Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
проведена внеплановая проверка в отношении ГБУЗ "Детская городская больница города Новороссийска" МЗ КК при проведении электронного аукциона: "Поставка детских молочных смесей" (извещение N 0318300402422000037) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.
Заявитель обжалует "Описание объекта закупки", а именно: Заказчиком в "описании объекта закупки" установлены характеристики к закупаемому товару без надлежащего обоснования, что нарушает ч.6 ст.23 Закона о контрактной системе и количественные характеристики, отличные от указанных в нормативной документации (ТР ТС 033/2013 и ТР ТС 027/2012), что ограничивает потенциальных Участников закупки.
Жалоба была отозвана. На основании ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе проводится внеплановая проверка.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Заказчиком - ГБУЗ "Детская городская больница города Новороссийска" МЗ КК проводился электронный аукцион: "Поставка детских молочных смесей" (извещение N 0318300402422000037).
Начальная (максимальная) цена контракта - 221 975,98 руб.
Согласно ч.1 ст.49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
На основании ч.2 ст.8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта.
Согласно п.1), п.2) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Описание объекта закупки содержит качественные и количественные показатели продукта, согласно которому к поставке требуется специализированное лечебное питание с соответствующими показателями.
Учитывая разный качественный и количественный состав продуктов детского питания, все зарегистрированные на территории РФ продукты детского питания разных производителей, в том числе диетического и лечебно-профилактического, не являются идентичными и в то же время не являются однородными во всех отношениях, т.к. состоят из разных компонентов с разным их количественным составом, производятся по разным технологиям, разного исходного сырья и имеют разные страны происхождения, а следовательно и различную стоимость.
Продукты специализированного питания не являются лекарственными средствами (по МНН) и, ввиду многокомпонентности состава с различным содержанием ингредиентов не являются аналогичными.
Согласно Разделу "Описание объекта закупки" Заказчику требуется к поставке следующие товары:
1 |
Начальная молочная смесь для детского питания |
10.86.10.133 /10.86.10.133-00000002 |
Вид смеси: |
пресная |
Форма выпуска смеси: |
сухая |
|||
Сухая адаптированная молочная смесь для смешанного или искуственного вскармливания детей с рождения и до 6 месяцев |
соответствие |
|||
Требования на 100 мл готовой смеси: | ||||
Белок, г |
не менее 1,2 не более 1,7 |
|||
Жир, г |
не менее 3 не более 4 |
|||
Углеводы, г |
не менее 6,5 не более 7,5 |
|||
Лактоза ,% от общего количества углеводов |
не менее 65 |
|||
Кальций, мг |
не менее 40 не более 65 |
|||
Фосфор, мг |
не менее 15 не более 40 |
|||
Калий, мг |
не менее 60 не более 85 |
|||
Магний, мг |
не менее 4 не более 9 |
|||
Железо, мг |
не менее 0,5 не более 0,9 |
|||
Йод,мкг |
не менее 9 не более 15 |
|||
Ретинол (А), мкг-экв |
не менее 40 не более 70 |
|||
Витамин В2, мкг |
не менее 80 не более 280 |
|||
Витамин (К), мкг |
не менее 4 не более 10 |
|||
Витамин В1, мкг |
не менее 60 не более 210 |
|||
Ниацин (РР), мкг |
не менее 400 не более 1000 |
|||
Пробиотики, КОЕ/г |
не менее 1,0 |
|||
Пребиотики ГОС/ФОС, г |
не менее 0,2 |
|||
Упаковка герметичная |
наличие |
|||
Масса, нетто, г |
