порядком, предусмотренным частью 10 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе, в день размещения в единой информационной системе протокола, предусмотренного подпунктом "а" данного пункта, обращение о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
3) оператор электронной площадки не позднее одного часа с момента размещения в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 такой части протокола об уклонении участника закупки от заключения контракта направляет такому участнику закупки уведомление о таком размещении.
В силу частей 2 и 4 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе, что в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 данного закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с Федеральным законом о контрактной системе участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 такой статьи.
Постановлением Правительства Российской Федерации "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" от 30.06.2021 N 1078 утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 13 Правил не позднее 5 рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В соответствии с разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации, изложенными в постановлениях от 30.07.2001 N 13-П и от 21.11.2002 N 15-П, меры государственного принуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
Согласно пункту 14 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований:
к определению такого участника закупки лицом, с которым заключается контракт;
к направлению такому участнику закупки проекта контракта, заключению контракта, признанию участника закупки уклонившимся от заключения контракта;
б) участником закупки в срок до признания его в соответствии с Федеральным законом о контрактной системе уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта.
Таким образом, при рассмотрении вопроса о включении сведений об участнике закупки, поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не должен ограничиваться формальным установлением факта нарушения закона и обязан исследовать все обстоятельства дела, дав оценку обстоятельствам, свидетельствующим направленности действий поставщика (подрядчика, исполнителя) на несоблюдение условий контракта или уклонение от его исполнения. Включение сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр является исключительной мерой ответственности за недобросовестное поведение поставщика (подрядчика, исполнителя).
Омским УФАС России было направлено по адресу электронной почты победителя: kkvdtorg@mail.ru и по адресу, указанному в заявке на участие в закупке: 644001, г. Омск, ул. 5-я Линия, д. 117А, письмо (исх. N 4489 от 01.06.2022) с предложением о представлении в срок не позднее 06.06.2022 письменных пояснений на обращение заказчика о включении сведений о БУЗОО "ККВД" в Реестр с приложением подтверждающих документов, данное письмо содержало также уведомление о рассмотрении 07.06.2022 в 10 час. 00 мин. настоящего обращения заказчика.
На указанный запрос Омского УФАС России победителем представлены (вх. N 5594э от 06.06.2022) пояснения по вышеизложенным фактам, свидетельствующие о трудностях, возникших при заключении контракта, состоящие в следующем.
Из содержания пояснений следует, что после признания участника закупки победителем, 24.05.2022, ответственным должностным лицом БУЗОО "ККВД" на имя главного врача была подана служебная записка с просьбой о разрешении на перечисление денежных средств в качестве обеспечения исполнения контракта с указанием платежных реквизитов.
На основании подписанной главным врачом и переданной в бухгалтерию служебной записки 26.05.2022 в программе УРМ АС "Бюджет" было создано платежное поручение для его отправления в КУ ОО "Областной центр учета и казначейства" с приложением письма, содержащего заявку на внесение изменений в справочник организаций в программный комплекс государственной информационной системы Омской области "Единая система управления бюджетным процессом Омской области".
В данную заявку были включены сведения о наименовании органа, в котором открыт лицевой счет контрагента - УФК по Омской области г. Омск.
Согласно сообщению КУ ОО "Областной центр учета и казначейства" от 30.05.2022 в системе УРМ АС "Бюджет" платеж был отклонен ввиду того, что реквизиты, указанные в заявке, не соответствуют действительности, также предложено уточнить реквизиты у заказчика.
В целях проведения повторного платежа для предоставления обеспечения исполнения контракта сотрудниками бухгалтерии БУЗОО "ККВД" 30.05.2022 у ответственных лиц заказчика были уточнены реквизиты, подготовлены новые письмо и заявка в КУ ОО "Областной центр учета и казначейства", в которых уже в качестве наименования органа, открывшего лицевой счет, указан департамент финансов Администрации города Омска.
После получения данных сведений необходимые денежные средства 31.05.2022 были перечислены на расчетный счет КУ г. Омска "Автохозяйство Администрации г. Омска". В подтверждение указанных обстоятельств к пояснениям участника закупки было приложено платежное поручение N 2243 от 31.05.2022.
Кроме того, победитель сообщил о намерении заключить и исполнить контракт, оказать услуги, предусмотренные контрактом.
В соответствии с абзацем третьим пункта 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Согласно пункту 1 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
В силу пункта 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Сложившаяся правоприменительная практика относит к непреодолимой силе такие чрезвычайные события, как землетрясение, извержение вулкана, наводнение, засуха, ураган, цунами, сель, паводок, аномальные атмосферные осадки, а также военные действия, эпидемии, крупномасштабные забастовки, техногенные аварии и другие обстоятельства, при наличии которых нормальный ход развития экономических и правовых отношений невозможен. Они характеризуются чрезвычайностью (исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях) и непредотвратимостью (любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий).
Доказательств возникновения у БУЗОО "ККВД" каких-либо обстоятельств, объективно препятствовавших подписанию контракта, возникших вследствие именно непреодолимой силы и не позволивших ему исполнить надлежащим образом требования законодательства, в Омское УФАС России не представлено.
Уклонение от заключения контракта может выражаться как в совершении целенаправленных (умышленных) действий или бездействия, осуществленных с указанной целью, так и в их совершении по неосторожности, когда участник закупки по небрежности не принимает необходимых мер по соблюдению норм и правил, необходимых для заключения контракта, то есть создает условия, влекущие невозможность подписания контракта.
Совершая действия (бездействие) в рамках заключения контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей.
Соответственно, принимая решение об участии в процедуре осуществления закупки и подавая заявку, участник закупки должен осознавать возможность наступления для него неблагоприятных последствий в случае признания его победителем и уклонения от заключения контракта в дальнейшем.
