Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия)
на основании статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации", рассмотрела обращение заказчика - межрегионального филиала Федерального казенного учреждения "Центр по обеспечению деятельности казначейства России" в г. Владимире (далее межрегиональный филиал ФКУ "ЦОКР" в г. Владимире) о включении информации в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в отношении ООО "РМ Центр" (далее поставщик, Общество) в виду одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта по итогам проведения электронного аукциона на поставку расходных материалов для принтеров, многофункциональных устройств, копировальных аппаратов и иной оргтехники для обеспечения нужд Управлений Федерального казначейства по Белгородской, Брянской, Владимирской, Воронежской, Калужской, Костромской, Курской, Липецкой, Орловской, Рязанской, Смоленской, Тамбовской, Тверской, Тульской областям (извещение N 0828100000721000761) в открытом заседании
16.06.2022 в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 и частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе в сфере закупок в рамках рассмотрения дела о включении информации в реестр недобросовестных поставщиков Комиссией был объявлен перерыв до 17.06.2022.
В ходе рассмотрения дела, Комиссия Владимирского УФАС России,
УСТАНОВИЛА:
09.06.2022 во Владимирское УФАС России поступило обращение межрегионального филиала ФКУ "ЦОКР" в г. Владимире о включении информации в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в отношении ООО "РМ Центр" в виду одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта по итогам проведения электронного аукциона на поставку расходных материалов для принтеров, многофункциональных устройств, копировальных аппаратов и иной оргтехники для обеспечения нужд Управлений Федерального казначейства по Белгородской, Брянской, Владимирской, Воронежской, Калужской, Костромской, Курской, Липецкой, Орловской, Рязанской, Смоленской, Тамбовской, Тверской, Тульской областям (извещение N 0828100000721000761).
Из обращения заказчика установлено, что 30.12.2021 между межрегиональным филиалом ФКУ "ЦОКР" в г. Владимире и ООО "РМ Центр" был заключен контракт N244-22-эа/26,27,28,31,37,41,44,46,54,59,63,64,36,66 на поставку расходных материалов для принтеров, многофункциональных устройств, копировальных аппаратов и иной оргтехники для обеспечения нужд Управлений Федерального казначейства по Белгородской, Брянской, Владимирской, Воронежской, Калужской, Костромской, Курской, Липецкой, Орловской, Рязанской, Смоленской, Тамбовской, Тверской, Тульской областям (далее контракт).
Согласно п.3.2. контракта поставка товара осуществляется с 10.01.2022 в течение 35 рабочих дней.
В установленные контрактом сроки Общество свои обязательства по контракту не исполнило, товар не поставило.
Частично обязательства по контракту ООО "РМ Центр" исполнены с нарушением срока.
В части поставленных ООО "РМ Центр" позиций товара приемка заказчиком осуществлена, товар принят.
В адрес Общества направлялись гарантийные письма от 03.03.2022 N 104-03/22, от 14.04.2022 N360-04/22 с указанием срока поставки.
Однако, до настоящего времени товар поставлен не в полном объеме, в своем письме от 14.04.2022 N 360-04/22 поставщик указывает на невозможность поставки части товара.
На основании изложенного, в соответствии с ч.9 ст. 95 Закона о контрактной системе в сфере закупок заказчик 27.04.2022 принимает решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
28.04.2022 указанное решение размещается в Единой Информационной системе, направляется заказным письмом и электронной почтой в адрес Общества.
29.05.2022 дата надлежащего уведомления заказчика об одностороннем отказе.
09.06.2022 контракт N244-22-эа/26,27,28,31,37,41,44,46,54,59,63,64,36,66 на поставку расходных материалов для принтеров, многофункциональных устройств, копировальных аппаратов и иной оргтехники для обеспечения нужд Управлений Федерального казначейства по Белгородской, Брянской, Владимирской, Воронежской, Калужской, Костромской, Курской, Липецкой, Орловской, Рязанской, Смоленской, Тамбовской, Тверской, Тульской областям считается расторгнут.
На основании вышеизложенного, в соответствии со статьей 104 Закона о контрактной системе в сфере закупок заказчик просит включить информацию об ООО "РМ Центр" в реестр недобросовестных поставщиков.
Представитель ООО "РМ Центр" на заседании комиссии пояснил следующее.
