Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по контролю в сфере закупок (далее - комиссия Кировского УФАС России) в составе:
Заместителя председателя комиссии:
Членов комиссии:
В присутствии:
рассмотрев материалы Заказчика - администрации Среднеивкинского сельского поселения Верхошижемского района Кировской области о включении сведений об ООО "ГидроЭлектроМонтаж" (далее - Подрядчик, Общество) в реестр недобросовестных поставщиков,
УСТАНОВИЛА:
10.06.2022 г. в Кировское УФАС России на основании ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) от Заказчика - Администрации Среднеивкинского сельского поселения Верхошижемского района Кировской области поступили сведения о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений о ООО "ГидроЭлектроМонтаж" в связи с принятием Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта от 15.06.2020 N 0340200003320006214-1 на выполнение работ по строительству сетей водоснабжения в с. Среднеивкино, д. Воронье, д. Осиновица, д. Сутяга Верхошижемского района Кировской области (с. Среднеивкино, Начальный этап) (извещение N 0340200003320006214) в связи с его неисполнением.
В соответствии с ч. 7 ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) рассмотрение данного материала назначено на 20.06.2022 года. Стороны уведомлены по адресам электронной почты.
Согласно ч. 1 ст. 104 Закона о контрактной системе ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" Федеральная антимонопольная служба определена федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и согласования применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (за исключением полномочий на осуществление функций по контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа и в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, которые не относятся к государственному оборонному заказу и сведения о которых составляют государственную тайну, и по согласованию применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в случаях закупок товаров, работ, услуг, необходимых для обеспечения федеральных нужд, если сведения о таких нуждах составляют государственную тайну, а также закупок товаров, работ, услуг, сведения о которых составляют государственную тайну, для обеспечения федеральных нужд при условии, что такие сведения содержатся в документации о закупке или в проекте контракта).
Согласно п. 7.10. Приказа ФАС России от 23.07.2015 N 649/15 "Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы" территориальный орган в пределах компетенции территориального органа принимает решения о включении сведений о недобросовестных поставщиках в реестр недобросовестных поставщиков (исключении из реестра недобросовестных поставщиков).
Порядок ведения Реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) определен Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации".
Порядок ведения Реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) определен Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации".
В силу ч. 7 ст. 104 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
Заказчиком в Кировское УФАС России направлено обращение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 15.06.2020 N 0340200003320006214-1 на выполнение работ по строительству сетей водоснабжения в с. Среднеивкино, д. Воронье, д. Осиновица, д. Сутяга Верхошижемского района Кировской области (с. Среднеивкино, Начальный этап) в связи с существенным нарушением Подрядчиком условий контракта, поскольку нарушены сроки его исполнения, выполненные работы не соответствуют проектной документации, что привело к неполучению Заказчиком результата на который он рассчитывал при заключении контракта. Результат выполненных работ был предметом судебных разбирательств в Арбитражном суде Кировской области (дело А28-14757/2021), где суд признал законным отказ Заказчика в приемке работ, т.к. результат работ не соответствует проектной документации в части объемов (результат выполнен в меньше объеме).
Представитель Подрядчика пояснил, что решение Заказчика об одностороннем расторжении контракта является незаконным, поскольку принято по истечении срока его действия. Кроме того, нарушение сроков исполнения контракта обусловлено необоснованным затягиванием и отказом со стороны Заказчика в принятии выполненных работ, что подтверждается неоднократным направлением в адрес Заказчика уведомления о готовности построенного объекта к сдаче. Дополнительно сообщил, что в акте проверки от 16.05.2022 года Подрядчику предложено устранить выявленные недостатки в установленные сроки, однако некоторые указанные сроки к моменту принятия Заказчиком решения еще не истекли, что, также указывает на его незаконность и нарушение права Подрядчика на устранение недостатков, что повлекло обжалование решения Заказчика об одностороннем расторжении контракта (дело А28-6865/2022). Просит не включать сведения об ООО "ГидроЭлектроМонтаж" в РНП.
Рассмотрев представленные материалы, комиссия пришла к следующим выводам.
15.06.2020 года Стороны по результатам проведения электронного аукциона (извещение N 0340200003320006214) заключили муниципальный контракт N 0340200003320006214-1 на выполнение работ по строительству сетей водоснабжения в с. Среднеивкино, д. Воронье, д. Осиновица, д. Сутяга Верхошижемского района Кировской области (с. Среднеивкино, Начальный этап) (ИКЗ 203430600239443060100100020014221414) (далее - Контракт) на сумму 33 315 949,25 руб. Закупка была размещена в рамках реализации федерального проекта "Чистая вода национального проекта "Экология".
