Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии - заместитель руководителя Крымского УФАС России А.П. Рудакова,
члены Комиссии:
заместитель начальника отдела контроля закупок Крымского УФАС России А.М. Крылова,
заместитель начальника отдела контроля закупок Крымского УФАС России Т.Д.Аблаева,
при участии посредством видеоконференц-связи представителей интереса:
- ФГБОУ "Международный детский центр "Артек" (далее - Заказчик) - Борисенко А.В., Петыш О.С. (по доверенности);
- ИП Процыков Станислав Александрович (далее - Заявитель) - Трошкова М.А. (по доверенности),
рассмотрев посредством видеоконференц-связи жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении закупки "Текущий ремонт библиотеки детского лагеря "Речной" ФГБОУ "МДЦ "Артек" (о)" (извещение N 0375100001222000192) (далее - Закупка), в соответствии со статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, пунктом 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 N727/14, зарегистрированного в Министерстве юстиции Российской Федерации 27.02.2015 за N36262 (далее - Административный регламент от 19.11.2014 N727/14),
УСТАНОВИЛА:
В Крымское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, опубликовавшего извещение о Закупке с нарушением требований Закона о контрактной системе.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Закупки Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы Комиссия установила следующее.
Согласно доводам жалобы Заявителя: "Отсутствие в документации о закупке проектно-сметной документации приводит к невозможности формирования участником закупки предложения по выполнению государственного контракта. При отсутствии в документации всей необходимой информации невозможно определить полностью технические характеристики и объемы строительных работ и оценить возможность участия в электронном аукционе. И в таком случае вероятно обжалование со стороны участника закупки.
На официальном сайте для размещения заказов существуют следующие ограничения на загружаемые файлы: -один файл не может превышать 50 Мб; -общий объем загружаемых файлов не может превышать 2 ГБ; -формат прикрепляемого должен быть одним из следующих: bmp, jpg, jpeg, gif, tif, tiff, docx, doc, rtf, txt, pdf, xls, xlsx, rar, zip, csv, odp, odf, ods, odt, sxc, sxw.
Ограничение на количество загружаемых файлов отсутствует.
Таким образом, отсутствие проектно-сметной документации в составе документации, ограничивает возможность подготовки заявки на участие, и влечет за собой ограничение количества участников закупки, что является нарушением и содержит признаки административного правонарушения. Аналогичная позиция содержится в решении ФАС России по делу N К-1757/14 от 27 ноября 2014 г, Решении ФАС России от 15.06.2015 по делу NК-697/15.
_
Ввиду того, что Заказчиком в ответе на запрос даны пояснения о том, что указанные
системы в перечне работ должны быть смонтированы в общую систему безопасности, а так же являются работами по монтажу новой системы пожарной и охранной сигнализации (заменой старой системы которая не соответствует нормам и требованиям действующего законодательства на новую систему), считаем что данные работы не могут являться сопутствующими и отнесены в рамки текущего ремонта и включать полный спектр мероприятий которые Заказчиком были указаны при разъяснении положений закупочной документации (подключение к общей системе) и не входят в перечень работ по текущему ремонту утвержденный Постановлением Правительства РФ от 30.11.2021 N2120 "Об осуществлении замены и (или) восстановления отдельных элементов строительных конструкций зданий, сооружений, элементов систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно- технического обеспечения при проведении текущего ремонта зданий, сооружений".
Так же прошу обратить внимание Заказчиком проигнорированы запросы о предоставлении проектной документации, тем самым создавая ограничение и возможность подготовки заявки на участие (просчитав стоимость и трудозатраты), и влечет за собой ограничение количества участников закупки, что является нарушением и содержит признаки административного правонарушения".
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование
На основании пункта 8 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должно содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, или типовую проектную документацию, или смету на капитальный ремонт объекта капитального строительства, за исключением случая, если подготовка таких проектных документаций, сметы в соответствии с указанным законодательством не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с частями 16 и 16.1 статьи 34 настоящего Федерального закона, при которых предметом контракта является в том числе проектирование объекта капитального строительства. Включение проектной документации в описание объекта закупки в соответствии с настоящим пунктом является надлежащим исполнением требований пунктов 1 - 3 настоящей части, части 2 настоящей статьи.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно извещению о проведении Закупки объектом закупки является текущий ремонт библиотеки детского лагеря "Речной" ФГБОУ "МДЦ "Артек" (о).
Содержание видов работ по текущему ремонту объекта предусмотрено техническим заданием и локальным сметным расчетом (приложения к извещению о Закупке). Код ОКПД2 - 43.39.19.190 "Работы завершающие и отделочные в зданиях и сооружениях, прочие, не включенные в другие группировки".
В локальном сметном расчете содержится 143 позиций, в том числе включен раздел "Пожарная сигнализация", включающий позиции с 63 по 103.
