Резолютивная часть оглашена
28.06.2022 г. г. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - Комиссия Самарского УФАС России) в составе: заместителя руководителя Самарского УФАС России А.Р. Баженова, начальника отдела контроля закупок Самарского УФАС России А.С. Корчагиной, главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок Самарского УФАС России А.Н. Столбовой,
рассмотрев в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" обращение ПАО "ОДК-Кузнецов" о включении сведений об ООО "Корпоративные системы" в Реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта по объекту закупки: Поставка, монтаж, пуско-наладка и ввод в эксплуатацию микроскопов, а также инструктаж персонала работе на оборудовании по объекту "Строительство корпуса для опытно-экспериментального производства Публичного акционерного общества "Кузнецов", г. Самара" (извещение N 0742000000220000098, начальная (максимальная) цена контракта - 32 988 848,07 руб.),
УСТАНОВИЛА:
Согласно обращению Заказчика, Общество не подписало в регламентированный срок проект контракта, в связи с чем Заказчиком принято решение об уклонении участника закупки от подписания контракта и направлении сведений об ООО "Корпоративные системы" в Самарское УФАС России для включения информации в реестр недобросовестных поставщиков в соответствии со статьей 104 Закона о контрактной системе.
Комиссия Самарского УФАС России, исследовав материалы, представленные для рассмотрения указанного обращения и проведя проверку факта уклонения, установила следующее.
20.02.2021 г. между ПАО "ОДК-Кузнецов" и ООО "Корпоративные системы" заключен контракт N007723 на поставку, монтаж, пуско-наладка и ввод в эксплуатацию микроскопов, а также инструктаж персонала работе на оборудовании по объекту "Строительство корпуса для опытно-экспериментального производства Публичного акционерного общества "Кузнецов", г. Самара".
В соответствии с п. 2.1. Контракта в рамках реализации Государственной программы Российской Федерации "Развитие оборонно-промышленного комплекса" по объекту "Строительство корпуса для опытно-экспериментального производства Публичного акционерного общества "Кузнецов", г. Самара" (далее - объект ГП ОПК") Поставщик обязуется в обусловленный срок: поставить микроскопы (далее - Оборудование); выполнить работы по монтажу, пуско-наладке и вводу в эксплуатацию Оборудования, включая проведение специалистам Заказчика инструктажа по работе на поставляемом Оборудовании; ввести в эксплуатацию оборудование (далее - Работы), а Заказчик обязуется принять и оплатить поставленное Оборудование и выполненные Работы в порядке и сроки, установленные настоящим Контрактом.
Согласно п. 2.2. Контракта поставка Оборудования и Работы, предусмотренные п. 2.1. настоящего Контракта, выполняются Поставщиком в соответствии с Техническим заданием (Приложение N1), Спецификацией (Приложение N2), Графиком производства и ввода Оборудования в эксплуатацию (Приложение N3) (при выполнении п.9.1.25 настоящего Контракта), являющимися неотъемлемыми частями настоящего Контракта, а также в соответствии с условиями настоящего Контракта.
Из п. 4.1. Контракта следует, что Поставщик обязан поставить Оборудование и выполнить Работы, предусмотренные настоящим Контрактом по адресу нахождения Заказчика: Самарская область, г.о. Самара, пос. Управленческий, ул. С. Лазо, 2А в соответствии с Графиком производства и ввода Оборудования в эксплуатацию (Приложение N3), Спецификацией (Приложение N2) и Техническим заданием (Приложение N1).
Срок поставки Оборудования: 04.04.2022 г.
Поставщик имеет право на досрочную поставку Оборудования по предварительному письменному согласованию с Заказчиком.
Срок выполнения Работ: В течение 1 месяца с даты получения уведомления от Заказчика о готовности производственных площадей к выполнению Работ.
Письмом N41 от 16.03.2021 г. Поставщиком в соответствии с п. 9.1.25 Контракта в адрес Заказчика был направлен на согласование проект Графика производства и ввода Оборудования в эксплуатацию.
Письмом N49 от 22.03.2021 г. в соответствии с п. 6.1 Контракта была направлена техническая документация на русском языке для выполнения подготовительных работ к установке Оборудования.
В письме N59 от 07.04.2021 г. Поставщиком были даны ответы на все замечания по технической документации.
Письмом N23 от 03.03.2022 Общество направило в адрес Заказчика уведомление о наступлении обстоятельств непреодолимой силы без предоставления документов, удостоверяющих наступление указанных обстоятельств, выданных соответствующим государственным органом.
