Комиссия по контролю закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее - Комиссия) в составе:
|
|
|
|
рассмотрев посредством видеоконференцсвязи обращение государственного учреждения "Центр адаптивного спорта" (далее - Заказчик) (вх. N 3996 от 01.07.2022) о размещении информации об обществе с ограниченной ответственностью "Дилайн" (далее - Общество, ООО "Дилайн", Поставщик) (ИНН 7707657869; ш. Варшавское, дом 125, стр.1, секция 7, эт.2, пом. 50,51, г. Москва, 117587) в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - реестр недобросовестных поставщиков) по причине одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта от 25.05.2022 N 2022.054550 на поставку голбольной формы в рамках национального проекта (ИКЗ 222710700676071040100100240000000244) (далее - Контракт), руководствуясь положениями Федерального закона от 05.04.2013 N 44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг дляобеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078) (далее - Правила ведения реестра), Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронныхплощадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг), при участии посредством видеоконференцсвязи:
УСТАНОВИЛА:
В Тульское УФАС России поступило обращение Заказчика о размещении информации об ООО "Дилайн" в реестре недобросовестных поставщиков по причине одностороннего отказа Заказчика от исполнения Контракта, заключенного по итогам запроса о предоставлении ценовой информации.
В результате проведенной Комиссией на основании части 7 статьи 104 Закона проверки фактов, изложенных в обращении Заказчика, а также на основании проведенной Комиссией в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона, Правилами ведения реестра, Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг внеплановой проверки по вопросу соблюдения Заказчиком требований Закона при проведении данной закупки, Комиссия пришла к следующим выводам.
По результатам проведенного запроса ценовых предложений на поставку голбольной формы в рамках национального проекта между Заказчиком и Обществом на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Закона 25.05.2022 заключен Контракт на общую сумму 155 700 рублей.
Согласно пункту 1.1 Контракта Поставщик обязуется в установленный срок поставить Заказчику голбольной формы в рамках национального проекта (далее - товар) в соответствии со Спецификацией (Приложение N 1 к Контракту), Описанием объекта закупки (Приложение N 2 к Контракту), являющимися неотъемлемыми частями настоящего Контракта, и с условиями настоящего контракта, а Заказчик обязуется принять и оплатить товар на условиях, предусмотренных настоящим Контрактом.
В соответствии со Спецификацией (приложение N 1 к Контракту) к поставке необходим следующий товар:
N п/п |
Наименование товара |
Страна происхож дения |
Единица измерения по ОКЕИ |
Кол-во |
Цена за единицу с учетом НДС, руб. коп. |
Сумма с учетом НДС, руб. коп. |
1 |
Форма голбольная (мужская) |
РФ |
компл. |
9 |
5 190,00 |
46 710,00 |
2 |
Форма голбольная (мужская) |
РФ |
компл. |
9 |
5 190,00 |
46 710,00 |
3 |
Форма голбольная (женская) |
РФ |
компл. |
6 |
5 190,00 |
31 140,00 |
4 |
Форма голбольная (женская) |
РФ |
компл. |
6 |
5 190,00 |
31 140,00 |
ИТОГО |
155 700,00 |
В Описании объекта закупки (Приложение N 2 к Контракту) установлены, в том числе, требования к товару, его качеству и потребительским свойствам.
Пунктами 3.1-3.2 Контракта предусмотрено, что срок поставки товара: в течение 10 (десяти) календарных дней с момента заключения Контракта, в случае если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день. Поставка товара осуществляется транспортом и силами поставщика с осуществлением погрузо-разгрузочных работ. Упаковка товара и грузовая тара должны обеспечивать сохранность товара, исключать его порчу и уничтожение при транспортировке, погрузо-разгрузочных работах и хранении. Поставщик должен уведомить заказчика о времени и дате поставки товара телефонограммой или по факсимильной связи в соответствии с пунктом 4.2.3 Контракта.
Поставщик осуществляет поставку товара заказчику по адресу (место поставки): 300036, г. Тула, ул. Санаторная, д.5.
