Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
"_";
"_";
"_",
рассмотрев представленные казенным учреждением Омской области "Центр учета и содержания собственности Омской области" (далее - КУ "ЦУС", учреждение, заказчик) сведения об обществе с ограниченной ответственностью "БазисСтройПроект" (далее - ООО "БазисСтройПроект", общество, подрядчик) для включения в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Реестр) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения государственного контракта N 0152200004721001025, заключенного 06.08.2021 по результатам осуществления закупки в форме электронного аукциона на выполнение проектных работ в целях проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регионального значения "Дом жилой при казенном винном складе", 1903 г., расположенного по адресу: г. Омск, ул. Волочаевская, д. 11 (Реестровый номер 21.34.1061) (извещение N 0152200004721001025), размещенной Главным управлением контрактной системы Омской области (далее соответственно - электронный аукцион, контракт, уполномоченный орган),
при участии посредством видео-конференц-связи представителей:
уполномоченного органа - "_" (доверенность N 143 от 07.02.2022),
заказчика - "_" (доверенность N 24 от 01.03.2022), "_" (доверенность N 26 от 01.03.2022), "_" (доверенность N 58 29.06.2022),
подрядчика - "_", генерального директора общества, "_" (доверенность N 1 от 01.07.2022)
УСТАНОВИЛА:
1. В соответствии с частями 2 и 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе) в Омское УФАС России были представлены (вх. N 6377 от 28.06.2022) обращение о включении информации о подрядчике в Реестр и решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Из представленных материалов и информации следует, что 15.07.2021 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт ЕИС) уполномоченным органом были размещены извещение о проведении электронного аукциона и документация об электронном аукционе с начальной (максимальной) ценой контракта 784548,79 руб.
Протокол рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 26.07.2021 свидетельствует о том, что электронный аукцион признан несостоявшимся в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в электронном аукционе подана только одна заявка на участие в нем. Единой комиссией уполномоченного органа принято решение о заключении контракта с участником ООО "БазисСтройПроект" по предложенной им цене контракта 784548,79 руб.
Согласно информации, размещенной на официальном сайте в ЕИС, 06.08.2021 между КУ "ЦУС" и обществом заключен контракт.
07.06.2022 учреждением принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с тем, что работы подрядчиком выполнялись настолько медленно, что окончание их к сроку становилось явно невозможным, которое в этот же день было размещено на официальном сайте ЕИС в разделе "Дополнительная информация о контрактах" (реестровый номер контракта 2550405559021000118, номер дополнительной информации 0352200019922000001).
28.06.2022 контракт расторгнут, информация о расторжении контракта в указанную дату также размещена на официальном сайте ЕИС в разделе "Реестр контрактов".
2. В результате осуществления проверки одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, Комиссия считает, что сведения об обществе с ограниченной ответственностью "БазисСтройПроект" подлежат включению в Реестр, исходя из следующего.
Частью 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из такого закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 такого Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать данному Федеральному закону.
На основании пункта 2 статьи 450.1 ГК РФ в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
В силу части 14 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 25 статьи 95 данного закона.
Согласно части 8 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Часть 9 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе устанавливает, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 10.8 раздела 10 "Заключительные положения" контракта было предусмотрено условие о том, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, на основании решения суда, в случае одностороннего отказа одной из сторон от исполнения контракта в случаях, когда такой отказ допускается в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями контракта.
Подпункт 5.1.3 пункта 5.1 раздела 5 "Права и обязанности Сторон" определял право заказчика на принятие решения об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
Статьей 309 ГК РФ регламентировано, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных таким Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (пункт 1 статья 310 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
На основании пункта 1 статьи 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
К отдельным видам договора подряда (бытовой подряд, строительный подряд, подряд на выполнение проектных и изыскательских работ, подрядные работы для государственных нужд) положения, предусмотренные данным параграфом, применяются, если иное не установлено правилами такого Кодекса об этих видах договоров (пункт 2 статьи 702 ГК РФ).
В силу пункта 1 статьи 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
Согласно пункту 1 статьи 763 ГК РФ подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.
Статьей 758 ГК РФ предусмотрено, что по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик (проектировщик, изыскатель) обязуется по заданию заказчика разработать техническую документацию и (или) выполнить изыскательские работы, а заказчик обязуется принять и оплатить их результат.
Таким образом, условие о сроках выполнения работы является существенным для договора подряда, в том числе для договора подряда на выполнение проектных и изыскательских работ.
На основании пункта 2 статьи 715 ГК РФ если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
В соответствии с пунктом 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должно содержаться, если иное не предусмотрено данным законом, следующая информация, краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 такого закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
На основании части 1 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с данным Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В силу части 4 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В извещении о проведении электронного аукциона, сформированном программно-аппаратными средствами официального сайта ЕИС, в графе "Сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг" было указано: "в течение 90 дней с даты заключения контракта".
