Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ООО АБ "Ин "Проджект" (далее - Заявитель) на действия комиссии по осуществлению закупок ФГБУ "НМИЦ онкологии им. Н.Н. Петрова" (далее - Комиссия по осуществлению закупок), при проведении ФГБУ "НМИЦ онкологии им. Н.Н. Петрова" (далее - Заказчик), Комиссией по осуществлению закупок, АО "ЕЭТП" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на выполнение проектно-изыскательских работ по объекту "Строительство и реконструкция комплекса зданий ФГБУ "НМИЦ онкологии им. Н.Н. Петрова" Минздрава России (2-й этап) Центр детской онкологии и онкогематологии с клинической лабораторией клеточной и генной терапии (ЦДОГ)" (далее - Объект закупки) (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 0372100048822000546) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Комиссии по осуществлении закупок, при проведении Заказчиком, Комиссией по осуществлению закупок, Оператором электронной площадки Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Комиссии по осуществлению закупок, неправомерно принявшей решение о признании заявки Заявителя несоответствующей требованиям Конкурсной документации.
В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Комиссии по осуществлению закупок 11.07.2022 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы в заседании Комиссии объявлен перерыв, заседание продолжилось 12.07.2022.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
Согласно извещению о проведении Конкурса, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Конкурса (далее - Извещение) размещено в ЕИС - 08.06.2022;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс в электронной форме;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 64 007 000 руб.;
4) источник финансирования - федеральный бюджет, КБК - 05609090120194009414;
5) дата окончания подачи заявок на участие в закупке - 24.06.2022;
6) на участие в Конкурсе подано 2 заявки;
7) по результатам рассмотрения 1 заявка признана соответствующей требованиям Извещения и Закона о контрактной системе;
8) победителем Конкурса признано ООО "Проектная организация "Гипрокон" с предложением о цене контракта в размере 64 007 000 руб.
1. По мнению Заявителя, Комиссией по осуществлению закупок заявка Заявителя неправомерно признана несоответствующей требованиям Извещения и Закона о контрактной системе, поскольку в составе заявки предоставлена лицензия, выданная ООО "ПСК "Аналитика" Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, на осуществление "деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности)", на виды работ "размещение источников ионизирующего излучения, проектирование средств радиационной защиты источников ионизирующего излучения" (далее - Лицензия Роспотребнадзора).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
При этом в соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 части 11 статьи 48 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за днем получения вторых частей заявок на участие в закупке, информации и документов в соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 48 Закона о контрактной системе, но не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают вторые части заявок на участие в закупке, направленные оператором электронной площадки, и принимают решение о признании второй части заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке.
Согласно пункту 39 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) лицензированию подлежит деятельность в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности).
В соответствии с частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено ГрК РФ.
Подпунктом "д" пункта 2 требований к содержанию, составу заявки на участие в Конкурсе и инструкции по ее заполнению установлено требование к участникам закупки о наличии документов, подтверждающих соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе (соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки):
"- копия действующей лицензии или выписка из реестра лицензий, подтверждающая наличие действующей лицензии на осуществление деятельности в области источников ионизирующего излучения, выполняемых (оказываемых) в составе лицензируемого вида деятельности - "проектирование средств радиационной защиты источников ионизирующего излучения" (далее - Лицензия);
- копия действующей выписки из реестра саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования с правом выполнять работы в отношении объектов капитального строительства; при этом, саморегулируемая организация, в которой состоит участник закупки, должна иметь компенсационный фонд обеспечения Контрактных обязательств и совокупный размер обязательств участника закупки по Контрактам, которые заключены с использованием конкурентных способов, не должен превышать уровень ответственности участника по указанному компенсационному фонду обеспечения Контрактных обязательств. Данные требования не распространяются на юридические лица в случаях, которые перечислены в ч. 4.1 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ."
