Резолютивная часть решения оглашена 24.06.2022.
Решение в полном объеме изготовлено 27.06.2022.
Комиссия Липецкого УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на территории Липецкой области (далее - Комиссия; Комиссия Липецкого УФАС России)
при участии посредством видеоконференцсвязи представителей:
- заказчика: ОКУ "Дорожное агентство Липецкой области" - _. (по доверенности),
- заявителя: ООО ПТБ "Рубикон" - ... (по доверенности),
рассмотрев жалобу ООО ПТБ "Рубикон" на действия ОКУ "Дорожное агентство Липецкой области" при проведении электронного аукциона на оказание услуг по защите объектов транспортной инфраструктуры Областного казенного учреждения "Дорожное агентство Липецкой области", не оборудованных инженерно-техническими системами транспортной безопасности путем круглосуточного патрулирования (реестровый номер 0846500000322000053) (далее- электронный аукцион),
У С Т А Н О В И Л А:
В Липецкое УФАС России поступила жалоба ООО ПТБ "Рубикон" (далее- заявитель) на действия ОКУ "Дорожное агентство Липецкой области" (далее- заказчик) при проведении электронного аукциона.
Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и подана в срок, установленный ст. 105 Закона о контрактной системе. В связи с этим, жалоба была принята Липецким УФАС России к рассмотрению. Сведения о времени и месте рассмотрения жалобы размещены Липецким УФАС России в Единой информационной системе в сфере закупок.
На заседании Комиссии велась аудиозапись.
Как следует из доводов жалобы заявителя, а также из пояснений представителя заявителя, извещение о проведении электронного аукциона содержит следующие нарушения Закона о контрактной системе:
1. в пункте 7.3.2. технического задания содержится неправомерное условие о предоставлении заказчику оригиналов Свидетельств об аттестации сил обеспечения транспортной безопасности в количестве не менее минимальной численности аттестованных работников, указанной в Приложении к приказу Федерального дорожного агентства от 14.02.2020 N789. В данном случае достаточным является требование об аккредитации исполнителя, поскольку, например, заявитель аккредитован по ранее действовавшим правилам, которые не предъявляли таких требований к минимальной численности аттестованных работников, сопоставимой с такой численностью, установленной в Приложении к приказу Федерального дорожного агентства от 14.02.2020 N789;
2. более того в пункте 7.3.2. технического задания установлено требование о предоставлении обозначенных сертификатов исключительно в день заключения контракта, что ограничивает возможность их предоставления участниками из других регионов, расположенных в разных часовых поясах с заказчиком. Также невозможно установить день заключения контракта, поскольку он зависит от воли заказчика.
Представители заказчика не согласны с жалобой заявителя, представили письменные возражения.
Относительно довода жалобы о наличии признаков нарушения ст.17 Закона о защите конкуренции, Комиссия Липецкого УФАС России полагает необходимым отметить следующее.
Закон о защите конкуренции распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.
Таким образом, организационные и правовые основы защиты конкуренции регулируются названным выше Законом.
В случае поступления в антимонопольный орган заявлений и материалов, свидетельствующих о признаках нарушения антимонопольного законодательства в действиях каких-либо субъектов, антимонопольный орган может признать нарушения обозначенного законодательства исключительно на основании решения, принятого комиссией по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Порядок рассмотрения заявлений, поданных в антимонопольный орган о наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства, а также порядок возбуждения и рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства установлен главой 9 Закона о защите конкуренции.
Следовательно, в рамках рассмотрения обозначенной жалобы Комиссия Липецкого УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на территории Липецкой области, осуществляющая свои полномочия в рамках норм Закона о контрактной системе, не вправе давать оценку указанным действиям заказчика на предмет наличия нарушений Закона о защите конкуренции.
Рассмотрев жалобу и приложенные к ней материалы, а также другие документы (копии), представленные сторонами, заслушав мнение представителей сторон, а также проведя внеплановую проверку в соответствии со ст. 99 Закона о контрактной системе и на основании приказа Липецкого УФАС России от 20.06.2022 N278, Комиссия установила следующее.
