Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по контролю в сфере закупок (далее - комиссия Кировского УФАС России) в составе:
<_>
рассмотрев материалы Заказчика - КОГКУ "Кировская областная пожарно-спасательная служба" о включении сведений об ООО "Протей СпецТехника" в реестр недобросовестных поставщиков,
УСТАНОВИЛА:
04.07.2022 г. в Кировское УФАС России поступило обращение КОГКУ "Кировская областная пожарно-спасательная служба" (далее - Заказчик) о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений в отношении ООО "Протей СпецТехника" (далее - Исполнитель) в связи с односторонним отказом от исполнения государственного контракта на оказание услуг по техническому сопровождению специализированного программного обеспечения системы обеспечения вызовов экстренных оперативных служб по единому номеру "112" (Система-112) на базе единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований Кировской области для обеспечения государственных нужд Кировской области (номер извещения 0340200003321011991).
В соответствии с ч. 7 ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) рассмотрение данного материала назначено на 08.07.2022 г. Стороны уведомлены по адресам электронной почты.
На заседании Комиссии Кировского УФАС России представитель Заказчика сообщил, что ввиду обстоятельств непреодолимой силы (заключение Союза "Вятская Торгово-промышленная палата" от 27.06.2022 N 1-01-02-132) - перехода на другое программное обеспечение в силу принятия нормативных актов вышестоящих органов, Заказчику не требуется оказание данных услуг. Отметил, что с начала действия контракта Исполнитель вел себя добросовестно, оказанные услуги приняты без нареканий, оплачены Заказчиком. На включении сведений в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не настаивает.
Представители Исполнителя подтвердили позицию, изложенную в письменных пояснениях. Отметили, что контракт исполняли без замечаний, несоответствий. Обстоятельства, послужившие основанием для расторжения контракта, обстоятельствами непреодолимой силы не считают, что подтверждается заключением Союза "Ленинградская областная Торгово-промышленная палата" от 07.06.2022 г. Просили не включать сведения в отношении него в Реестр недобросовестных поставщиков.
В целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств, защиты добросовестной конкуренции и предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов со стороны недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков) Законом о контрактной системе предусмотрено ведение реестра недобросовестных поставщиков.
Согласно ч. 1 ст. 104 Закона о контрактной системе ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" Федеральная антимонопольная служба определена федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и согласования применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (за исключением полномочий на осуществление функций по контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа и в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, которые не относятся к государственному оборонному заказу и сведения о которых составляют государственную тайну, и по согласованию применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в случаях закупок товаров, работ, услуг, необходимых для обеспечения федеральных нужд, если сведения о таких нуждах составляют государственную тайну, а также закупок товаров, работ, услуг, сведения о которых составляют государственную тайну, для обеспечения федеральных нужд при условии, что такие сведения содержатся в документации о закупке или в проекте контракта).
Согласно п. 7.10. Приказа ФАС России от 23.07.2015 N 649/15 "Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы" территориальный орган в пределах компетенции территориального органа принимает решения о включении сведений о недобросовестных поставщиках в реестр недобросовестных поставщиков (исключении из реестра недобросовестных поставщиков).
Порядок ведения Реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) определен Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации".
В силу ч. 7 ст. 104 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
Заказчиком представлены документы об уклонении участника запроса котировок от заключения контракта, поскольку в регламентированные сроки проект контракта Победителем не был подписан, в связи с чем, 15.06.2022 г. Заказчик признал его уклонившимся от заключения контракта.
В результате осуществления проверки факта расторжения контракта установлено следующее.
21.10.2021 г. на официальном сайте ЕИС размещено извещение N 0340200003321011991 о проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по техническому сопровождению специализированного программного обеспечения системы обеспечения вызовов экстренных оперативных служб по единому номеру "112" (Система-112) на базе единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований Кировской области для обеспечения государственных нужд Кировской области; начальная (максимальная) цена контракта - 15 449 999,94 руб.; дата окончания подачи заявок - 22.11.2021 г.
Протоколом рассмотрения единственной заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 23.11.2021 NПРЕ1 ООО "Протей СпецТехника" признано единственным участником закупки.
04.12.2021 между Заказчиком и Исполнителем заключен государственный контракт.
В соответствии с п. 2.2. Контракта установлен срок оказания услуг: начало оказания услуг с момента заключения настоящего контракта, но не ранее 01.01.2022, срок окончания оказания услуг 30.06.2023.
Согласно актам приемки оказанных услуг от 10.02.2022, 10.03.2022, 11.04.2022, 05.05.2022, 06.06.2022 Исполнитель оказывал услуги без замечаний, услуги приняты и оплачены Заказчиком.
В силу п. 12.2. Контракта расторжение настоящего контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, а также в случае одностороннего отказа Стороны контракта от исполнения настоящего контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В пункте 9.2. Контракта стороны согласовали, что к обстоятельствам непреодолимой силы могут быть отнесены: акты и действия государственных органов, делающие невозможным исполнение обязательств по настоящему контракту в соответствии с законным порядком, отсутствовавшие во время подписания настоящего контракта и наступившие помимо воли и желания сторон. Их действие Стороны не могли предотвратить мерами и средствами, которые оправданно и целесообразно ожидать от добросовестно действующей стороны.