Согласно протоколу подведения итогов от 04.07.2022 N ИЭОК1 Комиссией по осуществлении закупок заявка Заявителя признана несоответствующей требованиям Извещения и Закона о контрактной системе по следующим основаниям: "п.3 ч.12 ст.48 N44-ФЗ - Несоответствие участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с ч.1 ст.31 Закона N44 ФЗ, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с ч.1.1, 2 и 2.1 ст.31 Закона N44 ФЗ: Не соответствует. Участником представлена копия лицензии другого юридического лица и письмо о привлечении данного лица на этапе исполнения обязательств по контракту, что является недопустимым, так как требования, устанавливаемые пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (в том числе в части наличия лицензии на определённые законодательством виды деятельности) устанавливаются именно к участнику закупки, который обязан подтвердить своё соответствие, а не соответствие иных лиц (определение Верховного Суда Российской Федерации N 271-ПЭК18 от 12 ноября 2018 г.). Таким образом, участником закупки не представлена копия лицензии или выписка из реестра лицензий, подтверждающая наличие действующей лицензии на осуществление деятельности в области источников ионизирующего излучения, выполняемых (оказываемых) в составе лицензируемого вида деятельности - "проектирование средств радиационной защиты источников ионизирующего излучения".
Представитель Заявителя на заседании Комиссии пояснил, что в составе заявки Заявителя представлена Лицензия Роспотребнадзора, выданная ООО "ПСК "Аналитика", которое будет привлечено Заявителем к исполнению контракта в качестве субподрядчика, в случае признания Заявителя победителем Конкурса и заключения контракта.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что согласно медико-технологическому заданию на разработку проектной документации объекта капитального строительства в состав диагностическо-лечебной базы входит в том числе томограф магнитно-резонансный, являющийся источником ионизирующего излучения, в связи с чем Заказчиком установлено требование к участникам закупки о наличии Лицензии. При этом в составе заявки Заявителя представлена Лицензия, выданная третьему лицу, что не соответствует требованиям Извещения, в связи с чем заявка Заявителя признана несоответствующей требованиям Извещения и Закона о контрактной системе.
Комиссия, изучив пояснения сторон и документы прилагаемые к Извещению, установила, что объектом закупки является выполнение проектно-изыскательских работ для строительства онкологического центра. Право участника закупки выполнять указанные работы подтверждается соответствующей выпиской СРО, которая представлена в составе заявки Заявителя, при этом Извещение и проект государственного контракта не содержат указания на работы, выполнение которых подлежит лицензированию.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего требование к участникам закупки о наличии Лицензии, нарушают требования пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, и содержат признаки состава административного преступления, предусмотренного частью 4 ст. 7.30. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее- КоАП РФ).
При этом действия Комиссии по осуществлению закупки неправомерно признавшей заявку Заявителя несоответствующей требованиям Извещения и Закона о контрактной системе нарушают пункт 1 части 11 статьи 48 Закона о контрактной системе, что содержит признаки составов административных правонарушений, ответственность за совершение которых предусмотрена частями 2 статьи 7.30 КоАП РФ.
2. В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
Частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном Законом о контрактной системе реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации о лицах, информация о которых содержится в заявке на участие в закупке в соответствии с подпунктом "в" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, если Правительством Российской Федерации не установлено иное.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должна содержать идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, управляющего (при наличии), управляющей организации (при наличии), участников (членов) корпоративного юридического лица, владеющих более чем двадцатью пятью процентами акций (долей, паев) корпоративного юридического лица, учредителей унитарного юридического лица или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика таких лиц.
Вместе с тем Комиссией установлено, что в Извещении Заказчиком установлено "требование об отсутствии в предусмотренном Федеральным законом N 44-ФЗ реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации о лицах, указанных в пунктах 2 и 3 части 3 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ".
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, ненадлежащим образом установившего требование к участникам закупки об отсутствии сведений в реестре недобросовестных поставщиков в недействующей редакции Закона о контрактной системе, нарушают часть 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4 статьи 7.30 КоАП РФ.
3.В силу пункта 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует критерий "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
Частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что порядок оценки заявок участников закупки, в том числе, предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20.12.2021 N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" утверждено положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Постановление N 2604).
Согласно пункту 2 Постановления N 2604 "оценка заявок" - действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, и в соответствии с Постановления N 2604 баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 3 Положения для оценки заявок в соответствии с Постановлением N 2604 применяется критерий "Квалификация участников закупки".
