Резолютивная часть решения оглашена 16.06.2022
В полном объеме решение изготовлено 20.06.2022
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Козловой А.А. |
- |
руководителя Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Черенковой Е.Б. |
- |
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Кулезневой Е.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь статьями 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев обращение Министерства социальных отношений Челябинской области (далее - заказчик) о расторжении контракта с Обществом с ограниченной ответственностью Научно-учебный центр "Непрерывное межотраслевое образование" (далее - ООО НУЦ "НМО", Общество) в одностороннем порядке по решению заказчика, заключенного по итогам проведения открытого конкурса в электронной форме на оказание услуги по дополнительному профессиональному образованию работников организаций социального обслуживания (извещение N 0869200000222000350) (далее - конкурс), и о включении сведений об ООО НУЦ "НМО", его участниках, единоличном исполнительном органе в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта и расторжением контракта N 2.25 от 29.03.2022, заключенного по итогам проведения конкурса, при дистанционном участии:
- представителей заказчика Орлова А.В., Мальцевой С.А., Колющенко Э.Р., Гусева А.В., действующих на основании доверенностей от 17.08.2020 N 91-Ю, от 15.06.2022 N 21-Ю, от 15.06.2022 N 20-Ю, от 15.06.2022 N 19-Ю;
- представителя ООО НУЦ "НМО" Абдувалиева Р.А., действующего на основании доверенности от 14.06.2022,
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России 08.06.2022 поступило обращение заказчика о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) ООО НУЦ "НМО", его участников, единоличного исполнительного органа в порядке, предусмотренном статьей 104 Закона о контрактной системе.
Согласно материалам дела заказчиком объявлен аукцион путем размещения в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru 25.02.2022 извещения о закупке.
Начальная (максимальная) цена контракта - 2 103 732,68 рублей.
Закупка осуществляется в рамках федерального проекта "Старшее поколение" (Р4).
Контракт N 2.25 от 29.03.2022 расторгнут по решению заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта 06.06.2022.
Исходя из обращения Министерства социальных отношений Челябинской области, ООО НУЦ "НМО" нарушены условия исполнения контракта. В связи с этим, заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в порядке, предусмотренном статьей 95 Закона о контрактной системе.
Изучив представленные сторонами документы, заслушав пояснения, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Согласно пункту 1 статьи 779 Гражданского кодекса РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В силу статьи 783 Гражданского кодекса РФ общие положения о подряде (статьи 702 - 729) и положения о бытовом подряде (статьи 730 - 739) применяются к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит статьям 779 - 782 настоящего Кодекса, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг.
В соответствии с частью 2 статьи 715 Гражданского кодекса РФ, если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Согласно части 3 статьи 715 Гражданского кодекса РФ, если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, заказчик вправе назначить подрядчику разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении подрядчиком в назначенный срок этого требования отказаться от договора подряда либо поручить исправление работ другому лицу за счет подрядчика, а также потребовать возмещения убытков.
Частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 10.3 контракта предусмотрена возможность расторжения контракта путем одностороннего отказа стороны контракта от его исполнения в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с пунктом 3 части 6 статьи 8 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 1 января до 1 июля 2022 года в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения открытого аукциона в электронной форме, заказчик:
а) направляет такое решение поставщику (подрядчику, исполнителю) в порядке, установленном частью 12.2 статьи 95 Закона о контрактной системе (в редакции настоящего Федерального закона);
б) не позднее дня направления решения (в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта) размещает такое решение в единой информационной системе в сфере закупок по правилам, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона;
в) в случае неполучения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, направленного в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта, либо информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта считается день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта.
Согласно части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта такое решение передается лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку или направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте. Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления считается:
1) дата, указанная лицом, имеющим право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), в расписке о получении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (в случае передачи такого решения лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку);
2) дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, предусмотренного настоящей частью, либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (в случае направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным письмом).
В силу части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Материалами дела установлено, что победителем аукциона признано ООО НУЦ "НМО" с предложением о цене контракта 718 992,00 рублей.
Контракт N 2.25 заключен между заказчиком и ООО НУЦ "НМО" 29.03.2022.
Пунктом 1.1 контракта предусмотрено, что исполнитель обязуется в порядке и срок, предусмотренные контрактом, оказать государственному заказчику услугу по дополнительному профессиональному образованию работников организаций социального обслуживания (далее - услуга) в соответствии со спецификацией (приложение N 1 к контракту), являющейся неотъемлемой частью контракта, а государственный заказчик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные контрактом, принять и оплатить фактически оказанную услугу.
В силу пункта 4.2 контракта срок оказания услуги: с даты заключения государственного контракта по июнь 2022 года.
Как следует из материалов дела и пояснений представителей заказчика, в апреле 2022 года ООО НУЦ "НМО" приступило к оказанию услуг по дополнительному профессиональному образованию работников организаций социального обслуживания.
Исходя из пояснений представителей Министерства социальных отношений Челябинской области, заказчиком в ходе проведения экспертизы услуг, предусмотренной пунктом 5.5 контракта, выявлены нарушения условий контракта со стороны исполнителя.