не менее 400 не более 500 |
|||
2 |
Последующая молочная смесь для детского питания |
10.86.10.133/ 10.86.10.133-00000007 |
Вид смеси |
пресная |
Тип смеси |
адаптированная |
|||
Форма выпуска смеси |
сухая |
|||
Сухая адаптированная молочная смесь для смешанного или искусственного вскармливания детей с 6 до 12 месяцев |
соответствие |
|||
Требования на 100 мл готовой смеси: | ||||
Белок, г |
не менее 1,2 не более 1,7 |
|||
Жиры, г |
не менее 2,5 не более 4 |
|||
Углеводы, г |
не менее 7 не более 8 |
|||
Лактоза ,% от общего количества углеводов |
не менее 50 |
|||
Йод, мкг |
не менее 5 не более 35 |
|||
Кальций, мг |
не менее 40 не более 90 |
|||
Натрий, мг |
не менее 15 не более 30 |
|||
Фосфор, мг |
не менее 20 не более 60 |
|||
Ретинол (А), мкг |
не менее 50 не более 76 |
|||
Токоферол (Е), мг |
не менее 0,4 не более 1,2 |
|||
Пиридоксин (В6), мкг |
не менее 40 не более 74 |
|||
Таурин, мг |
не менее 0, 2 не более 5,8 |
|||
Пробиотики, КОЕ/г |
не менее 1,0 |
|||
Пребиотики ГОС/ФОС, г |
не менее 0,2 |
|||
Упаковка |
герметичная |
|||
Масса, нетто, г |
не менее 400 не более 500 |
|||
3 |
Смесь для маловесных и недоношенных детей |
10.86.10.139 /10.86.10.139-00000005 |
Форма выпуска смеси: сухая |
сухая |
Сухая адаптированная молочная смесь для маловесных и недоношенных детей |
соответствие |
|||
Требования на 100 мл готовой смеси: | ||||
Белок, г |
не менее 1,9 не более 3,1 |
|||
Жир, г |
не менее 3,3 не более 4,5 |
|||
Углеводы, г |
не менее 7,2 не более 9,4 |
|||
Лактоза , г |
не более 4,0 |
|||
Таурин, мг |
не более 9 |
|||
Калий, мг |
не менее 78 не более 120 |
|||
Фосфор, мг |
не менее 40 не более 70 |
|||
Железо, мг |
не менее 1,3 не более 2 |
|||
Витамин Е, мг |
не менее 1,5 не более 6 |
|||
Витамин (К), мкг |
не менее 3 не более 10 |
|||
Инозит, мг |
не менее 3 не более 15 |
|||
Биотин, мкг |
не менее 1 не более 15 |
|||
Холин, мг |
не менее 5 не более 15 |
|||
Нуклеотиды, мг |
не более 3,5 |
|||
Упаковка герметичная |
наличие |
|||
Масса, нетто, г |
не менее 350 не более 500 |
|||
4 |
Смесь для маловесных и недоношенных детей |
10.86.10.139/10.86.10.139-00000004 |
Форма выпуска смеси: сухая |
жидкая |
Специализированная жидкая готовая к употреблению смесь для искусственного питания недоношенных и (или) маловесных детей с низкой и очень низкой массой тела при рождении |
Соответствие |
|||
Требования на 100 мл готовой смеси: | ||||
Белок, г |
не менее 1,9 не более 3,1 |
|||
Жир, г |
не менее 3,3 не более 4,5 |
|||
Арахидоновая кислота , мг |
не менее 12,0 не более 29,5 |
|||
Докозaгексаеновая кислота, мг |
не менее 8,0 не более 20,5 |
|||
Углеводы, г |
не менее 7,2 не более 9,4 |
|||
Лактоза, г |
не более 4,5 |
|||
Железо, мг |
не менее 1,3 не более 2 |
|||
Ретинол (А), мкг-экв |
не менее 165 не более 300 |
|||
Токоферол (Е), мг |
не менее 1,5 не более 6 |
|||
Кальциферол (Д), мкг |
не менее 1,5 не более 6 |
|||
Аскорбиновая кислота (С), мг |
не менее 10 не более 25 |
|||
Нуклеотиды, мг |
не более 3,5 |
|||
Стерильно |
соответствие |
|||
Объем, мл. |
не менее 50 не более 100 |
При составлении описания объекта закупки использовались: Технический регламент Таможенного союза: ТР ТС 021/2011, ТР ТС 027/2012, ТР ТС 022/2011 ТР ТС 033/2013;
Для более детального описания товара, отвечающего требованиям заказчика, помимо показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, использовались показатели, требования, условные обозначения и терминология, применяемые производителями в технической документации и на официальных сайтах.