Разделом 4 Контракта определены права и обязанности сторон, в том числе Поставщик обязан:
"4.2.1.Осуществить поставку товара, указанного в пункте 1.1 контракта, в соответствии с принятыми на себя обязательствами.
4.2.2. В срок, установленный в письменном запросе заказчика, предоставлять информацию о ходе исполнения принятых на себя обязательств.
4.2.3. В целях организации экспертизы товара и его приемки, уведомить заказчика о готовности к передаче товара не позднее, чем за 3 (три) рабочих дня до момента его доставки к месту поставки.
4.2.4. Предоставить надлежаще оформленные документы, предусмотренные пунктом 5.2 контракта.
4.2.5. Устранить все обнаруженные недостатки товара в порядке и сроки, установленные разделом 5 контракта.
4.2.6. Компенсировать заказчику все возникшие в связи с проведением экспертизы, в соответствии с пунктом 5.7. контракта, расходы, по предъявлении заказчиком письменного требования и копии соответствующего заключения, других документов, подтверждающих затраты заказчика, в случае установления по результатам экспертизы факта поставки товара ненадлежащего качества.
4.2.7. Выполнять иные обязательства, предусмотренные настоящим контрактом и действующим законодательством Российской Федерации.".
Разделом 5 Контракта установлен порядок приемки товара. При этом в данном разделе содержится следующее:
"5.5. Приемка товара в соответствии с Контрактом осуществляется Заказчиком в течение 15 (пятнадцать) рабочих дней, включая проведение экспертизы (в течение 5 (пяти) рабочих дней), со дня поставки товара и поступления с использованием единой информационной системы в сфере закупок Заказчиком(у) документов, предусмотренных пунктом 5.2 настоящего Контракта.
При приемке товара Заказчик обязан провести экспертизу в части соответствия поставленного товара условиям контракта. Экспертиза может проводиться Заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ.
5.9. При выявлении недостатков поставленного товара Заказчик не позднее 5 (пяти) рабочих дней с даты проведения экспертизы (даты получения заключения эксперта, экспертной организации) направляет Поставщику, сформированный с использованием единой информационной системы, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Заказчика, и размещенный в единой информационной системе, мотивированный отказ (Приложение N 5 к Контракту) от подписания документа о приемке товара, содержащий перечень несоответствий поставленного товара условиям Контракта с указанием срока их устранения, а также даты повторной приемки товара.
5.10. В случае выявления недостатков поставленного товара Поставщик обязан безвозмездно устранить недостатки в срок, указанный в мотивированном отказе (Приложение N 4 к Контракту), и направить Заказчику отчет об устранении выявленных недостатков поставленного товара, а также подписанный поставщиком документ о приемке для принятия заказчиком поставленного товара в порядке, предусмотренном настоящим контрактом.".
Согласно представленным в материалы дела документам и пояснениям представителя Заказчика, по состоянию на 16.06.2022 Обществом не поставлен товар, соответствующий условиям Контракта.
Из представленной в материалы дела переписки, осуществляемой между сторонами, заключившими Контракт, и устных пояснений представителей Заказчика и Общества установлено следующее.
06.06.2022 Обществом поставлен товар по Контракту.
