Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю по контролю торгов (далее - Комиссия Приморского УФАС России),
УСТАНОВИЛА:
В Приморское УФАС России поступила жалоба от ООО "Пасифик компьютер груп" на действия комиссии Заказчика - Министерство образования Приморского края при проведении электронного аукциона на поставку ноутбуков (извещение N0820500000822002919) (далее - аукцион).
По мнению заявителя, аукционная комиссия заказчика допустила нарушения требований Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), так как:
- необоснованно допустила к участию в закупке заявку ООО "123 СОЛЮШНС". Предложенный победителем закупки ООО "123 СОЛЮШНС" товар Ноутбук Rikor не имеет в своем составе комплектующих, в том числе мыши-манипулятора, что следует из Выписки из реестра российской промышленной продукции РЭ-1534/21; 1144\2\2021. Заявка ООО "123 СОЛЮШНС" подлежала отклонению по пункту 4 части 12 статьи 48 Закона N 44-ФЗ, в связи с несоответствием нормативным правовым актам, принятым в соответствии со статьей 14 Федерального закона 44-ФЗ.
- ООО "Торговый дом "Просвещение-Регион" предложил требуемый товар, однако, не указал в заявке страну происхождения товара манипулятор-мышь.
Заказчик, уполномоченное учреждение, Министерство не согласны с доводами жалобы.
Заслушав пояснения сторон, рассмотрев материалы дела, сопоставив их с фактическими документами, и проведя внеплановую проверку, Комиссия Приморского УФАС России установила следующее.
Подпунктом "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона N 44-ФЗ установлено, что не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 Закона N 44-ФЗ.
Согласно пункта 1 части 12 статьи 48 Закона N 44-ФЗ, заявка подлежит отклонению в случае непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки".
Согласно протоколу определения поставщика (подрядчика, исполнителя) заявки ООО "123 СОЛЮШНС" и ООО "Торговый дом "Просвещение-Регион" соответствуют требованиям извещения о проведении закупки.
Вместе с тем, Комиссия Приморского УФАС России по результатам проведенной внеплановой проверки установила следующее.
Согласно извещения и приложения к извещению о проведении закупки заказчиком проведен аукцион в электронной форме на закупку ноутбуков в комплекте с манипулятором-мышью; с предустановленной операционной системой с графическим пользовательским интерфейсом, сведения о котором включены в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных; с предустановленным пакетом офисного программного обеспечения, совместимого с установленной операционной системой, сведения о котором включены в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных.
Закупка товара в комплекте обоснована заказчиком соответствием "Методическим рекомендациям по созданию и функционированию центров цифрового образования "IT-куб" (утверждено Письмом Минпросвещения России от 10.11.2021 N ТВ-1984/04 "О направлении методических рекомендаций".
Заказчик отнес закупаемый товар к коду ОКПД 26 и коду КТРУ 26.20.11.110-00000165 "компьютеры портативные массой не более 10 кг, такие как ноутбуки, планшетные компьютеры, карманные компьютеры, в том числе совмещающие функции мобильного телефонного аппарата".
Законом о контрактной системе не регламентируются правила отнесения тех или иных товаров к конкретному коду ОКПД2 либо коду позиции каталога товаров, работ, услуг (далее - КТРУ). Заказчик определяет код ОКПД2 либо код КТРУ самостоятельно, подбирая наиболее подходящий к предмету закупки. Письмом Минэкономразвития России от 17.02.2016 N Д28и-З44 разъяснено, что при осуществлении закупок для обеспечения государственных или муниципальных нужд заказчик самостоятельно выбирает код по ОКПД2.
Однако, Комиссия Приморского УФАС России отмечает, что не допускается выбор Заказчиком кода по ОКПД2 или кода КТРУ с целью изменения способа определения поставщика или иных неправомерных действий, которые могут возникнуть в случае указания неверного кода. Аналогичная правовая позиция изложена в письмах: ФАС России от 13.03.2019 г. N ИА/19176/19, от 19.06.2019 г. N МЕ/51304/19; Министерства экономического развития РФ от 17.02.2016 г. N Д28и-344.
Выбранный заказчиком код КТРУ 26.20.11.110-00000165 определен не верно, поскольку данная позиция не предусматривает закупку товаров разных позиций КТРУ в комплекте. Код 26.20.11.110-00000165 распространяется только на сам ноутбук (компьютеры портативные массой не более 10 кг).
