Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГБУК "Государственный мемориальный музей А.В. Суворова" (далее - Заказчик):
ООО "Архитектурно-реставрационная мастерская N 1" (далее - Заявитель):
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 17257-ЭП/22 от 01.07.2022) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по разработке проектной документации на выполнение работ по капитальному ремонту зданий по адресу: Санкт-Петербург, ул. Кирочная, д. 51, лит. В.Д (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 15.06.2022 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС), номер извещения 0372200225422000004. Начальная (максимальная) цена контракта -
2 983 460, 11 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, выразившееся в установлении непредусмотренного Законом о контрактной системе требования к участникам закупки.
Заказчик с доводами Заявителя не согласился по основаниям, изложенным в письменных возражениях на жалобу.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
1. Относительно довода Заявителя об установлении Заказчиком неправомерного требования к участникам закупки, Комиссия УФАС отмечает следующее.
Согласно п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе,при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе,при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает единое требование к участникам закупки об их соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
При этом, в силу ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Согласно ч. 4 ст. 31 Закона о контрактной системе, указанные в настоящей статье требования предъявляются в равной мере ко всем участникам закупок.
Согласно ч. 1 ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации,в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
Таким образом, действующим законодательством установлено императивное требование о необходимости наличия лицензии (свидетельства, разрешения) непосредственно у участника закупки.
Указанное требование вызвано необходимостью оказания услуг в рамках правоспособности хозяйствующего субъекта, обусловленной наличием лицензии (свидетельства) на осуществление деятельности, относящейся к предмету закупки.
Учитывая изложенное, при подтверждении соответствия требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации,к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки, участник закупки представляет указанные в документации о закупке документы и сведения самого участника закупки, а не иных юридических лиц, с которыми участник закупки осуществляет совместную деятельность.
Аналогичная позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации N 271-ПЭК18 от 12 ноября 2018 г. в котором указано, что последующее возможное привлечение соисполнителей оказываемых услуг не подтверждает соответствие заявки участника требованиям документации и возможность его участия в закупке, поскольку ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе установлены требования к участникам закупки, а не к соисполнителям.
Объектом рассматриваемой закупки является выполнение работ по разработке проектной документации на выполнение работ по капитальному ремонту.
Частью 1 ст. 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено ГрК РФ.
Частью 3 статьи 55.8 ГрК РФ установлено, что член саморегулируемой организации имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключаемым
В соответствии с частью 5.2 статьи 48 ГрК РФ, договором подряда на подготовку проектной документации может быть предусмотрено задание на выполнение инженерных изысканий. В этом случае указанное физическое или юридическое лицо осуществляет также организацию и координацию работ по инженерным изысканиям и несет ответственность за достоверность, качество и полноту выполненных инженерных изысканий.
Как уже было отмечено выше, предметом закупки являются работы по разработке проектной документации и выполнению инженерных изысканий, по результатам которых будет разработана проектная документация.
При этом, установление в документации о закупке требований к участникам закупки о наличии членства в СРО области архитектурно-строительного проектирования и членства в СРО в области инженерных изысканий может привести к ограничению количества участников закупки.
Таким образом, если объектом закупки являются работы по разработке проектной документации, и в том числе, выполнению инженерных изысканий, Заказчик должен устанавливать требования к участнику закупки о наличии членства в СРО в области архитектурно-строительного проектирования, поскольку инженерные изыскания могут быть выполнены участником закупки с привлечением соисполнителя.
При этом, из содержания приложенного к извещению текстового файла "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению" следует, что Заказчиком установлено следующее требование о наличии у участников закупки следующих документов:
- Действующая выписка из реестра членов саморегулируемой организации (далее - СРО) в области архитектурно-строительного проектирования по форме, которая утверждена Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 04.03.2019 N86 "Об утверждении формы выписки из реестра членов саморегулируемой организации" (срок действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации составляет один месяц с даты ее выдачи).
- Действующая выписка из реестра членов СРО в области инженерных изысканий по форме, которая утверждена Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 04.03.2019 N86 "Об утверждении формы выписки из реестра членов саморегулируемой организации" (срок действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации составляет один месяц с даты ее выдачи).