Согласно пункту 8 Постановления N 2604 в случае применения показателей оценки по критерию оценки, предусмотренному, подпунктом "г" пункта 3 Постановления N 2604:
а) применяются детализирующие показатели;
б) в отношении каждого детализирующего показателя устанавливается значимость детализирующего показателя. Сумма величин значимости всех применяемых детализирующих показателей по показателю оценки составляет 100 процентов;
в) оценка заявки (части заявки) по показателю оценки определяется путем суммирования среднего количества баллов, присвоенных всеми принимавшими участие в ее рассмотрении и оценке членами комиссии по осуществлению закупок по каждому детализирующему показателю, умноженного на значимость соответствующего детализирующего показателя. При этом среднее количество баллов определяется путем суммирования количества баллов, присвоенных каждым членом комиссии по осуществлению закупок, и последующего деления на количество таких членов.
Пунктом 22 Постановления N 2604 установлено, что в случае отсутствия функциональной зависимости между значением характеристики объекта закупки, определенной количественным значением, и значением количества присваиваемых баллов, а также в случае, если характеристика не определяется количественным значением, значение количества баллов по детализирующему показателю присваивается заявке, подлежащей в соответствии с Законом о контрактной системе оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки", по шкале оценки. При этом документом, предусмотренным приложением N 1 к Положению, устанавливаются значения количества баллов, присваиваемые за предлагаемое (предлагаемые) участником закупки количественное значение (значения) характеристики объекта закупки или предлагаемое участником закупки свойство (свойства) объекта закупки.
Согласно пункту 23 Постановления N 2604 если в случае, указанном в пункте 22 Постановления N 2604, предусматривается оценка наличия или отсутствия характеристики объекта закупки, шкала оценки должна предусматривать присвоение:
а) 100 баллов заявке (части заявки), содержащей предложение о наличии характеристики объекта закупки, а при отсутствии характеристики объекта закупки - 0 баллов (если лучшим является наличие характеристики объекта закупки);
б) 100 баллов заявке (части заявки), содержащей предложение об отсутствии характеристики объекта закупки, а при наличии характеристики - 0 баллов (если лучшим является отсутствие характеристики объекта закупки).
Вместе с тем, согласно порядку оценки заявок, установленному приложением к Извещению, по детализирующему показателю "Характеристика N 1 (качество работ)" (далее - Детализирующий показатель) показателя "Качественные характеристики объекта закупки" (далее - Показатель) критерия оценки "Характеристики объекта закупи" (далее - Характеристики) установлено, что "Оценка заявок осуществляется в соответствии с подпунктом "а" пункта 23 Положения. Количество баллов, присваиваемых заявке (предложению) по показателю характеристики N1 "качество работ", предусмотренным подпунктом "а" пункта 23 Положения, определяется как среднее арифметическое оценок (в баллах) всех членов комиссии по закупкам, присуждаемых заявке (предложению) по указанному показателю. Максимальное количество баллов - 100, такое количество баллов будет присуждено комиссией Предложению участника о качественных характеристиках объекта закупки, которое содержит предложение с детализированным описанием по 1-му и 2-му видам работ.
Отсутствие предложений о качественных характеристиках объекта или непредставление предложений участника о качественных характеристиках объекта - 0 баллов;
Наличие предложений с детализированным описанием по 1-му виду работ - 50 баллов;
Наличие предложений с детализированным описанием по 2-му виду работ - 50 баллов".
Комиссия приходит к выводу, что установленный Заказчиком порядок оценки заявок не соответствует требованиям пункта 22 и 23 Постановления N 2604, поскольку данными нормами не предусмотрена возможность оценки предложения участника закупки по характеристике объекта закупки в порядке, указанном в Извещении.
Таким образом, действия Заказчика нарушают пункт 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 7.30 КоАП РФ.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "АБ "Инпроджект" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пункта 1 части 1, части 1.1.
статьи 31, пункта 11 части 1 статьи 42, пункта 1 части 11 статьи 48 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Комиссии по осуществлению закупок, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы от 12.07.2022 по делу N 28/06/105-2303/2022 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 12 июля 2022 г. N 28/06/105-2303/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.07.2022