Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
<_>,
заседание проведено в режиме видеоконференцсвязи при участии представителей Байкальского филиала ФГБУ "Главное бассейновое управление по рыболовству и сохранению водных биологических ресурсов" <_>, доверенность от 01.02.2022, <_>, доверенность от 01.02.2022, в отсутствие представителя ООО "Особняк Строй", заявившего ходатайство об объявлении перерыва заседания Комиссии (вх. от 08.06.2022 N 3702). Ходатайство оставлено без удовлетворения, в связи с отсутствием возможности объявления перерыва (ответ направлен по электронной почте 09.06.2022),
рассмотрев обращение Байкальского филиала ФГБУ "Главное бассейновое управление по рыболовству и сохранению водных биологических ресурсов" (далее - Заказчик) (вх. от 02.06.2022 N 3590) о включении в реестр недобросовестных поставщиков (исполнителей, подрядчиков) сведений об обществе с ограниченной ответственностью "Особняк Строй" (далее- Общество, Подрядчик) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта от 09.06.2021, заключенного по результатам проведенного электронного аукциона на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Реконструкция Большереченского рыбоводного завода, с. Большая речка Кабанского района Республики Бурятия", N 0373100056521000001 (далее - Аукцион), в соответствии с статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации",
у с т а н о в и л а:
Из представленных документов Заказчика следует, что 09.06.2021 между ФГБУ "Главное бассейновое управление по рыболовству и сохранению водных биологических ресурсов" (далее - ФГБУ "Главрыбвод") и Обществом заключен государственный контракт на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Реконструкция Большереченского рыбоводного завода, с. Большая речка Кабанского района Республики Бурятия (далее - контракт), на сумму 216 157 037,53 рублей. Позже в контракт внесены изменения и от имени ФГБУ "Главрыбвод" заказчиком выступил Байкальский филиал ФГБУ "Главрыбвод".
21.06.2021 Подрядчику произведена выплата авансового платежа в размере 30% от цены контракта, что составило 64 847 111,26 рублей.
Согласно условиям контракта срок сдачи всех видов работ до 25.12.2021. По состоянию на 18.05.2022 принятые Подрядчиком обязательства по контракту не выполнены, акты приемки не переданы Заказчику, в связи с чем, 18.05.2022 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, а также за нарушение условий контракта выставлены требования об уплате неустойки (штрафа, пени) и о возврате выплаченного аванса.
Заказчик указывает, что согласно протоколу совещания по проблемным вопросам строительства указанного объекта от 19.08.2021 в присутствии представителей ФГБУ "Главрыбвод", Байкальского филиала ФГБУ "Главрыбвод" и ООО "Особняк Строй" рассматривались обращения Общества об имеющихся недостатках текущего проекта и решили осуществить разработку и предоставление на согласование Заказчику отдельных разделов проектной документации, ответственным назначили ООО "Особняк Строй". Однако, Обществом не разработан проект технического задания и отдельные разделы проектной документации.
Руководствуясь частью 16 статьи 95, статьей 104 Закона о контрактной системе, Заказчик направил настоящее обращение в антимонопольный орган для рассмотрения.
Общество в письменных пояснениях указывает, что цена контракта составила 216 157 037,53 рублей. В связи с существенным увеличением в 2021 году цен на строительные ресурсы, сырье и материалы, связанными с ограниченностью ресурсов, вызванных пандемией н особыми условиями работы в 2020-2021, а также выявленными Подрядчиком при осуществлении входного контроля проектно-сметной документации недостатками и замечаниями (копии писем Заказчику от 09.07.2021 N99, N101 от 16.07.2021, N118 от 05.08.2021, от 29.09.2021 N144, копия письма проектной организации от 24.06.2021 N93) Заказчиком было принято решение о внесении изменений в контракт, а именно произвести корректировку проектно-сметной документации, в целях реализации данного контракта.
