Резолютивная часть решения оглашена 14.06.2022 г.
Полный текст решения изготовлен 16.06.2022 г.
Комиссия Иркутского УФАС России по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: "_",
члены Комиссии: "_";
в отсутствие представителей Администрации муниципального образования "Жигаловский район" (далее - Заказчик);
при участии представителя Общества с ограниченной ответственностью "АрмСтрой" (далее - ООО "АрмСтрой", Общество) - "_",
рассмотрев обращение заказчика о включении сведений в отношении ООО "АрмСтрой" в реестр недобросовестных поставщиков, и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ), Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства РФ N 1078),
УСТАНОВИЛА:
В Иркутское УФАС России от Заказчика поступило обращение о включении сведений в отношении ООО "АрмСтрой" в реестр недобросовестных поставщиков в связи с принятием заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения обязательств по муниципальному контракту N 06 от 02.06.2020 г. на строительство физкультурно-оздоровительного комплекса в п. Жигалово (далее - Контракт), извещение N 0134300018620000006.
Порядок рассмотрения обращения о включении сведений в отношении поставщика (подрядчика, исполнителя) установлен ст. 104 Федерального закона N 44-ФЗ, а также Постановлением Правительства РФ N 1078.
Часть 1 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ определяет, что ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
Пункт 3 Постановления Правительства РФ N 1078, Приказом Федеральной антимонопольной службы от 27.08.2007 N 267 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, включении и исключении сведений из реестра недобросовестных поставщиков, проведении проверок фактов уклонения участника размещения заказа от заключения государственного или муниципального контракта, осуществлении внеплановых проверок при рассмотрении сведений о недобросовестных поставщиках" на территориальные органы ФАС России возложены функции по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках и проведению проверок фактов уклонения от заключения государственного или муниципального контракта на территории осуществления деятельности территориальных органов ФАС России.
Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с настоящим Федеральным законом участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 настоящей статьи (ч. 4 ст. 104 Федерального закона N 44-ФЗ).
В соответствии с ч. 5 ст. 104 Федерального закона N 44-ФЗ в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
ООО "АрмСтрой" не представлены письменные пояснения об обстоятельствах, послуживших основанием для принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, запрашиваемые в уведомлении N 038/615/22 от 06 июня 2022 года.
В ходе проведения проверки установлено, что 21.04.2020 г. на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещены извещение и документация о проведении электронного аукциона от 21.04.2020 N0134300018620000006 на право заключения контракта "Строительство физкультурно-оздоровительного комплекса в п. Жигалово".
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 123 588 800 рублей 00 копеек.
По итогам электронного аукциона победителем признан участник закупки - ООО "АрмСтрой".
Комиссией установлено, что 02 июня 2020 г. между заказчиком и ООО "АрмСтрой" был заключен Контракт.
В соответствии с п. 1.1 Контракта "Подрядчик обязуется в установленный Контрактом срок по заданию Заказчика выполнить работы по сторительству "Физкультурно-оздоровительного комплекса, расположенного по адресу: Иркутская область, Жигаловский район, р.п. Жигалово, ул. Весенняя, 8" (далее - Объект), сторительно-монтажные работы (далее - работы), иные действия Подрядчика, необходимые для выполнения работ по Контракту, и передать результат работ Заказчику, а Заказчик обязуется принять и оплатить результат работ в порядке и сроки, установленные Контратом.".
Цена Контракта составляет 122 970 856 рублей 00 копейки.
В соответствии с п. 3.2 Контракта "Работы по Контракту выполняются Подрядчиком в соответствии с Графиком выполнения работ (Приложение N2 к настоящему контракту). График выполнения работ (Приложение N2 к настоящему контракту) подписывается одновременно с Контрактом и является его неотъемлемой частью.".
Пунктом 3.7 Контракта установлено, что "В случае нарушения Подрядчиком промежуточных сроков выполнения работ (отставания от графика выполнения работ) заказчик вправе потребовать от Подрядчика наверстать отставание от сроков, предусмотренных Контрактом, и обеспечить завершение Работ и передачу результата Работ Заказчику в сроки, установленные в Контракте.".
Из пояснений заказчика установлено, что по состоянию на 11 марта 2022 года на объекте, в соответствии с календарным графиком за период с 20.01.2021 года - 25.12.2021 года не выполнены следующие виды работ:
- конструктивные решения, выполненные не в полном объеме;
- архитектурные решения, выполненные не в полном объеме;
- водопровод и канализация, выполненные не в полном объеме;
- отопление не выполнено;
- тепловой пункт не выполнено.
