Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
"_";
"_";
"_",
рассмотрев представленные Управлением Министерства внутренних дел Российской Федерации по Омской области (далее - УМВД России по Омской области, Управление, заказчик) сведения об обществе с ограниченной ответственностью "Автомобильные дороги и мосты" (далее - ООО "АДМ", общество, подрядчик) для включения в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Реестр) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта N 14/2-13, заключенного 25.04.2022 по результатам осуществления закупки в форме электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту административного здания, расположенного по адресу: г. Омск, ул. 21 Амурская, д. 3 корп.1. (извещение N 0152100006722000003) (далее соответственно - электронный аукцион, контракт),
при участии посредством видео-конференц-связи представителей:
заказчика - "_" (доверенность N Д-1/65 от 11.05.2022),
подрядчика - "_" (доверенность N 6 от 06.06.2022)
УСТАНОВИЛА:
1. В соответствии с частями 2 и 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе) в Омское УФАС России были представлены (вх. N 5443э от 01.06.2022) обращение о включении информации о подрядчике в Реестр и решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Из представленных материалов и информации следует, что 21.03.2022 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт ЕИС) заказчиком было размещено извещение о проведении электронного аукциона с начальной (максимальной) ценой контракта 2309070 руб.
Протокол подачи ценовых предложений от 29.03.2022 свидетельствует о том, что ценовые предложения поданы 3 участниками закупки, размер ценовых предложений таких участников был одинаковым и составлял 2309070 руб.
При этом в зависимости от времени подачи ценовых предложений оператором электронной площадки участникам присвоены соответствующие порядковые номера. Первое ценовое предложение было подано участником закупки с идентификационным номером заявки 122 (порядковый номер 1).
Из протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 31.03.2022 следует, что победителем электронного аукциона признан участник закупки, заявка на участие в закупке которого соответствовала требованиям, установленным в извещении о проведении электронного аукциона (ООО "АНТЕ").
12.04.2022 ООО "АНТЕ" на основании протокола N ППУ20_1 от 12.04.2022 признано Управлением уклонившимся от заключения контракта.
Заказчик 14.04.2022 в соответствии с частью 7 статьи 51 Федерального закона о контрактной системе направил проект контракта участнику, заявке которого присвоен следующий порядковый номер и который не отозвал такую заявку (ООО "АДМ").
Согласно информации, размещенной на официальном сайте в ЕИС, 25.04.2022 между Управлением и обществом заключен контракт.
19.05.2022 УМВД России по Омской области принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с тем, что работы подрядчиком выполнялись настолько медленно, что окончание их к сроку становилось явно невозможным, которое в указанную дату также было размещено на официальном сайте ЕИС в разделе "Дополнительная информация о контрактах" (реестровый номер контракта 1550302678022000014, номер дополнительной информации 0152100006722000002).
31.05.2022 контракт расторгнут, информация о расторжении контракта размещена на официальном сайте ЕИС также 31.05.2022 в разделе "Реестр контрактов".
2. В результате осуществления проверки одностороннего отказа Управления от исполнения контракта, Комиссия считает, что сведения об обществе с ограниченной ответственностью "Автомобильные дороги и мосты" подлежат включению в Реестр, исходя из следующего.
Частью 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из такого Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 такого закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать данному закону.
На основании пункта 2 статьи 450.1 ГК РФ в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
В силу пункта 1 части 14 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 11, 13 - 19, 21 - 23 и 25 статьи 95 такого закона
Согласно части 8 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Часть 9 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе устанавливает, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Также в силу части 19 названной нормы поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Пунктом 9.5 раздела 9 "Порядок урегулирования споров" контракта было предусмотрено следующее положение о расторжении контракта: "Стороны вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренными Гражданским кодексом Российской Федерации".
Также подпункт 4.4.3 пункта 4.4 раздела 4 "Права и обязанности "Подрядчика" и подпункт 5.2.4 пункта 5.2 раздела 5 "Права и обязанности "Заказчика" контракта определяли право обеих сторон принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ.
Кроме того, подпункт 5.2.6 контракта наделял заказчика правом отказаться от исполнения контракта и потребовать возмещения убытков, если подрядчик не приступает своевременно к исполнению такого контракта или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее в срок становится явно невозможно.
