Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председательствующего - главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок А.А. Кутейникова,
Члены Комиссии:
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Н.С. Лушниковой,
Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок
М.О. Мацневой,
рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видеоконференцсвязи) в целях исполнения Указа Мэра Москвы от 25.09.2020
N 92-УМ "О внесении изменений в правовые акты города Москвы" и предупреждения распространения в городе Москве инфекции, вызванной коронавирусом 2019-nCoV,
при участии представителей:
ГБУЗ "ГКБ N 52 ДЗМ": С.В. Гущина (по дов.N31/2022 от 16.03.2022),
ООО "Имбиан Лаб": Т.В. Мосиной (по дов.N91 от 03.03.2022),
рассмотрев жалобу ООО "Имбиан Лаб" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "ГКБ N 52 ДЗМ" (далее - Заказчик) при проведении аукциона в электронной форме на право заключения контракта на поставку наборов реагентов для иммунохроматографического выявления антигена SARS-CoV-2, лот 2 (Закупка
N 0373200017422000408) (далее - аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по
рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждении аукционной документации в нарушение норм Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 08.07.2022 NЕИ/35995/22.
На основании п.1 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
В составе жалобы Заявитель указывает на установление неправомерных требований к товару по п.1 "Набор реагентов для иммунохроматографического выявления антигена SARS-Cov-2", а именно "Остаточный срок годности на дату поставки не менее 10 месяцев: наличие. Поставка осуществляется в течение 365 календарных дней с даты заключения контракта, полной партией или частями в течение 3 (Трех) дней после поступления подписанной уполномоченным лицом заказчика Заявки по форме, утвержденной контрактом. Поставка выполняется Поставщиком лично, либо силами представителей уполномоченных Поставщиком осуществить поставку от имени Поставщика с предоставлением соответствующей доверенности, выданной Поставщиком".
Согласно ч. 4 ст. 106 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
На заседании Комиссии Управления представитель Заявителя пояснил, что установленные требования Заказчика не могут быть удовлетворены, в виду следующих обстоятельств.
Постановление Правительства от 03.04.2020 г. N 430 "Об особенностях обращения медицинских изделий, в том числе государственной регистрации серии (партии) медицинского изделия" устанавливает особый порядок прохождения обязательной процедуры государственной регистрации для товаров медицинского назначения.
При этом по общим правилам указанная процедура регулируется Постановлением Правительства РФ от 27.12.2012 N 1416 "Об утверждении Правил государственной регистрации медицинских изделий", так, соблюдение всех процедур, предусмотренных указанным постановлением, по мнению Заявителя, обычно занимает от трех месяцев до полугода, по результату производитель получает временное регистрационное удостоверение.
На сегодняшний момент в Российской Федерации не выдано ни одного постоянного регистрационного удостоверения на набор реагентов для иммунохроматографического выявления антигена SARS-CoV-2!
Таким образом, для получения временного регистрационного удостоверения, наборы реагентов должны быть произведены в заявленном к регистрации количестве, и определенными номерами серий.
То есть, к моменту получения временного регистрационного удостоверения если, наборы реагентов общим сроком годности 26 месяцев, будут иметь остаточный срок годности 20 месяцев, общим сроком 12 месяцев - то около 6 месяцев и т.д.
Таким образом, по мнению Заявителя, на момент получения временного регистрационного удостоверения остаточный срок годности медицинского изделия будет меньше заявленного производителем на 3-6 месяцев. В среднем, общий срок годности зарегистрированных в Российской Федерации медицинских изделий составляет 16 месяцев. И остаточный срок годности после получения регистрационного удостоверения - 10 месяцев
Вместе с тем, по установленным Заказчиком параметрам общий срок годности набора реагентов должен составлять от 26 месяцев и более, что существенно ограничивает конкуренцию, так как товаров с таким общим сроком годности от 26 месяцев российского производства на территории Российской Федерации не зарегистрировано.
Кроме того Заявителем проведен анализ рынка, согласно которому наборы реагентов для иммунохроматографического выявления антигена SARS-CoV-2, выпускаемых крупнейшими производителями и зарегистрированными на территории Российской Федерации по временным регистрационным удостоверениям имеют общий срок годности: ООО "ХЕМА"-24 мес., Abbott Diagnostics Korea Inc, Корея -12 мес., ООО "ЭКО Лаб" - 14 мес., Guangdong WeSail Biotech Co, Тайвань - 18 мес., ООО "ИМБИАН Лаб" 24 мес.
Таким образом, Заявитель настаивает на том, что срока годности 26 мес. нет ни у одного производителя.