07.06.2022 Заказчиком составлен и направлен Поставщику мотивированный отказ от подписания акта приемки-передачи товара от 07.06.2022 N 1, поскольку при приемке товара и проведении экспертизы Заказчиком выявлены следующие несоответствия поставленного Обществом товара техническим характеристикам, указанным в Описании объекта закупки (Приложение N 2 к Контракту):
N п/п |
Наименование |
Требуемая характеристика в описании объекта закупки |
Поставленный товар |
1.1.4 |
Основной материал: полиэстер, % |
100 |
Трикотажный материал, с добавлением х/б нитей |
1.1.6.1.1 |
Высота букв, см |
5 |
3,6 |
1.1.9 |
Защитные зоны из пеноматериала в зоне локтевого сустава |
наличие |
Защитные зоны нашиты сверху рукава, ниже уровня локтевого сустава из жесткого не эластичного материала |
1.2.1 |
Материал: полиэстер, % |
100 |
Трикотажный материал с добавлением х/б нитей с начесом с изнаночной стороны |
1.2.5 |
Защитные зоны из пеноматериала на бедрах и коленях |
наличие |
Защитные зоны нашиты сверху штанин из жесткого не эластичного материала |
1.2.8 |
Утягивающая резинка внизу штанин |
наличие |
Трикотажный манжет |
2.1.4 |
Основной материал: полиэстер, % |
100 |
Трикотажный материал, с добавлением х/б нитей |
2.1.6.1.1 |
Высота букв, см |
5 |
3,6 |
2.1.9 |
Защитные зоны из пеноматериала в зоне локтевого сустава |
наличие |
Защитные зоны нашиты сверху рукава, ниже уровня локтевого сустава из жесткого не эластичного материала |
2.2.2 |
Полиэстер, % |
100 |
Трикотажный материал с добавлением х/б нитей с начесом с изнаночной стороны |
2.2.9 |
Утягивающая резинка внизу штанин |
наличие |
Трикотажный манжет |
3.1.3 |
Крой |
приталенный |
прямой |
3.1.5 |
Материал: полиэстер, % |
100 |
Трикотажный материал с добавлением х/б нитей с начесом с изнаночной стороны |
3.1.6.1.1 |
Размер букв, см |
5 |
3,6 |
3.1.7 |
Перфорированные вставки на спинке и под рукавами |
наличие |
Вшита не эластичная сетка |
3.2.1 |
Состав: Эластан, % Полиэстер, % |
10 90 |
Трикотажный материал с добавлением х/б нитей с начесом с изнаночной стороны |
3.2.2 |
Защитные зоны из пеноматериала на бедрах |
наличие |
Защитные зоны нашиты сверху штанин из жесткого не эластичного, материала |
3.3.2 |
Стяжной шнурок, вшитый в широкий пояс |
наличие |
Прикладная тесьма |
4.1.3 |
Крой |
приталенный |
прямой |
4.1.5 |
Полиэстер, % |
100 |
Трикотажный материал с добавлением х/б нитей с начесом с изнаночной стороны |
Заказчик также в мотивированном отказе от подписания акта приемки-передачи товара от 07.06.2022 N 1 указал на необходимость устранения выявленных нарушений в течение 5 дней с момента получения Обществом отказа от Заказчика.
08.06.2022 Подрядчиком направлен Заказчику ответ на мотивированный отказ от подписания акта приемки-передачи товара от 07.06.2022 N 1, в котором он указал, что некоторые пункты (высота букв, наличие утягивающей резинки внизу штанин) являются объективными отклонениями от Описания объекта закупки (Приложение N 2 к Контракту), защитные зоны из пеноматериала и состав ткани являются соответствующими, а также указывает на несколько пунктов, которые, по мнению Поставщика, являются полностью необъективными. Общество также указывает на невозможность устранения нарушений с установленный Заказчиком срок, поскольку на производство продукции требуется 10 рабочих дней после утверждения сигнального образца Заказчиком.
09.06.2022 Заказчик направил Поставщику разъяснение на ответ на мотивированный отказ, в котором указал на необходимость устранения недостатков в сроки, указанные в мотивированном отказе и необходимости поставить товар в соответствии с условиями Контракта в срок до 15.06.2022. Заказчик также сообщил о возможности расторжения Контракта в одностороннем порядке в случае неустранения Подрядчиком нарушений условий Контракта с последующим внесением информации об Обществе в реестр недобросовестных поставщиков.
10.06.2022 Общество направило Заказчику письмо, в котором указало на то, что Заказчик не предоставил свои пожелания по поводу сигнальных образцов для согласования, а также на невозможность устранения недостатков товара до 15.06.2022.