Пунктом 7 Технического задания установлено, что Подрядчик обязан:
- выполнить полный объем работ согласно Локальному сметному расчету (Приложение N 1 к настоящему техническому заданию) с применением собственных материалов, оборудования;
- зоны, где ведутся строительные или ремонтные работы должны быть ограждены сигнальной лентой (по одному объекту должна использоваться однородная лента);
- обеспечить соблюдение правил привлечения и использования иностранной и иногородней рабочей силы, установленные законодательством РФ и нормативными правовыми актами Республики Крым;
- организовать доставку материала и оборудования необходимого для выполнения работ;
- информировать Заказчика о ежедневном ходе выполнения работ письменным уведомлением в адрес Заказчика не позднее 1 рабочего дня после проведенной работы за один день;
- обеспечить в рабочее время доступ представителю Заказчика на объект;
- обеспечить своевременный сбор и вывоз мусора при проведении и после окончания работ (не позднее 3-х дней после выполнения работ);
- обеспечить в 10-дневный срок, со дня подписания акта приемки завершенных работ, за пределы мест выполнения работ принадлежащие Подрядчику строительные машины, оборудование, инвентарь, инструменты и другое имущество;
- при открытии и сдаче объектов обязательно провести фотофиксацию объекта не менее чем в 4-х точках;
- работы выполнять в соответствии с контрактом, техническим заданием, сметами, действующими регламентами, установленными на соответствующий вид работ.
- назначить лиц, ответственных за обеспечение требований охраны труда, ответственных лиц за производство работ и предоставить Заказчику письменное уведомление о назначении таких ответственных до начала выполнения работ;
- организовать допуск персонала к работам, в том числе зонах постоянно или потенциально опасных производственных факторов;
- обеспечить своих работников исправными средствами коллективной и индивидуальной защиты, спецодеждой с логотипом Подрядчика или иным различительным обозначением Подрядчика в текстовом виде;
- содержать производственные территории, участки работ и рабочие места в чистоте и порядке;
- обеспечить исправное техническое состояние и безопасную эксплуатацию оборудования, пневмоинструментов, технологической оснастки;
- обеспечить выполнение мероприятий по коллективной защите работающих (освещение, защитные и предохранительные устройства);
- персонал Подрядчика допускается к работе только после прохождения инструктажа силами Подрядчика, что документально фиксируется, и подписывается ответственным лицом подрядчика (охрана труда и противопожарная безопасность);
- обеспечить выполнение мероприятий по устранению замечаний представителя Заказчика;
- обеспечить наличие на объекте материальных и технических средств для осуществления ликвидации аварий, пожаров и т.п.
Используемые при выполнении работ материалы поставляются в упаковке и с маркировкой, соответствующей характеру поставляемого материала и способу транспортировки. Упаковка предохраняет материалы от всякого рода повреждений, утраты товарного вида при транспортировке. Поставка материала осуществляется транспортом и силами Подрядчика (включая погрузо-разгрузочные работы).
Ежедневно, после выполнения работ, Подрядчик производит уборку места выполнения работ, вывоз строительного мусора в специально отведенные места, предназначенные для размещения таких отходов.
Заказчиком представлены письменные возражения следующего содержания:
"Согласно части 8.1. статьи 55.24 Градостроительного кодекса - Правительство может определять случаи текущего ремонта при замене отдельных элементов строительных конструкций таких зданий.
В соответствии с ч. 1 ПП РФ от 30 ноября 2021 г. N 2120 (действует с 01.03.2022):
Установить, что при проведении текущего ремонта зданий, сооружений может осуществляться замена и (или) восстановление отдельных элементов строительных конструкций таких зданий, сооружений (за исключением элементов несущих строительных конструкций), элементов систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения таких зданий, сооружений в случае ухудшения или утраты технических характеристик, эстетических и (или) эксплуатационных свойств таких элементов строительных конструкций зданий, сооружений, элементов систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения согласно приложению.
(ссылка на Закон: http://actual.pravo.gov.ru/text.html#pnum=0001202111300147)
В соответствии с Приложением ПП РФ от 30 ноября 2021 г. N 2120 текущим ремонтом являются:
2. Отдельные элементы системы электроснабжения без изменения схемных решений.
7. Выступающие элементы фасада (в том числе части элементов) в случае, если это не влечет изменение характеристик здания, сооружения, предусмотренных утвержденной проектной документацией.
16. Оконные и дверные блоки (поливинилхлоридные, деревянные, противопожарные), в том числе фурнитура к ним (доводчики, ручки, петли), если это не влечет изменение характеристик здания, сооружения, предусмотренных утвержденной проектной документацией.
18. Подвесные потолки.
20. Напольные покрытия.
