Дата изготовления решения: 29 июня 2022 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Ивановского УФАС России) в составе:
председателя Комиссии: Михеевой Т.А. - заместителя руководителя управления,
членов Комиссии: Парфеновой А.А. - начальника отдела контроля в сфере закупок, Долакидзе Г.П. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок,
заседание проведено в режиме видеоконференцсвязи при участии представителей:
ГКУЗ ИО "Территориальный центр медицины катастроф Ивановской области" (далее - Заказчик, Заявитель) - Рыбиной Светланы Николаевны (доверенность от 25.04.2022), Битке Сергея Сергеевича (доверенность от 22.06.2022),
ООО "Логос" (далее - Поставщик, Общество) - Костенко Светланы Александровны (доверенность от 21.06.2022), Гущина Валерия Николаевича (доверенность от 14.04.2022),
на основании ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), п. 13 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)"),
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области 17.06.2022 от ГКУЗ ИО "Территориальный центр медицины катастроф Ивановской области" поступило обращение о включении сведений об ООО "Логоc" (ИНН: 7805576329; 194358, г. Санкт-Петербург, ул. Балтийская, д. 3, лит. А, помещ. 1-Н), Гущиной Полине Валерьевне (ИНН: 780618690903) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта на поставку пульсоксиметров (реестровый номер контракта 2370201139022000001) в соответствии с Законом о контрактной системе.
Рассмотрев представленные ГКУЗ ИО "Территориальный центр медицины катастроф Ивановской области", ООО "Логоc" документы, заслушав представителей лиц, участвующих в рассмотрении обращения, проведя внеплановую проверку в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, было установлено следующее.
02.03.2022 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (www.zakupki.gov.ru) (далее - официальный сайт) было размещено извещение 0133200001722000463 о проведении электронного аукциона на поставку пульсоксиметров.
Победителем электронного аукциона было признано ООО "Логос".
По итогам проведения указанной закупки 01.04.2022 ГКУЗ ИО "Территориальный центр медицины катастроф Ивановской области" и ООО "Логоc" был заключен контракт N1-2022 ГК на поставку пульсоксиметров (далее - Контракт).
В соответствии с п. 1.1 Контракта Поставщик обязуется поставить пульсоксиметры (далее - товар), а Заказчик обязуется принять и оплатить товар в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом.
На основании п. 4.1.1 Контракта Поставщик обязан поставить Товар в порядке, количестве, в срок и на условиях, предусмотренных Контрактом и спецификацией.
Согласно п. 3.2, 3.3 Контракта Заказчик проводит проверку соответствия наименования, количества и иных характеристик поставляемого товара, сведениям, содержащимся в сопроводительных документах Поставщика. Для проверки предоставленных Поставщиком результатов, предусмотренных Контрактом, в части их соответствия условиям Контракта Заказчик проводит экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных Контрактом, может проводиться Заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с Законом о контрактной системе.
В приложении N1 "Спецификация" к Контракту установлены следующее характеристики поставляемого товара:
N п/п |
Наименование модели по РУ |
Производитель
|
Страна происхождения товара |
Ед. измерения |
Количество товара |
Цена за ед. товара, руб. |
Общая стоимость товара, руб. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1. |
Пульсоксиметр напалечный серии MD300C, с принадлежностями исполнения: MD300C2
Регистрационное удостоверение от 21.07.2016 NФСЗ 2009/03850 |
Beijing Choice Electronic Technology Co., Ltd . |
Китай |
Шт. |
5607 |
2 674,77 |
14 997 435,39 |
1 |
1 064,61 |
1 064,61 |
|||||
ИТОГО: 14 998 500 (четырнадцать миллионов девятьсот девяносто восемь тысяч пятьсот) рублей 00 копеек, НДС не облагается |
N п/п |
Наименование характеристики |
Значение функции или величина параметра |
Примечание |
1 |
Общие требования |
|
|
1.1. |
Пульсоксиметр Код КТРУ 26.60.12.129-00000154 |
да |
|
2 |
Технические требования |
|
|
2.1. |
Автономный источник питания (характеристика является обязательной для применения) |
Да |
|
2.2. |
Вид датчика (характеристика является обязательной для применения) |
Для взрослых |
|
2.3. |
ЖК дисплей (характеристика является обязательной для применения) |