Статьей 309 ГК РФ установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных таким Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (пункт 1 статья 310 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
На основании пункта 1 статьи 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
К отдельным видам договора подряда (бытовой подряд, строительный подряд, подряд на выполнение проектных и изыскательских работ, подрядные работы для государственных нужд) положения, предусмотренные данным параграфом, применяются, если иное не установлено правилами такого Кодекса об этих видах договоров (пункт 2 статьи 702 ГК РФ).
В силу пункта 1 статьи 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
Согласно пункту 1 статьи 763 ГК РФ подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.
Также пунктом 1 статьи 740 ГК РФ предусмотрено, что по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.
Таким образом, условие о сроках выполнения работы является существенным для договора подряда, в том числе для договора строительного подряда.
На основании пункта 2 статьи 715 ГК РФ если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее срок исполнения контракта (отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы).
На основании части 1 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены.
Пункт 5 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе определяет, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено таким законом, должно содержать проект контракта в виде электронного документа.
В извещении о проведении электронного аукциона, сформированном программно-аппаратными средствами официального сайта ЕИС, в графе "Срок исполнения контракта (отдельных этапов исполнения контракта)" было указано:
"- Начало работ: в течение 10 (десяти) дней с момента заключения контракта.
- Окончание работ: не позднее 100 (ста) дней с момента начала выполнения работ".
Аналогичная информация содержалась в пункте 3.1 раздела 3 "Сроки выполнения работ" заключенного сторонами контракта.
Из пункта 1.2 раздела 1 "Предмет контракта" следует, что предметом такого контракта являлось следующее: "Подрядчик" обязуется выполнить работы по капитальному ремонту административного здания, расположенного по адресу: г. Омск, ул. 21 Амурская, д. 3 корп. 1, в объеме согласно локальному сметному расчету, являющимся неотъемлемой частью настоящего контракта (Приложение N 1)".
Согласно пункту 1 части 6 статьи 8 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 360) с 1 января до 1 июля 2022 года положения частей 12.1 и 14.1, пункта 1 части 17.2, частей 20.1 и 22.1 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе (в редакции такого Федерального закона) не применяются.
В силу подпунктов "а", "б" и "в" пункта 3 части 6 статьи 8 Федерального закона N 360-ФЗ с 1 января до 1 июля 2022 года в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме, открытого аукциона в электронной форме, запроса котировок в электронной форме, закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 Федерального закона о контрактной системе (в редакции такого Федерального закона), закрытого конкурса в электронной форме, закрытого аукциона в электронной форме (далее также - закрытые электронные процедуры), заказчик:
а) направляет такое решение поставщику (подрядчику, исполнителю) в порядке, установленном частью 12.2 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе (в редакции данного закона);
б) не позднее дня направления решения (в соответствии с пунктом "а" данного пункта) размещает такое решение в единой информационной системе в сфере закупок по правилам, действовавшим до дня вступления в силу Федерального закона о контрактной системе;
в) в случае неполучения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, направленного в соответствии с подпунктом "а" такого пункта, либо информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта считается день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения в соответствии с подпунктом "б" данного пункта.
Частью 12.2 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе установлено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 данной статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, при осуществлении закупок, предусмотренных статьей 93 (за исключением закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 такого закона), статьей 111 (в случае определения в соответствии с частью 1 статьи 111 данного закона особенностей, предусматривающих неразмещение информации и документов в единой информационной системе, на официальном сайте при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и статьей 111.1 такого закона, такое решение передается лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку или направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте. Выполнение заказчиком требований данной части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления считается:
1) дата, указанная лицом, имеющим право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), в расписке о получении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (в случае передачи такого решения лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку);
2) дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, предусмотренного такой частью, либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (в случае направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным письмом).
Принятое УМВД России по Омской области решение об одностороннем отказе от исполнения контракта было передано 20.05.2022 лицу, имеющему право действовать от имени подрядчика, директору ООО "АДМ" "_", лично под расписку.
Таким образом, заказчиком полностью исполнены требования Федерального закона о контрактной системе относительно порядка надлежащего уведомления подрядчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Частью 13 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с требованием части 14 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 такой статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
На основании изложенного, ООО "АДМ" в период с 21.05.2022 по 30.05.2022 имело право устранить нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия решения об одностороннем отказе заказчика от его исполнения.
3. Постановлением Правительства Российской Федерации "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" от 30.06.2021 N 1078 утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).