Аналогичная информация содержалась в пункте 1.4 раздела 1 "Предмет контракта" заключенного сторонами контракта.
Согласно пункту 1.1 названного раздела предметом такого контракта являлось следующее:
"Подрядчик обязуется по заданию Заказчика в установленный настоящим контрактом срок выполнить проектные работы в целях проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регионального значения "Дом жилой при казенном винном складе", 1903 г., расположенного по адресу: г. Омск, ул. Волочаевская, д. 11 (далее соответственно - работы, объект) и сдать их результат Заказчику, а Заказчик обязуется принять результат работ и обеспечить оплату его в соответствии с настоящим контрактом".
Также на основании пункта 1.2 работы по контракту должны были выполняться подрядчиком в соответствии с Техническим заданием, являющимся приложением к такому контракту (далее - Техническое задание).
Из подпункта 6.4.3 пункта 6.4 раздела 6 "Порядок приемки выполненных работ" контракта следовало, что результатом выполненной работы по контракту являются проектная документация и (или) документ, содержащий результаты инженерных изысканий при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий.
Данные положения контракта конкретизированы Техническим заданием.
Так, согласно пунктам 2 и 3 Технического задания о назначении и цели выполнения работ, а также требованиям, предъявляемым к разработанной документации, основной задачей проведения работ является разработка проектных решений на сохранение объекта культурного наследия, по результатам выполнения которых должно быть обеспечено получение положительного заключения историко-культурной экспертизы документации и положительного заключения Министерства культуры Омской области.
Согласно пункту 1 части 6 статьи 8 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 360) с 1 января до 1 июля 2022 года положения частей 12.1 и 14.1, пункта 1 части 17.2, частей 20.1 и 22.1 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе (в редакции такого закона) не применяются.
В силу подпунктов "а", "б" и "в" пункта 3 части 6 статьи 8 Федерального закона N 360-ФЗ с 1 января до 1 июля 2022 года в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме, открытого аукциона в электронной форме, запроса котировок в электронной форме, закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 Федерального закона о контрактной системе (в редакции такого закона), закрытого конкурса в электронной форме, закрытого аукциона в электронной форме (далее также - закрытые электронные процедуры), заказчик:
а) направляет такое решение поставщику (подрядчику, исполнителю) в порядке, установленном частью 12.2 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе (в редакции данного закона);
б) не позднее дня направления решения (в соответствии с пунктом "а" данного пункта) размещает такое решение в единой информационной системе в сфере закупок по правилам, действовавшим до дня вступления в силу такого закона;
в) в случае неполучения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, направленного в соответствии с подпунктом "а" такого пункта, либо информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта считается день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения в соответствии с подпунктом "б" данного пункта.
Частью 12.2 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе установлено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 данной статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, при осуществлении закупок, предусмотренных статьей 93 (за исключением закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 такого Федерального закона), статьей 111 (в случае определения в соответствии с частью 1 статьи 111 данного Федерального закона особенностей, предусматривающих неразмещение информации и документов в единой информационной системе, на официальном сайте при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и статьей 111.1 такого Федерального закона, такое решение передается лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку или направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте. Выполнение заказчиком требований данной части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления считается:
1) дата, указанная лицом, имеющим право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), в расписке о получении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (в случае передачи такого решения лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку);
2) дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, предусмотренного такой частью, либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (в случае направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным письмом).
Принятое КУ "ЦУС" решение об одностороннем отказе от исполнения контракта было направлено (исх. N ИСХ-22/КУЦУС-1965) в адрес подрядчика 07.06.2022 заказным письмом с уведомлением о вручении (почтовый идентификатор отправления АО "Почта России" 64409966268246) по адресу, указанному в контракте: 630004, г. Новосибирск, ул. Дмитрия Шамшурина, д. 1, эт. 1, оф. 8, пом. 2.
Таким образом, заказчиком полностью исполнены требования Федерального закона о контрактной системе относительно порядка надлежащего уведомления поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Частью 13 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с требованием части 14 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 такой статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Датой надлежащего уведомления заказчиком подрядчика об одностороннем отказе от исполнения контракта признается 15.06.2022, когда заказчиком было получено подтверждение вручения направленного решения в соответствии с оттиском почтового штемпеля места вручения уведомления.
С учетом изложенного, ООО "БазисСтройПроект" в период с 16.06.2022 по 27.06.2022 имело право устранить нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия решения об одностороннем отказе заказчика от его исполнения.
3. Постановлением Правительства Российской Федерации "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" от 30.06.2021 N 1078 утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).
Согласно пункту 3 раздела II Правил обращение о включении информации об участнике закупки в реестр направляется в срок, предусмотренный частью 4 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе.
Частью 4 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе установлено, что заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 данного закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с данным законом участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 такой статьи.
