Основания для проведения проверки: статья 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), постановление Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений", приказ Белгородского УФАС России от 30.05.2022 N 218, информация о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок, поступившая от ИП Ч.
Инспекция Белгородского УФАС России, в составе:- заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля закупок Белгородского УФАС России; члены Инспекции: - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок Белгородского УФАС России, - специалист-эксперт отдела контроля закупок Белгородского УФАС России (далее - Инспекция), при участии представителя заказчика - МКУ "УКС администрации Корочанского района" (по доверенности), представителя заявителя ИП Ч (по доверенности), представителя АКБ "Абсолют Банк" (по доверенности), проведя внеплановую проверку соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок при проведении электронного аукциона "Благоустройство детской спортивной площадки по адресу: г. Короча ул. Дзержинского д.84, 84 К1, 84 К2 Белгородской области" (закупка N 0826300023722000049) (далее - Электронный аукцион),
УСТАНОВИЛА:
В Белгородское УФАС России поступило обращение ИП Ч на действия аукционной комиссии при проведении Электронного аукциона.
Из обращения следовало, что аукционной комиссией принято неправомерное решение об отклонении заявки ИП Ч на участие в закупке в связи с непредставлением надлежащей независимой гарантии, предусмотренной положениями статьи 45 Закона о контрактной системе.
Инспекция Белгородского УФАС России, рассмотрев информацию, поступившую от ИП Ч, возражения заказчика, пояснения АКБ "Абсолют Банк", заслушав доводы участвующих лиц, приходит к следующим выводам.
На официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 27.04.2022 размещены извещение об осуществлении Электронного аукциона и его приложения (электронные документы).
Объект закупки - "Благоустройство детской спортивной площадки по адресу: г. Короча ул. Дзержинского д.84, 84 К1, 84 К2 Белгородской области".
Начальная (максимальная) цена контракта - 5 400 000,00 рублей.
По результатам подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) Победителем аукциона признается участник закупки N 111838233, заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, и который предложил по результатам проведения процедуры подачи предложений о цене контракта наиболее низкую цену контракта 5238000,00 руб. (Пять миллионов двести тридцать восемь тысяч рублей 00 копеек).
На момент проведения внеплановой проверки, между заказчиком и ООО "ПРОФИТ" заключен муниципальный контракт N 43/2022 на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Благоустройство детской спортивной площадки по адресу: г. Короча ул. Дзержинского д.84, 84 К1, 84 К2 Белгородской области" от 20.05.2022 (далее - Контракт).
ИП Ч подал заявку на участие в Электронном аукционе, которой присвоен номер N 111848748.
Согласно Протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) N 0826300023722000049 от 10.05.2022 заявка ИП Ч отклонена от участия в закупке со следующим обоснованием принятого решения: "Отказ в принятии гарантии согласно ч. 6 ст. 45 Закона N 44-ФЗ (Отклонение по п. 7 ч. 12 ст. 48 Закона N 44-ФЗ)".
От представителя заказчика поступили пояснения следующего содержания: заявка ИП Ч была отклонена в связи с несоответствием независимой гарантии положениям статьи 45 Закона о контрактной системе и Постановлению Правительства РФ от 8 ноября 2013 г. N 1005 "О независимых гарантиях, используемых для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"" (далее - Постановление N 1005).
Указанное решение аукционной комиссии Комиссия считает неправомерным по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 16 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее размер и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, условия независимой гарантии (если требование обеспечения заявки установлено в соответствии со статьей 44 настоящего Федерального закона), реквизиты счета, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, реквизиты счета для перечисления денежных средств в случае, предусмотренном частью 13 статьи 44 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 1 статьи 44 Закона о контрактной системе, при проведении конкурентных способов заказчик обязан установить требование обеспечения заявок на участие в закупке. Заказчик вправе не устанавливать такое требование в случае, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает один миллион рублей.
Согласно ч. 8.2 ст. 45 Закона о контрактной системе, дополнительные требования к независимой гарантии, используемой для целей Закона о контрактной системе, порядок ведения и размещения в единой информационной системе реестра независимых гарантий, порядок формирования и ведения закрытого реестра независимых гарантий, в том числе включения в него информации, порядок и сроки предоставления выписок из него, форма требования об осуществлении уплаты денежной суммы по независимой гарантии устанавливаются Правительством Российской Федерации. Такие требования установлены Постановлением N 1005.
