Резолютивная часть решения оглашена 01 июня 2022 года
В полном объеме решение изготовлено 06 июня 2022 года
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия), в составе:
Председателя Комиссии: |
Долгополовой К.А. |
- |
заместителя руководителя управления - начальника отдела административного и судебного производства Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Сарсенбаевой Е.Н. |
- |
специалиста 1 разряда отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Черенковой Е.Б. |
- |
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь статьями 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев обращение Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования "Дворец творчества детей и молодежи" (далее - МБУ ДО "ДТДиМ", заказчик) о включении Общества с ограниченной ответственностью "ТЕРРИТОРИЯ ЧИСТОТЫ" (далее - ООО "ТЕРРИТОРИЯ ЧИСТОТЫ", Общество, участник закупки, исполнитель), участника, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа ООО "ТЕРРИТОРИЯ ЧИСТОТЫ" в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с уклонением от заключения контракта по результатам проведения электронного аукциона на оказание услуг по стирке белья ДОЛ "Орленок" 1-3 смены, "Звездочка" 2-3 смены (извещение N 0169300044222000127) (далее - аукцион, закупка), в присутствии посредством видеоконференцсвязи:
- представителей МБУ ДО "ДТДиМ" Голубых Любови Владимировны, Канунниковой Елены Федоровны, действующих на основании доверенностей NN 3, 4 от 30.05.2022;
- представителей ООО "ТЕРРИТОРИЯ ЧИСТОТЫ" Кочиной Инны Александровны, Исаевой Елены Владимировны, действующих на основании доверенностей NN 15/1, 15/2 от 26.05.2022 г.
в отсутствие представителей Администрации Озерского городского округа Челябинской области (далее - уполномоченный орган), ходатайство о рассмотрении сведений о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) без участия представителей уполномоченного органа N 01-02-08/1170 от 30.05.2022;
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с частью 2 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России, антимонопольный орган) 26.05.2022 поступило обращение МБУ ДО "ДТДиМ" о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "ТЕРРИТОРИЯ ЧИСТОТЫ", участнике, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа ООО "ТЕРРИТОРИЯ ЧИСТОТЫ" в связи с уклонением от заключения контракта по результатам проведения электронного аукциона на оказание услуг по стирке белья ДОЛ "Орленок" 1-3 смены, "Звездочка" 2-3 смены (извещение N 0169300044222000127).
Извещение о проведении электронного аукциона для закупки N 0169300044222000127 опубликовано уполномоченным органом на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 06.05.2022 в 11:17.
Начальная (максимальная) цена контракта на оказание услуг - 486 211,98 рублей.
Протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (N 0169300044222000127) от 18.05.2022.
Протокол решения комиссии N 1 о признании участника закупки уклонившимся от заключения контракта в связи с не предоставлением обеспечения исполнения контракта от 26.05.2022.
Согласно материалам дела, на участие в закупке поступили 4 заявки. По результатам подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) победителем аукциона признан участник закупки с идентификационным номером заявки - 158, заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, и который предложил по результатам проведения процедуры подачи предложений о цене контракта наиболее низкую цену контракта. Заказчиком сформирован с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы проект контракта 18.05.2022. Проект контракта подписан участником закупки 20.05.2022, но поскольку в обеспечение исполнения контракта участником закупки представлена информация о заключенных и исполненных таким участником закупки контрактах, сумма цен которых составляет менее начальной (максимальной) цены контракта, победитель электронного аукциона признан уклонившимся от заключения контракта в связи с не предоставлением обеспечения исполнения контракта. Протокол о признании участника закупки уклонившимся от заключения контракта от 26.05.2022 опубликован 26.05.2022.
Как следует из пояснений представителей ООО "ТЕРРИТОРИЯ ЧИСТОТЫ", представление ненадлежащей информации при подписании контракта вызвано технической ошибкой. ООО "ТЕРРИТОРИЯ ЧИСТОТЫ" обладает достаточным количеством контрактов с необходимой суммой, однако сведения о них заказчику одновременно с подписанием контракта представлены не были.
Изучив представленные сторонами документы, руководствуясь статьями 99, 104 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Порядок заключения контракта по результатам электронной процедуры определен статьей 51 Закона о контрактной системе.
Так, в силу части 1 статьи 51 Закона о контрактной системе по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) не ранее чем через десять дней (если настоящим Закона о контрактной системе не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки).
Согласно пункту 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 статьи 51 Закона о контрактной системе, заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, который должен содержать: а) информацию, предусмотренную частью 6 статьи 30, пунктами 1, 2, 5 - 8, 10, 17, 18 и 20 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе; б) цену контракта, соответствующую цене контракта, предложенной в соответствии с Законом о контрактной системе участником закупки, с которым заключается контракт _д) информацию, предусмотренную подпунктами "а", "б", "г", "е" и "п" пункта 1, подпунктами "а" и "б" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе; е) иные документы (при наличии).
В силу подпункта "а" пункта 1 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 статьи 51 Закона о контрактной системе проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с Законом о контрактной системе. При этом такой участник закупки в случаях, предусмотренных статьей 37 Закона о контрактной системе, одновременно представляет заказчику информацию и документы, предусмотренные статьей 37 Закона о контрактной системе.