Так, согласно письму Министерства социальных отношений Челябинской области от 26.05.2022 N 1122-У в нарушение спецификации к контракту государственному заказчику не направлен перечень материалов, входящих в комплекты учебно-методических материалов по повышению квалификации; в нарушение спецификации к контракту в образовательном модуле для дистанционного обучения отсутствуют лекции в онлайн режиме с участием преподавателя(ей), имеющих высшее образование; в нарушение пункта 8 спецификации к контракту слушатели не обеспечены инструкцией по работе в системе очного обучения, необходимыми учебно-методическими материалами по темам учебного (календарного) плана или рабочей программы (нормативные документы, образцы документов, списки дополнительной литературы, полезные публикации, раздаточные материалы и др.), а также онлайн лекциями, аудиозаписями лекций для каждого слушателя; в ходе практических занятий отсутствовало предусмотренное пунктом 8 спецификации к контракту такое оборудование как манекены, специальные средства для приема пищи; имеющаяся в аудитории мультимедийная аппаратура (видеопроектор, экран) фактически не использовались; в представленных материалах и (или) практических занятиях не были освещены такие предусмотренные учебным планом темы как морально-этические нормы и правила в рамках профессиональной деятельности, особенности общения с лицами, нуждающимися в постороннем уходе, в том числе имеющими нарушения слуха, зрения, памяти и т.д. Указанный документ получен менеджером ООО НУЦ "НМО" 26.05.2022, о чем свидетельствует соответствующая отметка.
В связи с выявленными нарушениями исполнителем условий контракта, заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (исх. от 26.05.2022).
Указанное решение размещено заказчиком 27.05.2022 в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru. Данный документ вручен менеджеру ООО НУЦ "НМО" 26.05.2022, о чем свидетельствует соответствующая отметка, а также направлен Обществу 26.05.2022 заказным письмом на адрес, указанный в контракте.
По истечении десяти дней с даты надлежащего уведомления (26.05.2022) решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу 06.06.2022. Заказчиком 07.06.2022 в Реестре контрактов (реестровая запись контракта N 2745313619322000023) размещены сведения о расторжении контракта в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта.
ООО НУЦ "НМО" в адрес заказчика направлены письма N 094/2022 от 27.05.2022, N 096/2022 от 07.06.2022, в которых Общество сообщало об устранении замечаний, выявленных заказчиком, а также обращалось с просьбой отменить решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 26.05.2022.
Согласно письму Министерства социальных отношений Челябинской области от 06.06.2022 N 933-СО заказчик посчитал, что ООО НУЦ "НМО" не устранены выявленные замечания, в связи с чем решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не подлежит отмене.
Комиссия Челябинского УФАС России, рассматривающая вопрос о внесении сведений в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта одностороннего отказа заказчика, не выявляя иные связанные с ним обстоятельства.
Необходимо отметить, что Комиссия антимонопольного органа не обладает полномочиями по разрешению гражданско-правовых разногласий и оценке обстоятельств, связанных с исполнением контракта, по следующим основаниям.
Согласно статье 118 Конституции Российской Федерации правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. По смыслу данной статьи во взаимосвязи со статьей 10 Конституции Российской Федерации, именно суду принадлежит исключительное полномочие принимать окончательные решения в споре о праве, что, в свою очередь, означает недопустимость подмены иными органами государственной власти компетенции суда посредством юрисдикционного акта административного органа.
Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой государственного принуждения, установленной законодателем в целях обеспечения добросовестного исполнения участником закупки принятых на себя в рамках контрактной системы обязательств.
Одним из последствий такого включения является ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в государственных и муниципальных закупках.
Другим немаловажным последствием является умаление деловой репутации, поскольку фактом включения юридического лица в федеральный реестр недобросовестных поставщиков опровергается презумпция добросовестности такого лица как участника гражданских правоотношений. При этом, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, направленным на развитие конкуренции и предотвращение злоупотреблений в сфере закупок и, следовательно, является механизмом защиты публичных интересов.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N15-П).
Такой правовой подход подлежит применению и в данном случае, тем более что последствия по наложению санкции в виде включения сведений о лице в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) могут иметь серьезный экономический характер.
Для возникновения таких правовых последствий как признание заявителя недобросовестным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) антимонопольный орган не вправе ограничиваться формальным установлением факта несоблюдения положений законодательства, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения победителя аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
Таким образом, для включения в реестр недобросовестных поставщиков, в том числе в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения договора, помимо факта нарушения подрядчиком существенных условий договора о сроке выполнения работ (оказания услуг), необходимо установить направленность его воли и недобросовестный характер поведения.
Рассмотрев все обстоятельства дела, Комиссия антимонопольного органа считает необходимым отметить следующее.
ООО НУЦ "НМО" в рамках исполнения рассматриваемого контракта оказывались услуги по дополнительному профессиональному образованию работников организаций социального обслуживания.
Также Обществом совершены действия, направленные на устранение замечаний, выявленных заказчиком.
Исходя из материалов дела, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта принято заказчиком на основании части 15 статьи 95 Закона о контрактной системе.
В данном случае, расторжение контракта с исполнителем не связано с существенным нарушением условий контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в случае, если в ходе исполнения контракта установлено, что поставщик (подрядчик, исполнитель) и (или) поставляемый товар перестали соответствовать установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке (если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) требованиям к участникам закупки (за исключением требования, предусмотренного частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона) и (или) поставляемому товару. При этом, сведения о поставщике (подрядчике, исполнителе) не включаются в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Указанная позиция отражена в письме ФАС России от 16.03.2017 N ИА/16790/17.
С учетом изложенного, антимонопольный орган приходит к выводу об отсутствии оснований для включения ООО НУЦ "НМО" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Комиссия, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе и Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Министерством социальных отношений Челябинской области в отношении Общества с ограниченной ответственностью Научно-учебный центр "Непрерывное межотраслевое образование" (454080, Челябинская область, г. Челябинск, ул. Смирных, д. 15А, пом. 54, оф. 2, ИНН/КПП 7453336241/745301001), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии А.А. Козлова
Члены Комиссии Е.Б. Черенкова
Е.В. Кулезнева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 21 июня 2022 г. N 074/06/104-1473/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.06.2022