Из перечня документов, представляемых заказчиком ГАРАНТУ одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по независимой гарантии, утвержденного Постановлением N 1005 следует:
1. Бенефициар одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по независимой гарантии (далее - требование по независимой гарантии), предоставленной в качестве обеспечения заявки, направляет гаранту документ, подтверждающий полномочия лица, подписавшего требование по независимой гарантии (доверенность) (в случае, если требование по независимой гарантии подписано лицом, не указанным в Едином государственном реестре юридических лиц в качестве лица, имеющего право без доверенности действовать от имени бенефициара).
2. Бенефициар одновременно с требованием по независимой гарантии, предоставленной в качестве обеспечения исполнения контракта, требований к гарантии качества товара, работы, услуги, а также требований к гарантийному сроку и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара, направляет гаранту следующие документы:
а) расчет суммы, включаемой в требование по независимой гарантии;
б) платежное поручение, подтверждающее перечисление бенефициаром аванса принципалу, с отметкой гаранта бенефициара либо органа Федерального казначейства об исполнении (если выплата аванса предусмотрена контрактом, а требование по независимой гарантии, предоставленной в качестве обеспечения исполнения контракта, предъявлено в случае ненадлежащего исполнения принципалом обязательств по возврату аванса);
в) документ, подтверждающий факт наступления гарантийного случая в соответствии с условиями контракта (если требование по независимой гарантии предъявлено в случае ненадлежащего исполнения принципалом обязательств в период действия гарантийного срока);
г) документ, подтверждающий полномочия лица, подписавшего требование по независимой гарантии (доверенность) (в случае, если требование по независимой гарантии подписано лицом, не указанным в Едином государственном реестре юридических лиц в качестве лица, имеющего право без доверенности действовать от имени бенефициара).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 45 Закона о контрактной системе заказчики в качестве обеспечения заявок, исполнения контрактов, гарантийных обязательств принимают независимые гарантии, выданные банками, соответствующими требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и включенными в перечень, предусмотренный частью 1.2 настоящей статьи.
В соответствии с частью 1.2. статьи 45 Закона о контрактной системе, перечень банков, соответствующих установленным требованиям, ведется федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок на основании сведений, полученных от Центрального банка Российской Федерации, и подлежит размещению на официальном сайте федерального органа исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". В случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о соответствии банка, не включенного в перечень, установленным требованиям либо о несоответствии банка, включенного в перечень, установленным требованиям, такие сведения направляются Центральным банком Российской Федерации в федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок в течение пяти дней со дня выявления указанных обстоятельств для внесения соответствующих изменений в перечень.
АКБ "Абсолют Банк" входит в перечень, сформированный в соответствии с частью 1.2 статьи 45 Закона о контрактной системе, таким образом, Инспекция отмечает, что вышеуказанный банк, выступая в отношениях по выдаче независимой гарантии является участником - профессионалом в данной области.
Из содержания представленных пояснений АКБ "Абсолют Банк" (вх. от 10.06.2022 N 2173э) следует: АКБ "Абсолют Банк" подтверждает выдачу и нахождение на учете независимой гарантии N 10385322 от 05.05.2022.
Данная независимая гарантия выдана ИП Ч, ИНН 312600923640. Все условия, прописанные в независимой гарантии не ограничивают права сторон и не противоречат действующему законодательству.
Независимая гарантия выпущена по утвержденной типовой форме банка, в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, Постановлением N 1005, Гражданским Кодексом Российской Федерации, а также включает в себя все обязательные условия.
Пункт 4 независимой гарантии (в том числе и Абз. 2 пункта 4) независимой гарантии указывает, что "БЕНЕФИЦИАР вправе представить ГАРАНТУ на бумажном носителе или в форме электронного документа в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, требование об уплате Суммы Гарантии или ее части в случаях, предусмотренных настоящим пунктом независимой гарантии, в размере обеспечения заявки, установленном в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (далее - Требование платежа по Гарантии или Требование), содержащее подпись единоличного исполнительного органа (или иного уполномоченного лица) БЕНЕФИЦИАРА и оттиск печати БЕНЕФИЦИАРА (при наличии), в течение срока действия Гарантии.", что соответствует абз. 3 пункта "а" Постановления N 1005.