Согласно ч.5 ст.23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
Исходя из содержания ч.6 ст.23 Закона о контрактной системе, порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с п.4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "и" п.10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при планировании закупки и ее осуществлении использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
В силу п.5 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд заказчик вправе указать в плане закупок, плане-графике закупок, формах обоснования закупок, извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями ст. 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога.
На основании п.6 Правил в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Заказчиком в сноске "Описания объекта закупки" электронного аукциона указано: "При составлении описания объекта закупки использовались: Технический регламент Таможенного союза: ТР ТС 021/2011, ТР ТС 027/2012, ТР ТС 022/2011, ТР ТС 033/2013".
Согласно части 2 статьи 39 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" лечебное питание является неотъемлемым компонентом лечебного процесса и профилактических мероприятий, включает в себя пищевые рационы, которые имеют установленный химический состав, энергетическую ценность, состоят из определенных продуктов, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, подвергаемых соответствующей технологической обработке.
Действующим стандартом (регламентом) к требованиям продуктов, которые распространяются молочные смеси (в том числе сухие молочные смеси), является Технический регламент Таможенного союза "О безопасности молока и молочной продукции" (ТР ТС 033/2013), а так же Технический регламент Таможенного союза "О безопасности отдельных видов специализированной пищевой продукции, в том числе диетического лечебного и диетического профилактического питания (ТР ТС 027/2012), а также "Национальная программа оптимизации вскармливания детей первого года жизни в РФ", Москва.
Технические регламенты 027/2012 и 033/2013 регулируют правила идентификации, производства, маркировки и обращения продукции на территории Таможенного Союза и обеспечивают свободное перемещение выпускаемой в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза.
В соответствии со статьей 4 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 027/2012 "О безопасности отдельных видов специализированной пищевой продукции, в том числе диетического лечебного и диетического профилактического питания" (принят Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 15.06.2012 N 34) (далее - ТР ТС 027/2012), смеси для питания недоношенных и (или) маловесных детей представляют собой пищевую продукцию для детского питания, произведенную на основе коровьего молока или молока других продуктивных животных и (или) продукции переработки молока и предназначенная для удовлетворения физиологических потребностей недоношенных и (или) маловесных детей.
Приложением 3 к ТР ТС 027/2012 установлены Требования к пищевой ценности отдельных видов специализированной пищевой продукции, в том числе диетического лечебного и диетического профилактического питания для детей раннего возраста, в соответствии с которыми к составу смесей для питания недоношенных и (или) маловесных детей .
Из анализа положений технического регламента, а также Технического задания аукционной документации следует, что выбранные заказчиком характеристики закупаемой продукции по позициям NN 1 - 4 предусмотрены техническим регламентом, значения выбранных характеристик соответствуют указанному в регламенте диапазону.
Поскольку состав продукта является важнейшей составляющей потребительских свойств товара, влияющий на его качественные параметры и определяющий применение, то указание на состав, по сути, является обязательным при указании требований к закупаемому товару в техническом задании.
Заказчик разрабатывает и утверждает техническое задание и описание объекта закупки с учетом своих потребностей и специфики деятельности. При составлении Технического Задания Заказчиком были учтены Рекомендации ГУ Научного Центра здоровья детей РАМН. Учтены не только требования, прописанные в выше указанных документах, но и рекомендации работников ЛПУ, которые основываются на многолетнем опыте наблюдений и назначений питания больным детям в условиях стационарного лечения (учитывается реакция организма ребенка на употребление той или иной продукции), а также совокупности всех выше перечисленных требований и рекомендаций. При назначении питания ребенку необходимо принимать во внимание многие факторы, осуществлять дифференциальный и индивидуальный подход. Активные процессы роста и развития, характерные для организма ребенка, требуют максимально полного обеспечения возрастных потребностей в основных пищевых веществах и энергии. Это вносит определенные сложности в составлении рациона (диеты) питания у разных детей. Замена смеси в условиях стационара вызывает у больного ребёнка дополнительный стресс, приводит к гипотрофии, снижает иммунитет и сопротивляемость детского организма, что может привести к дополнительным рискам в период лечения.