Для принятия участия в электронном аукционе ООО "РМ Центр" проводит анализ возможности поставки товара в установленный в аукционной документации срок поставки товара:
- изучает информацию о наличии товара на сайтах производителей/поставщиков;
- при наличии товара уточняет информацию по телефону;
- если информация подтверждается, то Поставщик направляет запрос о наличии и сроках поставки товара.
09.12.2021 Общество изучило информацию о наличии товара на сайтах производителей/поставщиков, уточнило информацию о наличии товара по телефону, и направило запрос в компанию ООО "Компания Блоссом" (N 1351-12/21).
Согласно письму N 168 от 10.12.2021 от ООО "Компания Блоссом" срок поставки товара составляет 30 дней.
ООО "РМ Центр" подало заявку на участие в электронном аукционе и протоколом подведения итогов от 17.12.2021 было признано победителем.
20.12.2021 Обществом была направлена заявка N 1411-12/21 в ООО "Компания Блоссом" на поставку товара.
20.01.2022 ООО "Компания Блоссом" уведомило Поставщика о том, что в связи с эпидемиологической обстановкой стране у производителей усложнилась процедура поставки комплектующих материалов из других стран и, как следствие, увеличился срок производства товаров, поэтому поставка товара возможна не ранее 13.03.2022.
Поставщик своевременно проверил информацию о наличии товара на сайтах практически у всех известных производителей/поставщиков, уточнил информацию по телефону, но поставка товара в установленный контрактом срок не представлялась возможной.
03.03.2022 поставщик уведомил заказчика (исх. N 104-03/22), что гарантирует поставку товара в срок до 18.03.2022.
10.03.2022 поставщик поставил часть товара на сумму 252 059,09 руб.
10.03.2022 поставщик получил от ООО "Компания Блоссом" письмо N 39 о том, что в связи со сложной обстановкой в мире поставки комплектующих материалов из других стран в Российскую Федерацию приостановлены и сроки возобновления производства не известны.
11.03.2022 поставщик направил заказчику письмо N 129-03/22 с предложением о расторжении Контракта по соглашению сторон по причине изменения существенных обстоятельств.
28.03.2022 заказчик в письме N 44-03-23/09-2198 отказался от расторжения Контракта и потребовал поставить товар в срок до 11.04.2022.
14.04.2022 поставщик поставил еще часть товара на сумму 134 441,63 руб. и направил заказчику уведомление N 360-04/22 о невозможности поставки части товара, но большую часть товара гарантировал поставить в срок до 10.05.2022.
20.04.2022 заказчик направил Поставщику требование N 44-03-23/09-2915 о поставке оставшейся части товара.
26.04.2022 на сумму 332 411,62 руб.
27.04.2022 заказчик направил поставщику требование N 44-03-23/02-3042 об оплате пени за просрочку поставки последней партии товара.
26.05.2022 поставщик платежным поручением N 2146 оплатил пени в размере 5 426,78 руб. (исходя из действующей на дату уплаты ключевой ставки 14%).
Далее поставщик поставил товар на сумму 1 480 129,19 руб., из них:
- 04.05.2022 на сумму 99 410,44 руб.;
- 05.05.2022 на сумму 56 553,62 руб.;
- 13.05.2022 на сумму 537 846,28 руб.;
- 17.05.2022 на сумму 700 385,01 руб.;
- 19.05.2022 на сумму 85 9233,84 руб.
01.06.2022 заказчик в претензии N 44-03-23/02-3628 потребовал оплатить пени за просрочку поставки товара, поставленного в мае 2022. Поставщик 15.06.2022 оплатил пени в размере 43 595,12 руб. (исходя из действующей на дату уплаты ключевой ставки 9,5%).
Всего поставщик поставил заказчику товар на сумму 2 199 041,53 руб., что составляет 58%.
На основании изложенного, ООО "РМ Центр" просит отказать в удовлетворении требований заказчика.
Заслушав мнения сторон, проанализировав представленную информацию, Комиссия Владимирского УФАС России приходит к следующему.
30.12.2021 между межрегиональным филиалом ФКУ "ЦОКР" в г. Владимире и ООО "РМ Центр" был заключен контракт N244-22-эа/26,27,28,31,37,41,44,46,54,59,63,64,36,66 на поставку расходных материалов для принтеров, многофункциональных устройств, копировальных аппаратов и иной оргтехники для обеспечения нужд Управлений Федерального казначейства по Белгородской, Брянской, Владимирской, Воронежской, Калужской, Костромской, Курской, Липецкой, Орловской, Рязанской, Смоленской, Тамбовской, Тверской, Тульской областям (далее контракт).