По состоянию на 27.05.2022 оборудование по не поставлено, обязательства по контракту не исполнены.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с Контрактом и на основании ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Комиссия Самарского УФАС России, проверив процедуру одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта не установила в действиях Заказчика нарушений порядка одностороннего отказа от исполнения контракта, предусмотренного статьей 95 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с Контрактом и на основании ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчиком 01.06.2022 г. принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
01.06.2022 Заказчик направил решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в адрес Поставщика курьерской службой ExMail.
02.06.2022 решение об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта было размещено в ЕИС.
09.06.2022 от Поставщика поступили возражения на решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу 21.06.2022 г.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Из представленных письменных пояснений ООО "Корпоративные системы" следует, что 28.02.2022 г. после начала спецоперации на Украине Обществом был направлен запрос своему поставщику о сроках исполнения Спецификации (письмо N02-35). 22.03.2022 г. от ООО "Комплексный поставщик" в адрес Общества поступило письмо с копиями писем о производителей о приостановлении всех видов деятельности в РФ, в связи с введением санкций ЕС. 23.03.2022 г. письмом N32 Заказчику было сообщено о невозможности поставки микроскопов в связи с наступлением обстоятельств непреодолимой силы с указанием информации о подаче заявления о выдаче заключения в Уральскую торгово-промышленную палату. 06.04.2022 г. Заказчику было направлено письмо Уральской торгово-промышленной палаты о приостановлении рассмотрения заявления в связи с распорядительным письмом Торгово-промышленной палаты РФ N ПР/О 181 от 22.03.2022 г., регламентирующим приостановку выдачи заключений о форс-мажоре до рассмотрения законопроекта, вносящего изменения в ст. 4401 ГК РФ. 04.04.2022 г. в адрес ООО "Комплексный поставщик" было направлено требование об исполнении Спецификации. Но от производителей поступили письма с отказом выполнения обязательств со ссылкой на Регламент Совета (ЕС) N2022/576 от 08.04.2022 г., вносящий изменения в Регламент (ЕС) N833/2014, в соответствии с которым микроскопы запрещаются к поставке и технической поддержке в РФ, о чем также было сообщено Заказчику (письмо N64 от 27.05.2022). 06.06.2022 г. Уральской торгово-промышленной палатой было выдано заключение о свидетельствовании обстоятельств непреодолимой силы. Оригинал заключения в тот же день был направлен ПАО "ОДК-Кузнецов" (письмо N68 от 06.06.2022 г.). Авансовый платеж в размере 6 432 825,37 руб. Обществом был возвращен 06.06.2022 г., что подтверждается платежным поручением N28. В письмах Поставщика от 23.03.2022 и от 27.05.2022 Заказчику было предложено расторгнуть договор по соглашению сторон и вернуть авансовый платеж, в письме от 27.05.2022 было также предложено к поставке аналогичное оборудование производства Китай. Однако 02.06.2022 Заказчик в ЕИС разместил решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. Общество действовало разумно и добросовестно. Были приняты все меры для надлежащего исполнения обязательства, Поставщик проявил при этом необходимую степень заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям Контракта, просили не включать в реестр недобросовестных поставщиков.
При указанных обстоятельствах, антимонопольный орган не усматривает в действиях ООО "Корпоративные системы" однозначных признаков уклонения от исполнения контракта. Кроме того, ООО "Корпоративные системы" в рамках исполнения контракта совершались действия, направленные на исполнение своих обязательств, и предпринимались меры для корректировки сложившейся ситуации.
Вместе с тем, в единой информационной системе в реестре контрактов содержится сведения о добросовестном осуществлении ООО "Корпоративные системы" предпринимательской деятельности, что подтверждается наличием заключенных в соответствии с Законом о контрактной системе контрактов, размещенных на официальном сайте zakupki.gov.ru.
Из части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе следует, что в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Основанием для включения информации в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем электронного аукциона и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке заказчика о включении или не включении лица в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
Закон о контрактной системе не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о подрядчике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
В рассматриваемом случае Комиссия Самарского УФАС России не имеет достаточных оснований для включения информации об ООО "Корпоративные системы" в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Самарского УФАС России,
РЕШИЛА:
Информацию об ООО "Корпоративные системы" в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 1 июля 2022 г. N РНП-63-267
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.07.2022