Заказчиком электронного аукциона является детское учреждение, в котором находятся на излечении дети, в том числе дети раннего возраста. Данную категорию пациентов, кроме обслуживания медицинским персоналом, необходимо обеспечить соответствующим диетическим и (или) специализированным питанием. При этом требования заказчика к характеристикам товара продиктованы государственными стандартами качества к данному виду продукции. Несоблюдение или отклонение от указанных характеристик создает угрозу для общественной безопасности и здоровья населения.
При описании объекта закупки в качестве требований к массе нетто объекта закупки Заказчиком установлен критерий: по пунктам 1 и 2 - не менее 400 не более 500 грамм; по пункту 3 - не менее 350 не более 500 грамм.
Подпунктом а) пункта 61 раздела XI "ТР ТС 033/2013. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности молока и молочной продукции" установлено, что продукция детского питания в виде сухих продуктов (адаптированные или частично адаптированные начальные или последующие молочные смеси, сухие кисломолочные смеси, пищевая продукция прикорма на молочной основе, продукты моментального приготовления, молочные каши сухие (восстанавливаемые до готовности в домашних условиях питьевой водой) для питания детей раннего возраста должны выпускаться в обращение на таможенной территории Таможенного союза только фасованными и упакованными в герметичную мелкоштучную упаковку, не превышающую 1 кг.
Указанный заказчиком критерий к массе нетто (не более 500 гр) не превышает установленный техническим регламентом допустимый максимальный показатель (1 кг).
Заказчиком произведен анализ рынка требуемой продукции. Все требования к объекту закупки, установленные в Техническом задании, не ограничивают конкуренцию, так как в функциональных характеристиках указан диапазон химического состава продукции, функциональные характеристики (потребительские свойства), позволяющие поставить эквивалентный товар.
На территории Российской Федерации в свободном обращении присутствуют конкурирующие торговые марки детских молочных смесей и напитков, полностью соответствующих установленным Заказчиком характеристикам предмета закупки. Техническое задание соответствует продуктам как минимум двух производителей.
Данные требования к закупаемому товару не нарушают законодательство о контрактной системе, а обеспечивают удовлетворение индивидуальной потребности заказчика, распространяются на всех участников закупки и не ставят кого-либо в преимущественное положение.
Законом о контрактной системе не предусмотрена обязанность при осуществлении закупки принимать во внимание особенности деятельности хозяйствующих субъектов, являющихся не только официальными дистрибьюторами, но и производителями. Объектом закупки является поставка товара, а не его изготовление, соответственно принять участие в данной закупке может любое юридическое, физическое лицо, индивидуальный предприниматель, дилеры, дистрибьюторы, поставщики, производители, готовые поставить товар, отвечающий требованиям извещения об осуществлении закупки и удовлетворяющий потребностям заказчика.
Как следует из определения Верховного Суда Российской Федерации от 04.05.2017 "_Основной задачей норм, содержащихся в Законе о контрактной системе, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников определения поставщика (подрядчика, исполнителя), сколько выявление в результате такого определения лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени удовлетворит потребности заказчика в необходимом товаре, работе, услуге_".
В составе жалобы Заявителем не представлено документов, подтверждающих обоснованность данных доводов, а также свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе. Кроме того, Заявителем не представлено доказательств того обстоятельства, что содержащиеся в "Описании объекта закупки" требования необоснованно создали одним участникам размещения закупки преимущество перед другими, являются непреодолимыми для некоторых участников размещения закупки, а также каким-либо иным образом повлекли за собой ограничение количества участников размещения закупки.
Таким образом, установив вышеуказанные требования, Заказчик фактически обозначил конкретные характеристики товара, потребность в которых обусловлена спецификой его деятельности, следовательно, положения документации об электронном аукционе не противоречат Закону о контрактной системе.
Комиссия, руководствуясь ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. В указанных действиях Заказчика - ГБУЗ "Детская городская больница города Новороссийска" МЗ КК нарушение Закона о контрактной системе не подтверждены.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 30 июня 2022 г. N 463/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.07.2022