В соответствии с п. 1.3. Контракта, срок выполнения работ: с момента подписания контракта до 18 ноября 2020 года.
Согласно п. 1.4. Контракта, обязательства Подрядчика по строительству Объекта в соответствии с настоящим Контрактом признаются выполненными при получении Заказчиком заключения органа государственного строительного надзора о соответствии Объекта требованиям технических регламентов и Проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов.
Согласно п. 2.1. Контракта, объем и содержание работ определены проектной документацией Объекта (далее - Проектная документация) (Приложение N 1 к Контракту) и Контрактом.
В соответствии с п. 2.2. Контракта, Подрядчик после заключения контракта обязан предоставить Заказчику график выполнения работ на объекте.
Порядок взаимодействия сторон определен в разделе 4 Контракта.
Приемка работ по контракту, приемка объекта осуществляются сторонами в соответствии с графиком выполнения работ.
При завершении выполнения работ подрядчик обязан письменно уведомить заказчика, лицо, осуществляющее строительный контроль от имени заказчика (при его наличии), об их завершении с приложением документов в объеме, необходимом для сдачи-приемки выполненных работ, в том числе: подписанного со своей стороны акта сдачи-приемки выполненных работ; исполнительной документации на выполненные работ в составе и объеме, предусмотренном законодательством Российской Федерации и контрактом, в том числе на электронном носителе, с приложением перечня входящих в ее состав документов; счета на оплату работ и счета-фактуры.
Согласно п. п. 8.2., 8.3. Контракта заказчик не позднее 10 рабочих дней со дня получения от подрядчика уведомления о завершении работ и прилагаемых документов: осуществляет осмотр выполненных работ при участии подрядчика; осуществляет проверку сведений о видах и объемах фактически выполненных работ; производит экспертизу результатов работ; подписывает представленный акт сдачи-приемки выполненных работ, либо направляет подрядчика почтовым отправлением (либо с использованием иных средств связи и доставки корреспонденции) письменные возражения и (или) замечания с требованием об устранении выявленных недостатков (дефектов) работ и (или) документации.
В силу пункта 8.8. контракта после завершения строительства объекта подрядчик обязан письменно уведомить заказчика о завершении строительства объекта и готовности предъявить законченный строительством объект к приемке и передаче его заказчику с приложением документов.
Подрядчик до направления уведомления о завершении строительства объекта обязан выполнить предусмотренные проектной документацией пусконаладочные работы и комплексное опробование оборудования, оформить их результаты в соответствии с требованиями законодательства и проектной документации (пункт 8.9. Контракта).
Согласно п. 8.12 Контракта, Подрядчик за свой счет в срок, установленный органом государственного строительного надзора, обязан устранить недостатки (дефекты) работ, выявленные таким органом в ходе проверки соответствия построенного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и Проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, которые послужили основанием для отказа в выдаче заключения о соответствии и (или) в выдаче заключения федерального государственного экологического надзора (в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды).
Контракт вступает в силу со дня его заключения сторонами и действует до полного исполнения сторонами своих обязательств по контракту (пункт 13.1. контракта).
Основания расторжение Контракта указаны в разделе 13 указанного Контракта, а именно:
13.2. Расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом Стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством.
13.3 Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством.
13.4. Заказчик вправе провести экспертизу выполняемой работы с привлечением экспертов, экспертных организаций до принятия решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
13.5. Если Заказчиком проведена экспертиза выполняемой работы с привлечением экспертов, экспертных организаций, решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта может быть принято Заказчиком только при условии, что по результатам экспертизы выполненных работ в заключении эксперта, экспертной организации будут подтверждены нарушения условий Контракта, послужившие основанием для одностороннего отказа Заказчика от исполнения Контракта.
Приложением N 1 к Контракту является проектная документация, приложением N 2 - график выполнения строительно-монтажных работ.
17.06.2020 года в соответствии с условиями Контракта, Заказчиком и ФБУ "Федеральный Центр Строительного Контроля" (далее - ФБУ "ФЦСК") был заключен контракт на осуществление строительного контроля.