21. Стяжки пола.
33. Облицовки стен фундаментов (в том числе восстановление штукатурки со стороны подвальных помещений, перекладка облицовки из кирпичной кладки, расчистка и заделка трещин).
Аналогичные работы предусмотрены Локальным сметным расчетом по Закупке N 0375100001222000192.
Следовательно, объектом данной закупки является текущий ремонт
В соответствии с ч. 1 ст. 48 ГрК РФ, п. 8 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ проектная документация для проведения закупки не требуется, текущий ремонт зданий, сооружений не относится к работам, которые проводятся только на основании проектной документации.
Таким образом, Закон о контрактной системе не предусматривает обязанность опубликования проектной документации при закупке на текущий ремонт (п. 8 ч. 1 ст. 33, ч. 6 ст. 110.2 Закона N 44-ФЗ).
Добавим, что из жалобы Заявителя следует, что отсутствие проектно-сметной документации ограничивает конкуренцию. Однако полный объем работ совершенно понятен из локально-сметного расчета и больше информации для участника закупки не требуется при текущем ремонте в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из жалобы Заявителя следуют, что электромонтажные работы, указанные в Раздела 2 Локальной сметы, не являются сопутствующими.
Однако из сметы видно, что осуществляется подключение электротехники провода, которой проходят через подвесные потолки.
Потолки предусмотрены п. 25 ФЕР15-01-047-15 локальной сметы: "подвесных потолков типа <Армстронг> по каркасу из оцинкованного профиля".
Таким образом, работы указанные в смете связаны между собой и не могут быть проведены отдельными лотами.".
В силу части 1 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации, рабочей документации (в том числе путем внесения в них изменений в соответствии с настоящим Кодексом) применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику или иному правообладателю (которому при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности органы государственной власти (государственные органы), Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", органы управления государственными внебюджетными фондами или органы местного самоуправления передали в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, на основании соглашений свои полномочия государственного (муниципального) заказчика) земельного участка, а также раздела проектной документации "Смета на капитальный ремонт объекта капитального строительства" при проведении капитального ремонта объекта капитального строительства в случаях, предусмотренных частью 12.2 настоящей статьи.
Согласно части 2 ГрК РФ проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой и графической формах и (или) в форме информационной модели и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
Комиссия, изучив материалы дела, заслушав пояснения сторон, отмечает, что из анализа представленных в материалы дела локальных сметных расчетов по виду, специфике работ и использованных материалов не усматривается, что рассматриваемые работы по монтажу пожарной сигнализации подлежат отнесению к капитальному ремонту объектов капитального строительства, затрагивают или изменяют несущие конструкции зданий, строений, сооружений и обладают иными признаками работ по капитальному ремонту; в рассматриваемом случае указанные работы не относится к работам, которые влекут за собой реконструкцию или капитальный ремонт зданий, строений или сооружений, а относится к мероприятиям, связанным с текущей противопожарной эксплуатацией объекта.
При этом указанные работы не могут быть квалифицированы как реконструкция, поскольку параметры объектов капитального строительства не изменяются, ни как модернизация, поскольку замена объектов не производится, ни как дооборудование, так как объекты не получают новых дополнительных функций.
Объектом закупки является выполнение работ по текущему ремонту, в состав работ включены работы по монтажу пожарной сигнализации.
Как видно из локального сметного расчета, работы по монтажу элементов пожарной сигнализации, не являются основным, самостоятельным объектом Закупки, а лишь входят в состав работ по текущему ремонту объекта
Монтаж пожарной сигнализации не относится к работам по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитальному ремонту, в связи с чем не требуется утверждения проектной документации, предусмотренной законодательством о градостроительной деятельности.
Представитель Заказчика в ходе заседания пояснил, что на объекте имеется пожарная сигнализация, демонтаж старого оборудования пожарной сигнализации не требуется, в ходе работ необходимо наладить работу данного здания с общими системами пожарной безопасности Заказчика.
Заявитель не представил обоснований довода на основании какой нормы действующего законодательства Заказчик, при выполнении работ по текущему ремонту и монтажу пожарной сигнализации должен разместить в составе извещения проект на выполнение данного вида работ.
Доводы относительно того, что часть работ относятся к работам по капитальному ремонту, признаются Комиссией необоснованными, в связи с тем, что из представленного описания объекта закупки невозможно установить необходимость проведения капитального ремонта при выполнении работ по монтажу пожарной сигнализации. Иного Заявителем не доказано.
На основании изложенного, руководствуясь частью 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом от 19.11.2014 N727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу Заявителя необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия
Председатель Комиссии А.П. Рудакова
Члены Комиссии: А.М. Крылова
Т.Д.Аблаева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю от 8 июля 2022 г. N 082/06/106-828/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.07.2022