В силу ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу, участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
Не согласившись с доводами жалобы представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с Постановлением Правительства Российской федерации от 10.12.2021 N 2250 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. N 430" регистрационные удостоверения на серию (партию) медицинского изделия, которое предназначено для применения в условиях военных действий, чрезвычайных ситуаций, предупреждения чрезвычайных ситуаций, профилактики и лечения заболеваний, представляющих опасность для окружающих, заболеваний и поражений, полученных в результате воздействия неблагоприятных химических, биологических, радиационных факторов, по перечню согласно приложению N 1 к особенностям обращения медицинских изделий, в том числе государственной регистрации серии (партии) медицинского изделия, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. N 430 "Об особенностях обращения медицинских изделий, в том числе государственной регистрации серии (партии) медицинского изделия" (далее - медицинское изделие), выданные в порядке, установленном указанным постановлением, до дня вступления в силу настоящего постановления, срок действия которых установлен до 1 января 2022 г., действительны до 1 января 2025 г. без замены регистрационного удостоверения на серию (партию) медицинского изделия.
При этом, в составе представленных документов Заказчиком представлены следующие регистрационные удостоверения: от 22.03.2021 NРЗН 2021/13761 ("Набор реагентов для определения методом иммунохроматографии антигена коронавируса SARS-CoV-2 в биологическом материале человека (мазок из носо-и ротоглотки), (GenSure COVID-19 Antigen Rapid Test Kit), производитель: "ДженШуэ Биотек Инк" КНР), от 24.03.2021 NРЗН 2021/13815 (Набор экспресс-тестирования иммунохроматографический с коллоидным золотом для качественного обнаружения антигена коронавируса SARS-CoV-2 в мазке из носоглотки для диагностики in vitro (SARS-CoV-2 Antigen Rapid Test Kit (Colloidal Gold Immunochromatography)), партия 20CG2711X, производитель: "Бейджин Лепу Медикал Технолоджи Ко., Лтд.", Китай), от 02.11.2021 NРЗН 2021/15691 (Набор реагентов для иммунохроматографического выявления антигена SARS-CoV-2 в мазках из носоглотки и ротоглотки человека "РЭД SARS-CoV-2 Ag" по ТУ 21.20.23-007-16997573-2021, LOT 210543-01, LOT 210544-01, производитель ООО "АИН", Россия), так, представитель Заказчика отметил, что медицинские изделия выпущенные под указанными регистрационными удостоверениями соответствуют требованиям Заказчика.
Кроме того представитель Заказчика также отметил, что на сегодняшний день на территории Российской Федерации действует еще одно регистрационное удостоверение от 15.06.2022 N РЗН 2022/17534 (Набор реагентов для иммунохроматографического выявления антигена SARS-CoV-2 в мазке из носа или носоглотки человека (GeneFinder COVID-19 Ag Plus Rapid Test) по ТУ 21.20.23-001-70329380-2022, серия: SN-2022-01, производитель: ООО "Авипродактс", Россия).
Вместе с тем, Комиссия Управления отмечает, что законодательство о контрактной системе предоставляет именно заказчику право на закупку того товара, которое он счел необходимым, именно с тем набором характеристик и параметрами их значений, которые наилучшим образом отражают его потребность. Таким образом, описание объекта закупки является прерогативой заказчика, формулирующего те или иные требования в закупочной документации в зависимости от своих потребностей.
Попытка вменить Заказчику обязанность изменения таких характеристик на основании лишь фактического их отсутствия в распоряжении Заявителя, либо же предположительной, в данном конкретном случае не подтвержденной Заявителем, невозможности поставки товара с установленным остаточным сроком годности, не отвечает основному смыслу результативности государственных и муниципальных закупок.
При этом необходимо отдельно отметить, что отсутствие у Заявителя характеристик товаров, имеющихся в обращении на рынке в общем, уже как самостоятельный факт свидетельствует о логической невозможности утверждения о несоответствии таких товаров требованиям Заказчика.
Помимо этого, Комиссией Управления установлено, что на участие в аукционе подано 14 заявок, допущенные к участию в аукционе, снижение в ходе торгов составило 64,86%, что свидетельствует о готовности участников закупки дать свое предложение о поставке товаров согласно требованиям документации.
При таких данных, у Комиссии Управления отсутствуют правовые основания для признания Заказчика нарушившим требования Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что доводы жалобы не нашли своего подтверждения и являются необоснованными.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Административным регламентом, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Имбиан Лаб" на действия ГБУЗ "ГКБ N 52 ДЗМ" необоснованной.
2. Снять ограничения, наложенные на определение поставщика (подрядчика, исполнителя) письмом Московского УФАС России исх.NЕИ/35995/22 от 08.07.2022.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.
Председательствующий А.А. Кутейников
Члены Комиссии Н.С. Лушникова
М.О. Мацнева
Исп.Лушникова Н.С.
тел.8 (495)784-75-05
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 11 июля 2022 г. N 077/06/106-10440/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.07.2022