Вместе с тем в каталог КТРУ включен Код 26.20.16.170-00000001, относящийся к "мыши манипулятору", в котором приводятся характеристики товара "мышь манипулятор".
Пунктом 15 части 1 статьи 42 Закона N 44-ФЗ установлено, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 Закона N 44-ФЗ.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона N 44-ФЗ в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок.
Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств" установлен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд по перечню согласно приложению.
В указанный Перечень входит оборудование компьютерное, электронное и оптическое группы кодов 26 (в том числе ОКПД 26.20.11).
Пунктом 10 Постановления N 616 установлено, что для подтверждения соответствия закупки промышленных товаров требованиям, установленным настоящим постановлением, участник закупки указывает (декларирует) в составе заявки на участие в закупке: в отношении товаров, страной происхождения которых является Российская Федерация, - номера реестровых записей из реестра российской промышленной продукции, единого реестра российской радиоэлектронной продукции (в случае закупки товаров, указанных в пунктах 22 - 27 и 29 перечня), а также информацию о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации, если это предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) на территории Российской Федерации соответствующих операций (условий). Информация о реестровых записях о товаре и совокупном количестве баллов включается в контракт.
Пунктом 12 Постановления N 616 установлено, что для целей соблюдения запретов, установленных пунктами 1 и 2 настоящего постановления, не могут быть предметом одного контракта (одного лота) промышленные товары, включенные в перечень и не включенные в него (за исключением закупок промышленных товаров по государственному оборонному заказу).
Товар "Ноутбук" (код 26.20.11) включен в Перечень, установленный Постановлением N 616.
Вместе с тем, товар "мышь-манипулятор" не включен в Перечень, установленный Постановлением N 616.
Товар "мышь-манипулятор" относится к коду ОКПД2 26.20.16 (Устройства ввода или вывода, содержащие или не содержащие в одном корпусе запоминающие устройства) и включен в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный Постановлением Правительства РФ N 878 от 10.07.2019 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 787).
Пункт 7 Постановления N 878 устанавливает, что для целей ограничения допуска радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, не может быть предметом одного контракта (одного лота) радиоэлектронная продукция, включенная в перечень и не включенная в него.
Вместе с тем, товар "Ноутбук" (код 26.20.11) не включен в Перечень, установленный Постановлением N 787.
Тем самым при закупке товара "Ноутбук" с товаром "Мышь-манипулятор" заказчик допустил нарушение пункта 12 Постановления N 616, пункта 7 Постановления N 878 и части 3 статьи 14 Закона N 44-ФЗ.
Ответственность за данное правонарушение предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона N 44-ФЗ установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона N 44-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Частью 2 статьи 33 Закона N 44-ФЗ установлено, что описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
В извещении о проведении закупки отсутствуют показатели товара "Мышь-манипулятор", позволяющие определить соответствие закупаемого товара установленным заказчиком требованиям.
Следовательно, Заказчик допустил нарушение пункта 1 части 2 статьи 42 Закона N 44-ФЗ, т. к. извещение о проведении закупки содержит описание объекта закупки не в соответствии с требованиями Закона N 44-ФЗ.
Ответственность за данное правонарушение предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Допущенные нарушения не позволили комиссии рассмотреть заявки поданные на участие в закупке в соответствии с требованиями Закона N 44-ФЗ и извещения о проведении закупки.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 99, 106 Закона N 44-ФЗ, Комиссия Приморского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Пасифик компьютер груп" на действия комиссии Заказчика - Министерство образования Приморского края при проведении электронного аукциона на поставку ноутбуков (извещение N0820500000822002919) необоснованной.
2. Признать, что заказчик допустил нарушение:
- пункта 12 Постановления N 616, пункта 7 Постановления N 878 и части 3 статьи 14 Закона N 44-ФЗ;
- пункта 1 части 2 статьи 42 Закона N 44-ФЗ
3. Выдать заказчику, уполномоченному учреждению и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения Закона N 44-ФЗ, допущенного при проведении аукциона.
4. Передать материалы дела ответственному должностному лицу для возбуждения административного производства.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю от 10 июня 2022 г. N 025/06/49-484/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.06.2022