Пунктом 9.3 Контракта определено, что сторона, затронутая обстоятельствами непреодолимой силы, немедленно, но не позднее 3 (трех) дней с момента наступления указанных обстоятельств, извещает другую Сторону (телеграммой, по электронной почте или с помощью факсимильной связи) о наступлении, виде и возможной продолжительности обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих исполнению контрактных обязательств. Если о вышеупомянутых событиях не будет своевременно сообщено, Сторона, затронутая обстоятельством непреодолимой силы, не может на него ссылаться как на основание освобождения от ответственности. 10 Сторона, предупредившая о наступлении обстоятельств непреодолимой силы должна подтвердить факт их наступления справкой от компетентной организации.
22.04.2022 письмом N 03-445 Заказчик проинформировал Исполнителя о возникновении обстоятельств непреодолимой силы ввиду принятия решения межведомственной комиссией (Протокол N2 от 18.04.2022) о переходе на другое программное обеспечение.
Заказчиком было получено заключение Союза "Вятская Торгово-промышленная палата" от 27.06.2022 N 1-01-02-132 о том, что вышеназванный правовой акт, а также принятое администрацией Губернатора и Правительства Кировской области 13.05.2022 года распоряжение N 47 "О мероприятиях по обеспечению функционирования системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" Кировской области", не позволяют продолжать исполнение настоящего контракта.
Согласно ч. 8 ст. 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения контракта.
В связи с наступлением обстоятельств непреодолимой силы по Контракту, Заказчиком 06.06.2022 г. принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, которое 06.06.2022 г. было направлено Исполнителю по почте заказным письмом с уведомлением, а также в этот же день размещено в ЕИС.
Исходя из содержания подпункта "в" пункта 3 части 6 статьи 8 ФЗ от 02.07.2021 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в случае неполучения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, либо информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта считается день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения.
Исполнитель получил вышеназванное решение Заказчика 14.06.2022.
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Вышеназванное решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в законную силу 24.06.2022 г.
Согласно ч. 4 ст. 104 Закона о контрактной системе Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с настоящим Федеральным законом участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 настоящей статьи.
Информация, предусмотренная частью 4 статьи 104 Закона о контрактной системе, направлена Заказчиком в адрес Кировского УФАС России - 04.07.2022 г.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 18.07.2008 N 10-П федеральный законодатель, обладая достаточной свободой усмотрения в определении конкретных видов государственного контроля (надзора), оснований, форм, способов, методов, процедур, сроков его проведения, состава мер государственного принуждения, применяемых по итогам контрольных мероприятий, а также конкретного порядка финансового обеспечения, вместе с тем связан общими конституционными принципами организации системы органов государственной власти, а осуществляемое им регулирование должно соответствовать юридической природе и характеру общественных отношений, складывающихся в сфере государственного контроля (надзора), вводимые же ограничения прав и свобод граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью, - быть соразмерными конституционно значимым целям и во всяком случае не создавать препятствий их экономической самостоятельности и инициативе.
В постановлениях от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П Конституционным Судом Российской Федерации указано, что применяемые государственными органами санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
Согласно Определению Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 12 июля 2013 г. N ВАС-8371/13, при рассмотрении вопроса о признании участника размещения заказа уклонившимся от заключения государственного контракта уполномоченный орган исполнительной власти не должен ограничиваться формальным установлением факта нарушения, и обязан всесторонне исследовать все обстоятельства дела, дав оценку существенности нарушения, степени вины участника, ущербу, нанесенному государственному заказчику.
В соответствии с пунктами 8, 9 статьи 104 Закона о контрактной системе информация, содержащаяся в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), размещается в единой информационной системе и должна быть доступна для ознакомления без взимания платы. Информация, предусмотренная частью 3 настоящей статьи, исключается из указанного реестра по истечении двух лет с даты ее включения в реестр недобросовестных поставщиков.
Включение в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах. Как мера публичной ответственности такое включение общества в реестр недобросовестных поставщиков должно отвечать принципам справедливости, соразмерности, пропорциональности государственного принуждения характеру совершенного правонарушения.
По смыслу названных норм права включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является мерой государственного принуждения, применяемой к лицу, совершившему правонарушение, влекущей возложение на него неблагоприятных последствий (невозможность участвовать в закупках).
Иное понимание не приведет к достижению целей правового регулирования, повлечет необоснованное, формальное ограничение прав и интересов субъектов хозяйственной деятельности.
Согласно части 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Следовательно, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Согласно п.п. б) п. 15 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)") орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В материалы дела представлены акты оказания услуг, платежные поручения, подтверждающие добросовестное оказание услуг Исполнителем, что не отрицается представителем Заказчика.
Таким образом, Заказчиком не представлены документы, подтверждающие факт существенного нарушения обязательств Исполнителем.
Учитывая представленные документы, информацию и пояснения Исполнителя, положительный опыт участия в закупках, Кировское УФАС России считает возможным не включать сведения об ООО "Протей СпецТехника" в реестр недобросовестных поставщиков.
Руководствуясь ст. 99, ч. 7 ст. 104 ФЗ от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" комиссия,
РЕШИЛА:
Сведения, представленные КОГКУ "Кировская областная пожарно-спасательная служба" в отношении ООО "Протей СпецТехника" в связи с односторонним отказом от исполнения государственного контракта на оказание услуг по техническому сопровождению специализированного программного обеспечения системы обеспечения вызовов экстренных оперативных служб по единому номеру "112" (Система-112) на базе единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований Кировской области для обеспечения государственных нужд Кировской области (номер извещения 0340200003321011991), в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
В соответствии с ч. 11 ст. 104 ФЗ от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области от 8 июля 2022 г. N 043/06/104-592/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.07.2022