Согласно пункту 3 раздела II Правил обращение о включении информации об участнике закупки в реестр направляется в срок, предусмотренный частью 4 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе.
Частью 4 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе установлено, что заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 данного Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с данным Федеральным законом участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 такой статьи.
Согласно части 2 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
На основании подпункта "а" пункта 13 Правил не позднее 5 рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В соответствии с разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации, изложенными в постановлениях от 30.07.2001 N 13-П и от 21.11.2002 N 15-П, меры государственного принуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
Таким образом, при рассмотрении вопроса о включении сведений об участнике закупки, поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не должен ограничиваться формальным установлением факта нарушения закона и обязан исследовать все обстоятельства дела, дав оценку обстоятельствам, свидетельствующим направленности действий поставщика (подрядчика, исполнителя) на несоблюдение условий контракта или уклонение от его исполнения. Включение сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр является исключительной мерой ответственности за недобросовестное поведение поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии с пунктом 15 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 данных Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц, и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Омским УФАС России 02.06.2022 по адресу электронной почты подрядчика admcompany@inbox.ru, содержащемуся в сведениях об участнике при подаче заявки на участие в электронном аукционе (дополнительно по адресу ooo_adm2019@mail.ru), а также заказным письмом по адресу ООО "АДМ", указанному в контракте: 644007, г. Омск, ул. Чернышевского, д. 7, оф. 12, было направлено (исх. N 03-4509) уведомление с предложением о представлении в срок не позднее 06.06.2022 письменных пояснений на обращение заказчика о включении сведений в Реестр с приложением подтверждающих документов, данное письмо также содержало уведомление о рассмотрении 08.06.2022 в 10 час. 00 мин. настоящего обращения учреждения.
На указанный запрос Омского УФАС России обществом представлены (вх. N 5601э от 06.06.2022) письменные пояснения, в которых ООО "АДМ" выражает несогласие с принятым Управлением решением об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Представленные заказчиком сведения о взаимодействии с подрядчиком в рамках исполнения контракта, документальные доказательства существенных нарушений условий контракта, послуживших основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, а также вся имеющаяся переписка между сторонами свидетельствуют о следующем.
19.04.2022 подрядчиком по адресу электронной почты заказчика (ooksikr@mail.ru) был направлен список работников, привлекаемых для выполнения работ (при этом следует отметить, что указанное действие было совершено до заключения контракта).
12.05.2022 общество уведомило (исх. N 18) заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта (зарегистрировано вх. N СЭД 3339 от 13.05.2022), обосновав его исключительно тем, что решением Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Омской области N 07-10/38 от 25.04.2022 заблокированы все расходные операции по счетам ООО "АДМ". В связи с указанным возможность выполнения работ, предусмотренных контрактом, отсутствует.
16.05.2022 в ответ на уведомление подрядчика об одностороннем отказе от исполнения контракта УМВД России по Омской области сообщило (исх. N 14/1306) о том, что доводы, изложенные в таком уведомлении, не являются основанием для одностороннего отказа от исполнения контракта по смыслу части 19 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе. Кроме того, заказчик указал на то, что при проведении контроля за производством работ выявлено, что по состоянию на 16.05.2022 подрядчик к работам не приступил.
31.05.2022 заказчиком в адрес общества была направлена (исх. N 14/1485) претензия об уплате неустойки (штрафов, пеней) в связи с ненадлежащим исполнением условий контракта.
Из объяснений ООО "АДМ" следует, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта считается недействительным ввиду того, что, по мнению общества, контракт был расторгнут еще 23.05.2022 на основании уведомления подрядчика от 12.05.2022.
Относительно оснований одностороннего отказа ООО "АДМ" от исполнения контракта в связи блокировкой налоговым органом расходных операций по расчетным счетам и ссылке ООО "АДМ" на это основание как на условие применения статьи 451 ГК РФ Комиссия отмечает следующее.
На основании императивных требований части 19 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе решение об одностороннем отказе от исполнения контракта может быть принято подрядчиком исключительно по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Как было указано выше, пунктом 9.5 контракта была предусмотрена возможность одностороннего отказа стороны от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ. Следовательно, основание расторжения контракта должно было прямо предусмотрено в специальными нормами ГК РФ, в данном конкретном случае положениями о договоре строительного подряда.
При этом по общему правилу, установленному пунктом 1 статьи 451 ГК РФ, существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа.
Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.
