резолютивная часть решения объявлена 24.06.2022 г.
Комиссия Кабардино-Балкарского УФАС России по контролю в сфере контрактной системы (далее - Комиссия) в составе: __________,
при участии индивидуального предпринимателя _______(далее - ИП),
в отсутствии представителей Заявителя, Оператора ЭТП, надлежащим образом извещенных о времени, дате и месте рассмотрения,
рассмотрев, в режиме видео-конференц связи, обращение Заявителя о включении сведений об ИП в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - РНП), в связи с расторжением контракта N0104300014421000270 от 27.12.2021 г., заключенного по итогам проведенной закупки способом электронного аукциона N0104300014421000270 "Поставка сахара" (далее - аукцион, закупка), а также в результате осуществления внеплановой проверки, проведенной в соответствии со ст.ст.99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), руководствуясь Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - ПП РФ N1078), Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 г. N1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений" (далее - Правила),
Установила:
В Кабардино-Балкарское УФАС России 17 июня 2022 года поступило обращение Заявителя о включении сведений об ИП в РНП, в связи с неисполнением обязательств, принятых контрактом, заключенным по итогам аукциона.
Рассмотрев доводы, изложенные в обращении Заявителя, проанализировав письменные возражения ИП, выслушав ИП, Заявителя, исследовав материалы дела, а также результаты внеплановой проверки, проведенной в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
03.12.2021 г. в 17:33 ч. на официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС), был размещен аукцион N0104300014421000270 "Поставка сахара" с начальной (максимальной) ценой контракта 107 461,50 руб. В извещении указано: дата и время начала срока подачи заявок - 03.12.2021 г. 17:33 ч.; дата и время окончания подачи заявок - 13.12.2021 г. 09:00г. 09:00 ч.; дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе - 13.12.2021 г.; Дата и время проведения аукциона в электронной форме - 14.12.2021 г. 11:50 ч.
На участие в электронном аукционе были поданы 4 заявки, в результате рассмотрения заявок, заявка ИП признана соответствующей требованиям документации об аукционе и положениям Закона о контрактной системе в соответствии с протоколом рассмотрения единственной заявок на участие в электронном аукционе от 13.12.2021.
В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона от 16.12.2021 ИП признан победителем электронного аукциона, с которым впоследствии заключен контракт.
Согласно ч.1 ст.104 Закона о контрактной системе ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов (ч.2 ст.104 Закона о контрактной системе).
Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со ст.26 Закона о контрактной системе, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с Законом о контрактной системе участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в ч.2 ст.104 Закона о контрактной системе (ч.4 ст.104).
В течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в ч.4 ст.104 Закона о контрактной системе, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в ч.2 ст.104 Закона о контрактной системе, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения (ч.7 ст.104).
П.13 ПП РФ N1078 предусмотрено, что не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля осуществляет рассмотрение обращения, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную п.5 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе.
По результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" п.13 ПП РФ N1078, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных п.п.14 и 15 Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное п.2 ч.22 ст.99 Закона о контрактной системе, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (п.п. "б" п.13 ПП РФ N1078 от 30.06.2021 г.).
По результатам аукциона, 27.12.2021 г. между заявителем и ИП заключен контракт.
Законом о контрактной системе установлено, что исполнение контракта должно происходить в соответствии с условиями, предусмотренными извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт. При этом изменение существенных условий контракта возможно только в случаях, предусмотренных ст.ст.34 и 95 Закона о контрактной системе.
Сохранение условий государственных и муниципальных контрактов в том виде, в котором они были изложены, и исполнение контракта на этих условиях направлены на обеспечение равенства участников размещения заказов, создание условий для свободной конкуренции, обеспечение в связи с этим эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, на предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов и в целом призваны реализовать закрепленные в ст.6 Закона о контрактной системе принципы контрактной системы в сфере закупок.
Системное толкование норм Закона о контрактной системе свидетельствует о том, что государственные и муниципальные контракты преследуют публичный интерес и направлены на удовлетворение публичных нужд за счет использования бюджетных средств.
Исполнение принятых поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств должно осуществляться исключительно на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключен контракт.