В силу части 2 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
На основании подпункта "а" пункта 13 Правил не позднее 5 рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В соответствии с разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации, изложенными в постановлениях от 30.07.2001 N 13-П и от 21.11.2002 N 15-П, меры государственного принуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
Таким образом, при рассмотрении вопроса о включении сведений об участнике закупки, поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не должен ограничиваться формальным установлением факта нарушения закона и обязан исследовать все обстоятельства дела, дав оценку обстоятельствам, свидетельствующим направленности действий поставщика (подрядчика, исполнителя) на несоблюдение условий контракта или уклонение от его исполнения. Включение сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр является исключительной мерой ответственности за недобросовестное поведение поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии с пунктом 15 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 данных Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц, и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Омским УФАС России 29.06.2022 по адресу электронной почты общества: ssanders@inbox.ru, содержащемуся в сведениях об участнике при подаче заявки на участие в электронном аукционе, а также заказным письмом по адресу ООО "БазисСтройПроект", указанному в контракте: 630004, г. Новосибирск, ул. Дмитрия Шамшурина, д. 1, эт. 1, оф. 8, пом. 2, было направлено (исх. N 03-5270) уведомление с предложением о представлении в срок не позднее 01.07.2022 письменных пояснений на обращение заказчика о включении сведений в Реестр с приложением подтверждающих документов, данное письмо также содержало уведомление о рассмотрении 05.07.2022 в 10 час. 40 мин. настоящего обращения заказчика.
На указанный запрос Омского УФАС России представлены (вх. NN 6576э, 6577э от 05.07.2022) письменные пояснения, согласно которым, по мнению ООО "БазисСтройПроект", со стороны подрядчика предпринимались все необходимые действия, направленные на исполнение контракта.
Представленные заказчиком сведения о взаимодействии с подрядчиком в рамках исполнения контракта, документальные доказательства существенных нарушений условий контракта, послуживших основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, а также вся имеющаяся переписка между сторонами свидетельствуют о следующем:
ДАТА |
СОБЫТИЕ |
30.11.2021 |
В адрес подрядчика КУ "ЦУС" была направлена претензия (исх. N ИСХ- 21/КУЦУС-4435 от 29.11. 2021) о неисполнении обязательств по контракту. |
01.12.2021 |
Заказчик получил письмо общества (исх. N 1-12/21) с просьбой не принимать решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подрядчик также гарантировал исполнить обязательства, предусмотренные контрактом, до 20.12.2021. |
23.12.2021 |
Учреждению поступило обращение общества (исх. N 23-12/21) о заключении дополнительного соглашения по основанию, предусмотренному п. 9 ч. 1 ст. 95 Федерального закона о контрактной системе, об однократном изменении срока исполнения контракта на срок, не превышающий срока исполнения контракта, предусмотренного при его заключении. |
28.12.2021 30.12.2021 |
КУ "ЦУС" (по электронной почте) (заказным письмом) в адрес подрядчика направило (исх. N ИСХ-21/КУЦУС-4847 от 27.12.2021) претензию о начислении неустойки. Неустойка была оплачена подрядчиком 28.12.2021. |
29.12.2021 30.12.2021 |
(по электронной почте) (заказным письмом) заказчик направил (исх. N ИСХ-21/КУЦУС-4908) проект дополнительного соглашения к контракту. |
04.02.2022 08.02.2022 |
(по электронной почте) (заказным письмом) заказчиком направлена (исх. N ИСХ-22/КУЦУС-222) претензия о доначислении неустойки. Неустойка оплачена обществом 07.02.2022. |
08.02.2022 |
Между сторонами на основании п. 9 ч. 1 ст. 95 Федерального закона о контрактной системе заключено дополнительное соглашение N 2 к контракту об увеличении срока выполнения работ до 180 дней с даты заключения контракта. |
19.04.2022 21.04.2022 |
(по электронной почте) (заказным письмом) учреждением направлена (исх. N ИСХ-22/КУЦУС-1247) претензия о невыполнении подрядчиком работ, предусмотренных контрактом. |
19.05.2022 |
В адрес КУ "ЦУС" поступило (исх. N 19/01) обращение общества, из содержания которого следовало, что работы по выполнению проектной документации выполнены на 70 %, для выполнения оставшихся работ подрядчику необходимо 10-14 календарных дней. |
30.05.2022 31.05.2022 |
(по электронной почте) (заказным письмом) подрядчику направлена (исх. N ИСХ-22/КУЦУС-1667) претензия о невыполнении работ, предусмотренных контрактом. |
07.06.2022 |
По состоянию на указанную дату работы, предусмотренные контрактом, не выполнены |
Изложенное выше, по мнению Комиссии, указывает на то, что ООО "БазисСтройПроект" условия заключенного контракта надлежащим образом не исполнялись.
