Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе:
на основании статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), Постановления Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации", рассмотрела обращение заказчика - государственного бюджетного учреждения здравоохранения Владимирской области "Областная клиническая больница" о включении информации в отношении ООО "Байкал" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в виду уклонения от заключения контракта по итогам проведения электронного аукциона на оказание услуг по стирке белья (извещение N 0128200000122003147) в открытом заседании в присутствии представителя ООО "Байкал" _ (доверенность от 04.07.2022 б/н), представителя заказчика _ (доверенность от 27.04.2022 N б/н).
05.07.2022 в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1062 и частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе в сфере закупок в рамках рассмотрения дела о включении информации в реестр недобросовестных поставщиков Комиссией был объявлен перерыв до 06.07.2022.
В ходе рассмотрения дела, Комиссия Владимирского УФАС России
УСТАНОВИЛА:
Во Владимирское УФАС России поступило обращение государственного бюджетного учреждения здравоохранения Владимирской области "Областная клиническая больница" о включении информации в отношении ООО "Байкал" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в виду уклонения от заключения контракта по итогам проведения электронного аукциона на оказание услуг по стирке белья (извещение N 0128200000122003147).
Из обращения заказчика следует, что по результатам проведения электронного аукциона N победителем признано ООО "Байкал".
20.06.2022 заказчиком 0128200000122003147 размещен проект контракта для подписания победителем.
Однако, в установленный законом срок ООО "Байкал" контракт не подписало, протокол разногласий не предоставило, обеспечение об исполнении контракта также не предоставило.
Таким образом, ООО "Байкал" признан уклонившимся от заключения контракта.
29.06.2022 заказчиком составлен протокол признания участника закупки уклонившимся от заключения контракта.
На основании изложенного, заказчик просит включить информацию об ООО "Байкал" в реестр недобросовестных поставщиков.
При рассмотрении обращения представитель ООО "Байкал" пояснил, что общество 29.06.2022 подписало контракт.
Также представитель ООО "Байкал" пояснил, что отсутствовали намерения уклониться от заключения контракта. Более того предварительно был заключен договор на аренду дополнительных производственных площадей и закуплено необходимое количество стирающих средств.
Изучив материалы дела, представленные заказчиком и поставщиком, Комиссия Владимирского УФАС установила следующее.
02.06.2022 в единой информационной системе размещено извещение N 0128200000122003147 на оказание услуг по стирке белья.
Начальная максимальная цена закупки составляет 7 104 120,00 рублей.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) 0128200000122003147 от 16 июня 2022 победителем электронного аукциона признан участник с идентификационным номером 125, с предложенной ценой контракта 5 079 445,80 рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Закона о контрактной системе в сфере закупок по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником закупки (далее в настоящей статье - участник закупки, с которым заключается контракт) не ранее чем через десять дней (если настоящим Федеральным законом не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 6 настоящей статьи, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с настоящим Федеральным законом, обязаны подписать контракт в порядке, установленном настоящей статьей.
Пунктом 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе в сфере закупок установлено, что не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 настоящей статьи: заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 42 настоящего Федерального закон.
В соответствии с частью 3 статьи 51 Закона о контрактной системе в сфере закупок не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 настоящей статьи проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет одно из следующих действий:
1) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом). При этом такой участник закупки:
а) в случаях, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона, одновременно представляет заказчику информацию и документы, предусмотренные указанной статьей;
б) вносит на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной таким участником закупки (если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 2 части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе в сфере закупок заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи: формирует с использованием единой информационной системы и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки.
Комиссия Владимирского УФАС России установила, что в единой информационной системе 16.06.2022 размещен протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) 0128200000122003147 от 16.06.2022.
20.06.2022 заказчиком размещен проект контракта для подписания победителем.
29.06.2022 в 16.53 ООО "Байкал" подписало контракт. Однако, документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта не предоставило.
29.06.2022 протоколом признания участника уклонившимся от заключения контракта по результатам проведения электронного аукциона ООО "Байкал" признан уклонившимся от заключения контракта.
Термин "уклонение от заключения контракта" предполагает не только формальное нарушение требований законодательства, но и отсутствие реального намерения заключить и исполнить контракт, в связи с чем для включения в реестр недобросовестных поставщиков по данному основанию, помимо факта нарушения, необходимо установить направленность воли и недобросовестный характер поведения победителя аукциона.
Следовательно, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
При привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона, а также иные обстоятельства.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N13-П, от 21.11.2002 N15-П).
По мнению Комиссии Владимирского УФАС России, для включения в реестр недобросовестных поставщиков ООО "Байкал" помимо вышеуказанных обстоятельств, необходимо установить направленность воли и недобросовестный характер поведения победителя, а также отсутствие реального намерения исполнить контракт.
В рассматриваемом случае в пользу отсутствия недобросовестных намерений победителя свидетельствует факт подписания контракта.
На основании того, что в действиях ООО "Байкал" не усматривается свидетельства уклонения от заключения контракта, Комиссия Владимирского УФАС России считает, что данное обстоятельство является исключающим возможность принятия решения о включении информации в отношении ООО "Байкал" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
С учетом изложенного, Комиссия, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе и Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации",
Р Е Ш И Л А:
Отказать в удовлетворении обращения государственного бюджетного учреждения здравоохранения Владимирской области "Областная клиническая больница" о включении информации в отношении ООО "Байкал" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в виду уклонения от заключения контракта по итогам проведения электронного аукциона на оказание услуг по стирке белья (извещение N 0128200000122003147).
Решение вступает в законную силу со дня его вынесения.
Решение территориального антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в сроки, установленные действующим законодательством.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 6 июля 2022 г. N РНП 33-1749
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.07.2022