При этом пунктом 2 статьи 451 ГК РФ особо регламентировано, что в случае, если стороны не достигли соглашения о приведении договора в соответствие с существенно изменившимися обстоятельствами или о его расторжении, договор может быть расторгнут, а по основаниям, предусмотренным пунктом 4 такой статьи, изменен судом.
Таким образом, при отсутствии соглашения сторон о расторжении договора принятие решения о таком расторжении относится к компетенции суда.
Материалами дела однозначно подтверждено, что стороны не достигли соглашения о расторжении контракта, о чем свидетельствует ответ заказчика на соответствующее уведомление общества, в связи с чем Комиссия не соглашается с выводами ООО "АДМ" о недействительности последующих уведомлений заказчика о расторжении контракта.
Комиссия также отмечает, что из решения налогового органа следует, что основанием принятия обеспечительных мер, состоящих в невозможности совершения расходных операций, выступают ранее проведенные мероприятия налогового контроля (решение о проведении выездной налоговой проверки от 25.12.2020, Решение от 18.04.2022 N 2053 дсп о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения), последствия которых общество, заключая контракт, могло разумно предвидеть, при этом осознавать финансовую ответственность перед своим контрагентом.
Согласно пункту 1 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
На основании пункта 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Сложившаяся правоприменительная практика относит к непреодолимой силе такие чрезвычайные события, как землетрясение, извержение вулкана, наводнение, засуха, ураган, цунами, сель, а также военные действия, эпидемии, крупномасштабные забастовки, техногенные аварии и другие обстоятельства, при наличии которых нормальный ход развития экономических и правовых отношений невозможен.
Они характеризуются внезапностью (непредсказуемостью или неопределённостью во времени наступления) и неоднозначностью последствий, могут вызвать человеческие жертвы и нанести материальный ущерб.
Следует учесть, что в соответствии с пунктом 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях.
Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий.
Доказательств наличия у подрядчика каких-либо обстоятельств, возникших вследствие непреодолимой силы и не позволивших ему исполнить надлежащим образом обязательства по исполнению контракта, в Омское УФАС России не представлено.
Кроме того, ссылка ООО "АДМ" на блокировку расходных операций по расчетным счетам в контексте пункта 3 статьи 401 ГК РФ не имеет правового значения и исключает возможность квалифицировать приведенную им сложившуюся ситуацию как обстоятельство непреодолимой силы, которое не позволило ему исполнить возложенные на него обязанности.
Комиссия считает, что возникшая невозможность пользоваться расчетным счетом и, как следствие, распоряжаться денежными средствами относится к риску предпринимательской деятельности и не освобождает должника от ответственности (данные выводы согласуются с судебной практикой, например, по делу N А57-9656/2010).
Согласно абзацу третьему пункта 1 статьи 2 ГК РФ под предпринимательской деятельностью понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Общество, являясь профессиональным участником сложившихся правоотношений, действовало самостоятельно и добровольно на свой предпринимательский риск и при этом обязано было предполагать возможные последствия своих действий (бездействия) и возможные риски совершения действий (бездействия), обязано было учесть специфику заключения и исполнения контракта и соблюсти все предусмотренные для этого условия и сроки, должно был предусмотреть финансовую возможность исполнения контракта, в частности не допустить блокировку расходных операций по своим счетам путем своевременного исполнения налоговых обязанностей с целью избежать такого ограничения, а также осознавать возможность наступления для него неблагоприятных последствий в случае неисполнения контракта в дальнейшем.
С учетом указанного такое обстоятельство, как блокирока расходных операций по расчетным счетам подрядчика не может быть признано как свидетельствующее об отсутствии у ООО "АДМ" возможности в установленный контрактом срок выполнить работы, поскольку при участии в закупке и заключении контракта в дальнейшем у него возникла обязанность по исполнению требований как Федерального закона о контрактной системе, так и заключенного по результатам осуществления закупки контракта и, соответственно, созданию самостоятельно со своей стороны условий для исполнения таких обязанностей, что обществом в рассматриваемом случае не было исполнено.
Кроме того, действия налогового органа, связанные с применением обеспечительных мер, в установленном законом порядке не оспорены и незаконными каким-либо компетентным органом не признаны, Комиссия, в свою очередь, в рамках рассмотрения настоящих сведений давать правовую оценку законности таких действий не вправе (данные выводы соответствуют правовой позиции, изложенной по делу N A46-2546/2021).