В соответствии с п.3.1 контракта Заявка направляется Заказчиком не позднее чем за 1 (один) рабочий день до предполагаемой поставки Товара в пределах срока, установленного пунктом 11.1 Контракта. Поставка Товара осуществляется с даты заключения контракта по 31.12.2022 года по заявке Заказчика в течение 1 рабочего дня со дня отправки Заявки Заказчиком.
Ч.12.1 ст.95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в В случае принятия заказчиком предусмотренного ч.9 ст.95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч.5 ст.103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п.1 ч.12.1 ст.95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с 2 ч.12.1 ст.95 Закона о контрактной системе такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п.2 п.1 ч.12.1 ст.95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
14.03.2022 г. со стороны Заявителя в адрес ИП поступила заявка с указанием на необходимость предоставления сахара в количестве 100 кг, в соответствии с положениями контракта.
Однако, в связи с ростом цен ИП не предоставил товар, указанный в заявке и направил в адрес Заявителя письмо (от 14.03.2022 г.) с указанием на невозможность предоставления товара в связи с неконтролируемым ростом цен на сахар.
16.03.2022 г. Заявителем в адрес ИП направлена заявка на предоставление сахара в количестве 100 кг.
17.03.2022 г. ИП направлено письмо с указанием на невозможность предоставления товара в связи с ростом цен на сахар, а также ИП было предложено расторгнуть контракт по обоюдному согласию.
22.03.2022 г. Заявителем в адрес ИП направлена очередная заявка на предоставление товара, в соответствии с положениями контракта, а также указано, что отсутствие поставок ИП привело к сбою.
25.03.2022 г. ИП письмом в адрес Заявителя указывается, что для надлежащего исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, ИП предложено изменить существенные условия контракта в соответствии с положениями ч.65.1 ст.112 Закона о контрактной системе, Также, ИП представлены средние потребительские цены (тарифы) и их изменение на товары и услуги по КБР.
25.03.2022 г. ИП в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы России по Кабардино-Балкарской Республике и Местной администрации городского округа Нальчик направлено письмо, в котором ИП просит оказать содействие для разрешения проблемы возникшей ввиду невозможного предоставления товара, предусмотренного контрактам, с связи с ростом цен на сахар.
11.04.2022 г. ИП письмом N45 обратился к Заявителю м предложением изменить существенные условия контракта, ссылаясь на положения ч.65.1 ст.112 Закона о контрактной системе и на ответы, предоставленные Управлением Федеральной антимонопольной службы России по Кабардино-Балкарской Республике и Местной администрацией городского округа Нальчик.
13.04.2022 г. Заявителем для разрешения данной ситуации в адрес руководителя Департамента образования Местной администрации г.о. Нальчик с просьбой рассмотреть обращение ИП и принять необходимые меры.
26.04.2022 г. Заявителем принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и размещено в ЕИС, ссылаясь на отсутствие поставок товара по заявкам Заявителя.
На заседании Комиссии ИП пояснено, что в связи со сложившейся ситуацией в стране цены на определенные товары выросли более чем на 100%, в связи с этим, ИП предпринимались действия для изменения существенных условий контракта. Также, ИП пояснено, что он является добросовестным поставщиков, аналогичная ситуация возникла впервые. Более того, ИП имеет более пятидесяти исполненных контрактов, заключенных с Заказчиками Кабардино-Балкарской Республики в рамках Закона о контрактной системе, а также 72 контракта, заключенных в рамках Закона о контрактной системе в данный момент на исполнении ИП.
Ч.14 ст.95 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с ч.10 ст.95 Закона о контрактной системе. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу 11.05.2022 г., в силу отсутствия поставки ИП в течении десяти дней с момента уведомления принятом решении.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу об отсутствии умысла ИП уклонения от исполнения обязательств, принятых контрактом. Более того, ИП в рамках исполнения данного контракта были осуществлены ряд поставок.
Учитывая вышеизложенное, принимая во внимание письменные пояснения заявителя, произведя анализ всех документов, всесторонне исследовав все обстоятельства дела, дав оценку существенности нарушения, степени вины участника закупки, ущербу, нанесенному государственному заказчику, и руководствуясь ст.ст.99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации", Комиссия,
Решила:
Сведения об индивидуальном предпринимателе __________ в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике от 29 июня 2022 г. N 007/06/104-449/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.06.2022