В ходе исполнения Контракта Подрядчик выполнял работ с отставанием от графика выполнения строительно-монтажных работ, в связи с чем, Заказчик неоднократно 20.07.2020 (письмо N 262-01-04), 30.10.2020 (письмо N 358-01-04) указывал Подрядчику на необходимость завершения работ в срок до 18.11.2020 года, увеличения количества рабочих.
В процессе выполнения работ при взаимодействии с Заказчиком были согласованы сметы по замене материалов без увеличения сметной стоимости, замена арматуры, а также решались вопросы по восстановлению дорожного покрытия.
Не выполнение работ к сроку привело к заключению Дополнительного соглашения от 17.11.2020 N 1. Которым продлен срок выполнения работ до 10.12.2020, приложение N 2 изложено в новой редакции.
09.12.2020 года при проведении проверки (Акт проверки N 1-12/20) в работе Подрядчика были выявлены нарушения в части отсутствия журнала контроля температуры бетона при минусовых температурах, указано на необходимость проведения устройства гидроизоляции и обсыпки грунта после получения результатов гидравлических испытаний.
Дополнительным соглашением от 10.12.2020 N 2 продлен срок выполнения работ по Контракту до 15.06.2021 на основании ч. 65 ст. 112 Закона о контрактной системе, Распоряжения Заказчика от 10.12.2020 года в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, а также письма Подрядчика от 09.12.2020 года о наличии обстоятельств непреодолимой силы.
11.12.2020 и 18.12.2020 года Подрядчиком для рассмотрения и подписания Заказчиком направлялся комплект исполнительно-технической документации для рассмотрения и подписания.
15.12.2020 и 24.12.2020 года Заказчиком были оформлены мотивированные отказы от подписания актов выполненных работ КС-2, КС-3, КС-11, КС-14, а также представленной исполнительной документации в связи с завышением объемов работ, отсутствием необходимых документов в комплекте представленных документов, отсутствием подписей Заказчика в актах скрытых работ и т.д.
В связи с неисполнением условий Контракта к 10.12.2020 г., Заказчиком с ООО "Бюро строительных экспертиз был заключен договор N 46-НЭ от 23.12.2020 года на проведение экспертизы выполненных Подрядчиком работ. По результатам экспертизы (28.12.2020 г.) установлено:
- по состоянию на 28.12.2020 года объект имеет ряд незавершенных работ и недостатки выполненных работ, отступления о проектной документации не согласованы с проектной организацией;
- представленный комплект исполнительных документов является неполным, отсутствуют сведения о входном контроле строительных материалов, документы оформлены ненадлежащим образом.
Подрядчиком устранялись нарушения на объекте.
Актом проверки Управления государственного строительного надзора министерства строительства Кировской области от 15.01.2021 года были зафиксированы многочисленные нарушения на объекте, в том числе незаконченные работы по устройству ограждения, не выполнены перехватывающие канавы, выявлена не герметичность резервуаров, на строительство резервуаров не разработана технологическая документация, в том числе были рассмотрены материалы экспертизы от 28.12.2020 года.
25.01.2021 Подрядчик обратился в адрес Заказчика с письмом, в котором указал, что 13.01.2021 направил Заказчику перечень замечаний к проектно-сметной документации, ответ на замечания не был получен, замечания требуют внесения дополнений в проект и увеличивают объемы работ, их стоимость; без доработки проекта невозможно завершить электромонтажные, пусконаладочные работ и ввести объект в эксплуатацию. В письме Подрядчик сообщил о приостановлении производства работ на объекте в отсутствие ответа на свое обращение.
Заказчик письмом от 10.02.2021 года N 38-01-04 указал Подрядчику на необходимость ознакомления с Актами нарушений и устранения их в срок до 20.02.2021 года на основании п. 4.3.20 Контракта.
Актами проверок ФБУ "ФЦСК" от 12.02.2021 года N 1085-1, от 02.03.2021 года N 1085-2 установлено, что работы на объекте не ведутся с 08.12.2020 года, выявлены незаконченные работы на объекте, отсутствие технологической документации на строительство резервуаров, выдано предписание об устранении данных нарушений.
Предписанием от 02.03.2021 N 1085-2 ФБУ "ФЦСК" обязал Заказчика и Подрядчика принять меры по устранению нарушений правил производства работ, связанных с несоблюдением нормативных документов, контракта, проекта, технологии работ (указан вид нарушения, мероприятие по его устранению, срок устранения).