По календарному графику с 01.08.2021 года не приступили к следующим видам работ:
- вентиляция;
- теплоснабжение;
- электромонтажные работы;
- пожарная сигнализация.
По календарному графику с 20.01.2022 года по 28.05.2022 года (дата вступления решения в законную силу) не приступили к следующим видам работ:
- монтаж лифта пассажирского;
- телевизионная система охранного наблюдения;
- технологическое оборудование;
- технологическое оборудование без НДС;
- внешние сети электроснабжения.
Комиссией установлено, что данный факт отражен заказчиком в направленных ООО "АрмСтрой" Требованиях.
Требование заказчика от 23.03.2022 года исх. N621 и Требование от 04.05.2022 года N987. Срок ответа на Требование составляет десять календарных дней и истек 02.04.2022 года и 16.05.2022 года соответственно. Действий для исправления нарушений ООО "АрмСтрой" не предпринял.
Так же установлено, что Заказчиком 18.03.2022 года и 04.05.2022 года были составлены Акты натурного обследования строящегося объекта (физкультурно-оздоровительного комплекса), расположенного по адресу: р.п. Жигалово, ул. Весенняя, 8, согласно данным актам Заказчиком были сделаны выводы о том, что обязательства, взятые на себя ООО "АрмСтрой", предусмотренные Контрактом и графиком производства работ - не выполняются, строительство объекта не осуществляется, работы на объекте приостановлены.
В силу ч. 8 ст. 95 Федерального закона N 44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно ч. 9 ст. 95 Федерального закона N 44-ФЗ заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Возможность одностороннего отказа от исполнения контракта закреплена статьей 12 Контракта.
В связи с тем, что подрядчиком ООО "АрмСтрой" не исполнены обязательства по Контракту 17 мая 2022 года Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение об одностороннем отказе вручено ООО "АрмСтрой" нарочно под роспись и размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок 18 мая 2022 года.
Согласно части 13 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, с учетом положений части 13 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу 28 мая 2022 года.
Согласно нормам законодательства о контрактной системе по результатам рассмотрения представленных информации и документов, и проведения проверки выносится решение. В случае подтверждения достоверности указанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр (ч. 7 ст. 104 Федерального закона N 44-ФЗ, пп. "б" п. 13 Постановления Правительствам РФ N 1078).
Как следует из определений Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 сентября 2012 года N ВАС-11617/12 и от 12 июля 2013 года N ВАС-8371/13, реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного заказа обязательств. Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.
Данная мера связана с возложением на нарушителя негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном поставщике (подрядчике, исполнителе), ненадлежащим образом, исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
Комиссия, исследовав фактические обстоятельства дела, приходит к выводу, что при исполнении Контракта ООО "АрмСтрой" проявил недобросовестное поведение по отношению к Заказчику, не исполнил в установленные сроки свои обязательства по Контракту.
Так, принимая решение об участии в процедуре закупки для государственных и муниципальных нужд и подавая соответствующую заявку, ООО "АрмСтрой" несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Федеральным законом N 44-ФЗ, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям Федерального закона N 44-ФЗ.
Действуя в рамках заключения и исполнения Контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию бюджетных средств на общественные экономически-значимые цели, что требует от него большей степени ответственности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.
В силу статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность.
При этом, участие лиц в государственных и муниципальных закупках, проводимых в рамках Федерального закона N 44-ФЗ, является добровольным, следовательно, прежде чем подать заявку на участие в такой закупке и принять участие в ее проведении, лицо должно оценить свои возможности по исполнению контракта, а также проанализировать наличие у него необходимых ресурсов для исполнения контракта, в случае, если данное лицо будет признано победителем закупки.
Комиссия, исследовав обстоятельства дела, доводы Заказчика, приходит к выводу о виновности участника закупки в ненадлежащем исполнении своих обязательств, предусмотренных Контрактом, о недобросовестном характере его поведения.
Согласно пункту 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Сложившаяся правоприменительная практика относит к непреодолимой силе такие чрезвычайные события, как землетрясение, извержение вулкана, наводнение, засуха, ураган, цунами, сель, а также военные действия, эпидемии, крупномасштабные забастовки, техногенные аварии и другие обстоятельства, при наличии которых нормальный ход развития экономических и правовых отношений невозможен.
Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий.