При указанных обстоятельствах Комиссия УФАС приходит к выводу, что извещение о проведении закупки содержит требования к участникам закупки, противоречащие требованиям Закона о контрактной системе, что нарушает ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе, поскольку указанное Заказчиком требование о членстве участника закупки в саморегулируемой организации в области инженерных изысканий в значительной степени ограничивает количество участников закупки с учетом возможности привлечения соисполнителей для выполнения указанных работ.
2. В результате внеплановой проверки обстоятельств размещения рассматриваемой закупки Комиссией УФАС установлено следующее.
В силу ч. 11 ст. 48 Закона о контрактной системе, не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за днем получения вторых частей заявок на участие в закупке, информации и документов в соответствии с пунктом 2 части 10 настоящей статьи, но не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, установленной в извещении об осуществлении закупки:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают вторые части заявок на участие в закупке, а также информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 2 части 10 настоящей статьи, и принимают решение о признании второй части заявки на участие в закупке соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке;
б) осуществляют оценку вторых частей заявок на участие в закупке, в отношении которых принято решение о признании соответствующими извещению об осуществлении закупки, по критерию, предусмотренному пунктом 4 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона (если такой критерий установлен извещением об осуществлении закупки);
2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, после подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки..
Согласно части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе,при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:
1) непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
2) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
3) несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;
4) предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона);
5) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 3 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае установления в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств);
6) выявления отнесения участника закупки к организациям, предусмотренным пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 4 июня 2018 года N 127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств",в случае осуществления закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с указанным пунктом;
7) предусмотренных частью 6 статьи 45 настоящего Федерального закона;
8) выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке;
9) указания информации о предложении участника закупки, предусмотренном пунктом 3 или пунктом 4 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 04.07.2022 NПРОII1, заявка с идентификационным номером N 1 была отклонена по следующим основаниям:
Извещением и документацией о закупке установлено требование о предоставлении документов, подтверждающих соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона:- Действующая выписка из реестра членов СРО в области инженерных изысканий по форме, которая утверждена Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 04.03.2019 N86 "Об утверждении формы выписки из реестра членов саморегулируемой организации" (срок действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации составляет один месяц с даты ее выдачи).Участником закупки в составе заявки не представлена действующая выписка из реестра членов СРО в области инженерных изысканий.
При этом, принимая данное решение, конкурсная комиссия Заказчика не учла следующего.
Действительно, анализ заявки с идентификационным номером N 1 свидетельствует о том, что в ее составе отсутствует действующая выписка из реестра членов СРО в области инженерных изысканий, при этом, в составе заявки представлена выписка из реестра членов СРО в области архитектурно-строительного проектирования, что при условии возможности привлечения соисполнителя для выполнения инженерных изысканий позволяет участнику закупки выполнить работы, предусмотренные извещением.
Таким образом, в составе заявки содержатся документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, предъявляемым действующим законодательством к лицам, осуществляющим работы, являющиеся объектом рассматриваемой закупки.
В связи с указанными обстоятельствами у конкурсной комиссии отсутствовали достаточные основания для отклонения заявки по основаниям, указанным в протоколе.
Учитывая изложенное, приняв данное решение об отклонении заявки с идентификационным номером N 1 по основаниям, указанным в протоколе, конкурсная комиссия Заказчика нарушила требование ч. 12 ст. 48 Закона о контрактной системе.
3. Выявленные в действиях Заказчика и комиссии нарушения являются существенными, что дает основания для выдачи предписания об их устранении.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1 Признать жалобу ООО "Архитектурно-реставрационная мастерская N 1" обоснованной.
2 Признать в действиях Заказчика нарушение ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе.
3 Признать в действиях конкурсной комиссии Заказчика нарушение ч. 12 ст. 48 Закона о контрактной системе.
4 Выдать Заказчику, его конкурсной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
5 Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении виновных лиц.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 6 июля 2022 г. N 44-2015/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.07.2022