Между Заказчиком и ООО "СК Индустрия" 25.10.2021 заключен договор о внесении изменений в проектную документацию (далее - договор), ранее получившую положительное заключение государственной экспертизы и внесение изменений в рабочую документацию по объекту: "Реконструкция Болшереченского рыбоводного завода, с.Большая речка Кабанского района Республики Бурятия", размещен на официальном сайте ЕИС. По настоящее время указанный договор находится на исполнении, со сроком исполнении - 26.10.2021 - 03.06.2022.
Вместе с тем, Подрядчиком выполнялись работы в двух цехах Болшереченского рыбоводного завода: в цехе подращивания и инкубационном цехе (исполнительная документация прилагается), 18.04.2022 генеральному директору ООО "СК "Индустрия" направлено письмо с просьбой выдать распорядительный документ о назначении представителя для подписания указанной исполнительной документации. На выданный Заказчиком аванс приобретены строительные материалы.
Таким образом, Обществом невыполнение обязательств по контракту произошло по объективным причинам, а именно в связи с корректировкой проектно-сметной документации, которая по настоящее время не прошла положительное заключение государственной экспертизы и невозможностью выполнения дальнейших работ. Проектно-сметная документация на объект имела существенные недостатки, которые препятствовали Подрядчику в выполнении работ без соответствующих корректировок.
Указанные обстоятельства свидетельствуют об изменении сроков строительства в соответствии с условиями договора. Фактическое завершение работ должно было быть определено после положительного заключения государственной экспертизы по корректировке проектно-сметной документации, а именно после 03.06.2022. Подрядчик не может нести ответственности за просрочки исполнения обязательства, так как в связи с ненадлежащим исполнением обязательств Заказчиком положительное заключение государственной экспертизы до настоящего времени не получено.
Подрядчик фактически выполнил работы, не требующие корректировки, к остальным работам он мог приступить только после получения откорректированной проектно-сметной документации.
Кроме того, письмом от 17.12.2021 N7044 Заказчик направил в адрес Подрядчика проект дополнительного соглашения N3 к контракту, где указал срок сдачи всех видов работ по контракту до 10.07.2022. Указанное соглашение не было подписано Заказчиком в связи с тем, что продлить банковскую гарантию Подрядчику удалось только 20.01.2022 (за пределами срока окончания действия контракта).
Несмотря на позицию Заказчика, Подрядчик письмом от 29.04.2022 N 197 направил предложение о рассмотрении возможности изменения существенных условий контракта в соответствии с Постановлением Правительства от 16.04.2022 N680, в том числе изменения (продления) срока исполнения контракта. Так, данным постановлением установлено, что при возникновении в ходе исполнения государственных и муниципальных контрактов, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, независящих от сторон контракта обстоятельств, влекущих невозможность его исполнения, в 2022 году допускаются, в том числе следующие изменения существенных условии контракта: а)изменение (продление) срока исполнения контракта, в том числе и связи с необходимостью внесении изменений в проектную документации), включая контракт, срок исполнения которого в соответствии с положениями Закона о контрактной системе ранее изменялся; б)изменение объема и (или) видов выполняемых работ по контракту,спецификации и типов оборудования, предусмотренных проектной документацией. Подрядчик указал, что в соответствии с указанным постановлением возможно изменение существенных условий Контракта путем подписания соглашения об изменении условий контракта после получения положительного заключения государственной экспертизы внесения изменений в проектную документацию и внесение изменений в рабочую документацию.
Дополнительно отмечает, что в рассматриваемом случае, датой вступления в законную силу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта является 31.05.2022. Подрядчиком 27.05.2022 до момента вступления в силу указанного решения, в адрес Заказчика направлялось обращение с просьбой отмены принятого решения об одностороннем отказе, в связи с отсутствием правовых оснований для принятия такого решения, так как Заказчиком не предоставлена откорректированная проектно-сметная документация, получившая положительное заключение государственной экспертизы. Однако, отмена решения не произошла, Заказчиком направлено обращение в антимонопольный орган для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков до момента вступления решения в силу. Общество считает, что Заказчиком нарушен порядок расторжения контракта.