Так, согласно условиям контракта о сроке выполнения работ обязательства подрядчиком должны быть исполнены (с учетом начального и конечного сроков выполнения работ) в течение 90 дней.
При этом заключенным между сторонами дополнительным соглашением от 08.02.2022 срок выполнения работ был увеличен и стал составлять 180 дней с даты заключения контракта.
На момент принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта работы подрядчиком в полном объеме выполнены не были и с учетом заключенного дополнительного соглашения, установившего новый срок выполнения работ, заказчику для приемки не переданы.
О нарушении условий контракта свидетельствуют также неоднократно направленные в адрес подрядчика претензии (от 29.11.2021, 27.12.2021, 04.02.2022, 19.04.2022, 30.05.2022).
Представленные документы и сведения подтверждают факт того, что основная цель заключенного между сторонами контракта не достигнута - разработанная проектная документация, получившая положительное заключение государственной экспертизы, заказчику не представлена.
Вопреки доводам общества о невозможности исполнения обязательств по контракту в срок в связи со смертью сотрудника организации, выполнявшего научную часть работы, Комиссия отмечает, что подрядчик не был лишен возможности на основании подпункта 5.3.6 пункта 5.2 контракта привлечь для выполнения работ в данной части субподрядчиков.
Кроме того, указанные обстоятельства, на которые ссылается подрядчик как на основание невыполнения работ в обусловленный контрактом срок, произошли ранее заключения сторонами соглашения об увеличении срока выполнения работ.
Комиссии также не представлено доказательств, которые подтверждают, что в установленный частью 14 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе 10-дневный срок нарушения условий контракта обществом были устранены.
На момент рассмотрения сведений работы ООО "БазисСтройПроект" также выполнены не в полном объеме (с нарушением существенного условия контракта - конечного срока выполнения работ).
Более того, представленный в Омское УФАС скриншот с электронной почты подрядчика о направлении 04.07.2022 в адрес заказчика проектной документации не свидетельствует о том, что все обязательства, предусмотренные контрактом, подрядчиком исполнены.
Общество также не воспользовалось своим правом на исправление нарушений, послуживших основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта. В связи с чем Комиссия усматривает в действиях ООО "БазисСтройПроект" направленность на несоблюдение условий контракта.
Таким образом, ООО "БазисСтройПроект" не предпринимались достаточные меры для исполнения контракта, а у КУ "ЦУС", в свою очередь, имелись основания для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно пункту 1 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
На основании пункта 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Сложившаяся правоприменительная практика относит к непреодолимой силе такие чрезвычайные события, как землетрясение, извержение вулкана, наводнение, засуха, ураган, цунами, сель, а также военные действия, эпидемии, крупномасштабные забастовки, техногенные аварии и другие обстоятельства, при наличии которых нормальный ход развития экономических и правовых отношений невозможен.
Они характеризуются внезапностью (непредсказуемостью или неопределённостью во времени наступления) и неоднозначностью последствий, могут вызвать человеческие жертвы и нанести материальный ущерб.
Следует учесть, что в соответствии с пунктом 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях.
Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий.
Комиссией также не выявлены обстоятельства, которые в соответствии с пунктом 15 Правил являются основанием для принятия решения об отказе во включении информации о подрядчике в Реестр.
Доказательств наличия у подрядчика каких-либо обстоятельств, возникших вследствие непреодолимой силы и не позволивших ему исполнить надлежащим образом обязательства по контракту, в Омское УФАС России не представлено.
Действуя в рамках заключенного контракта, общество должно было осознавать то обстоятельство, что оно вступило в правоотношения по расходованию публичных финансов, что требовало от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей.
Комиссия считает, что при указанных обстоятельствах сведения об обществе с ограниченной ответственностью "БазисСтройПроект" подлежат включению в Реестр.
На основании изложенного, руководствуясь, частью 7 статьи 104, пунктом 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Включить в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сроком на два года сведения:
- об обществе с ограниченной ответственностью "БазисСтройПроект": 630004, г. Новосибирск, ул. Дмитрия Шамшурина, д. 1, эт. 1, оф. 8, пом. 2, ИНН 5407495194, КПП 540701001,
- о генеральном директоре и единственном участнике общества с ограниченной ответственностью "Фортуна" (размер доли (в процентах) - 100 % "_", ИНН 540221413407.
2. Информация, необходимая при включении сведений о недобросовестном подрядчике в Реестр:
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I+ II + III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по I разделу |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по II разделу |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
28.06.2022 |
01.07.2022 |
28.06.2022 |
0 |
28.06.2022 |
05.07.2022 |
05.07.2022 |
0 |
08.07.2022 |
08.07.2022 |
0 |
0 |
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии: |
"_"
"_"
"_" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 5 июля 2022 г. N РНП-55-103/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.07.2022