Часть замечаний, указанных в Акте N 1085-1, были устранены Подрядчиком, о чем было сообщено Заказчику, а также ФБУ "ФЦСК" письмом от 26.03.2021 года N 3. Для устранения оставшихся нарушений Подрядчик просил увеличить сроки, ФБУ "ФЦСК" письмом от 20.05.2021 года отказало в согласовании сроков устранения замечаний.
Письмом от 30.03.2021 года Заказчик сообщил Подрядчику о корректировке технической части проектной документации и просил возобновить работы на объекте. Работы были возобновлены с 20.04.2021 года.
31.03.2021 Заказчиком утверждена Программа гидравлических испытаний резервуаров, согласованная с эксплуатационной организацией.
Письмом от 25.05.2021 года N 176-01-04 Заказчик указал Подрядчику на значительное отставание от графика производства работ, что может сказаться на сроках исполнения контракта.
Актами проверок ФБУ "ФЦСК" NN 1085-3 (от 19.05.2021), 1085-4 (от 01.06.2021), 1085-6 (от 01.07.2021) установлено, что не выполнены мероприятия по удалению гидроизоляции наружных стен, не проведены испытания соответствия резервуаров специфическим требованиям, не обеспечена пепловая изоляция резервуаров, стремянки установлены с нарушением, конструктив стен выполнен без утолщений, гладкость бетонных поверхностей стен не обеспечена, не выполнена часть ограждений - выданы предписания об устранении нарушений с установленными сроками исполнения.
В последующем ФБУ "ФЦСК" выдавало предписания об устранении нарушений по факту их фиксации от 27.07.2021 года, 03.08.2021 года, 10.08.2021 года.
Протоколом совещания от 11.08.2021 года на уровне министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области были приняты решения о рекомендации Подрядчику направить в министерство информацию о мерах, принятых для сокращения сроков реализации мероприятия, включая завершения работ по строительству резервуаров чистой воды до 20.08.2021 года, а также рассмотреть вопрос о расторжении Заказчиком контракта с Подрядчиком, о чем также было сообщено Подрядчику в письме Заказчика от 16.08.2021 года.
С сопроводительным письмом от 23.08.2021 N 339 Подрядчик в связи с окончанием работ по резервуарам направил для подписания Заказчику акты о готовности резервуаров к проведению гидравлических испытаний (резервуары NN 1-3), акты о проведении приемочного гидравлического испытания емкостного сооружения на водопроницаемость (герметичность) (резервуары NN 1-3).
Заказчик письмом от 09.09.2021 N 306-01-04 указал, что в связи с проведением 27.08.2021 контрольных замеров по фактически выполненным регулирующим резервуарам выяснилось, что размеры построенных резервуаров не соответствуют проектной документации, акты готовности резервуаров подписываются комиссией только если отклонений построенных резервуаров от проектной документации не имеется. Заказчик указал, что на данный момент не имеет право подписывать акты, пока объемы построенных резервуаров не будут доведены до размеров, установленных в проектной документации, а также просил устранить нарушения.
Письмом от 10.09.2021 N 371 Подрядчик сообщил Заказчику о приостановке работ на объекте.
С сопроводительным письмом от 15.09.2021 N 390 Подрядчик направил ФБУ "ФЦСК" акты об устранении нарушений от 26.08.2021 N 1085-3, от 15.09.2021 N 1085-4, акты о готовности резервуаров к проведению гидравлических испытаний (резервуары NN 1-3), акты о проведении приемочного гидравлического испытания емкостного сооружения на водопроницаемость (герметичность) (резервуары NN 1-3), акт технической готовности электромонтажных работ от 15.09.2021, а также акты освидетельствования скрытых работ.
Письмом от 17.09.2021 N 379 Подрядчик уведомил Заказчика о том, что на объекте в связи с невозможностью проведения работ по обваловке резервуаров складывается неблагоприятная ситуация, при которой трубопроводы к резервуарам подвержены заморозке при наступлении отрицательных температур, что приведет к разрушению результатов работ по контракту.