Согласно п.3.2. контракта поставка товара осуществляется с 10.01.2022 в течение 35 рабочих дней.
Из обращения заказчика установлено, в установленные контрактом сроки Общество свои обязательства по контракту не исполнило, товар не поставило.
Частично обязательства по контракту ООО "РМ Центр" исполнены с нарушением срока.
В части поставленных ООО "РМ Центр" позиций товара приемка заказчиком осуществлена, товар принят.
В адрес Общества направлялись гарантийные письма от 03.03.2022 N 104-03/22, от 14.04.2022 N360-04/22 с указанием срока поставки.
Однако, до настоящего времени товар поставлен не в полном объеме, в своем письме от 14.04.2022 N 360-04/22 поставщик указывает на невозможность поставки части товара.
В виду существенного нарушения условий Контракта заказчиком 27.04.2022 было принято решение о расторжении Контракта в одностороннем порядке.
Частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе в сфере закупок установлено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Раздел 9 контракта поименован как порядок и условия изменения (расторжения) контракта.
В соответствии с пунктом 9.9 контракта решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется Исполнителю по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу Исполнителя, указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение Заказчиком подтверждения о его вручении Исполнителю. Выполнение Заказчиком требований настоящего пункта считается надлежащим уведомлением Исполнителя об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения Заказчиком подтверждения о вручении Исполнителю указанного уведомления либо дата получения Заказчиком информации об отсутствии Исполнителя по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации, датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с момента размещения решения Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
Пунктом 9.10 Контракта установлено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления Заказчиком Исполнителя об одностороннем отказе от исполнения контракта.
28.04.2022 решение об одностороннем отказе направлено обществу заказным письмом.
28.04.2022 решение отправлено по электронной почте, указанной в контракте.
28.04.2022 решение было опубликовано в единой информационной системе.
В рассматриваемом случае дата надлежащего уведомления 29.05.2022.
09.06.2022 решение об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу, контракт расторгнут.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в сфере закупок в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Согласно определению Верховного Суда РФ от 11.02.2016 N 305-КГ 15-19295 основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является такое уклонение от исполнения условий контракта, которое свидетельствует о недобросовестном поведении.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является недобросовестное поведение исполнителя, совершение им умышленных действия (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности надлежащего исполнения контракта и нарушающих права заказчика, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств.
При этом, как подтверждается судебной практикой о недобросовестности поведения лица может свидетельствовать лишь умышленное и намеренное нарушение положений Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Судами отмечено, что сам по себе односторонний отказ заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком условий контракта не является безусловным основанием для включения сведений о таком поставщике в реестр недобросовестных поставщиков.
Для возникновения таких правовых последствий как признание участника закупок недобросовестным, антимонопольный орган обязан выяснить все обстоятельства нарушения, определить вину нарушителя, характер совершенного правонарушения, размер причинного вреда, имущественного положения и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения этого лица в реестр недобросовестных поставщиков.
На заседании Комиссии Владимирского УФАС России, было установлено, что подрядчик исполнил свои обязательства на сумму 2 199 041,53 рублей.
Комиссия Владимирского УФАС России полагает, что при привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона, а также иные обстоятельства.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах указывает, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П).
Таким образом, по мнению Комиссии Владимирского УФАС России, для включения в РНП победителя закупки необходимо установить направленность воли и недобросовестный характер его поведения, а также отсутствие реального намерения исполнить контракт.
Принимая то обстоятельство, что контракт исполнен на 58%, то Комиссия Владимирского УФАС России не может установить в действиях ООО "РМ Центр" недобросовестный характер поведения.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, установленные по делу, пояснения сторон, руководствуясь нормами права, Комиссия Владимирского УФАС России пришла к выводу, что оснований для удовлетворения требований межрегионального филиала ФКУ "ЦОКР" отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
Отказать в удовлетворении обращения межрегионального филиала ФКУ "ЦОКР" о включении информации в отношении ООО "РМ Центр" (ИНН 7718868981 КПП7718001001 , Место нахождения: 107553, г. Москва, ул. Черкизовская Б., 20, стр.1) в реестр недобросовестных поставщиков.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 17 июня 2022 г. N РНП 33-1739
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.06.2022