Общество просит не включать сведения о нем в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку просрочка исполнения контракта возникла не по его вине, Подрядчик не мог приступить к дальнейшему выполнению работ по контракту, в связи с имеющимися недостатками проектно-сметной документации, о чем Заказчику сообщалось неоднократно и им было принято решение о проведение корректировки проекта.
Комиссия в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, изучения материалов, представленных Заказчиком, Обществом, установила следующее.
Дата размещения на официальном сайте в Единой информационной системе извещения о проведении Аукциона - 30.04.2021. Начальная (максимальная) цена контракта - 216 157 037,53 рублей.
Контракт между ФГБУ "Главрыбвод" и Обществом на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Реконструкция Большереченского рыбоводного завода, с. Большая речка Кабанского района Республики Бурятия" заключен 09.06.2021 на сумму 216 157 037,53 рублей. Дополнительным соглашением от 30.06.2021 N 1 внесены изменения в контракт - от имени ФГБУ "Главрыбвод" заказчиком выступает Байкальский филиал ФГБУ "Главрыбвод".
Согласно пункту 5.2 контракта срок начала выполнения работ - в течение 10 (десяти) рабочих дней с даты заключения Контракта. Срок сдачи всех видов работ по Контракту - до 25 декабря 2021 г.
Частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
На основании части 8 статьи 95 Закона о контрактной системе, пункта 16.1 контракта 18.05.2022 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 09.06.2021, в связи с невыполнением принятых Подрядчиком обязательств по контракту, акты приемки выполненных работ Заказчику не переданы.
Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено в ЕИС 18.05.2022, вручено Обществу 20.05.2022, вступило в силу 31.05.2022. Заказчиком порядок расторжения контракта соблюден.
Статьей 104 Закона о контрактной системе предусмотрено, что ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется в единой информационной системе путем размещения в ней федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, информации, предусмотренной настоящей статьей. В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов (часть 2).
Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков является санкцией за недобросовестное поведение поставщика (исполнителя, подрядчика), выразившееся в намеренном неисполнении заключенного контракта.
В соответствии с правовой позицией, выраженной в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года N 13-П и от 21 ноября 2002 года N 15-П, меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
Для целей исключения возможности необоснованного ограничения прав лица на дальнейшее участие в закупках, административным органом наряду с фактом неисполнения контракта, должно быть установлено, что участник закупки не исполнил заключенный контракт немотивированно, без наличия к тому веских и объективных оснований, не позволяющих выполнить условия этого контракта; антимонопольному органу следует установить факт недобросовестности и вины участника закупки.
Комиссия Бурятское УФАС России, изучив представленные документы сторон, пришла к выводу, что в действиях ООО "Особняк Строй" отсутствует недобросовестное поведение, выраженное в умышленном неисполнении условий заключенного контракта. Данное обстоятельство подтверждается пояснением Общества, а также копиями представленных документов.
Установлено, что Подрядчиком письмами от 09.07.2021 N 99, от 16.07.2021 N 101, от 05.08.2021 N 118, от 29.09.2021 N 144 сообщалось Заказчику о выявленных недостатках и замечания по проектной сметной документации на данный объект. Письмом от 24.06.2021 N 93 Общество в адрес проектной организации ООО "СК Индустрия" направило задание на корректировку проектной и рабочей документации.