В силу части 8 статьи 95 Закона расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 12.2 Контракта предусмотрено, что расторжение Контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, а также в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения обязательств, в том числе в случаях (но не ограничиваясь указанными):
- отказа поставщика передать заказчику товар или принадлежности к нему;
- существенного нарушения поставщиком требований к качеству товара, а именно обнаружение заказчиком неустранимых недостатков; недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков;
- невыполнения поставщиком в разумный срок требования заказчика о доукомплектовании товара;
- неоднократного (от двух и более раз) нарушения поставщиком сроков поставки товаров;
если в ходе исполнения контракта установлено, что:
а) поставщик и (или) поставляемый товар перестали соответствовать установленным извещением об осуществлении закупки требованиям к участникам закупки (за исключением требования, предусмотренного частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ) и (или) поставляемому товару;
б) при определении поставщика поставщик представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого товара требованиям, указанным в подпункте "а" настоящего пункта, что позволило ему стать победителем определения поставщика.
В связи с тем, что Общество не исполнило свои обязательства по Контракту, 16.06.2022 Заказчиком принято Решение о расторжении контракта в связи с односторонним отказом от исполнения контракта 25.05.2022 N 2022.054550 на поставку голбольной формы в рамках национального проекта (далее - Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта).
В соответствии с подпунктом 3 пункта 6 статьи 8 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 1 января до 1 июля 2022 года: в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Закона решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказчик:
а) направляет такое решение поставщику (подрядчику, исполнителю) в порядке, установленном частью 12.2 статьи 95 Закона (в редакции настоящего Федерального закона);
б) не позднее дня направления решения (в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта) размещает такое решение в единой информационной системе в сфере закупок по правилам, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона;
в) в случае неполучения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, направленного в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта, либо информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта считается день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта".
В соответствии с частью 12.2 статьи 95 Закона, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, при осуществлении закупок, предусмотренных статьей 93 (за исключением закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона), статьей 111 (в случае определения в соответствии с частью 1 статьи 111 настоящего Федерального закона особенностей, предусматривающих неразмещение информации и документов в единой информационной системе, на официальном сайте при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и статьей 111.1 настоящего Федерального закона, такое решение передается лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку или направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте. Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления считается:
1) дата, указанная лицом, имеющим право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), в расписке о получении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (в случае передачи такого решения лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку);
2) дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, предусмотренного настоящей частью, либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (в случае направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным письмом).
Комиссией установлено, что Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта 16.06.2022 размещено в единой информационной системе; 16.06.2022 направлено Заказчиком Обществу способами, указанными в части 12.2 статьи 95 Закона.
Согласно части 13 статьи 95 Закона решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу части 14 статьи 95 Закона заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 названной статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Анализ вышеуказанных положений Закона позволяет сделать вывод и о том, что целью соблюдения указанных требований Закона является надлежащее уведомление лица (поставщика, подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта для обеспечения права такого лица на устранение нарушения условий контракта, послужившего основанием для принятия указанного решения.
Учитывая, что Обществом в сроки, определенные Законом, не была осуществлена поставка товара, Заказчик посчитал, что Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта вступило в силу и Контракт расторгнут, вследствие чего обратился в Тульское УФАС России с рассматриваемым обращением.
В материалы дела Обществом представлены письменные пояснения, в которых оно указывает, что Контракт был исполнен в соответствии с техническим заданием Заказчика. Вместе с тем, имелись упущения при изготовлении товара в рамках дизайна, которые невозможно было переделать в сроки, установленные Заказчиком для устранения недостатков.
Представитель Общества на заседании Комиссии поддержал позицию, изложенную в возражениях, просил информацию об Обществе в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Изучив обстоятельства, на основании которых принято Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, оценив действия сторон Контракта при его исполнении, Комиссия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно пункту 2 статьи 104 Закона в реестр недобросовестных поставщиков включается информация о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 13 Правил ведения реестра орган контроля не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "е" пункта 9 и подпунктом "г" пункта 10 настоящих Правил) рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона.
Пунктом 15 Правил ведения реестра (в редакции Постановления Правительства от 21.03.2022 N 417) установлено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр недобросовестных поставщиков, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направлению его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещению в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
- принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
- надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Частью 1 статьи 2 Закона предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии со статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность.