Относительно ссылки общества на нарушение заказчиком условия подпункта 5.1.1 контракта Комиссия исходила из того, что список работников, привлекаемых для выполнения работ, был направлен в адрес Управления 19.04.2022, то есть до заключения контракта. До вступления в силу контракта обязательства, вытекающие из него, у сторон, в частности у заказчика ещё не возникли.
Указанное следует из корреспондирующей обязанности подрядчика, содержащейся в подпункте 4.1.1 контракта:
"Подрядчик" обязуется:
Не позднее двух дней с момента подписания контракта предоставить заказчику списки работников, задействованных на объекте с целью выполнения работ в соответствии с контрактом. В случае если работники, указанные в списке, не могут быть допущены на объекты УМВД России по Омской области, в соответствии с пропускным режимом, установленным нормативными правовыми актами МВД России, "Подрядчик" обязуется окончательный список предоставить не позднее 5 (пяти) дней с момента заключения контракта".
Комиссия также не может согласиться с доводами ООО "АДМ" о необходимости официального ответа заказчика на его обращение о согласовании списка работников общества для последующего направления заявок, поскольку они не основаны на положениях контракта и не вытекают из обязательств заключенного контракта.
Доказательств предоставления заказчику списка работников в рамках заключенного контракта в Омское УФАС России представлено не было.
Более того, пунктом 5.1.1 контракта установлено, что заказчик обязуется оформлять пропуски на проход работников и проезд транспортных средств "Подрядчика" на объект в целях исполнения обязательств по настоящему контракту в соответствии с заявками "Подрядчика", поданными в соответствии с правилами обеспечения пропускного режима на объектах "Заказчика".
Указанная норма корреспондирует с обязанностью подрядчика, предусмотренной пунктом 4.1.15 контракта: "4.1.15. Сообщать "Заказчику" обо всех изменениях в списке работников, задействованных для выполнения работ на объекте. Своевременно предоставлять "Заказчику", данные на работников для оформления пропусков в соответствии с нормативными правовыми актами МВД России".
Доказательств направления в адрес заказчика заявок с данными работников на оформление пропусков ООО "АДМ" на заседание комиссии не представлено.
Изложенное выше, по мнению Комиссии, свидетельствует о том, что ООО "АДМ" условия заключенного контракта надлежащим образом не исполнялись.
Таким образом, указанные обстоятельства, а также материалы дела подтверждают существенность допущенных обществом нарушений при исполнении контракта, а равно наличие у Управления оснований для одностороннего отказа от исполнения контракта ввиду того, что подрядчик не приступил своевременно к исполнению договора подряда, тем самым нарушив начальный срок выполнения работы.
Комиссии также не было представлено доказательств, которые подтверждают, что в установленный частью 14 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе 10-дневный срок нарушения условий контракта были устранены.
Действуя в рамках заключенного контракта, общество должно было осознавать то обстоятельство, что оно вступило в правоотношения по расходованию публичных финансов, что требовало от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей.
На основании изложенного, Комиссией не были выявлены обстоятельства, которые в соответствии с пунктом 15 Правил являются основанием для принятия контрольным органом в сфере закупок решения об отказе во включении информации о поставщике в Реестр.
Комиссия считает, что при указанных обстоятельствах сведения об ООО "АДМ" подлежат включению в Реестр.
На основании изложенного, руководствуясь, частью 7 статьи 104, пунктом 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Включить в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сроком на два года сведения:
- об обществе с ограниченной ответственностью "Автомобильные дороги и мосты": 644007, г. Омск, ул. Чернышевского, д. 7, оф. 12, ИНН 5504242400, КПП 550301001,
- о директоре общества с ограниченной ответственностью "Автомобильные дороги и мосты" "_", ИНН 550410791062,
- участнике общества с ограниченной ответственностью "Автомобильные дороги и мосты" (размер доли (в процентах) - 95,2 % "_", ИНН 550301001099.
2. Информация, необходимая при включении сведений о недобросовестном подрядчике в Реестр:
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I+ II + III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по I разделу |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по II разделу |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
31.05.2022 |
03.06.2022 |
31.05.2022 |
0 |
01.06.2022 |
08.06.2022 |
08.06.2022 |
0 |
14.06.2022 |
14.06.2022 |
0 |
0 |
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии: |
"_"
"_"
"_" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 8 июня 2022 г. N РНП-55-94/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.06.2022