Да |
|
2.4. |
Звуковая и световая индикация (характеристика является обязательной для применения) |
Да |
|
2.5. |
Показание измерения частоты пульса, максимальное, уд/мин (характеристика является обязательной для применения) |
250 |
|
2.6. |
Показатель SPO2, % (характеристика является обязательной для применения) |
70- 100 |
Диапазон в соответствии с паспортом изделия |
3 |
Дополнительные технические требования |
|
|
3.1. |
Информация отображаемая на дисплее |
SpO2, частота пульса,индикатор заряда батареи,шкала пульса, плетизмограмма |
|
3.2. |
Погрешность измерения SpO2 |
2% |
|
3.3. |
Время обновления показаний SpO2 |
1 с |
|
3.4. |
Погрешность измерения ЧП |
2 уд/мин |
|
3.5. |
Время обновления показаний ЧП |
1 с |
|
3.6. |
Источник питания |
2 батарейки типа ААА |
|
3.7. |
Функция автоматического отключения при отсутствии пальца в датчике |
Да |
|
3.8. |
Время автоматического отключения |
через 8 секунд |
|
3.9. |
4 режима отображения информации |
Да |
|
3.10 |
Масса пульсоксиметра (c источниками питания) |
60 г |
|
|
|
|
В соответствии с п. 4.3.2 Контракта Заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в случаях:
1) если в ходе исполнения контракта установлено, что:
а) поставщик и (или) поставляемый товар перестали соответствовать установленным извещением об осуществлении закупки требованиям к участникам закупки (за исключением требования, предусмотренного частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ) и (или) поставляемому товару;
б) при определении поставщика, поставщик представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого товара требованиям, указанным в подпункте "а" настоящего пункта, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя.
11.04.2022 Обществом была поставлена часть товара в количестве 3333 штук. Совместно с данной партией товара Поставщик представил Заказчику письмо N545 от 05.04.2022. В данном письме Общество указало, что у товара звуковая индикация отсутствует, поскольку подавляющее количество моделей пульсоксиметров не обладает данной функцией. Поставщик в заявке на участие в закупке указал данную характеристику, только как возможную опцию. Общество пояснило, что световая индикация является неотъемлемой частью любого пульсоксиметра. Звуковая индикация является дополнительной функцией и практически не используется в данном изделии. Кроме того, ООО "Логос" указало, что поставленные пульсоксиметры соответствуют характеристике "показатель измерения частоты пульса, максимальное, уд/мин - 250", что подтверждается паспортом изделия и письмом производителя Beijing Choice Electronic Technology Co., Ltd.
20.04.2022 Заказчик направил экспертной организации (ФБУ "Ивановский ЦСМ") запрос на участие специалистов ФБУ "Ивановский ЦСМ" в экспертизе поставленного товара и представленных ООО "Логос" документов.
Письмом N4/3-21/1551 от 21.04.2022 экспертная организация уведомила ГКУЗ ИО "Территориальный центр медицины катастроф Ивановской области" о возможности участия ФБУ "Ивановский ЦСМ" в проведении экспертизы товара.
В письме N170 от 21.04.2022 Заказчик потребовал от Общества представить на поставленную партию товара протоколы поверки.
В ответе Заказчику N589 от 25.04.2022 ООО "Логос" указало, что информация о поверке поставленных приборов внесена в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений, какие-либо дополнительные требования к оформлению итогов проверки со стороны Заказчика являются неправомерными. Вместе с тем, в целях предоставления ГКУЗ ИО "Территориальный центр медицины катастроф Ивановской области" максимально полной информации о технических характеристиках поставленного оборудования, Общество сообщило о готовности заказать протоколы поверки на любые выборочные устройства в количестве 10 штук.
Комиссия Ивановского УФАС России отмечает, что положениями контракта не предусматривается обязанность Поставщика в представлении Заказчику протоколов поверки на каждое поставленное устройство. Вместе с тем, в качестве подтверждения факта проведения поверки оборудования, Обществом на рассмотрение Комиссии Ивановского УФАС России было представлено уведомление о поверке NИИ22031446 (действительное до 13.03.2023). Согласно письму Заказчика N169 от 20.04.2022, данное уведомление предоставлялось ГКУЗ ИО "Территориальный центр медицины катастроф Ивановской области".