Не позднее одного рабочего дня, следующего за датой размещения заказчиком информации и документов в соответствии с пунктом 2 или 3 части 4 статьи 51 Закона о контрактной системе, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе. Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем осуществления таких действий участником закупки, размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, контракт (за исключением случаев, установленных Законом о контрактной системе, и не ранее срока, предусмотренного частью 1 статьи 51 Закона о контрактной системе). Контракт считается заключенным в день размещения контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, в единой информационной системе (часть 5 статьи 51 Закона о контрактной системе).
В силу части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 и частью 5 статьи 51 Закона о контрактной системе: 1) такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта; 2) заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных частями 3 и 5 статьи 51 Закона о контрактной системе: а) формирует с использованием единой информационной системы и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки.
В силу части 2 статьи 37 Закона о контрактной системе если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в извещении об осуществлении закупки, но не менее чем десять процентов от начальной (максимальной) цены контракта и не менее размера аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса), или информации, подтверждающей добросовестность такого участника в соответствии с частью 3 статьи 34 Закона о контрактной системе, с одновременным предоставлением таким участником обеспечения исполнения контракта в размере обеспечения исполнения контракта, указанном в извещении об осуществлении закупки.
Согласно части 5 статьи 96 Закона о контрактной системе в случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.
В соответствии с частью 8.1 статьи 96 Закона о контрактной системе участник закупки, с которым заключается контракт по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе, освобождается от предоставления обеспечения исполнения контракта, в том числе с учетом положений статьи 37 Закона о контрактной системе, от обеспечения гарантийных обязательств в случае предоставления таким участником закупки информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающей исполнение таким участником (без учета правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов, исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). Такая информация представляется участником закупки до заключения контракта в случаях, установленных Законом о контрактной системе для предоставления обеспечения исполнения контракта. При этом сумма цен таких контрактов должна составлять не менее начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (N 0169300044222000127) от 18.05.2022 победителем признан участник закупки с идентификационным номером заявки - 158 (ООО "ТЕРРИТОРИЯ ЧИСТОТЫ").
Проект контракта размещен заказчиком 18.05.2022.
Регламентированный срок подписания контракта участником 25.05.2022 23:59.
Проект контракта, подписанный победителем, размещен 20.05.2022. Одновременно с подписанием контракта Обществом представлена информация, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающей исполнение таким участником (без учета правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов, исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). Однако сумма цен таких контрактов оказалась менее начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки (263323,38 рублей).
Необходимо отметить, что победитель электронного аукциона заказчику в письме посредством электронной почты сообщил информацию о контрактах, соответствующих требованиям, предъявляемым законодательством о контрактной системе к добросовестности.
Следовательно, материалами дела установлено, что ООО "ТЕРРИТОРИЯ ЧИСТОТЫ" контракт подписан, Общество предпринимало активные действия, свидетельствующие о намерении победителя электронного аукциона обеспечить исполнение контракта, подтвердить добросовестность участника закупки. В то же время, осуществление данных действий невозможно посредством ЕИС, а иной порядок подтверждения добросовестности участника закупки законодательством о контрактной системе не предусмотрен.
Таким образом, обеспечение исполнения контракта, соответствующее требованиям, предъявляемым законодательство о контрактной системе, по рассматриваемому электронному аукциону участником закупки одновременно с подписанием контракта не представлено.
Комиссия антимонопольного органа отмечает действия МБУ ДО "ДТДиМ" по признанию ООО "ТЕРРИТОРИЯ ЧИСТОТЫ" уклонившимся от заключения контракта (в части составления протокола признания уклонившимся) надлежащим исполнением требований законодательства о контрактной системе, поскольку на дату подписания Обществом проекта контракта, направленного заказчиком, обеспечение исполнения контракта в размере, определенном частью 2 статьи 37 Закона о контрактной системе, не представлено.
Согласно части 1 статьи 2 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Вместе с тем, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом и нарушающее права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта.
Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой государственного принуждения, установленной законодателем в целях обеспечения добросовестного исполнения участником закупки принятых на себя в рамках контрактной системы обязательств.
Одним из последствий такого включения является ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в государственных и муниципальных закупках.
Другим немаловажным последствием является умаление деловой репутации, поскольку фактом включения юридического лица в федеральный реестр недобросовестных поставщиков опровергается презумпция добросовестности такого лица как участника гражданских правоотношений. При этом, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, направленным на развитие конкуренции и предотвращение злоупотреблений в сфере закупок, и, следовательно, является механизмом защиты публичных интересов.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N15-П).
В рассматриваемой закупке ООО "ТЕРРИТОРИЯ ЧИСТОТЫ" предприняты меры, направленные на заключение и исполнение контракта. Так, контракт подписан, фактически Обществом предпринята попытка представить надлежащее обеспечение исполнения контракта, у хозяйствующего субъекта имеется достаточный опыт оказания услуг в указанной сфере.
Принимая во внимание указанные факты в совокупности обстоятельств, установленных на заседании Комиссии и имеющихся в материалах дела, Комиссия Челябинского УФАС России считает в данной ситуации объективным не принимать решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного, Комиссия, руководствуясь пунктом 5 части 15 статьи 99, статьей 104 Закона о контрактной системе и Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Муниципальным бюджетным учреждения дополнительного образования "Дворец творчества детей и молодежи" в отношении ООО "ТЕРРИТОРИЯ ЧИСТОТЫ" (ИНН 7447261809), в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии К.А. Долгополова
Члены Комиссии Е.Н. Сарсенбаева
Е.Б. Черенкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 6 июня 2022 г. N 074/06/104-1374/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.06.2022