В соответствии с пунктом 2 независимой гарантии "После окончания срока действия Гарантии ГАРАНТ освобождается от всех своих обязательств по данной Гарантии, если требования БЕНЕФИЦИАРА не были представлены до этой даты или на эту дату".
Согласно пунктам 7 и 8 независимой гарантии "Требование платежа по Гарантии должно быть представлено ГАРАНТУ с приложением указанных в пункте 6 Гарантии документов по адресу: 127051, г. Москва, Цветной бульвар, д.18
В случае представления Требования БЕНЕФИЦИАРОМ в форме электронного документа, Требование и приложенные к нему документы и (или) их копии, должны быть в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации подписаны/заверены усиленной электронной подписью уполномоченного представителя БЕНЕФИЦИАРА и направлены БЕНЕФИЦИАРОМ на электронный адрес ГАРАНТА trebovaniiya-bg@absolutbank.ru.
Требования платежа по Гарантии должно быть представлено ГАРАНТУ до истечения срока действия Гарантии.
ГАРАНТ в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня получения Требования платежа по Гарантии и вышеуказанных документов от БЕНЕФИЦИАРА обязан удовлетворить Требование БЕНЕФИЦИАРА, либо направить БЕНЕФИЦИАРУ письменный отказ.
ГАРАНТ отказывает БЕНЕФИЦИАРУ в удовлетворении его Требования или приложенные к нему документы не соответствуют условиям Гарантии либо представлены ГАРАНТУ по окончании срока действия Гарантии."
В соответствии с пунктом 1 статьи 374 ГК РФ требование бенефициара об уплате денежной суммы по независимой гарантии должно быть представлено в письменной форме гаранту с приложением указанных в гарантии документов. В требовании или в приложении к нему бенефициар должен указать обстоятельства, наступление которых влечет выплату по независимой гарантии.
В соответствии с пунктом 2 статьи 374 ГК РФ требование бенефициара должно быть представлено гаранту до окончания срока действия независимой гарантии.
В соответствии с пунктом 1 статьи 376 ГК РФ гарант отказывает бенефициару в удовлетворении его требования, если это требование или приложенные к нему документы не соответствуют условиям независимой гарантии либо представлены гаранту по окончании срока действия независимой гарантии. Гарант должен уведомить об этом бенефициара в срок, предусмотренный пунктом 2 статьи 375 настоящего Кодекса, указав причину отказа.
Согласно пункту 2 статьи 194 ГК РФ письменные заявления и извещения, сданные в организацию связи до двадцати четырех часов последнего дня срока, считаются сделанными в срок.
Таким образом, на основании вышеизложенного, требование по независимой гарантии считается представленным в срок, если направлено гаранту посредством организации связи до окончания срока действия независимой гарантии, вследствие чего, условия независимой гарантии (пункты 4,7,8) соответствуют действующему законодательству Российской Федерации, в том числе положениям Закона о контрактной системе и Постановлению N 1005.
Вместе с тем, Комиссия, изучив положения независимой гарантии N 10385322 от 05.05.2022 в целом, приходит к выводу, о том, ее условия не противоречат, действующему законодательству Российской Федерации, Закону о контрактной системе и Постановлению N 1005.
При таких обстоятельствах у аукционной комиссии отсутствовали основания по отклонению заявки ИП Ч на участие в закупке в связи с признанием независимой гарантии не соответствующей действующему законодательству о контрактной системе в сфере закупок, что нарушает положения подпункта "а" пункта 1 части 5 статьи 49, пункта 7 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе и содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
В связи с тем, что Контракт заключен, Инспекция Белгородского УФАС России приняла решение предписание об устранении выявленного нарушения не выдавать.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Инспекция
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях аукционной комиссии нарушения подпункта "а" пункта 1 части 5 статьи 49, пункта 7 части 12 статьи 48 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
2. Предписание не выдавать, по основаниям, указанным в мотивировочной части.
3. Передать материалы настоящего дела должностному лицу Белгородского УФАС России, уполномоченному на составление протоколов об административных правонарушениях, для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по основаниям, предусмотренным в мотивировочной части настоящего решения.
Председатель Инспекции
Члены Инспекции:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области от 10 июня 2022 г. N 43/2022 (ключевые темы: независимая гарантия - контрактная система в сфере закупок - доверенность - товар. работа. услуга. - бенефициар)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.06.2022