29.04.2022 по итогам проведения экспертизы поставленного товара ФБУ "Ивановский ЦСМ" было составлено заключение. В данном экспертном заключении ФБУ "Ивановский ЦСМ" указало на несоответствие поставляемого товара условиям контракта. Экспертная организация указала, что ООО "Логос" были поставлены пульсоксиметры наплечные серии MD300С с принадлежностями. Сведения об утверждении указанного типа средства измерений размещены в государственном реестре средств измерений. В частности, для исполнения MD300C2 указан диапазон измерений частоты пульса от 30 до 235 мин., что противоречит условиям Контракта. В связи с чем, ФБУ "Ивановский ЦСМ" рекомендовало Заказчику отказаться от принятия поставленной партии товара.
29.04.2022 Заказчик направил Обществу мотивированный отказ от приемки поставленного товара N175 от 29.04.2022, поскольку товар не соответствует требованию, указанному в п. 2.5 приложения N1 "Спецификация" к контракту, а именно диапазон измерений частоты пульса поставленного оборудования составляет от 30 до 235 уд/мин. Вместе с тем, Обществом заявлено максимальное измеряемое значение частоты пульса -250 уд/мин. Кроме того, Заявитель указал, что у пульсоксиметров серии MD300С отсутствует функция звуковой индикации, что не соответствует п. 2.4 приложения N1 "Спецификация" к контракту. На основании изложенного, ГКУЗ ИО "Территориальный центр медицины катастроф Ивановской области" отказало Обществу в приемке партии поставленного товара.
04.05.2022 Обществом была осуществлена поставка оставшейся партии товара в количестве 2275 штук.
12.05.2022 Общество, проанализировав положения мотивированного отказа Заказчика N175 от 29.04.2022, сообщило Заявителю в письме N589 от 12.05.2022, что в соответствии с инструкцией изделия, а также письмом производителя пульсоксиметр серии MD300C соответствует характеристике (Показание измерения частоты пульса, максимальное, уд/мин - 250), указанной в контракте и заявке Общества на участие в закупке. Кроме того, ООО "Логос" указало, что в своей заявке на участие в закупке Обществом заявлялась звуковая индикация, только как дополнительная опция.
13.05.2022 Заказчик составил мотивированный отказ в приемке пульсоксиметров, поставленных Обществом 04.05.2022, выявив вышеуказанные несоответствия товара требованиям контракта.
В письме N193 от 16.05.2022 ГКУЗ ИО "Территориальный центр медицины катастроф Ивановской области" уведомило Общество о необходимости осуществления возврата находящегося у Заказчика товара в количестве 5608 штук.
В соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в случаях если в ходе исполнения контракта установлено, что:
а) поставщик (подрядчик, исполнитель) и (или) поставляемый товар перестали соответствовать установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке (если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) требованиям к участникам закупки (за исключением требования, предусмотренного частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона) и (или) поставляемому товару;
б) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) поставщик (подрядчик, исполнитель) представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого товара требованиям, указанным в подпункте "а" настоящего пункта, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
В связи с предоставлением ООО "Логос" в составе заявки на участие в закупке (номер извещения 0133200001722000463) недостоверных сведений о соответствии поставляемого товара требованиям извещения о проведении электронного аукциона на поставку пульсоксиметров, 20.05.2022 ГКУЗ ИО "Территориальный центр медицины катастроф Ивановской области" было принято решение об отказе от исполнения контракта.
В силу пп. "а", "б" п. 3 ст. 6 Федерального закона от 02.07.2021 N360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 02.07.2021 N360-ФЗ) с 1 января до 1 июля 2022 года в случае принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме, открытого аукциона в электронной форме, запроса котировок в электронной форме, закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в редакции настоящего Федерального закона) (далее также - электронные процедуры), закрытого конкурса в электронной форме, закрытого аукциона в электронной форме (далее также - закрытые электронные процедуры), заказчик:
- направляет такое решение поставщику (подрядчику, исполнителю) в порядке, установленном частью 12.2 статьи 95 Закона о контрактной системе;
- не позднее дня направления решения (в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта) размещает такое решение в единой информационной системе в сфере закупок по правилам, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Согласно п. 2 ч. 12.2 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, при осуществлении закупок, предусмотренных статьей 93 (за исключением закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона), статьей 111 (в случае определения в соответствии с частью 1 статьи 111 настоящего Федерального закона особенностей, предусматривающих неразмещение информации и документов в единой информационной системе, на официальном сайте при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и статьей 111.1 настоящего Федерального закона, такое решение передается лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку или направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте. Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления считается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, предусмотренного настоящей частью, либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (в случае направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным письмом).