Извещение о проведении электронного аукциона на оказание услуг по защите объектов транспортной инфраструктуры Областного казенного учреждения "Дорожное агентство Липецкой области", не оборудованных инженерно-техническими системами транспортной безопасности путем круглосуточного патрулирования (реестровый номер 0846500000322000053) и приложения к нему размещены в Единой информационной системе в сфере закупок.
Начальная (максимальная) цена контракта - 15 666 284,40 рублей.
Дата и время начала срока подачи заявок - 15.06.2022 16:51,
Дата и время окончания срока подачи заявок - 23.06.2022 09:00,
Дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта - 23.06.2022,
Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - 27.06.2022.
Приложение 3 к извещению о проведении электронного аукциона и приложение к государственному контракту содержит техническое задание на оказание услуг по защите объектов транспортной инфраструктуры Областного казенного учреждения "Дорожное агентство Липецкой области", необорудованных инженерно-техническими системами транспортной безопасности путем круглосуточного патрулирования.
Так, п.7.3.2 данного технического задания установлено следующее требование: "Исполнитель обязан обеспечить подготовку и аттестацию сил обеспечения транспортной безопасности в соответствии со статьей 12.1 Федерального закона "О транспортной безопасности" в целях их допуска к работе на должностях, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, а также к исполнению обязанностей по защите объекта транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства в соответствии с планом объекта транспортной инфраструктуры (при наличии). В день заключения контракта, в целях определения способности юридического лица (ПТБ) осуществлять защиту объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства Исполнитель предоставляет Заказчику оригиналы Свидетельств об аттестации сил обеспечения транспортной безопасности в количестве не менее минимальной численности аттестованных работников, указанной в Приложении к приказу Федерального дорожного агентства от 14 февраля 2020 года N 789".
При этом, как пояснил представитель заявителя, данное условие является избыточным, ввиду следующего. Согласно Методическим рекомендациям, минимальная численность аттестованных работников для осуществления защиты объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства в сфере дорожного хозяйства, автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта составляет 80 сотрудников. В соответствии с требованиями Технического задания, в смену должны быть привлечены 8 сотрудников Исполнителя, защита объектов транспортной безопасности осуществляется круглосуточном режиме. В целях соблюдения трудового законодательства, с учетом графика сменности, для оказания услуг по Контракту Исполнителю необходимо привлечь 32 сотрудника. То есть, надо представить свидетельства в количестве, большем, чем необходимо для оказания услуг. Вышеуказанные методические рекомендации утверждены 14.02.2020 г., заявитель был аккредитован в качестве подразделения транспортной безопасности 19.06.2019 г. Также, согласно реестру аккредитованных подразделений транспортной безопасности, опубликованному на сайте Росавтодор, 73 организации были аккредитованы в качестве подразделений транспортной безопасности до утверждения указанных методических рекомендаций, соответственно, данные рекомендации не применялись к организациям. Более того, численность сотрудников не менее 80 сотрудников учитывается только при процедуре аккредитации, далее численность сотрудников при обычной деятельности организации никак не регулируется.
Представители заказчика в свою очередь указали, что в связи с проводимой специальной операцией на Украине и объявлением в граничащих с Липецкой областью субъектах Российской Федерации уровня антитеррористической безопасности N2, а также по требованию Федеральной службы безопасности по Липецкой области, заказчиком на объектах дорожного хозяйства Липецкой области были приняты исчерпывающие меры антитеррористической безопасности, направленные на обеспечение безопасности как объектов дорожного хозяйства, так и находящихся и передвигающихся по ним транспортных средств и пассажиров. Таким образом, требование заказчика о предоставлении не менее 80 свидетельств об аттестации сотрудников привлекаемого подразделения транспортной безопасности обусловлено целью обеспечить качественную защиту объектов транспортной инфраструктуры от террористических актов и не направлено на ограничение конкуренции.
Проанализировав проект контракта, Комиссия Липецкого УФАС России установила, что п. 6.1.6 предусматривает право исполнителя при оказании услуг привлечь третьих лиц к исполнению контракта, при этом наряду с лицензией и документами Исполнителя, соисполнитель обязан иметь лицензию и документ, выданные соисполнителю: действующее свидетельство об аккредитации юридического лица в качестве подразделения транспортной безопасности в сфере дорожного хозяйства, автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, выданного Федеральным дорожным агентством Министерства транспорта РФ (РОСАВТОДОР).