В силу пункта 1 статьи 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Согласно пункту 1 статьи 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
В силу пункта 1 статьи 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
На основании пункта 2 статьи 450.1 ГК РФ в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
Согласно пункту 2 статьи 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:
1. при существенном нарушении договора другой стороной;
2. в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Статьей 309 ГК РФ установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Заключенный сторонами Контракт по своей правовой природе является договором поставки, отношения по которому регулируются главой 30 ГК РФ и Законом.
Пунктом 1 статьи 525 ГК РФ предусмотрено, что поставка товаров для государственных нужд осуществляется на основе государственного контракта на поставку товаров для государственных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных нужд (пункт 2 статьи 530 ГК РФ).
В силу статьи 526 ГК РФ по государственному контракту на поставку товаров для государственных нужд поставщик обязуется передать товары государственному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров.
При этом в силу пункта 2 указанной статьи к отношениям по поставке товаров для государственных нужд применяются правила о договоре поставки (статьи 506 - 522 ГК РФ), если иное не предусмотрено правилами ГК РФ.
В соответствии со статьей 506 ГК РФ по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускается в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450 ГК РФ). Нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях: поставки товара ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок; неоднократного нарушения сроков поставки товара.
Таким образом, в силу вышеприведенных положений ГК РФ, условие о сроках поставки товара, а так же соответствия характеристик, качества поставляемого товара требованиям, предъявляемым Заказчиком, является существенным для договора поставки.
Согласно представленным в материалы дела документам и пояснениям Заказчика, в установленный срок Обществом не поставлены товары, отвечающие условиям Контракту.
Доказательств обратного ООО "Дилайн" в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах, следует признать, что не поставка товара является нарушением существенных условий Контракта, что фактически не позволило Заказчику получить требуемый результат.
Доводы Подрядчика, изложенные в устных и письменных пояснениях о том, что Заказчиком было предоставлено 5 дней, из которых лишь 2 составляли рабочие дни, за которые фактически невозможно переделать весь заказ, Комиссия не может принять ввиду следующего.
В силу части 14 статьи 95 Закона поставщику (подрядчику, исполнителю) в течение десяти дней с даты надлежащего уведомления о принятом решении предоставлена возможность устранить нарушения условий по контракту и предпринять действия по исполнению контракта.
Как следует из пояснений, Общество не отрицает факт того, что было проинформировано относительно принятия Заказчиком 16.06.2022 Решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Доказательств, подтверждающих предоставление Заказчику товара, отвечающего условиям Контракта в материалы дела Обществом также не представлено.
Таким образом, Общество после информирования о принятии Заказчиком Решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта, не воспользовалось своим правом, предусмотренным частью 14 статьи 95 Закона на устранение нарушения условий Контракта, послужившего основанием для принятия указанного решения Заказчиком.
Из материалов дела следует, что Заказчик требовал осуществить поставку товара согласно условиям Контракта.
При этом у Комиссии нет оснований полагать, что Заказчиком создавались для Общества при исполнении Контракта препятствия, не позволившие ему исполнить надлежащим образом требования законодательства и условия Контракта, а так же устранить допущенные в ходе исполнения Контракта нарушения.
Исходя из изложенного, Комиссия приходит к выводу о наличии правовых оснований для принятия Заказчиком Решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Ввиду данного факта Комиссия приходит к выводу о том, что Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта не противоречит Закону и является обоснованным.
Изучив обстоятельства, на основании которых принято Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, оценив действия сторон Контракта при его исполнении, Комиссия установила следующее.
Согласно пунктам 1-3 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
В силу пункта 3 статьи 401 ГК РФ если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Пунктом 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 определено, что для признания обстоятельства непреодолимой силой необходимо, чтобы оно носило чрезвычайный и непредотвратимый при данных условиях характер.
Требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях.
Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий.
Не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, например, отсутствие у должника необходимых денежных средств, нарушение обязательств его контрагентами, неправомерные действия его представителей.
