Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по контролю в сфере закупок:
в присутвии представителей:
от заказчика - КГБУЗ "Перинатальный центр" имени профессора Г.С. Постола министерства здравоохранения Хабаровского края, представитель не явился (о дате, месте, времени рассмотрения уведомлены надлежащим образом);
от ООО "Авангард": Межитова Зарина Казыевна, представитель по доверенности от 09.06.2022.
рассмотрев материалы дела N 7-3/308 по обращению КГБУЗ "Перинатальный центр" имени профессора Г.С. Постола министерства здравоохранения Хабаровского края (далее - заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "Авангард" (ИНН 9728016002), в связи с односторонним отказом от контракта (договора) от 04.10.2021 NГК-377/21 на поставку расходных материалов к эндоскопическому оборудованию (извещение N0122200002521005640) и факта ненадлежащего исполнения условий договора участника осуществления закупки ООО "Авангард",
УСТАНОВИЛА:
В рамках рассмотрения поступившего обращения, на основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" принято решение о проведении внеплановой проверки, в ходе которой установлено следующее.
Договор от 04.10.2021 NГК-377/21 на поставку расходных материалов к эндоскопическому оборудованию между КГБУЗ "Перинатальный центр" имени профессора Г.С. Постола министерства здравоохранения Хабаровского края и ООО "Авангард" заключен по результатам проведения аукциона в электронной форме N0122200002521005640 (далее - договор).
Начальная (максимальная) цена контракта составляла 834 536,00 рублей.
Контракт заключен по цене 826 190,64 рублей.
В соответствии с п. 1.1 предмет контракта: Поставка расходных материалов к эндоскопическому оборудованию (далее - Товар). Заказчик поручает, а Поставщик принимает на себя обязательства по поставке Товара в соответствии со Спецификацией (Приложение 1).
В соответствии с п. 1.2 контракта, поставляемый Товар должен соответствовать требованиям, указанным в Технической части (Приложение 2).
В соответствии с п. 4.2. Заказчик обязан:
4.2.1. Своевременно принять и оплатить поставку Товара в соответствии с условиями настоящего контракта.
4.2.2. Своевременно предоставлять разъяснения и уточнения по запросам Поставщика в части поставки Товара в соответствии с условиями настоящего контракта.
4.2.3. В случае просрочки исполнения Поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях ненадлежащего исполнения поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом, направлять Поставщику требование об уплате в добровольном порядке сумм неустойки, предусмотренных настоящим контрактом, за неисполнение (ненадлежащее исполнение) Поставщиком своих обязательств по настоящему контракту.
Согласно П. 4.4.1 контракта, Поставщик обязан: Своевременно и надлежащим образом поставить Товар в соответствии с условиями настоящего контракта, произвести все виды погрузочно-разгрузочных работ и представить все необходимые документы, предусмотренные разделом 1 настоящего контракта.
П. 5.1 контракта установлен, срок поставки Товара: Срок поставки Товара: В соответствие с графиком поставки товара.
П. 5.2 контракта установлено, место доставки Товара: Российская Федерация, В соответствии с графиком поставки товара.
П. 5.3. контракта, установлены условия поставки Товара: Поставка Товара осуществляется на условиях доставки и разгрузки в месте доставки. Приемка Товара осуществляется заказчиком с 09-00 до 15-00 часов (время местное) в режиме 5-ти дневной рабочей недели (понедельник - пятница). Поставщик уведомляет Заказчика о предполагаемой дате поставки Товара не менее чем за 2 рабочих дня.
Согласно п. 6.2. контракта, при поставке Товара Поставщик передает Заказчику все документы, предусмотренные разделом 1 настоящего контракта.
Согласно 6.5. контракта, приемка Товара по количеству и ассортименту осуществляется Заказчиком в момент разгрузки Товара в месте доставки в соответствии со Спецификацией. По окончании приемки подписывается товарная накладная.
Согласно п. 9.1. контракта, за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств по настоящему контракту Стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 11.1. контракт вступает в действие с момента его подписания Сторонами и действует до 30.12.2021 г. включительно.
Согласно п. 13.1 контракт может быть расторгнут: по соглашению Сторон; в судебном порядке; в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
Согласно п. 13.2.1 контракта, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в случае просрочки поставки Товара более чем на 30 дней, в иных случаях, предусмотренных действующим законодательством.
Как установлено материалами дела, 02.02.2022 в адрес заказчика осуществлена поставка 1 партии товара по товарной накладной от 20.01.2022 NУТ-101 на сумму 206 548,00 рублей, поставлен набор трубок для системы кондиционирования газа для инсуффляции производства Китай.
Заказчиком направлен в адрес ООО "Авангард" запрос (исх. N270 от 08.02.2022) дополнительной информации о совместимости товара с инсуффлятором Endorflator 40 scb, tq03730 (производитель Karl Storz GmbH & Co.KG, ФРГ).
Также направлен запрос (исх.N271 от 08.02.2022) в ООО "Карл-Шторц-Эндоскопы Восток", получен ответ (письмо от 08.02.2022), что тестирование данных трубок на совместное использование с оборудованием производства КарлШторц не проводилось, дополнительно указано, что использование материалов сторонних производителей может привести к поломке оборудования, с последующим длительным и дорогостоящим ремонтом.