В связи с изложенными обстоятельствами, с учетом ответа Заказчика о несоответствии построенных резервуаров проектной документации Подрядчик 23.09.2021 заключил с ООО "Кировская Экспертно-Строительная Организация" (далее - ООО "КЭСО") договор на выполнение работ по обследованию регулирующих резервуаров N 1, 2, 3 на объекте "Строительство сетей водоснабжения в с. Среднеивкино, д. Воронье, д. Осиновица, д. Сутяга Верхошижемского района Кировской области (с. Среднеивкино. Начальный этап)" с целью определения технического состояния регулирующих резервуаров, возможности их эксплуатации по функциональному назначению.
ООО "КЭСО" подготовлено техническое заключение по результатам обследования регулирующих резервуаров N ОБ-384/21. В заключении в разделе Краткая характеристика объекта отражено, что объем резервуаров должен составлять по 250 куб. м (3 шт.), а в разделе Данные натурного осмотра зафиксировано, что фактический объем резервуара N 1 составил 236,59 куб. м, резервуара N 2 - 235,16 куб. м, резервуара N 3 - 237,59 куб. м.
В соответствии с выводами технического заключения построенные резервуары по объему обеспечивают надежную работу водозабора и системы водоснабжения с. Среднеивкино.
Актом проверки ФБУ "ФЦСК" от 04.05.2022 года N 1085-14 зафиксированы нарушения, в том числе нарушения по невыполнению мероприятий по устранению несоответствия регулирующих резервуаров проектной документации - геометрические размеры резервуаров фактически меньше на 100-200 мм., чем указанные в исполнительной документации. Срок устранения - до 15.06.2022 года.
Подрядчиком часть нарушений, в том числе по геометрическим размерам резервуаров, не была устранена, что не позволяло Заказчику принять объект и оплатить его.
Таким образом, Контракт не исполнен, Заказчик не получил результат, на который рассчитывал при его заключении, что привело к нарушению прав лиц с. Среднеивкино на получение качественной питьевой воды.
В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
По договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его (пункт 1 статьи 702 Гражданского кодекса Российской Федерации).
К отдельным видам договора подряда относится строительный подряд.
В силу пункта 1 статьи 740 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.
Подрядные строительные работы (статья 740), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд (пункт 1 статьи 763 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно п. 2 ст. 715 ГК РФ, если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
В соответствии с п. 3 ст. 723 ГК РФ, если отступления в работе от условий договора подряда или иные недостатки результата работы в установленный заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения причиненных убытков.
Согласно ч. 8 ст. 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 вышеуказанного Закона).
С 01.01.2022 г. до 01.07.2022 г. ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе (в ред. ФЗ от 02.07.2021 N 360-ФЗ) не применяется. Регулирование на указанный период установлено ФЗ от 02.07.2021 N 360-ФЗ.
Согласно п. 3 ч. 6 ст. 8 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в случае принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заказчик:
а) направляет такое решение поставщику (подрядчику, исполнителю) в порядке, установленном частью 12.2 статьи 95 Закона о контрактной системе (в редакции настоящего Федерального закона);
б) не позднее дня направления решения (в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта) размещает такое решение в единой информационной системе в сфере закупок по правилам, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона;
в) в случае неполучения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, направленного в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта, либо информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта считается день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта.
В силу ч. 12.2 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, такое решение передается лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку или направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте. Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления считается:
1) дата, указанная лицом, имеющим право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), в расписке о получении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (в случае передачи такого решения лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку);
2) дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, предусмотренного настоящей частью, либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (в случае направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным письмом).
В силу п. 5.1.7 Контракта, а также в связи с неполучением результата, на который рассчитывал Заказчик при заключении спорного Контракта 25.05.2022 Заказчиком принято решение о расторжении контракта в связи с нарушением его существенных условий: на основании п. 2 ст. 715, п. 3 ст. 723 ГК РФ, п. п. 13.2. 13.3. Контракта.
Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта 26.05.2022 года вручено Подрядчику, что подтверждается его распиской в получении, а также 27.05.2022 года размещено в ЕИС.
Таким образом, датой надлежащего уведомления Заказчиком Подрядчика является дата подтверждения о вручении Подрядчику решения о расторжении контракта со стороны Заказчика - 26.05.2022 года.
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Учитывая, что в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта нарушения условий контракта, послужившие основаниями для принятия указанного решения, не устранены, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с частью 13 статьи 95 Закона вступило в законную силу 06.06.2022 года.
В соответствии с ч. 16 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Согласно ч. 4 ст. 104 Закона о контрактной системе Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с настоящим Федеральным законом участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 настоящей статьи.
