Резолютивная часть решения оглашена 17.06.2022
В полном объеме решение изготовлено 22.06.2022
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Козловой А.А. |
- |
руководителя Челябинского УФАС России, |
Членов Комиссии: |
Сарсенбаевой Е.Н.
Фадеевой Н.В.
Кокшаровой И.О. |
- |
старшего специалиста 1 разряда отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, заместителя начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
рассмотрев обращение Государственного учреждения - Челябинского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об Общероссийской общественной организации инвалидов "Всероссийское общество социальной поддержки инвалидов" (далее - ВОСПИ) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по итогам электронного аукциона N 0269100000121000479 на поставку в 2022 году абсорбирующего белья: впитывающих простыней (пеленок) для обеспечения инвалидов, проживающих на территории Челябинской области (далее - аукцион), при участии дистанционно:
- представителя Государственного учреждения - Челябинского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации Михайлова И.В., действующего на основании доверенности N 11 от 01.02.2022,
- представителя Государственного учреждения - Челябинского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации Ковалевой С.В., действующего на основании доверенности N 15 от 08.02.2022,
- представителя Государственного учреждения - Челябинского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации Гребенниковой Е.В., действующего на основании доверенности N 13 от 08.02.2022,
- представителя Государственного учреждения - Челябинского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации Лоскутовой Е.А., действующего на основании доверенности N 27 от 21.03.2022,
- представителя ВОСПИ Кириллова В.С., действующего на основании доверенности от 02.06.2022,
УСТАНОВИЛА:
В соответствии со статьями 95, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области поступило обращение Государственного учреждения - Челябинского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ВОСПИ.
Согласно представленным документам 21.12.2021 Государственное учреждение - Челябинского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации объявило о проведении аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 12 663 240, 00 рублей.
Согласно протоколу рассмотрения единственной заявки на участие в аукционе от 11.01.2022 единственным участником закупки признано ВОСПИ.
Решением от 25.05.2022 заказчик отказался от исполнения контракта ввиду неисполнения поставщиком обязательств в рамках контракта по второму этапу, в том числе в предусмотренные в претензиях сроки, на основании чего было составлено решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и направлены соответствующие сведения в антимонопольный орган.
На заседании Комиссии заказчик пояснил, что неоднократно предоставлял возможность поставки товара, в том числе указывал, что в силу положений контракта обстоятельства непреодолимой силы могут быть подтверждены только на основании письменных свидетельств уполномоченного органа (организации), в связи с чем предлагал обратиться в торгово-промышленную палату.
На заседании Комиссии представитель ВОСПИ направил письменные пояснения и документы и пояснил, что поставщик осуществил частичную поставку товар по первому этапу, а также неоднократно обращался к поставщикам продукции для согласования поставки товаров по второму этапу.
Ввиду того, что поставляемые товары производятся из иностранного сырья, а также по причине введения в отношении РФ санкций экономического характера, поставка товара не представлялась возможной на условиях государственного контракта, что подтверждается письмами поставщиков. В связи с чем, общество полагает, что основания для его включения в реестр недобросовестных поставщиков отсутствуют.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения сторон, Комиссия руководствуясь статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пришла к следующим выводам.
Согласно части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Как следует из части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
При этом, в силу части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В соответствии с пунктом 13.1 контрактов предусмотрен односторонний порядок отказа заказчика от исполнения контракта в качестве основания расторжения контракта.
Таким образом, контрактами предусмотрена возможность заказчика расторгнуть контракт в одностороннем порядке в соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Подпунктами "а"-"в" пункта 3 части 6 статьи 8 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что в период с 01.01.2022 по 01.07.2022 в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам электронных процедур и закрытых электронных процедур, заказчик:
- направляет такое решение поставщику (подрядчику, исполнителю) в порядке, установленном частью 12.2 статьи 95 Закона о контрактной системе;
- не позднее дня направления решения (в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта) размещает такое решение в единой информационной системе в сфере закупок по правилам, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона;
- в случае неполучения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, направленного в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта, либо информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта считается день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта.
Из части 12.2 статьи 95 Закона о контрактной системе следует, что в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта такое решение передается лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку или направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте. Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Из совокупного толкования части 13 статьи 95, части 3 статьи 103 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта, информация о котором размещается заказчиком в единой информационной системе в течение пяти рабочих дней с даты расторжения контракта.
Таким образом, Федеральным законом от 02.07.2021 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрены переходные положения, из которых следует, что в период с 01.01.2022 по 01.07.2022 при принятии решения заказчиком об одностороннем отказе от исполнения контракта действует порядок расторжения контракта, предусмотренный частью 6 статьи 8 указанного Федерального закона.