Письмом N286 от 09.02.2022 КГБУЗ "Перинатальный центр" имени профессора Г.С. Постола министерства здравоохранения Хабаровского края в адрес ООО "Авангард" направлен мотивированный отказ от подписания акта- приема передачи товара, и требование представить товар, соответствующий условиям контракта.
14.02.2022 ООО "Авангард" направлен ответ на мотивированный отказ, в соответствии с которым считает доказанным факт поставки соответствующего предмету контракта товара.
Также, Заказчиком направлена в адрес ООО "Авангард" претензия N422 от 01.03.2022, о несоответствии поставленного товара.
03.03.2022 ООО "Авангард" направлен ответ на претензию исх. N2, в соответствии с которым указывает на соответствие и совместимость поставленного товара с имеющимся у заказчика оборудованием.
Заказчиком в адрес ООО "Авангард" дополнительно направлен запрос N499, о предоставлении дополнительной информации по совместимости поставленных поставщиком расходных материалов.
ООО "Авангард" направлен ответ от 09.03.2022 исх. N3, о совместимости материалов, и предложением провести тестирование на совместимость, а также требование об оплате поставленного товара.
В связи с тем, что поставщик ООО "Авангард", поставил товар, не прошедший тестирование на совместное использование с оборудование заказчика, заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта NГК-377/21 от 04.10.2021 (решение от 04.05.2022).
12.05.2022 ООО "Авангард" направлена претензия (исх. N6) в адрес Заказчика, с требованием оплаты поставленной партии товара.
Письмом N1027 от 15.05.2022 Заказчиком в адрес ООО "Авангард" повторно направлен мотивированный отказ от приемки партии товара.
В результате изучения материалов дела 7-3/308, исходя из конкретных обстоятельств осуществления закупки, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 8 ст. 95 Закона о контрактной системе, Расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с п. 3 ст. 8 Федерального закона от 02.07.2021 N360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее также - Закон N360-ФЗ) в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона N44-ФЗ решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме, открытого аукциона в электронной форме, запроса котировок в электронной форме, закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную ч. 12 ст. 93 Закона N 44-ФЗ (в редакции настоящего Закона N 360-ФЗ) (далее также - электронные процедуры), закрытого конкурса в электронной форме, закрытого аукциона в электронной форме (далее также - закрытые электронные процедуры), заказчик:
а) направляет такое решение поставщику (подрядчику, исполнителю) в порядке, установленном ч. 12.2 ст. 95 Закона N 44-ФЗ (в редакции Закона N 360-ФЗ);
б) не позднее дня направления решения (в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта) размещает такое решение в единой информационной системе в сфере закупок по правилам, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Закона N 360-ФЗ;
в) в случае неполучения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, направленного в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта, либо информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта считается день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта;
4) в случае принятия поставщиком (подрядчиком, исполнителем) предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона N 44-ФЗ решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур, поставщик (подрядчик, исполнитель) направляет такое решение заказчику в порядке, установленном ч. 20.2 ст. 95 указанного Федерального закона (в редакции настоящего Закона N 360-ФЗ).
Частью 12.2 ст. 95 Закона N44-ФЗ в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, при осуществлении закупок, предусмотренных статьей 93 (за исключением закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона), статьей 111 (в случае определения в соответствии с частью 1 статьи 111 настоящего Федерального закона особенностей, предусматривающих неразмещение информации и документов в единой информационной системе, на официальном сайте при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и статьей 111.1 настоящего Федерального закона, такое решение передается лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку или направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте. Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления считается: 1) дата, указанная лицом, имеющим право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), в расписке о получении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (в случае передачи такого решения лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку); 2) дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, предусмотренного настоящей частью, либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (в случае направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным письмом).
Исходя из ч.13 ст. 95 Закона о контрактной системе, Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Исходя из ч.14 ст. 95 Закона о контрактной системе, Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
04.05.2022 Заказчиком принято Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта NГК-377/21 от 04.10.2021 (решение от 04.05.2022).
05.05.2022 решение направлено заказным письмом с уведомлением о вручении.
04.05.2022 решение об одностороннем отказе от исполнения договора было опубликовано на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru (реестровый номер записи 0322200006322000001).
Датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта считается день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения об одностороннем отказе от исполнения контракта - 19.05.2022.
Дата по истечению десяти дней с даты надлежащего уведомления заказчиком подрядчика о принятии решения об одностороннем отказе от исполнения контракта - 30.05.2022.
В десятидневный срок, предусмотренный ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе, с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта не устранены нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия указанного решения.
31.05.2022 решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу.
В соответствии с пп. а п. 13 раздела 3 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных пп. е п. 9 и пп. г п. 10) осуществляет следующую проверку совокупность действий, в том числе рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную п. 5 ч. 15 ст. 99 Федерального закона.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Исходя из положений данной нормы, реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной в целях обеспечения исполнения лицами принятых на себя обязательствах в рамках осуществления процедуры закупок. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав лица на участие в течение установленного срока в процедурах торгов по осуществлению государственных и муниципальных закупок.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое ненадлежащее исполнение контракта, которое предполагает недобросовестное поведение исполнителя, совершение им умышленных действий (бездействий) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности надлежащего исполнения контракта и нарушающих права заказчика, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств.