Информация, предусмотренная частью 4 статьи 104 Закона о контрактной системе, направлена в адрес Кировского УФАС России по электронной почте 09.06.2022 года, зарегистрирована 10.06.2022 года (вх. N 3592).
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Включение в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах. Как мера публичной ответственности такое включение общества в реестр недобросовестных поставщиков должно отвечать принципам справедливости, соразмерности, пропорциональности государственного принуждения характеру совершенного правонарушения.
Согласно части 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 18.07.2008 N 10-П федеральный законодатель, обладая достаточной свободой усмотрения в определении конкретных видов государственного контроля (надзора), оснований, форм, способов, методов, процедур, сроков его проведения, состава мер государственного принуждения, применяемых по итогам контрольных мероприятий, а также конкретного порядка финансового обеспечения, вместе с тем связан общими конституционными принципами организации системы органов государственной власти, а осуществляемое им регулирование должно соответствовать юридической природе и характеру общественных отношений, складывающихся в сфере государственного контроля (надзора), вводимые же ограничения прав и свобод граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью, - быть соразмерными конституционно значимым целям и во всяком случае не создавать препятствий их экономической самостоятельности и инициативе.
Реестр недобросовестных поставщиков является мерой публично-правового характера, антимонопольный орган в каждом конкретном случае выясняет причины неисполнения контракта и оценивает существенность допущенного нарушения.
Вместе с тем, отказ Заказчика от исполнения контракта имеет значение не как такового основания для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков, а выступает поводом для передачи сведений о допущенных нарушениях уполномоченному органу, для проведения проверки этих сведений в соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе.
Верховный Суд Российской Федерации также неоднократно разъяснял, что при рассмотрении вопроса о законности решения уполномоченного органа о включении или невключении лица в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. Иное противоречит задачам арбитражного судопроизводства. Антимонопольный орган при принятии решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков не должен ограничиваться формальной проверкой, а должен устанавливать по делу обстоятельства недобросовестного поведения поставщика.
Включение сведений об участнике размещения заказа в реестр недобросовестных поставщиков осуществляется лишь в случае, если антимонопольный орган в результате проведенной проверки установит факт уклонения участника размещения заказа от заключения контракта, выявит обстоятельства, свидетельствующие о намерении участника размещения заказа отказаться от заключения контракта, о направленности его действий на несоблюдение условий контракта или уклонение от его исполнения.
Согласно п.п. б) п. 13 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)") не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "е" пункта 9 и подпунктом "г" пункта 10 настоящих Правил), по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр.
Как разъяснено в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения. По общему правилу части 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, применяемые государственными органами санкции должны назначаться с учетом характера допущенного нарушения, размера причиненного вреда, наличия и степени вины нарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (постановления от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П).
Таким образом, комиссия Кировского УФАС России пришла к выводу, что принятое Заказчиком решение об одностороннем отказе от исполнения контракта является обоснованным, в связи с чем, сведения об ООО "ГидроЭлектроМонтаж" подлежат включению в Реестр недобросовестных поставщиков.
Руководствуясь ст. 99, ст.104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, комиссия,
РЕШИЛА:
Включить в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) следующую информацию об Обществе с ограниченной ответственностью "ГидроЭлектроМонтаж":
1) Наименование: Общество с ограниченной ответственностью "ГидроЭлектроМонтаж"; сокращенное наименование - ООО "ГидроЭлектроМонтаж", адрес: 610035, , Кировская область, г. Киров, проезд Колесникова, д.6а; ИНН 4345170794, КПП 434501001;
2) Учредитель и директор: Боронин Александр Михайлович, ИНН 434511473283;
3) дата протокола рассмотрения единственной заявки - 03.06.2020 года, дата заключения неисполненного или ненадлежащим образом исполненного Контракта - 15.06.2020 года;
4) объект закупки - выполнение работ по строительству сетей водоснабжения в с. Среднеивкино, д. Воронье, д. Осиновица, д. Сутяга Верхошижемского района Кировской области (с. Среднеивкино, Начальный этап). Срок выполнения работ - до 18.11.2020 года.
5) основания и дата расторжения контракта - односторонний отказ Заказчика от исполнения контракта от 25.05.2022 года, дата вступления расторжения в силу - 06.06.2022 года.
В соответствии с ч. 11 ст. 104 ФЗ от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области от 20 июня 2022 г. N 043/06/104-541/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.06.2022