Не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, например, отсутствие у должника необходимых денежных средств, нарушение обязательств его контрагентами, неправомерные действия его представителей.
Указанная позиция изложена в пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств".
Также по мнению Верховного суда РФ под чрезвычайностью понимается исключительность, выход за пределы "нормального", обыденного, необычайность для тех или иных жизненных условий, что не относится к жизненному риску и не может быть учтено ни при каких обстоятельствах. Чрезвычайный характер непреодолимой силы не допускает квалификации в качестве таковой любого жизненного факта, ее отличие от случая в том, что она имеет в основе объективную, а не субъективную непредотвратимость (определение Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2015 года N 306-ЭС14-7853 по делу N А65-29455/2013).
До рассмотрения и в ходе рассмотрения обращения по существу Обществом не представлены доказательства, подтверждающие выполнение работ согласно календарного графика за период с 20.01.2021 года - 25.12.2021 года, а именно: конструктивные решения, архитектурные решения, водопровод и канализация, отопление, тепловой пункт; с 01.08.2021 года: вентиляция, теплоснабжение, электромонтажные работы, пожарная сигнализация; с 20.01.2022 года: монтаж лифта пассажирского, телевизионная система охранного наблюдения, технологическое оборудование, технологическое оборудование без НДС, внешние сети электроснабжения.
Доказательства, свидетельствующие о невозможности ООО "АрмСтрой" выполнить работы в соответствии с условиями Контракта либо доказательства того, что невозможность исполнения Контракта стала следствием непреодолимой силы, противоправных действий третьих лиц, ООО "АрмСтрой" не представлены, Комиссией самостоятельно не добыто.
Наличие иных не зависящих от ООО "АрмСтрой" причин, препятствовавших ему надлежащим образом исполнить свои обязательства по Контракту, в ходе рассмотрения обращения не установлено.
Кроме того, ООО "АрмСтрой", при подаче заявки на участие в электронном аукционе, согласился на участие в данном аукционе со всеми условиями, указанными Заказчиком в извещении и документации об электронном аукционе.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что ООО "АрмСтрой" не исполнены надлежащим образом обязанности, предусмотренные Контрактом в отсутствие обстоятельств непреодолимой силы и объективно препятствующих причин, что однозначно свидетельствует о наличии в действиях ООО "АрмСтрой" как лица, профессионально занимающегося предпринимательской деятельностью, поведения виновного и недобросовестного характера, о не проявлении надлежащей осмотрительности и заботливости относительно прав и законных интересов Заказчика, об отсутствии действий по принятию всех необходимых мер для исполнения предусмотренных контрактом обязанностей.
Учитывая соблюдение Заказчиком процедуры расторжения Контракта, а также принимая во внимание поведение ООО "АрмСтрой", выразившееся в ненадлежащем исполнении принятых на себя обязательств, что привело к неисполнению в установленный срок Контракта, и, как следствие, к неэффективному использованию бюджетных средств, у Комиссии Иркутского УФАС имеются все основания для включения сведений об ООО "АрмСтрой" в реестр недобросовестных поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Проанализировав представленные доказательства, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком обоснованно принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и принятии решения о направлении обращения в Иркутское УФАС России о включении сведений в отношении ООО "АрмСтрой" в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 104 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановлением Правительства Российской Федерации от 31 июня 2021 года N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - постановление Правительства Российской Федерации Российской Федерации от 31 июня 2021 года N 1078), Комиссия
РЕШИЛА:
1. Сведения в отношении Общества с ограниченной ответственностью "АрмСтрой" (664009, Иркутская обл., г. Иркутск, ул. Ширямова, д. 40; ИНН: 3811138319) в реестр недобросовестных поставщиков включить сроком на 2 года.
2. Сведения в отношении учредителей Общества с ограниченной ответственностью "АрмСтрой" (Мардоян Славик Абрамович, ИНН: 850602029642; Штоколова Лариса Сергеевна, ИНН: 380891414903), лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа Общества с ограниченной ответственностью "АрмСтрой" (Мардоян Славик Абрамович, ИНН: 850602029642) в реестр недобросовестных поставщиков в реестр недобросовестных поставщиков включить сроком на 2 года.
3. Копии решения направить сторонам по делу.
Решение, принятое по результатам рассмотрения обращения заказчика, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
|
|
|
Председатель Комиссии: |
|
"_" |
Члены комиссии: |
|
"_" |
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 16 июня 2022 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.06.2022