Хронология заключения контракта наглядно свидетельствует о том, что в установленный пунктом 2 части 6 статьи 50 Федерального закона о контрактной системе процессуальный срок, победитель проект контракта не подписал, обеспечение исполнения контракта не представил.
Кроме того, Комиссия отмечает следующее.
В Обзоре судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, указано, что нарушение участником закупки своих обязательств при отсутствии у него намерения уклониться от заключения контракта и предпринявшего меры для его заключения не может являться основанием для включения сведений о таком лице в реестр недобросовестных поставщиков.
Термин "уклонение от заключения контракта" предполагает не только формальное нарушение требований законодательства, но и отсутствие реального намерения заключить и исполнить контракт, в связи с чем для включения в реестр недобросовестных поставщиков по данному основанию, помимо факта нарушения, необходимо установить направленность воли и недобросовестный характер поведения победителя закупки.
Неподписание проекта контракта и непредоставление обеспечения исполнения контракта в срок (каждое из указанных обстоятельств является самостоятельным основанием для включения в Реестр), свидетельствует о небрежности и неприменении необходимых мер по соблюдению норм и правил, необходимых для заключения контракта, то есть создает условия, влекущие невозможность его подписания.
Комиссией установлено, что о возникновении каких-либо обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих подписанию контракта, победитель запроса котировок заказчика не уведомлял.
Однако при этом Комиссия не усматривает в действиях (бездействии) участника закупки намерения уклониться от заключения контракта, а равно недобросовестного поведения, поскольку материалами дела подтверждено, что несвоевременное предоставление участником закупки обеспечения исполнения контракта обусловлено, в частности некорректными, не соответствующими действительности сведениями о реквизитах заказчика, используемых для внесения денежных средств в качестве обеспечения исполнения контракта и указанных в извещении об осуществлении закупки.
Комиссия считает, что БУЗОО "ККВД" в срок до признания его уклонившимся от заключения контракта были осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта, которые по смыслу пункта 14 Правил являются основанием для принятия решения контрольным органом в сфере закупок об отказе во включении информации об участнике закупки в Реестр.
3. Комиссией при осуществлении внеплановой проверки в рамках рассмотрения настоящих сведений были выявлены следующие нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
В силу части 1 статьи 96 Федерального закона о контрактной системе заказчиком, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 данной статьи, в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта.
На основании пункта 17 части 1 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее размер обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если требование обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств установлено в соответствии со статьей 96 такого закона).
Так, в извещении о проведении запроса котировок в электронной форме, сформированном программно-аппаратными средствами официального сайта ЕИС, в графе "Платежные реквизиты" раздела об обеспечении исполнения контракта было определено следующее: "Наименование кредитной организации" ОТДЕЛЕНИЕ ОМСК БАНКА РОССИИ//УФК по Омской области г. Омск".
На заседании Комиссии представителем заказчика было сообщено, а также не опровергнуто представителем уполномоченного органа, что в рамках взаимодействия данных лиц при осуществлении спорной закупки реквизиты, представленные КУ г. Омска "Автохозяйство Администрации г. Омска", изначально были верными.
Таким образом, уполномоченным органом в нарушение пункта 17 части 1 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе в извещении о проведении запроса котировок в электронной форме были указаны недостоверные сведения о платежных реквизитах заказчика, используемых при предоставлении обеспечения исполнения контракта.
Комиссией также установлено, что заказчиком был нарушен процессуальный срок формирования протокола признания участника уклонившимся от заключения контракта. Вместо регламентированного одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных частью 3 статьи 51 Федерального закона о контрактной системе, то есть приходящегося на 26.05.2022, протокол заказчиком был размещен только 30.05.2022.
Кроме того, из содержания такого протокола следует, что его подписантом выступают члены комиссии заказчика. Одновременно согласно информации официального сайта ЕИС печатная версия протокола содержит электронную подпись ответственного лица заказчика.
Более того, протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта в форме прикрепленного файла не в полной мере соответствовал одноименному протоколу, сформированному с использованием официального сайта ЕИС.
Так, протокол в виде файла текстового редактора "word" не содержал сведений об идентификационном номере заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта.
Указанное свидетельствует о нарушении заказчиком подпункта "а" пункта 2 части 6 статьи 51 Федерального закона о контрактной системе.
Комиссия обращает внимание на то, что буквальное прочтение вышеприведенной нормы позволяет прийти к выводу о том, что протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта формируется с использованием официального сайта ЕИС и подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, следовательно, дублирование информации на бумажном носителе (двойной документооборот) не требуется.
На основании изложенного, руководствуясь, частью 7 статьи 104, пунктом 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Не включать в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведения:
- о бюджетном учреждении здравоохранения Омской области "Клинический кожно-венерологический диспансер": 644001, г. Омск, ул. 5-я Линия, д. 117А, ИНН 5504004684, КПП 550401001;
- о главном враче бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Клинический кожно-венерологический диспансер" "_", ИНН 550303174080;
- учредителях бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Клинический кожно-венерологический диспансер" Министерстве здравоохранения Омской области, ИНН 5503079310, Министерстве имущественных отношений Омской области, ИНН 5503079101.
2. Признать в действиях департамента контрактной системы в сфере закупок Администрации города Омска нарушение пункта 17 части 1 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях казенного учреждения города Омска "Автохозяйство Администрации города Омска" нарушение подпункта "а" пункта 2 части 6 статьи 51 Федерального закона о контрактной системе.
4. В соответствии с частью 22 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе выдать казенному учреждению города Омска "Автохозяйство Администрации города Омска", оператору электронной площадки ЭТП ТЭК-Торг предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии: |
"_"
"_"
"_" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 7 июня 2022 г. N РНП-55-93/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.06.2022