Доказательств возникновения у Общества вследствие непреодолимой силы каких-либо обстоятельств, не позволивших ему исполнить надлежащим образом требования законодательства и условия Контракта, в Тульское УФАС России не представлено.
Кроме того, необходимо указать на следующие обстоятельства.
Участие Общества в запросе ценовых предложений является добровольным и на стадии заключения Контракта Обществу были известны абсолютно все условия такого Контракта. При этом Общество должно было оценить все риски исполнения Контракта на стадии принятия решения об участии в конкурентной процедуре. Следовательно, заключая Контракт Общество оценило свои возможности по его исполнению и согласилось со всеми его условиями. В случае несогласия с какими-либо условиями подлежащего впоследствии заключению Контракта Общество вправе было не принимать участие в запросе ценовых предложений.
Проанализировав документы и сведения, представленные в материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.
1. Заказчиком нарушений установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещению в единой информационной системе не допущено.
2. В материалы дела Заказчиком представлены документы и информация, подтверждающие факты существенного нарушения Обществом условий Контракта.
3. Согласно положениям действующего гражданского законодательства Российской Федерации, предпринимательская деятельность осуществляется лицом на свой риск и под свою ответственность.
Действуя в рамках заключения и исполнения контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов на общественные социально-экономические цели, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.
Принимая решение об участии в процедуре публичных закупок и подавая соответствующую заявку, хозяйствующий субъект несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом, в случае совершения им действий (бездействия), приведших к невозможности надлежащего исполнения принятых на себя обязательств.
В рассматриваемом случае недобросовестность Общества выразилась в непредусмотрительном, ненадлежащем (при отсутствии объективных препятствий) исполнении своих обязанностей, возникающих из требований Закона к процедуре исполнения Контракта.
Так как Обществом не были предприняты все необходимые и разумные меры для надлежащего исполнения Контракта, то включение информации в отношении ООО "Дилайн" в реестр недобросовестных поставщиков в настоящем случае является необходимой мерой ответственности, поскольку служит для ограждения заказчиков от недобросовестных поставщиков.
Своим бездействием ООО "Дилайн" не обеспечило соблюдение прав Заказчика относительно условий и срока исполнения Контракта, в рамках которого предусматривается эффективное использование бюджетных средств в предусмотренном законодательством порядке и в установленные сроки, что привело к нарушению публичных интересов в правоотношениях по исполнению контракта, в свою очередь, влечет наложение на Общество санкции за недобросовестное исполнение Контракта.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 11.05.2012 N ВАС-5621/12 об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, включение Общества в реестр недобросовестных поставщиков не подавляет экономическую самостоятельность и инициативу общества, не ограничивает чрезмерно его право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности и не препятствует осуществлению хозяйственной деятельности общества.
Таким образом, в соответствии с вышеуказанными нормами Закона информация об ООО "Дилайн" подлежит включению в реестр недобросовестных поставщиков.
При таких обстоятельствах, исходя из вышеизложенного, руководствуясь статьями 99, 104 Закона, Правилами ведения реестра, Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года информацию об обществе с ограниченной ответственностью "Дилайн" (ИНН 7707657869) по причине одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта от 25.05.2022 N 2022.054550 на поставку голбольной формы в рамках национального проекта (ИКЗ 222710700676071040100100240000000244).
2. Датой включения информации в отношении общества с ограниченной ответственностью "Дилайн" в реестр недобросовестных поставщиков считать дату, следующую за датой размещения реестровой записи в реестре согласно пункту 17 Правил в соответствии с часовой зоной, в которой расположен орган контроля.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Дата события* |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I+II+III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по I разделу |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по II разделу |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
27.06.2022 |
29.06.2022 |
30.06.2022 (с учетом уведомления о несоответствии) |
1 |
01.07.2022 |
08.07.2022 |
07.07.2022 |
0 |
12.07.2022 |
12.07.2022 |
0 |
1 |
*Дата признания участника закупки уклонившимся, дата вступления в силу решения заказчика об одностороннем расторжении контракта или дата вступления в силу судебного акта
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области от 7 июля 2022 г. N 071/06/104-571/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.07.2022