Следовательно, поскольку положениями контракта предусмотрено право исполнителя привлечь к исполнению контракта третьих лиц, то исполнитель по контракту, несмотря на дату его аккредитации, сможет представить заказчику соответствующее количество свидетельств об аттестации сил обеспечения транспортной безопасности в количестве не менее минимальной численности аттестованных работников, указанной в Приложении к приказу Федерального дорожного агентства от 14.02.2020 N 789.
На участие в электронном аукционе поступило 6 заявок. Заявителю при ранжировании заявок присвоено шестое место. Жалоб от участников, занявших первое и второе место- претендующих на заключение контракта по итогам подведения итогов закупки, не поступало. Следовательно, обжалуемое заявителем условие они сочли для себя исполнимым.
На основании вышеизложенного, рассмотренный довод жалобы не нашел своего подтверждения.
Вместе с тем, в силу ч.2 ст.8 Закона о контрактной системе, запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Как было указано, пунктом 7.3.2 технического задания предусмотрена обязанность исполнителя по предоставлению заказчику оригиналов Свидетельств об аттестации сил обеспечения транспортной безопасности в количестве не менее минимальной численности аттестованных работников, указанной в Приложении к приказу Федерального дорожного агентства от 14 февраля 2020 года N 789, исключительно в день заключения контракта.
При этом, как следует из пояснений представителя заявителя, данное требование является ненадлежащим и не выполнимым заявителем в случае признания его победителем электронного аукциона, в связи с тем, что не представляется возможным определить конкретную дату заключения контракта заказчиком, а также в виду удаленности Курганской области (место нахождения заявителя) от Липецкой области, расстояние между г.Липецк и г.Курган составляет 1936 км.
Согласно ч.1 ст.51 Закона о контрактной системе по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником закупки (далее в настоящей статье - участник закупки, с которым заключается контракт) не ранее чем через десять дней (если настоящим Федеральным законом не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 6 настоящей статьи, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с настоящим Федеральным законом, обязаны подписать контракт в порядке, установленном настоящей статьей.
При этом, в силу ч.5 ст.51 Закона о контрактной системе, контракт считается заключенным в день размещения контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, в единой информационной системе.
Поскольку положения статьи 51 Закона о контрактной системе содержат только предельный срок для подписания и размещения заказчиком в единой информационной системе и на электронной площадке подписанного контракта, участник закупки лишен возможности определить для себя дату заключения заказчиком контракта с целью надлежащего исполнения условия, установленного в пункте 7.3.2 технического задания о предоставлении заказчику оригиналов обозначенных свидетельств именно в день его заключения.
Следовательно, требование о предоставлении указанных свидетельств именно в день заключения контракта ограничивает количество участников закупки и противоречит требованиям ч.2 ст.8 Закона о контрактной системе.
С учетом изложенного, довод жалобы о неправомерном сроке предоставления указанных свидетельств является обоснованным.
Нарушение ч.2 ст.8 Закона о контрактной системе содержит признаки совершения административного правонарушения, предусмотренного ч.1.4 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь ст.99, ч.8 ст.106 Закона о контрактной системе, административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14), Комиссия Липецкого УФАС России
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО ПТБ "Рубикон" на действия ОКУ "Дорожное агентство Липецкой области" при проведении электронного аукциона на оказание услуг по защите объектов транспортной инфраструктуры Областного казенного учреждения "Дорожное агентство Липецкой области", не оборудованных инженерно-техническими системами транспортной безопасности путем круглосуточного патрулирования (реестровый номер 0846500000322000053) обоснованной в части довода об установлении заказчиком ненадлежащего требования к сроку предоставления документов, указанных в п. 7.3.2 технического задания.
2. В действиях заказчика установлено нарушение ч.2 ст.8 Закона о контрактной системе.
3. Довод жалобы о нарушении заказчиком требований ст.17 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссией Липецкого УФАС России не рассматривался.
4. Выдать предписание об устранении выявленного нарушения.
5. Передать материалы должностному лицу Липецкого УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области от 24 июня 2022 г. N 048/06/106-598/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.06.2022