Кроме того, в представленном Заказчиком протоколе совещания по проблемным вопросам строительства указанного объекта от 19.08.2021 (далее - протокол), на котором присутствовали представители ФГБУ "Главрыбвод", Байкальского филиала ФГБУ "Главрыбвод", ООО "Особняк Строй" содержится указание об обращении Общества об имеющихся недостатках проекта, о целесообразности учета при реализации проекта соответствующих изменений, указанных в пункте 2 данного протокола. Изложена позиция представителя ФГБУ "Главрыбвод" о рассмотрении вопроса выполнения строительно-монтажных работ, указанных в п.2 протокола только после получения положительного заключения Главгосэкспертизы России проектной документации, учитывающей предложения, указанные в п. 2 протокола. Решено разработать и предоставить в адрес Байкальского филиала ФГБУ "Главрыбвод" проект технического задания и осуществить разработку и предоставление на согласование отдельных разделов проектной документации, в которые были внесены изменения в соответствии с п.2 протокола, ответственным назначено ООО "Особняк-Строй". Заказчик на заседании Комиссии указал, что Подрядчик не приступил к выполнению данного решения, однако, на данные работы, указанные в протоколе, Заказчиком с Обществом не заключен какой-либо договор. Установлено, что 25.10.2021 между ФГБУ "Главрыбвод" и ООО "СК Индустрия" заключен договор на внесение изменений в проектную документацию, ранее получившую положительное заключение государственной экспертизы, и внесение изменения в рабочую документацию по объекту "Реконструкция Болшереченского рыбоводного завода, с.Большая речка Кабанского района Республики Бурятия", на сумму 6 000 000,00 рублей. Согласно данным ЕИС по состоянию на 09.06.2022 по закупке N 32110759895 дата окончания исполнения договора - 03.06.2022.
Также, в возражениях на решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 27.05.2022 N 198, Общество указывает Заказчику, что Подрядчиком выполнялись работы в двух цехах Большереченского рыбоводного завода: в цехе подращивания и в инкубационном цехе (Комиссии представлена исполнительная документация), а также Подрядчиком произведена оплата строительных материалов, предназначенных для выполнения работ на данном объекте и ее доставка, за счет средств полученного аванса Заказчика.
Таким образом, Обществом предприняты меры и совершены действия, направленные на исполнение заключенного контракта, велась переписка с Заказчиком относительно имеющихся недостатков проектной сметной документации, установлено, что Подрядчик не мог приступить к дальнейшему выполнению работ по контракту, в связи с имеющимися недостатками проекта, следовательно, в действиях Подрядчика отсутствует вина, а также недобросовестное поведение.
Статьей 1 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно (ч. 1). Статьей 10 Гражданского кодекса РФ установлено, что добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются (ч.5).
Какие-либо доказательства целенаправленного уклонения от исполнения заключенного контракта при имеющейся у него соответствующей возможности надлежащим образом его исполнить, и уклонение лица от исполнения контракта, которое свидетельствует о его недобросовестном поведении, совершении им умышленных действий (бездействия), в материалах дела отсутствуют. Сам по себе факт неисполнения контракта, не свидетельствует о недобросовестном поведении участника закупки, как то понимается в статье 10 ГК РФ, и которая запрещает осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом), поскольку материалы дела не содержат доказательств, что Подрядчик осуществлял свои гражданские права, связанные с исполнением контракта исключительно с намерением причинить вред Заказчику, либо действовал в обход закона с противоправной целью, либо заведомо недобросовестно осуществлял гражданские права (злоупотребление правом).
С учетом изложенного, уполномоченный орган при рассмотрении вопроса о включении или невключении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При этом действующее законодательство не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Принимая во внимание вышеуказанное, Комиссия Бурятского УФАС России считает, что в рассмотренном случае включение сведений об ООО "Особняк Строй" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не может рассматриваться в качестве необходимой меры ответственности, поскольку не усматривается намерение в неисполнении заключенного контракта.
Комиссия, руководствуясь частью 1 статьи 2, частью 15 статьи 99, статьёй 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации"
р е ш и л а:
1. Отказать заказчику - Байкальскому филиалу ФГБУ "Главное бассейновое управление по рыболовству и сохранению водных биологических ресурсов" во включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений об обществе с ограниченной ответственностью "Особняк Строй" (ИНН 0323395236, КПП 032601001, адрес: 670000, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Модогоева, д. 4, кв. 123).
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
председатель Комиссии: |
<_> |
члены Комиссии: |
<_>
<_> |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия от 9 июня 2022 г. N 003/06/104-483/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.06.2022