Так, заказчиком 25.05.2022 принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, 25.05.2022 направлено подрядчику по почте заказным письмом с уведомлением по адресу: 454091, г. Челябинск, ул. Свободы д. 155А, пом. 1, по электронной почте: oooivospi@mail.ru и 25.05.2022 размещено в единой информационной системе во вкладке "дополнительная информация о закупках, контрактах".
Как следует из представленных документов, заказчик определил в качестве даты надлежащего уведомления об одностороннем отказе от исполнения контракта дату, когда заказчик получил подтверждение о вручении поставщику заказного письма - 30.05.2022 путем отслеживания информации о доставке письма посредством почтового идентификатора (80098572438242). С учетом изложенного, контракт является расторгнутым 10.06.2022 в соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Сведения об одностороннем отказе от исполнения контракта направлено в антимонопольный орган 10.06.2022.
При рассмотрении вопроса о включении поставщика в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольным органом установлено следующее.
Между заказчиком и ВОСПИ 24.01.2022 заключен контракт N 42 (далее - контракт) посредством обмена электронными документами на электронной площадке, что подтверждается распечаткой с личного кабинета заказчика, а также заключено дополнительное соглашение N 31 от 11.02.2022.
Предметом контракта является поставка в 2022 году абсорбирующего белья: впитывающих простыней (пеленок) для обеспечения инвалидов, проживающих на территории Челябинской области (далее - ГК РФ)
В силу части 1 статьи 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
На основании части 1 статьи 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый части 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Исходя из абзаца второго части 2 статьи 450 ГК РФ следует, что существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
В соответствии с частью 2 статьи 523 ГК РФ нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях:
- поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок;
- неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
Согласно пункту 2.1 контракта стороны настоящего контракта определили, что поставщик осуществляет поставку товара с даты получения от заказчика реестра получателей товара до 30.06.2022.
В приложении N 3 к контракту содержится календарный план поставки товара, в соответствии с которым определено два этапа поставки:
- впитывающие простыни (пеленки) (размер 60*90) в количестве 539 000 шт. должны быть поставлены не позднее 27.01.2022;
- впитывающие простыни (пеленки) (размер 60*90) в количестве 395 000 шт. должны быть поставлены с 28.01.2022 по 17.03.2022.
Пунктом 4.1 контракта предусмотрено, что заказчиком производится выборочная проверка, которая осуществляется с целью подтверждения соответствия поставляемого товара (по количеству, комплектности, ассортименту и качеству) требованиям, установленным контрактом.
Согласно пункту 3.1.3 контракта в срок не более 2 рабочих дней после дня подписания акта выборочной проверки поставляемого товара (приложение N 5 к контракту) передать поставщику реестр получателей товара, которым заказчик выдал направления.
Как следует из документов, представленных заказчиком, 27.01.2022 ВОСПИ произведена поставка пеленок в количестве 539 000 штук, на основании чего заказчиком подписаны акты выборочной проверки поставленного товара от 01.02.2022, 14.02.2022, а также направлены поставщику реестры получателей товара N 1 от 03.02.2022, N 2 от 16.02.2022, N 3 от 02.03.2022, N 4 от 11.04.2022, N 5 от 25.04.2022
По результатам поставки товара сторонами подписаны акты приемки товара в количестве 539 000 штук от 01.04.2022, 07.04.2022, 29.04.2022, 05.05.2022, 12.05.2022, 25.05.2022, а также заказчиком произведена оплата продукции на сумму 7 255 690 рублей, что подтверждается информацией, размещенной в единой информационной системе.
При этом, 14.03.2022, 25.03.2022 ВОСПИ уведомило заказчика о том, что поставка товара по 2 этапу в количестве 395 000 шт, не представляется возможным ввиду отказа поставщиков от исполнения договоров по причине введения иностранными государствами политических и экономических санкций, с приложением писем ООО "Белла Восток" (письмо 09.03.2022), ООО "Онтэкс РУ" (письмо от 28.02.2022).
В указанных письмах хозяйствующие субъекты указывают на повышение цен на поставляемую продукцию ввиду увеличения стоимости сырья и транспортных затрат на его перевозку, которое закупается за границей.
При этом, ООО "Белла Урал" в письме от 02.06.2022 указало, что в период с 01.02.2022 по 02.06.2022 в адрес ВОСПИ не осуществлялась поставка товара, так как общество не направляло заявки с просьбой поставить впитывающие простыни (пеленки).
При этом между ВОСПИ и ООО "Белла Урал" заключен договор поставки N ЧЛ-0049-18 от 18.09.2018, который является рамочным, определяющим общие условия взаимоотношений сторон, которые конкретизируются и уточняются сторонами путем согласования заявок.
