Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии
_. заместителя руководителя управления - начальника отдела,
членов Комиссии:
_ главного специалиста-эксперта,
_ ведущего специалиста-эксперта,
на основании статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации", рассмотрела обращение заказчика - ФКУ "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Владимирской области" о включении информации в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в отношении ООО "КЛИНСЕРВИС" (далее поставщик, Общество) в виду одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта по итогам проведения электронного аукциона на закупку товаров, работ и услуг (оказание услуг по уборке зданий и территорий объектов УМВД России по Владимирской области и подчиненных территориальных органов МВД России, дислоцированных в городе Владимире), N 0828100000420000124) в открытом заседании в присутствии представителей ФКУ "ЦХиСО УМВД России по Владимирской области" - Евсеевой А. А. (доверенность от 23.05.2022 NД-6/54), Пендуровой И. А. (доверенность от 23.05.2022 NД-6/55),
представителя ООО "КЛИНСЕРВИС"- Дроздова Р. В. (доверенность от 21.06.2022 г.).
05.07.2022 в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 и частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе в сфере закупок в рамках рассмотрения дела о включении информации в реестр недобросовестных поставщиков Комиссией был объявлен перерыв до 06.07.2022.
В ходе рассмотрения дела, Комиссия Владимирского УФАС России,
УСТАНОВИЛА:
29.06.2022 во Владимирское УФАС России поступило ФКУ "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Владимирской области" о включении информации в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в отношении ООО "КЛИНСЕРВИС" в виду одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта на закупку товаров, работ и услуг (оказание услуг по уборке зданий и территорий объектов УМВД России по Владимирской области и подчиненных территориальных органов МВД России, дислоцированных в городе Владимире), N 0828100000420000124).
Из обращения заказчика установлено, что согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 16.12.2020 N0828100000420000124. победителем признан участник - ООО "КЛИНСЕРВИС" в лице директора Земскова Сергея Сергеевича, действующего на основании Устава, со снижением цены контракта 29 %.
В соответствии с Государственным контрактом от 28.12.2020 г. N 0828100000420000124 на прочую закупку товаров, работ и услуг (оказание услуг по уборке зданий и территорий объектов УМВД России по Владимирской области и подчиненных территориальных органов МВД России, дислоцированных в городе Владимире) (далее - Контракт) ООО "КЛИНСЕРВИС" (далее Исполнитель) приняло на себя обязательства оказать услуги по уборке помещений и территорий объектов УМВД России по Владимирской области и подчиненных территориальных органов МВД России, дислоцированных в городе Владимире.
В соответствии с пунктом 5 раздела 1 Контракта Исполнитель обязуется оказать услуги в соответствии с Техническим заданием (Приложение N 1 к Контракту), а также в полном объеме и на условиях Контракта (пункт 3.1.1. раздела 3 Контракта).
Согласно пункту 3 раздела 1 Контракта срок оказания услуг: с 01.01.2022 г. но 31.12.2022 г. включительно.
В соответствии с п.п.3.4.1, раздела 3 Контракта уполномоченными представителями Государственного заказчика (далее - Заказчик) были осуществлены проверки качества фактически оказанных услуг по уборке помещении и территории объектов УМВД России но Владимирской области и подчиненных территориальных органов МВД России, дислоцированных в городе Владимире.
В ходе проверок было выявлено, что фактический объем оказанных услуг и их качественные характеристики не соответствуют требованиям, установленным Контрактом, и не осуществлялись в период с 13.06.22-14.06.22 г.г.. о чем были составлены акты: от 13.06.2022 г. N 1, от 14.06.2022 г. N2, что свидетельствует о нарушении условий Контракта. В связи с указанными обстоятельствами сотрудники подразделений УМВД России по Владимирской области вынуждены были выполнять служебные обязанности в ненадлежащих условиях.
Указанные нарушения носят неустранимый характер.
Вместе с тем, в письме от 01.06.2022 г. б/н (вх. N2507 от 02.06.2022 г.) Исполнитель уведомил Заказчика о расторжении контракта в одностороннем порядке, но фактически услуги оказывались надлежащим образом. В письме от 07.06.2022 г. б/н (вх. N 2578 от 08.06.2022 г.) Исполнитель отказывается от исполнения обязательств по Контракту с 13.06.2022 г.