Недобросовестное поведение поставщика заключается в неоднократном нарушение сроков выполнения работ (оказания услуг, поставки товаров), отказе поставщика (подрядчика, исполнителя) от выполнения условий контракта, введения заказчика в заблуждение относительно соответствия выполняемых работ (услуг) условиям документации и требованиям контракта.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в постановлениях от 12.05.1998 N 14-П, от 15.07.1999 N 11-П, от 30.07.2001 N 13-П санкции, налагаемые органами государственной власти, являются мерой юридической ответственности, поэтому размер взыскания должен отвечать критерию соразмерности и применяться с соблюдением принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированности, с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.
Следовательно, для возникновения таких правовых последствий как признание участника закупки недобросовестным поставщиком, антимонопольный орган не вправе ограничиваться формальным установлением факта несоблюдения положений законодательства, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения победителя аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
Согласно Технической части извещения о проведении закупки Товар приобретается к инсуффлятору ENDOFLATOR 40 SCB, TQ03730 (производитель Karl Storz GmbH & Co. KG, ФРГ, год выпуска 2019, NФCЗ 2017/5490), имеющемуся и используемому Заказчиком, и должен быть совместим с ним. Дополнительно указано: каталожный номер установлен в целях индивидуализации требуемого к поставке товара и не является указанием на конкретного производителя такого товара. Таким образом, заказчик не требует к поставке оригинальных расходных материалов к эндоскопическому оборудованию.
В заявке ООО "Авангард" предложен к поставке набор трубок для системы кондиционирования газа для инсуффляции производства Китай, данная заявка признана закупочной комиссией соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки. Товар, поставленный ООО "Авангард" соответствует данным указанным в заявке общества.
При этом исходя из условий осуществления закупки, а также представленных в материалы дела документов, в том числе из письма ООО "Карл-Шторц-Эндоскопы Восток" следует, что инсуффлятор ENDOFLATOR 40 SCB, TQ03730 является открытой системой, работа которой возможна как с расходными материалами производителя (разработчика) оборудования, так и иных производителей.
Так, в частности, из письма ООО "Карл-Шторц-Эндоскопы Восток" от 08.02.2022 следует, что тестирование с товарами производства сторонних производителей не производилось, при этом сведений о невозможности использования расходных материалов сторонних производителей указанное письмо не содержит.
Исходя из существа систем "открытого" типа, указанные системы позволяют работать с любыми расходными материалами фабричного производства, в то время как системы "закрытого" типа настроены на работу исключительно с расходными материалами, предусмотренными производителем.
Между тем, КГБУЗ "Перинатальный центр" имени профессора Г.С. Постола министерства здравоохранения Хабаровского края не проводилась независимая экспертиза проверки поставляемых ООО "Авангард" расходных материалов для инсуффлятора ENDOFLATOR 40 SCB, TQ03730, предусмотренных контрактом и техническим заданием к нему, в части их соответствия условиям государственного контракта.
Таким образом, учитывая установленные по делу обстоятельства исполнения Подрядчиком условий государственного контракта, Комиссия Хабаровского УФАС России не усматривает в действиях ООО "Авангард" виновного недобросовестного характера, свидетельствующего об умышленных действиях, направленных на неисполнение государственного контракта и свидетельствующих о недобросовестности поведения.
В ходе рассмотрения обращения Заказчика, ООО "Авангард" представлены объяснения, из которых следует, что обществом предпринимались действия для исполнения государственного контракта NГК-377/21 от 04.10.2021, поставлено 2 партии товара соответствующего условиям извещения о проведении закупки и заключенного контракта, также Общество указывает на полную совместимость с оборудованием заказчика, предусмотренным закупкой и условиями контракта.
При таких обстоятельствах Комиссия Хабаровского УФАС России находит обоснованными доводы участника закупки - ООО "Авангард", поставившего товар соответствующий требованиям извещения об осуществлении закупки, и данным указанным в поданной на участие в электронном аукционе заявке общества.
Согласно п. 15 Правил N1078 орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера).
Оценив указанные обстоятельства, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о наличии обстоятельств, указанных пп. "в" п. 15 Правил, а также об отсутствии умышленного неисполнения ООО "Авангард" контракта от NГК-377/21 от 04.10.2021. Следовательно, отсутствуют основания для включения сведений об обществе в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные государственным заказчиком КГБУЗ "Перинатальный центр" имени профессора Г.С. Постола министерства здравоохранения Хабаровского края в отношении ООО "Авангард" (ИНН 9728016002), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в трехмесячный срок со дня его принятия в Арбитражный суд.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 14 июня 2022 г. N РНП-27-236 (ключевые темы: решение об одностороннем отказе от исполнения контракта - реестр недобросовестных поставщиков - расходный материал - надлежащее извещение - министерство здравоохранения)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.06.2022