С учетом того, что поставщиком нарушено условие о поставке товара в объеме, предусмотренном графиком поставки товара по 2 этапу, заказчиком направлены претензии (от 14.04.2022 исх. N 01-44/04-3265, от 20.04.2022 исх. N 01-44/04-3528, от 29.04.2022 исх. N 01-44/04-4011) о необходимости поставки товаров в сроки, предусмотренные претензиями.
При этом, в материалы дела ВОСПИ представлено письмо (от 14.06.2022 исх. 0018), в котором организация выражает намерение расторгнуть контракт по соглашению сторон или продлить срок исполнения обязательств и увеличить цену контракта с приложением подтверждающих документов (письмо ООО "Белла" (от 15.04.2022), которое указывает на трудности в поставке сырья (целлюлоза и суперабсорбент) по причине нарушения транспортных логистических цепочек, а также введения запрета на поставку в Россию из стран Евросоюза указанных материалов. Кроме того, об аналогичных проблемах указывает ООО "Хайджин текнолоджиз" (письмо от 01.03.2022), ООО Фламинго (письмо от 09.03.2022).
Следует отметить, что из статьи 3к Регламента совета (ЕС) 2022/576 от 8 апреля 2022 "Об ограничительных мерах в связи с действиями России по дестабилизации ситуации в Украине" следует, что запрещается продавать, поставлять, передавать или экспортировать, прямо или косвенно, товары, которые могут способствовать, в частности, укреплению российских промышленных мощностей, перечисленных в Приложении XXIII, любому физическому или юридическому лицу, организации или органу в России. или для использования в России.
При этом, в Приложении XXIII к Регламенту указана продукция - целлюлоза и ее химические производные, не включенные в другие категории, в первичных формах (кроме ацетатов целлюлозы, нитратов целлюлозы и простых эфиров целлюлозы).
Так, 25.05.2022 заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта ввиду неоднократного нарушения срока поставки товара по второму этапу поставки со ссылкой на пункты 1, 2 статьи 523 ГК РФ.
При решении вопроса о включении организации в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган учел следующие обстоятельства.
При привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N13-П, от 21.11.2002 N15-П).
Такой правовой подход подлежит применению и в данном случае, тем более, что последствия по наложению санкции в виде включения сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков могут иметь тяжкий экономический характер.
Так, Комиссией установлено, что к окончанию срока поставки товара (по второму этапу), в том числе на дату принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, впитывающие простыни (пеленки) не поставлены, в связи с чем принятое заказчиком решение об одностороннем отказе от исполнения контракта ввиду неоднократного нарушения срока поставки товара обоснованно с учетом положений части 1 статьи 523 ГК РФ, что свидетельствует о правомерности принятого решения.
Как следует из документов, представленных на заседание Комиссии, ВОСПИ поставило впитывающие простыни (пеленки) для обеспечения инвалидов, проживающих на территории Челябинской области по первому этапу, которые приняты и оплачены заказчиком в количестве 539 000 штук, что подтверждается документами, размещенными в единой информационной системе и представленными заказчиком, и свидетельствует о наличии реального намерения и воли по поставке товара.
Более того, из документов, представленных сторонами, следует, что на своевременную поставку товара могли повлиять нестабильная экономическая ситуация на валютном рынке, а в последующем, экономические санкции в отношении РФ, в том числе в отношении запрета на поставку сырья, из которого изготавливаются впитывающие простыни (пеленки), о чем общество неоднократно уведомляло заказчика и предлагало урегулировать вопрос путем изменения условий контракта.
Согласно подпункту "б" пункта 13 раздела 3 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила), по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, контрольный орган принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр.
Пунктом 15 Правил предусмотрен исчерпывающий перечень случаев, при которых орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе), в том числе, в случае, если поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Принимая во внимание, что намерения по исполнению контракта подтверждаются материалами дела и выражаются в поставке товара по первому этапу и совершению действий по урегулированию разногласий по второму этапу, у Комиссии Челябинского УФАС России отсутствуют достаточные основания для признания в действиях ВОСПИ недобросовестного поведения, направленного на отказ от исполнения контракта, что не позволяет включить организацию в реестр недобросовестных поставщиков.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 104 Закона о контрактной системе и Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078,
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Государственным учреждением - Челябинским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации в отношении ВОСПИ (ИНН 7451435310), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии: А.А. Козлова
Члены Комиссии: Е.Н. Сарсенбаева
Н.В. Фадеева
И.О. Кокшарова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 22 июня 2022 г. N 074/06/104-1491/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.06.2022