ГКУЗ ИО "Территориальный центр медицины катастроф Ивановской области" своевременно были выполнены указанные требования. 20.05.2022 решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта было направлено Обществу заказным письмом с уведомлением, а также размещено на официальном сайте. 02.06.2022 Заказчиком было получено уведомление о вручении заказного письма Обществу. Следовательно, датой надлежащего уведомления в рассматриваемом случае является 02.06.2022.
В письме N663 от 07.06.2022 ООО "Логос" предложило Заказчику произвести замену оборудования (пульсоксиметр MD300C2) на товар с улучшенными характеристиками (пульсоксиметр MD300C35), либо расторгнуть контракт по соглашению сторон.
Заказчик в письме N223 от 14.06.2022 отказал Обществу в расторжении контракта по соглашению сторон. Кроме того, ГКУЗ ИО "Территориальный центр медицины катастроф Ивановской области" сообщило, что сведения о пульсоксиметрах MD300C35 отсутствуют в государственном реестре средств измерений, соответственно, предлагаемый товар не может рассматриваться в качестве замены на товар с улучшенными характеристиками.
На основании ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Учитывая изложенное, правовые последствия в виде расторжения контракта наступили с 15.06.2022.
Соответствующая информация о расторжении контракта размещена Заказчиком на официальном сайте.
Согласно ч. 4 ст. 104 Закона о контрактной системе заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с настоящим Федеральным законом участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 настоящей статьи.
Заказчик 17.06.2022 направил в Ивановское УФАС России документы, предусмотренные Законом о контрактной системе.
Согласно пояснениям Общества, направленным в Ивановское УФАС России письмом N682 от 21.06.2022, ООО "Логос" на всех этапах исполнения контракта вело себя добросовестно. В заявке на участие в закупке ООО "Логос" при описании предлагаемого товара указало следующее: "Звуковая (опционально) и световая индикация - Да". В таком виде заявка была рассмотрена и одобрена. Общество при заключении контракта связывалось с Заказчиком и сообщало ему, что у поставляемого оборудования отсутствует звуковая индикация. Оборудование поставлено в соответствии с заявкой на участие в закупке Общества. ООО "Логос" предприняты всевозможные действия для исполнения контракта и поставки надлежащего оборудования. На основании изложенного, Поставщик просил не включать сведения о нем в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Из смысла ст. 104 Закона о контрактной системе следует, что реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры осуществления государственной или муниципальной закупки обязательств.
В соответствии с ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе информация о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов, включается в реестр недобросовестных поставщиков.
Одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) является ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в государственных и муниципальных закупках.
По смыслу ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
С учетом изложенного, Комиссия Ивановского УФАС России при рассмотрении вопроса о включении сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков, не может ограничиваться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения тех или иных требований без выяснения всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
Включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков осуществляется лишь в случае, если антимонопольный орган в результате проведенной проверки установит факт направленности действий поставщиков (подрядчиков, исполнителей) на несоблюдение условий контракта или уклонение от его исполнения.
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере закупок, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Вместе с тем основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к нарушению прав Заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
В судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации (постановления от 30.07.2001 N13-П, от 21.11.2002 N15-П, определения от 07.06.2001 N139-О, от 07.02.2002 N16-О) отражено, что применяемые государственными органами санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
При изложенных выше обстоятельствах, а также учитывая, что Обществом предпринимались меры для исполнения своих обязательств по контракту (Общество выражало готовность заказать выборочные протоколы поверки устройств, с целью исполнения запроса Заказчика; ООО "Логос" предлагало к поставке альтернативное оборудование, соответствующее требованиям контракта), Комиссия Ивановского УФАС России полагает, что включение сведений об ООО "Логос" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) нецелесообразно, так как не отвечает принципам и целям применения рассматриваемой санкции.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России
Р Е Ш И Л А:
Сведения, представленные ГКУЗ ИО "Территориальный центр медицины катастроф Ивановской области" в отношении ООО "Логоc" (ИНН: 7805576329; 194358, г. Санкт-Петербург, ул. Балтийская, д. 3, лит. А, помещ. 1-Н), генерального директора и учредителя Общества - Гущиной Полины Валерьевны (ИНН: 780618690903) в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта на поставку пульсоксиметров, в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в порядке и сроки, предусмотренные законом.
Председатель Комиссии: ___________________ Т.А. Михеева
Члены Комиссии: ___________________ А.А. Парфенова
___________________ Г.П. Долакидзе
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области от 24 июня 2022 г. N РНП-N
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.06.2022