15.06.2022 г. Заказчиком принято решение об одностороннем отказе, 15.06.2022 г. решение направлено заказным письмом и размещено в ЕИС.
Датой уведомления считается дата получения Заказчиком подтверждения о вручении Исполнителю указанного уведомления - 17.06.2022 г. вх. N 2719. Таким образом, факт получения Решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта подтверждается в письме директора ООО "Клинсервис" С.С. Земскова от 16.06.2022 б/'н. в котором идет отсылка на исх. N 6/1092 от 15.06.2022 г.
Представитель ООО "КЛИНСЕРВИС" на заседании комиссии пояснил следующее.
Исполнитель своевременно приступил к исполнению обязательств по контракту.
Однако Заказчик вносит изменения в техническое задание путем заключения дополнительного соглашения N2 от 30 марта 2022 года, согласно которому объем оказываемых услуг уменьшен по уборке зданий - на 2.2%; услуги по уборке территорий - на 2.97%.
Пропорционально уменьшению объема оказываемых услуг была уменьшена цена единицы услуги на 178 766 рублей 63 копейки, что составляет 2.36% от цены Контракта.
Вместе с тем изменилось существенное условие контракта - цена контракта.
Согласно дополнительному соглашению N2 от 30 марта 2022 года, цена контракта составляет 7 386 751 рубль 21 копейка.
По соглашению сторон допускается изменение существенных условий контракта, заключенного до 1 января 2023 года, если при исполнении такого контракта возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения. Предусмотренное изменение осуществляется на основании решения Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, местной администрации при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта РФ, муниципальных нужд соответственно.
01 июня 2022 года, Исполнитель, руководствуясь ч. 19 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, а также нормами гражданского законодательства, принимает решение об одностороннем отказе. Поскольку Исполнитель в ходе участия в закупочной процедуре указывал ценовое предложение, исходя из собственных возможностей. Изменение существенных условий контракта существенно отразилось на исполнении контракта.
Помимо прочего Исполнителем предложено расторгнуть контракт по обоюдному согласию. Однако, данное предложение проигнорировано Заказчиком.
Решение об одностороннем отказе Исполнителя направлено посредством электронной почты на почту Заказчика. Подтверждением получения решения об одностороннем отказе Исполнителя Заказчиком считается письмо N6/1034 от 3 июня 2022 года, согласно, которому заказчик ссылается на него.
Тем самым по истечении десяти дней срок расторжения контракта выпадает на 13 июня 2022 года. Следовательно, 13 июня 2022 года решение об одностороннем отказе, принятое Исполнителем, вступило в законную силу. Таком образом, контракт считается расторгнутым.
15 июня 2022 года, однако, Заказчик, несмотря на принятое решение Исполнителем формирует собственное решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Заслушав мнения сторон, проанализировав представленную информацию, Комиссия Владимирского УФАС России приходит к следующему.
Между ООО "КЛИНСЕРВИС" и Федеральным казенным учреждением "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Владимирской области" заключен государственный контракт N082810000042000012 от 28 декабря 2020 года на оказание услуг по уборке зданий и территорий объектов УМВД России по Владимирской области и подчиненных территориальных органов МВД России, дислоцированных в городе Владимире.
ООО "КЛИНСЕРВИС" своевременно приступил к исполнению обязательств по контракту.
В соответствии с пунктом 5 раздела 1 Контракта Исполнитель обязуется оказать услуги в соответствии с Техническим заданием (Приложение N 1 к Контракту), а также в полном объеме и на условиях Контракта (пункт 3.1.1. раздела 3 Контракта).
Согласно пункту 3 раздела 1 Контракта срок оказания услуг: с 01.01.2022 г. но 31.12.2022 г. включительно.
С 13.06.22-14.06.22 г.г.. услуги Исполнителем не оказывались.
Установлено, что 01 июня 2022 года, Исполнитель принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Между Заказчиком и Исполнителем велась переписка.
В виду нарушения условий Контракта заказчиком было принято решение о расторжении Контракта в одностороннем порядке.
Частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе в сфере закупок установлено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно п. 1 раздела 10 Контракта расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны Контракта от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
В силу подпунктов "а", "б" и "в" пункта 3 части 6 статьи 8 Федерального закона N 360-ФЗ с 1 января до 1 июля 2022 года в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе в сфере закупок решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме, открытого аукциона в электронной форме, запроса котировок в электронной форме, закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 Федерального закона о контрактной системе (в редакции такого Федерального закона), закрытого конкурса в электронной форме, закрытого аукциона в электронной форме (далее также - закрытые электронные процедуры), заказчик:
а) направляет такое решение поставщику (подрядчику, исполнителю) в порядке, установленном частью 12.2 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе (в редакции данного Федерального закона);
б) не позднее дня направления решения (в соответствии с пунктом "а" данного пункта) размещает такое решение в единой информационной системе в сфере закупок по правилам, действовавшим до дня вступления в силу такого Федерального закона о контрактной системе;
в) в случае неполучения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, направленного в соответствии с подпунктом "а" такого пункта, либо информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта считается день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения в соответствии с подпунктом "б" данного пункта.
Частью 12.2 статьи 95 Закона о контрактной системе в сфере закупок установлено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 данной статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, при осуществлении закупок, предусмотренных статьей 93 (за исключением закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 такого Федерального закона), статьей 111 (в случае определения в соответствии с частью 1 статьи 111 данного Федерального закона особенностей, предусматривающих неразмещение информации и документов в единой информационной системе, на официальном сайте при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и статьей 111.1 такого Федерального закона, такое решение передается лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку или направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте.
Выполнение заказчиком требований данной части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления считается:
1) дата, указанная лицом, имеющим право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), в расписке о получении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (в случае передачи такого решения лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку);
2) дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, предусмотренного такой частью, либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (в случае направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным письмом).
15.06.2022 г. решение об одностороннем отказе направлено обществу заказным письмом.
15.06.2022 г. решение отправлено по электронной почте, указанной в контракте.
15.06.2022 решение было опубликовано в единой информационной системе.
В рассматриваемом случае дата надлежащего уведомления 17.06.022.
28.06.2022 решение об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу, контракт расторгнут.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в сфере закупок в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Согласно определению Верховного Суда РФ от 11.02.2016 N 305-КГ 15-19295 основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является такое уклонение от исполнения условий контракта, которое свидетельствует о недобросовестном поведении.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является недобросовестное поведение исполнителя, совершение им умышленных действия (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности надлежащего исполнения контракта и нарушающих права заказчика, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств.
При этом, как подтверждается судебной практикой о недобросовестности поведения лица может свидетельствовать лишь умышленное и намеренное нарушение положений Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Судами отмечено, что сам по себе односторонний отказ заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком условий контракта не является безусловным основанием для включения сведений о таком поставщике в реестр недобросовестных поставщиков.
Для возникновения таких правовых последствий как признание участника закупок недобросовестным, антимонопольный орган обязан выяснить все обстоятельства нарушения, определить вину нарушителя, характер совершенного правонарушения, размер причинного вреда, имущественного положения и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения этого лица в реестр недобросовестных поставщиков.
Комиссия Владимирского УФАС России полагает, что при привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона, а также иные обстоятельства.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах указывает, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П).
Таким образом, по мнению Комиссии Владимирского УФАС России, для включения в РНП победителя закупки необходимо установить направленность воли и недобросовестный характер его поведения, а также отсутствие реального намерения исполнить контракт.
Принимая то обстоятельство, что контракт исполнялся с 01.01.2022 г. по 12.06.2022 г. (50% исполнения), то Комиссия Владимирского УФАС России не может установить в действиях ООО "КЛИНСЕРВИС" недобросовестный характер поведения.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, установленные по делу, пояснения сторон, руководствуясь нормами права, Комиссия Владимирского УФАС России пришла к выводу, что оснований для удовлетворения требований ФКУ "ЦХиСО УМВД России по Владимирской области" отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
Отказать в удовлетворении обращения ФКУ "ЦХиСО УМВД России по Владимирской области" о включении информации в отношении ООО "КЛИНСЕРВИС" адрес: 153040, Ивановская обл., город Иваново, проспект Строителей, дом 50А сооружение 1, ИНН 3702245582, КПП 370201001) в реестр недобросовестных поставщиков.
.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 6 июля 2022 г. N РНП 33-1748
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.07.2022